Автор: Егорова Галина Николаевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 26" г. Воркуты
Населённый пункт: г. Воркута Республика Коми
Наименование материала: технологическая карта урока химии
Тема: Технологическая карта урока химии «Генетическая связь между классами неорганических веществ»
Дата публикации: 14.12.2023
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока химии «Генетическая связь между классами неорганических веществ»
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика
Егорова Г.Н.
Место работы
МОУ «СОШ № 26» Г. Воркуты
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок):
8 класс
Место урока (по тематическому планированию ПРП)
56
Тема урока
Генетическая связь между классами неорганических веществ
Уровень изучения
(укажите один или оба уровня изучения
(базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):
Базовый
Тип урока (укажите тип урока):
☐
урок освоения новых знаний и умений
☐
урок-закрепление
☐
урок-повторение
☐
урок систематизации знаний и умений
☐
урок развивающего контроля
☐
комбинированный урок
☐
другой (впишите)
Планируемые результаты (по ПРП):
Личностные –
- овладение навыками самостоятельной и исследовательской работы;
-овладение рациональными приемами работы, навыками самоконтроля, самооценки;
-выработка умений применять знания в нестандартных и проблемных ситуациях;
1
Метапредметные –
Познавательные:
- давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения,
устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.
Регулятивные:
- самостоятельно определять цели своего обучения, планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе
при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий.
Коммуникативные:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парной работе (определять общие цели, распределять роли, договариваться
друг с другом и т.д.);
- уметь вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Предметные –
1.
Актуализация знания учащихся об оксидах, основаниях, кислотах и солях.
2.
Сформировать умения находить пути взаимопревращений веществ между классами неорганических веществ.
3.
Выявлять взаимосвязь между различными классами неорганических соединений.
4.
Формирование знаний о генетических рядах металлов.
Ключевые слова: Металл, неметалл, оксиды, основания, кислоты, соли, генетическая связь.
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)
Ресурсы урока: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник (Габриелян О.С. «Химия8» изд. Дрофа 2013г., О.С.
Габриелян, С.А. Сладков Рабочая тетрадь к учебнику «Химия 8» изд. Дрофа)
Лабораторное оборудование: штатив, пробирка, спиртовка, держатель для пробирок, спички.
Вещества: сульфат меди (II), гидроксид натрия, серная кислота, медная проволока, оксид меди(II)
Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся: Технологии: информационно-
коммуникативные
Формы: фронтальная, парная,
Методы: упражнения, лабораторная работа, создание схем
Приемы: словесная и наглядная передача учебной информации, обмен информации между учителем и детьми, рабочей тетрадью,
самостоятельное выполнение задания.
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
2
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
3
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание,
интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)
В ходе фронтальной беседы педагог задает вопросы по: стимулированию учащихся на формулирование собственные ожидания
относительно темы текущего урока и эмоционального настроя на урок
-хотите ли Вы узнать, как связаны понятия «ГЕН» и химические превращения веществ?
- как Вы думаете, можно ли из неметалла получить основание? (учитель демонстрирует образец неметалла сера и гидроксид меди (2))
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения
нового
Организует эвристическую беседу с учащимися, задает вопросы:
На какие две группы делятся неорганические вещества?
На какие классы делятся сложные неорганические вещества?
2. Работа с карточками
Заслушивает и при необходимости корректирует ответы учащихся
Фиксирует затруднения в выполнении учащимися индивидуального задания
Химический диктант.
Распределить данные вещества по классам:
простые вещества:
оксиды:
основания:
кислоты:
соли
Cu(OH)
2
, CI
2
, С, HCI, Cu, CuCO
3
,Н
2
СО
3
,NaOH, CuO, CO
2
, р
Этап 1.3. Целеполагание
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
Учитель предлагает выбрать карточки в которых присутствует один и тот же элемент и расположить их в логическом порядке (по
усложнению). Вопрос: как можно осуществить переход данных веществ друг в друга? Давайте подумаем. Каким способом можно
проверить данное предположение.
На основе данных вопросов учащиеся формулируют цель урока и план работы.
БЛОК 2. Освоение нового материала
4
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем
новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными
материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания
материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации,
презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению
гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
Учитель:
Учитель: В каждой цепи есть общее - это химический элемент - Сu, он переходит от одного вещества к другому (как бы по
наследству).
Учитель: Почему вы похожи на родителей, ваши родители на своих и т.д ?
Ученик : Родственники обладают сходными признаками, которые передаются по наследству.
Вопрос: А что является носителем наследственной информации?
Ученик: Ген.
Учитель: Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи?
Ученик: Cu
Учитель: Поэтому цепи или ряды называются генетическими.
Учитель:
Организует работу учащихся с карточками: составить генетический ряд
Учащиеся:
Совместно с учителем осуществляют поиск взаимосвязи между классами неорганических веществ
Осуществлять актуализацию личных знаний
Выявлять сущность генетической связи между неорганическими веществами
Уметь устанавливать связи между классами неорганических веществ
Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время беседы
Участвуют в коллективном обсуждении темы
Организует работу по выполнению лабораторных опытов.
Проводит инструктаж по технике безопасности.
Просит составить уравнения проведенных реакций.
Просит выписать в ряд вещества, содержащие атомы меди.
Задает вопросы, связанные с понятием «генетический ряд»
Проводит аналогию с понятием «ген» , родство в биологии:
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите
5
факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило,
закон)
Технологии: информационно-коммуникативные
Формы: фронтальная, парная,
Методы: создание схем
Приемы: словесная и наглядная передача учебной информации, обмен информации между учителем и детьми, рабочей тетрадью,
самостоятельное выполнение задания.
БЛОК 3. Применение изученного материала
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Укажите формы организации соответствующего этапа урока: решение задач, выполнение заданий, проведение лабораторных опытов.
Задание: Дайте характеристику меди (активный или неактивный).
Характеристика гидроксида меди (2) (растворимый или нерастворимый).
Какой класс веществ в какой превращается. Составьте подобную цепочку на примере цинка. Что объединяет данные металлы?
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Подберите соответствующие учебные задания
1. ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: Из веществ, которые были предложены в химическом диктанте, выберите те,
которые можно объединить в две группы по определенному признаку.
- Какой это признак?
- Как обуславливается этот признак?
- Химические вещества, образованные металлом подчеркните одной чертой, неметаллом двумя чертами.
- Применяя свои знания, можем ли мы доказать, что между разными классами неорганических соединений, существует связь.
В биологии встречается такое понятие как «Ген», который содержит наследственную информацию
Поэтому такие цепочки или ряды называют генетическими.
Тема: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»
Сформулируйте цели урока.
- Что нам нужно доказать?
- Чему мы должны научиться?
Записываем тему урока, обращаем внимание на правильное написание слов.
- Что общего можно выделить в каждой цепочке?
- Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для каждой цепочки?
2. Для лечения малокровия (пониженного содержания гемоглобина в крови) издавна применяли препараты железа, в т.ч. сульфат железа
(II), а иногда восстановленное железо в порошке. Известен и старинный народный рецепт средства от малокровия – «железное» яблоко: в
6
яблоко втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедают. Как вы можете объяснить
эффективность «железного» яблока с точки зрения химии?
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Подберите соответствующие учебные задания
Проследите цепочку химических превращений.
металл → оксид металла (основной оксид) →основание →соль
неметалл →оксид неметалла (кислотный оксид) → кислота→ соль.
Основание и кислоту можно назвать гидроксидами.
Только кислотному оксиду соответствует кислота, а основному оксиду основание.
- Какой вывод можно сделать?
Такую взаимосвязь, отражающую происхождение веществ, называют генетической (от греческого «генезис» - происхождение)
- Дайте определение, что такое генетическая связь.
Генетическая связь – это связь между отдельными классами неорганических соединений, основанными на их взаимопревращениях.
- Запишите определение в технологической карте
- Каким образом происходят взаимопревращения в генетических цепочках.
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
Подберите соответствующие учебные задания
1. Генетическая связь – это связь между отдельными классами неорганических соединений, основанными на их взаимопревращениях.
- Запишите определение в технологической карте
- Каким образом происходят взаимопревращения в генетических цепочках.
«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».
(М.В. Ломоносов).
Сейчас мы будем молодыми учеными пройдем генетический путь от простого к сложному, выполнив практическую работу.
Родоначальником генетического ряда будет медь.
Чтобы проделать эту работу, необходимо составить генетический ряд меди из тех веществ, что имеются на парте - осуществить
превращения.
Попробуйте применить знания, полученные на уроке.
Для начала повторите правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием. Выполните опыты.
2. При приготовлении ваших любимых булочек мама производит процесс гашения пищевой соды уксусом. При этом мама использует 2 г
соды. Определите объем выделившегося углекислого газа. Сколько углекислого может выделиться в течении года если булочки мама
печет 2 раза в неделю. Может ли этот объем углекислого газа повлиять критически на увеличение его в атмосфере? Проведите опыт,
опишите наблюдаемые явления, предложите уравнение реакции.
7
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами
Составьте уравнения реакций.
Сa→СaO→Сa(OH)
2
→СaСO
3
С→ СО
2
→Н
2
СО
3
→ СaСO
3
Определите тип реакций;
Расставьте коэффициенты, соблюдая закон сохранения массы веществ. Подписать класс соединений.
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания
Карточка самонаблюдения (продвижение по теме).
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
Этап 5.1. Рефлексия
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным
результатам
- Что иллюстрируют данные опыты?
- Чему мы научились?
- Какова была цель урока?
- Достигли цели урока?
- Какой метод познания мы сегодня использовали?
В природе все взаимосвязано, поэтому и в химии все вещества взаимосвязаны друг с другом из одних можно получить другие вещества.
Какой из видов деятельности тебе понравился больше всего?
- Получилось ли у тебя то, что ты хотел?
- Покажи свое настроение в виде смайлика.
- Я все понял и справился с заданием.
- Я все понял, но было трудно.
- У меня не все получилось.
Что сделать , чтобы знания стали более прочными?
Этап 5.2. Домашнее задание
Введите рекомендации по домашнему заданию.
Домашнее задание по учебнику. Рекомендации по выполнению заданий.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
Проблема.
Б
ольшинство оксидов металлов нерастворимы в воде и поэтому осуществить переход от основного оксида к основанию не
8
представляется возможным, как быть в этом случае? Ответ: Для этого необходимо добавить ещё одно звено в цепи (СОЛЬ)!
Металл – основный оксид -…соль…- нерастворимое основание – основный оксид- металл (Привести пример)
Запишем уравнения реакций этого генетического ряда.
1.
2.
3. + ионное
4.
5.
9