Напоминание

«Интерактивный краеведческий микро-музей “Живые истории малой Родины”»


Авторы: Сандахчиева Елена Николаевна, Кувшинова Марина Генадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Совёнок"
Населённый пункт: рабочий поселок Кольцово
Наименование материала: Проект
Тема: «Интерактивный краеведческий микро-музей “Живые истории малой Родины”»
Дата публикации: 14.12.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Совёнок»

Тема проекта: «Интерактивный краеведческий микро-музей

“Живые истории малой Родины”»

Автор-разработчик:

Сандахчиева Е.Н.

Наукоград 2025

Аннотация

Проект

представляет

собой

модель

организации

инновационного

образовательного пространства – интерактивного краеведческого микро-

музея в условиях ДОУ. На основе традиционного музея , наш проект основан

на принципах интерактивности, иммерсивности (погружения) и детско-

взрослого соучаствующего проектирования. Музей является не статичной

экспозицией,

а

живой

лабораторией,

где

дети

через

опытно-

экспериментальную деятельность (реконструкция, моделирование, проектная

и исследовательская деятельность) познают историю, культуру и природу

своего края. Ключевая инновация – использование «цифрового двойника»

музея (QR-коды), которые позволяют вывести краеведческую работу на

качественно новый уровень.

Актуальность

и

новизна

проекта

(Обоснование

педагогической

инициативы)

Актуальность:

· Соответствие ФГОС ДО: проект направлен на формирование

социокультурных ценностей, познавательное развитие, поддержку

инициативы и творчества ребенка.

· Патриотическое воспитание: любовь к Родине начинается с любви к

своему дому, улице, городу. Проект дает детям tangible (осязаемые)

доказательства истории их семьи и края.

· Дефицит краеведческих знаний: в современном мире дети часто не

знают историю своей малой Родины. Музей в ДОУ становится доступным

первым источником этих знаний.

Новизна (Инновационность):

1. От экспозиции к интерактивной среде: Музей – это не «смотри

руками не трогать», а «трогать, исследовать, играть обязательно!».

2.

Детско-взрослое соучастие:

Экспонаты создаются не только

педагогами, но и детьми (поделки, рисунки, реконструкции) и их семьями

(семейные реликвии, истории, фотографии). Это превращает музей в общий

проект сообщества.

3.

Микро - формат и мобильность:

Экспозиции компактны,

размещены на стенах, стеллажах в общей группе или холле, могут легко

трансформироваться и перемещаться («музей в чемодане» для выездных

занятий).

Цель и задачи проекта

Цель: Создание инновационной развивающей предметно-пространственной

среды (интерактивного краеведческого микро-музея) для формирования у

дошкольников целостных представлений о малой Родине через опытно-

экспериментальную и проектную деятельность.

Задачи:

· Организационные: Разработать модель и структуру микро-музея, создать

«дорожную карту» по его наполнению и использованию.

·

Образовательные:

Формировать у детей представления об истории,

культуре, природе и традициях родного края.

·

Экспериментально-исследовательские:

Апробировать

технологии

дополненной

реальности

и

методы

детского

исследования

(коллекционирование, реконструкция, опыт) в музейной педагогике.

· Социальные: Активно привлекать семьи воспитанников к соучастному

созданию и работе музея, укрепить детско-родительские отношения.

· Методические:

Разработать и внедрить цикл занятий, квестов и

проектов на базе музея, обобщить и распространить педагогический опыт.

Ожидаемые результаты (продукты проекта)

Для детей:

·Сформированность интереса к истории своей семьи и края.

· Развитие навыков исследовательской деятельности: умение задавать

вопросы, наблюдать, сравнивать, делать выводы.

· Развитие творческих и коммуникативных способностей.

Для педагогов:

·

Готовая

модель

интерактивного

музея

с

методическими

рекомендациями.

· Банк конспектов занятий, сценариев квестов и проектов.

· Повышение профессиональной компетентности в области музейной

педагогики и цифровизации образования.

Для родителей:

· Активное участие в жизни детского сада.

· Укрепление семейных ценностей через изучение своей родословной и

истории.

· Материальный продукт:

· Действующий интерактивный микро-музей с 5-7 тематическими зонами.

· Цифровой контент: видео-рассказы, виртуальная экскурсия по музею.

· «Чемодан краеведа» – мобильный набор реплик старинных предметов для

игр и исследований.

Материалы

по

организации

опытно-экспериментальной

и

инновационной деятельности

Этапы реализации:

1. Подготовительный (сентябрь-октябрь):

· Создание инициативной группы педагогов.

· Изучение теоретических основ, существующего опыта.

·

Разработка

паспорта

музея,

определение

тематики

зон

(например:

«Семейный архив», «Природа

нашего края», «Старинный быт», «Посёлолк тогда и сейчас»).

· Анкетирование родителей для выявления ресурсов и интересов.

2. Практический (ноябрь-апрель):

· Создание экспозиции: Совместно с детьми и родителями сбор экспонатов

(фотографии, письма,

предметы быта, гербарии, коллекции камней и т.д.).

· Опытно-экспериментальная деятельность:

· Проект «Глиняная сказка»: дети совместно с гончаром (приглашенный

мастер)

пытаются

слепить

горшок

по

старинной

технологии,

экспериментируя с глиной.

· Исследование «Из бабушкиного сундука»: изучение старинной одежды,

сравнение тканей (тактильный опыт), эксперименты с натуральными

красителями

(луковая

шелуха,

кора

дуба).

· Лаборатория «Следы времени»: рассматривание под лупой старых монет,

марок, документов, зарисовывание наблюдений.

· Внедрение цифровых технологий:

· Запись видео-интервью с бабушками и дедушками.

· Создание интерактивной карты района с «точками-историями».

·

Проведение

мероприятий:

Квест

«Найди

старинный

артефакт»,

театрализация русской народной

сказки в зоне «Старинный быт», выставка «Игрушки моих родителей».

3. Аналитический (май):

· Мониторинг результатов развития детей (наблюдения, опросы, анализ

детских проектов).

· Анкетирование родителей и педагогов на предмет удовлетворенности.

· Подготовка отчетных материалов, статей, проведение мастер-классов для

коллег.

Пример

тематического

блока

и

занятия

с

использованием

инноваций

Тема: «Как писали наши прадедушки?»

· Цифровой компонент: На стене – большая картинка с изображением пера

и чернильницы. Ребенок выбирает картинку (иконку) и на экране появляется

видео, где мужчина (например, родитель в костюме) показывает, как

правильно макать перо и выводить буквы.

· Опытно-экспериментальная часть:

1. Проблема: «Чем и на чем писали раньше?»

2. Гипотезы детей: (ручкой, карандашом, на бумаге...)

3. Эксперимент:

· Дети пробуют писать перьями и самодельными чернилами (из свеклы или

ягод).

· Пробуют писать на разных поверхностях: современная бумага, пергамент

(пекарская бумага, состаренная в чае), глиняная табличка.

· Сравнивают удобство, скорость, качество письма с современными ручками.

4. Выводы: Дети самостоятельно приходят к выводу, почему появились

шариковые ручки и бумага.

· Продуктивная деятельность: Изготовление и роспись буквицы (первой

буквы своего имени) в стиле старинных рукописей.

Критерии оценки эффективности проекта

·

Количественные:

количество

созданных

экспонатов,

проведенных

мероприятий, вовлеченных семей.

· Качественные:

·

Изменения

в

познавательной

активности

детей

(фиксация

через

наблюдение).

· Умение детей задавать вопросы краеведческого характера.

· Уровень представлений детей о малой Родине (диагностические беседы).

· Активность и удовлетворенность родителей (отзывы, анкеты).

Перспективы развития и тиражируемость

· Развитие: Создание детской «Академии юного краеведа» с присвоением

званий.

· Сетевое взаимодействие: Партнерство с городским музеем, библиотекой,

другими детскими садами для обмена «чемоданами краеведа».

· Тиражируемость: Проект не требует значительных финансовых затрат.

Методика создания «оживающих» экспонатов проста и может быть легко

повторена

в

любом

ДОУ.

Все

методические

материалы

готовы

к

распространению.

Заключение

Представленный проект «Живые истории малой Родины» – это не просто

музей, а инновационный образовательный хаб, который через технологию и

эксперимент соединяет поколения, пробуждает в детях интерес к истории, и

исследовательское

мышление.

Он

полностью

соответствует

духу

современного образования, превращая ребенка из пассивного слушателя в

активного со творца образовательного пространства.

Система деятельности педагога в рамках проекта «Интерактивный

краеведческий

микро-музей

“Живые

истории

малой

Родины”»

1. Концептуальная основа деятельности педагога

Деятельность

педагога

строится

на

синтезе

трех

современных

педагогических концепций

1. Концепция «Образовательного ландшафта»: Педагог перестает

быть единственным источником знания. Он становится архитектором

образовательной среды и куратором образовательных потоков. Музей – это

ядро ландшафта, который соединяет детский сад, семью, городские

институции (библиотеки, реальные музеи, архивы) и цифровое пространство.

Задача педагога – наладить эти связи.

2. Концепция «Педагогики соучастия»:

Педагог отказывается от

роли «верховного эксперта». Он становится модератором и равным

партнером в совместном с детьми и родителями процессе познания. Его

девиз: «Я не знаю этого сам, но давайте узнаем вместе!».

3.

Концепция

(Дизайн-мышление

в

образовании):

Педагог

применяет подход, ориентированный на потребности ребенка. Он постоянно

задает вопросы:

- Какая проблема/интерес у ребенка? (Эмпатия)

- Как мы можем это решить/изучить? (Фокусировка, Идея)

- Давайте создадим прототип решения (экспонат, исследование)!

(Прототип)

- Попробуем его использовать! (Тестирование)

- Что получилось, что нет? (Обратная связь).

Этот цикл повторяется постоянно.

2. Ключевые ролевые модели педагога в проекте

Роль

Содержание

деятельности

Современный

инструментарий

Архитектор среды

Проектирует

многоуровневое,

полифункциональное,

трансформируемое

пространство

музея.

Зонирует его под разные

виды

активности

(исследовательскую,

игровую,

рефлексивную).

Ментальные карты для

проектирования связей,

простые

рисунки

для

визуализации

идей

с

детьми,

доски

настроения для

совместного

планирования

экспозиции.

Фасилитатор-модератор

Не дает готовые ответы,

а

задает

правильные

вопросы

(«Что

тебя

удивило?»,

«Как

мы

можем это проверить?»,

«Чье мнение нам еще

нужно?»).

Организует

обсуждения,

мозговые

штурмы,

помогает

группе прийти к общему

решению.

Техники

визуальной

фасилитации (работа с

флипчартом,

стикерами),

TED-

формат

для

детских

презентаций

своих

мини-открытий,

ретроспективные сессии

(что было хорошо, что

можно

улучшить).

Куратор контента

Отбирает,

структурирует

и

адаптирует

краеведческий материал

Цифровые кураторские

платформы

(Pinterest-

доски для сбора идей,

Google Фото для архива

(исторический,

культурологический,

природоведческий) для

дошкольников. Находит

экспертов

(родителей,

бабушек,

дедушек,

местных жителей).

экспонатов),

социальные

сети

для

привлечения

сообщества.

Проектный менеджер

Планирует

этапы

работы над созданием и

развитием

музея,

распределяет

задачи

между

участниками

(детьми,

родителями,

коллегами),

отслеживает

сроки,

контролирует

результаты.

Гибкие

методологии

(Agile) в адаптации для

ДОУ:

канбан-доски

(столбцы

«Задумано»,

«В работе», «Сделано»),

ежедневные

стендапы

(утренний

круг

«Над

чем

я

работаю

сегодня»).

IT-интегратор

Аккуратно

и

педагогически

целесообразно внедряет

цифровые инструменты

в

традиционный

образовательный

процесс.

Является

мостом

между

цифровым и реальным

миром для ребенка.

Приложения

для

создания

QR-код

генераторы,

интерактивные

доски

для

виртуальных

экскурсий.

Исследователь-

рефлексивный практик

Непрерывно наблюдает

за

процессом,

фиксирует

результаты,

анализирует

успехи

и

неудачи,

вносит

коррективы.

Обобщает

и

транслирует

свой

опыт.

Ведение

педагогического

дневника

(цифрового

или

бумажного),

создание

портфолио

проекта,

проведение

микро-исследований по

эффективности методов.

3. Технологии и методы, используемые педагогом

· Технология проектной деятельности: Сквозная технология для всего

проекта. От больших групповых проектов («Создаем макет нашего посёлка

30 лет назад») до мини-проектов одного ребенка («Исследую, какие птицы

живут в нашем парке»).

· Кейс-технология: Детям предлагается «кейс» – реальный предмет из музея

или история без однозначной трактовки (например, старый железный ключ.

Что он открывал? Кому принадлежал?). Дети выдвигают гипотезы, ищут

решения.

· STEAM-подход: Интеграция естественных наук, технологий, инженерии,

искусства и математики. Например, при создании макета старинного дома:

расчет пропорций, знание свойств материалов, изучение архитектурных

стилей.

·

Геймификация:

Введение

игровых

элементов:

система

баллов

за

«находки», звание «Главный хранитель музея», образовательные квесты с

получением достижений.

· Storytelling:

Педагог не рассказывает факты, а рассказывает истории.

«Давайте представим, что мы попали в прошлое...», «Эта прялка могла бы

рассказать нам вот что...». Оживление экспонатов через нарратив.

· Метод проб и ошибок: Создание среды, где не страшно ошибаться. «Не

получилось написать пером? Давай поймем, почему чернила растекаются?

Попробуем другую бумагу!».

4.

Модель

деятельности

педагога

на

разных

этапах

детского

исследования

Этап

исследования

ребенка

Деятельность педагога

Формируемые

компетенции у ребенка

Возникновение вопроса

Создает

провокационную

ситуацию,

показывает

удивительный экспонат,

задает открытый вопрос.

«Что бы тебе хотелось

об этом узнать?»

Критическое мышление

(умение

удивляться,

видеть проблему)

Выдвижение гипотез

Фиксирует

все,

даже

Креативность

самые

фантастические

идеи

детей.

Не

оценивает,

не

критикует.

«Как

мы

можем это проверить?»

(воображение),

Коммуникация (умение

высказать

идею)

Проверка

гипотез

(эксперимент)

Обеспечивает

ресурсами

(материалы,

контакты

экспертов,

источники

информации).

Направляет,

обеспечивает

безопасность.

«Что

нужно

для

твоего

опыта?»

Критическое мышление,

Коммуникация (работа в

группе)

Анализ и выводы

Помогает

структурировать

информацию, оформить

результат

(рисунок,

схему, рассказ). «Что у

тебя получилось? Что

было

самым

интересным?»

Критическое мышление

(анализ,

синтез)

Презентация результата

Организует

площадку

для

представления

находок (перед группой,

родителями). Помогает

подготовить

выступление. «Расскажи

нам о своем открытии!»

Коммуникация

(ораторское искусство),

Кооперация

(умение

слушать

других)

Заключение:

Предложенная система переводит педагога из позиции «транслятора

знаний» в позицию «инженера образовательных возможностей». Его работа

становится сложнее, но многократно эффективнее и интереснее. Он создает

не просто музей, а живую экосистему познания, где каждый ребенок является

активным агентом своего образования, а сам педагог – его вдохновителем и

главным навигатором. Это и есть ключевая педагогическая инициатива,

отвечающая вызовам современного мира.



В раздел образования