Напоминание

Технологическая карта урока химии «Генетическая связь между классами неорганических веществ»


Автор: Егорова Галина Николаевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 26" г. Воркуты
Населённый пункт: г. Воркута Республика Коми
Наименование материала: технологическая карта урока химии
Тема: Технологическая карта урока химии «Генетическая связь между классами неорганических веществ»
Дата публикации: 14.12.2023
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока химии «Генетическая связь между классами неорганических веществ»

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Егорова Г.Н.

Место работы

МОУ «СОШ № 26» Г. Воркуты

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

56

Тема урока

Генетическая связь между классами неорганических веществ

Уровень изучения

(укажите один или оба уровня изучения

(базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные –

- овладение навыками самостоятельной и исследовательской работы;

-овладение рациональными приемами работы, навыками самоконтроля, самооценки;

-выработка умений применять знания в нестандартных и проблемных ситуациях;

1

Метапредметные –

Познавательные:

- давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения,

устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.

Регулятивные:

- самостоятельно определять цели своего обучения, планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе

при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.

Коммуникативные:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парной работе (определять общие цели, распределять роли, договариваться

друг с другом и т.д.);

- уметь вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Предметные –

1.

Актуализация знания учащихся об оксидах, основаниях, кислотах и солях.

2.

Сформировать умения находить пути взаимопревращений веществ между классами неорганических веществ.

3.

Выявлять взаимосвязь между различными классами неорганических соединений.

4.

Формирование знаний о генетических рядах металлов.

Ключевые слова: Металл, неметалл, оксиды, основания, кислоты, соли, генетическая связь.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Ресурсы урока: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник (Габриелян О.С. «Химия8» изд. Дрофа 2013г., О.С.

Габриелян, С.А. Сладков Рабочая тетрадь к учебнику «Химия 8» изд. Дрофа)

Лабораторное оборудование: штатив, пробирка, спиртовка, держатель для пробирок, спички.

Вещества: сульфат меди (II), гидроксид натрия, серная кислота, медная проволока, оксид меди(II)

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся: Технологии: информационно-

коммуникативные

Формы: фронтальная, парная,

Методы: упражнения, лабораторная работа, создание схем

Приемы: словесная и наглядная передача учебной информации, обмен информации между учителем и детьми, рабочей тетрадью,

самостоятельное выполнение задания.

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

2

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

3

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание,

интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

В ходе фронтальной беседы педагог задает вопросы по: стимулированию учащихся на формулирование собственные ожидания

относительно темы текущего урока и эмоционального настроя на урок

-хотите ли Вы узнать, как связаны понятия «ГЕН» и химические превращения веществ?

- как Вы думаете, можно ли из неметалла получить основание? (учитель демонстрирует образец неметалла сера и гидроксид меди (2))

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения

нового

Организует эвристическую беседу с учащимися, задает вопросы:

На какие две группы делятся неорганические вещества?

На какие классы делятся сложные неорганические вещества?

2. Работа с карточками

Заслушивает и при необходимости корректирует ответы учащихся

Фиксирует затруднения в выполнении учащимися индивидуального задания

Химический диктант.

Распределить данные вещества по классам:

простые вещества:

оксиды:

основания:

кислоты:

соли

Cu(OH)

2

, CI

2

, С, HCI, Cu, CuCO

3

2

СО

3

,NaOH, CuO, CO

2

, р

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Учитель предлагает выбрать карточки в которых присутствует один и тот же элемент и расположить их в логическом порядке (по

усложнению). Вопрос: как можно осуществить переход данных веществ друг в друга? Давайте подумаем. Каким способом можно

проверить данное предположение.

На основе данных вопросов учащиеся формулируют цель урока и план работы.

БЛОК 2. Освоение нового материала

4

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем

новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными

материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания

материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации,

презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению

гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Учитель:

Учитель: В каждой цепи есть общее - это химический элемент - Сu, он переходит от одного вещества к другому (как бы по

наследству).

Учитель: Почему вы похожи на родителей, ваши родители на своих и т.д ?

Ученик : Родственники обладают сходными признаками, которые передаются по наследству.

Вопрос: А что является носителем наследственной информации?

Ученик: Ген.

Учитель: Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи?

Ученик: Cu

Учитель: Поэтому цепи или ряды называются генетическими.

Учитель:

Организует работу учащихся с карточками: составить генетический ряд

Учащиеся:

Совместно с учителем осуществляют поиск взаимосвязи между классами неорганических веществ

Осуществлять актуализацию личных знаний

Выявлять сущность генетической связи между неорганическими веществами

Уметь устанавливать связи между классами неорганических веществ

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время беседы

Участвуют в коллективном обсуждении темы

Организует работу по выполнению лабораторных опытов.

Проводит инструктаж по технике безопасности.

Просит составить уравнения проведенных реакций.

Просит выписать в ряд вещества, содержащие атомы меди.

Задает вопросы, связанные с понятием «генетический ряд»

Проводит аналогию с понятием «ген» , родство в биологии:

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите

5

факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило,

закон)

Технологии: информационно-коммуникативные

Формы: фронтальная, парная,

Методы: создание схем

Приемы: словесная и наглядная передача учебной информации, обмен информации между учителем и детьми, рабочей тетрадью,

самостоятельное выполнение задания.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока: решение задач, выполнение заданий, проведение лабораторных опытов.

Задание: Дайте характеристику меди (активный или неактивный).

Характеристика гидроксида меди (2) (растворимый или нерастворимый).

Какой класс веществ в какой превращается. Составьте подобную цепочку на примере цинка. Что объединяет данные металлы?

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

1. ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: Из веществ, которые были предложены в химическом диктанте, выберите те,

которые можно объединить в две группы по определенному признаку.

- Какой это признак?

- Как обуславливается этот признак?

- Химические вещества, образованные металлом подчеркните одной чертой, неметаллом двумя чертами.

- Применяя свои знания, можем ли мы доказать, что между разными классами неорганических соединений, существует связь.

В биологии встречается такое понятие как «Ген», который содержит наследственную информацию

Поэтому такие цепочки или ряды называют генетическими.

Тема: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»

Сформулируйте цели урока.

- Что нам нужно доказать?

- Чему мы должны научиться?

Записываем тему урока, обращаем внимание на правильное написание слов.

- Что общего можно выделить в каждой цепочке?

- Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для каждой цепочки?

2. Для лечения малокровия (пониженного содержания гемоглобина в крови) издавна применяли препараты железа, в т.ч. сульфат железа

(II), а иногда восстановленное железо в порошке. Известен и старинный народный рецепт средства от малокровия – «железное» яблоко: в

6

яблоко втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедают. Как вы можете объяснить

эффективность «железного» яблока с точки зрения химии?

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Проследите цепочку химических превращений.

металл → оксид металла (основной оксид) →основание →соль

неметалл →оксид неметалла (кислотный оксид) → кислота→ соль.

Основание и кислоту можно назвать гидроксидами.

Только кислотному оксиду соответствует кислота, а основному оксиду основание.

- Какой вывод можно сделать?

Такую взаимосвязь, отражающую происхождение веществ, называют генетической (от греческого «генезис» - происхождение)

- Дайте определение, что такое генетическая связь.

Генетическая связь – это связь между отдельными классами неорганических соединений, основанными на их взаимопревращениях.

- Запишите определение в технологической карте

- Каким образом происходят взаимопревращения в генетических цепочках.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

1. Генетическая связь – это связь между отдельными классами неорганических соединений, основанными на их взаимопревращениях.

- Запишите определение в технологической карте

- Каким образом происходят взаимопревращения в генетических цепочках.

«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».

(М.В. Ломоносов).

Сейчас мы будем молодыми учеными пройдем генетический путь от простого к сложному, выполнив практическую работу.

Родоначальником генетического ряда будет медь.

Чтобы проделать эту работу, необходимо составить генетический ряд меди из тех веществ, что имеются на парте - осуществить

превращения.

Попробуйте применить знания, полученные на уроке.

Для начала повторите правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием. Выполните опыты.

2. При приготовлении ваших любимых булочек мама производит процесс гашения пищевой соды уксусом. При этом мама использует 2 г

соды. Определите объем выделившегося углекислого газа. Сколько углекислого может выделиться в течении года если булочки мама

печет 2 раза в неделю. Может ли этот объем углекислого газа повлиять критически на увеличение его в атмосфере? Проведите опыт,

опишите наблюдаемые явления, предложите уравнение реакции.

7

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Составьте уравнения реакций.

Сa→СaO→Сa(OH)

2

→СaСO

3

С→ СО

2

→Н

2

СО

3

→ СaСO

3

Определите тип реакций;

Расставьте коэффициенты, соблюдая закон сохранения массы веществ. Подписать класс соединений.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Карточка самонаблюдения (продвижение по теме).

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным

результатам

- Что иллюстрируют данные опыты?

- Чему мы научились?

- Какова была цель урока?

- Достигли цели урока?

- Какой метод познания мы сегодня использовали?

В природе все взаимосвязано, поэтому и в химии все вещества взаимосвязаны друг с другом из одних можно получить другие вещества.

Какой из видов деятельности тебе понравился больше всего?

- Получилось ли у тебя то, что ты хотел?

- Покажи свое настроение в виде смайлика.

- Я все понял и справился с заданием.

- Я все понял, но было трудно.

- У меня не все получилось.

Что сделать , чтобы знания стали более прочными?

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Домашнее задание по учебнику. Рекомендации по выполнению заданий.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

Проблема.

Б

ольшинство оксидов металлов нерастворимы в воде и поэтому осуществить переход от основного оксида к основанию не

8

представляется возможным, как быть в этом случае? Ответ: Для этого необходимо добавить ещё одно звено в цепи (СОЛЬ)!

Металл – основный оксид -…соль…- нерастворимое основание – основный оксид- металл (Привести пример)

Запишем уравнения реакций этого генетического ряда.

1.

2.

3. + ионное

4.

5.

9



В раздел образования