Напоминание

Обеспечение учебными материалами обучающихся с ОВЗ


Автор: Власова Татьяна Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: преподаватель
Населённый пункт: Новгородская область город Боровичи
Наименование материала: статья
Тема: Обеспечение учебными материалами обучающихся с ОВЗ
Дата публикации: 14.12.2025
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Статья на тему: Обеспечение учебными материалами обучающихся с ОВЗ

Введение

Обеспечение учебными материалами обучающихся с ОВЗ является одной из

ключевых задач инклюзивного образования.

Цель статьи: проанализировать текущий уровень обеспечения, определить

проблемы и предложить рекомендации по улучшению доступности

материалов.

Актуальная ситуация

Стандартное образование требует равного доступа к учебным материалам для

всех учащихся, включая тех, кто имеет ограниченные возможности.

Основные группы ОВЗ, влияющие на потребность в материалах:

Нарушения зрения и слабовидение.

Нарушения слуха и глухота.

Нарушения опорно-двигательного аппарата.

Нарушения речи и аутизм, другие расстройства развития.

Комбинированные и сопутствующие состояния (например, физические

и когнитивные особенности).

Потребности обучающихся с ОВЗ

Доступ к текстовым материалам в читаемой и машиночитаемой форме.

Возможность использования альтернативных форм представления

информации:

крупный шрифт, контрастные цвета.

аудиоконтент и видео с субтитрами.

знаковая и жестовая интерпретация материалов.

шрифты без засечек, удобные разметки.

Поддержка в формате электронных учебников и мультимедиа.

Возможность адаптации заданий по объему, сложности и срокам

выполнения.

Удобный доступ к дополнительной зоне поддержки: конспекты,

памятки, памятки списка литературы.

Текущие барьеры и проблемы

Недостаточная доступность конвертирования материалов в

альтернативные форматы.

Ограниченный доступ к электронным версиям учебников и

лицензионным платформам для ОВЗ.

Неполное внедрение стандартов доступности (например, WCAG на

внутреннем контенте образовательных учреждений).

Необходимость времени и ресурсов на адаптацию материалов

педагогами.

Недоиспользование технологий искусственного интеллекта и

специальных программ для автоматического создания альтернативных

форматов.

Ограниченная коммуникация между школами, родителями и

специалистами (логопедами, дефектологами, психологами).

Текущие практики и примеры решений

Стандартные формы доступа: печатные материалы большого объема,

тьюторские пособия.

Цифровые решения:

электронные учебники с поддержкой текстового соотношения и

функций масштабирования.

субтитры и переводы на жестовый язык в виде видео.

программы чтения текста (Text-to-Speech) и распознавания речи.

Мероприятия по инклюзии:

создание индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) с

учетом возможностей ученика.

организованные курсы повышения квалификации для учителей по

работе с ОВЗ.

взаимодействие с родителями и специалистами для контроля

доступности материалов.

Рекомендации по повышению обеспеченности

Разработка и внедрение единого стандарта доступности учебных

материалов во всех школах.

Создание централизованной базы доступных материалов,

каталогизации по группам ОВЗ и формам представления.

Обеспечение технической инфраструктуры:

адаптивные устройства (партии ноутбуков, планшетов) и ПО для

преобразования материалов в аудио и другие форматы.

лицензии на программное обеспечение для конвертации и синтеза речи.

Обучение педагогов:

курсы по созданию доступных материалов.

методические рекомендации по адаптации заданий.

Внедрение гибких форм оценки:

возможность выбора форм подачи материалов и сроков выполнения.

адаптивное тестирование с учётом возможностей ученика.

Мониторинг и оценка эффективности:

регулярная проверка доступности материалов.

сбор обратной связи от учеников и родителей.

Сотрудничество с внешними специалистами:

дефектологи, логопеды, психологи, реабилитологи.

партнерство с НИИ и НПО, работающими в области доступности

образования.

Метрики эффективности

Уровень доступности материалов (процент материалов в формате

доступном для ОВЗ).

Время на адаптацию материалов.

Доля учащихся с ОВЗ, успешно освоивших программу обучения.

Уровень удовлетворенности обучающихся и родителей.

Частота использования технических средств (NLP/TTs, субтитры,

субтитрованные видео и т.д.).

Пример дорожной карты (на 12 месяцев)

Месяцы 1–3:

провести аудит доступности материалов в техникуме.

сформировать требования к формату материалов.

подписать соглашения с поставщиками ПО.

Месяцы 4–6:

начать внедрять электронные версии материалов, аудиокниги.

запустить курсы для преподавателей по доступности.

Месяцы 7–9:

создать централизованный каталог доступных материалов.

внедрить систему обратной связи для родителей и обучающихся.

Месяцы 10–12:

масштабирование на районы.

итоговая оценка, корректировка политики доступности.

Заключение

Обеспечение

учебными

материалами

обучающихся

с

ОВЗ

критически важный элемент качественного образования.

Необходим

комплексный

подход:

стандарты

доступности,

инфраструктура,

обучение

педагогов,

участие

родителей

и

специалистов.

Реализация предложенных мер повысит вовлеченность, успеваемость и

благополучие учащихся с ОВЗ, обеспечивая равные условия обучения.



В раздел образования