Напоминание

Научные методы изучения живой природы


Автор: Нестерова Светлана Борисовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ЧОУ РО "НЕРПЦ(МП)""Православная гимназия имени Серафима Саровского г. Дзержинска"
Населённый пункт: город Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Научные методы изучения живой природы
Дата публикации: 15.01.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока физики по теме: «Научные методы изучения живой природы»

Предмет

Физика

Класс

7

Тема урока

«Научные методы изучения живой природы»

Цели урока: - Предметная: Формирование общего представления о методах познания природы, применяемых для познания природы;

Обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.

- Метапредметная: формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы.

- Личностная: формировать интеллектуальные и коммуникативные умения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знают основные методы изучения живой

природы;

- умеют давать определения физическим

терминам;

-составлять устно монологическое

высказывание по заданному вопросу;

различать методы изучения природы,

ставить цель и планировать свои действия;

делать выводы

- обучающиеся должны уметь ставить

учебную задачу под руководством учителя;

- должны уметь планировать и

регулировать свою деятельность под

руководством учителя;

- должны уметь работать в соответствии с

поставленной задачей и планом;

- умение самостоятельно планировать пути

достижения целей, осознанно выбирать

наиболее эффективные способы решения

учебных и познавательных задач;

- должны уметь соотносить свои действия с

планируемыми результатами;

- владение основными навыками

самоконтроля, принятие решений при

осуществлении основного выбора в

учебной и познавательной деятельности

- оценивать работу одноклассников.

- обогащение личного опыта обучающихся;

- развитие навыков работы в паре, в группе;

- развитие умения оценивать свою

деятельность;

- формирование интеллектуальных и

коммуникативных умений:

- умение управлять своей познавательной

деятельностью;

- развитие навыков сотрудничества с учителем

и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Решаемые учебные проблемы

Развитие у обучающихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Используемые педагогические

Технологии формирования УУД:

технологии, методы и приемы

1) проблемно-диалогическая технология;

2) организация учебного сотрудничества;

3) информационно-коммуникативные технологии.

Методы:

1) метод проблемного изложения в обучении;

2) частично-поисковый метод обучения;

3) словесный,

4) наглядный,

5) объяснительно-иллюстративный

Тип урока

Урок получения нового знания

Форма урока

Урок-исследование

Термины и понятия

Наблюдение, описание, эксперимент, сравнение, моделирование.

Межпредметные связи

Математика, биология

Оборудование

- Раздаточный материал,

Штатив, желоб, шарик, линейка

Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/

формы контроля

I этап. (1 мин)

Организационный

.

Цель –

Вызвать

положительный

настрой на урок

- Приветствует обучающихся.

- Вызывает положительный настрой

на урок.

Актуализация имеющихся

информационных ресурсов у

обучающихся.

Определение темы урока в

сотрудничестве с обучающимися.

Включаются в урок во

взаимодействии с учителем.

Личностные:

-принятие социальной роли

обучающегося.

Коммуникативные:

-соблюдение простейших

норм речевого этикета:

здороваться, слушать и

понимать речь учителя

зрительно и на слух.

Регулятивные.

-преодоление

импульсивности,

Самооценка

готовности к

уроку

непроизвольности.

II этап: (2 мин)

Проверка

домашнего

задания.

- Задает вопросы учащимся:

1. Какое общее название имеют науки о

природе?

2. Перечислите известные вам науки о

природе?

3. Что изучает физика?

1. Устный опрос

Коммуникативные:

умение сотрудничать,

высказывают свою точку

зрения, вступают в диалог,

обмениваются мнениями.

Познавательные:

ориентируются в своей

системе знаний.

Регулятивные:

оценивают правильность

выполнения заданий.

Устная оценка

учителя

IIIэтап. (4 мин)

Целеполагание.

Определение темы

урока.

Мотивация и

актуализация

знаний.

Цель: подготовка

мышления

обучающихся и

организация

осознания ими

внутренней

потребности к

построению

учебных действий,

фиксирование

индивидуального

затруднения в

пробном действии

-Направляет обучающихся на

самостоятельное определение темы,

целей и задач занятия через

поставленный вопрос:

Вступительные слова учителя:

Ещё великий Гёте сказал, что

«Природа – это единственная книга,

каждая страница которой полна

глубокого содержания».

Как же прочесть это содержание?

Как поподробнее с ним познакомиться

и узнать все тайны и загадки природы?

Каким же образом изучают природу и

учёные, и ученики школ, и любой

другой человек, который захотел

поближе познакомиться с ней? Именно

это мы и должны сегодня выяснить.

Наш урок называется

«Научные методы изучения живой

Записывают тему себе в

Регулятивные

- умение организовать

выполнение заданий

учителя согласно

установленным правилам

работы в кабинете.

Коммуникативные

умение воспринимать

информацию на слух.

- оценка умений

определять и

формулировать

тему и цель

урока;

- оценка

постановки

учебной задачи,

-планировать

действия по её

решению;

по усвоению

данной темы.

природы».

Ребята, попробуйте самостоятельно

написать, какие методы изучения

природы вы знаете.

Посмотрите на ваши записи и

попробуйте поставить задачи для себя

на этот урок.

Что бы вы хотели на нём узнать, чему

научиться?

Задачи:

- Познакомиться с научными методами

изучения живой природы.

- Развивать умение самостоятельно

изучать природу при помощи

различных методов.

- Проявлять любовь к природе и

интерес к её изучению.

тетрадь.

Вступают в диалог с учителем,

отвечают на вопросы,

самостоятельно определяют

тему цели и задачи урока.

IV этап ( 3 мин)

Создание

проблемной

ситуации.

Разминка – загадки:

1.

С неба - звездой,

В ладошке – водой (Снег)

2.

То худеет, то полнеет,

Светит с неба, но не греет,

И на Землю лишь одной

Вечно смотрит стороной. (Луна)

3.

В тихую погоду нет нас нигде,

А ветер подует – бежим по воде.

(Волны)

4.

Отгадывают загадки

предложенные учителем,

пытаются выяснить методы

изучения природы, дать им

определение.

Личностные:

формирование

мотивационной основы

учебной деятельности.

Познавательные:

обобщение информации.

Регулятивные:

в сотрудничестве с

учителем, выполняют

поставленную задачу.

Ты кричал – оно молчало

Ты молчал – оно кричало (Эхо)

- Скажите, пожалуйста, откуда берутся

такие народные мудрости?

- На чём основывался человек,

составляя подобные загадки, то есть,

что он проделывал сначала, перед

написанием текста?

IVэтап (8 мин)

Открытие нового

знания

- Люди, прежде чем составить такие

загадки, сначала внимательно

наблюдали за природой.

Людям с незапамятных времен

приходилось решать практические

задачи: там где нет явно выраженной

смены времен года (например, в

Египте), только по наблюдению за

звездным небом можно было

установить, когда начинать посев.

Возникла потребность в ориентировке и

на море и в пустыне Скотоводы и

мореходы ориентировались ночью по

местам восхода и захода известных

созвездий днем по Солнцу – это тоже

заставляло наблюдать за движением

небесных тел.

- А что по-вашему значит – наблюдать?

Наблюдение – это метод изучения

природы, при котором просто

рассматривают, изучают природу, не

вмешиваясь в естественный ход

Слушают объяснения учителя,

отвечают на поставленные

вопросы.

Познавательные :

Анализ, синтез, сравнение,

обобщение

Структурирование знаний

Осознанное и произвольное

построение речевого

высказывания

Коммуникативные :

умение выражать свои

мысли; отвечать на

поставленный вопрос,

аргументировать;

составлять устно

небольшое монологическое

высказывание по заданному

вопросу

событий.

- Какими приборами люди пользуются,

наблюдая за живой природой?

Если наблюдаешь за удалённым

объектом – телескоп. А если объект

находится близко, но он очень

маленький – микроскоп.

Галилео Галилей профессор

Падуанского университета

собственноручно изготовил три

телескопа с увеличением от 3 до 30 раз.

В 1609 году начал наблюдения. Свои

впечатления он описал «Я вне себя от

изумления,- писал он,-так как успел уже

убедиться, что Луна представляет собой

тело подобное Земле.» На поверхности

Луны Галилей увидел горы и долины.

Венера оказалась похожей на

маленькую Луну.

А наблюдения за ящерицей геккон

показали, что она способна бегать по

совершенно гладким отвесным

поверхностям и даже висеть вверх

ногами. Её секрет пытался разгадать

ещё Аристотель, затем над ним ломали

головы средневековые учёные. Лишь

после изобретения электронного

микроскопа удалось рассмотреть лапу

геккона во всех подробностях.

Выяснилось, что ее пальцы покрыты

чрезвычайно тонкими волосками

микроскопической длины. Каждый

волосок делится на ещё более мелкие.

Предполагаемый ответ:

Лупа, микроскоп, телескоп

- участие в

дискуссии,

ответы на

вопросы;

Подсчитано, что на 1 см

2

лапы геккона

приходится 2 млрд щетинок, которыми

он соприкасается с поверхностью! При

контакте с поверхностью эти

крошечные волоски создают силу,

притяжения. Благодаря ей ящерица

массой 50 граммов способна

удерживать на лапках груз весом до 2

килограммов. И, разумеется, саму себя

тоже. Идея, подсмотренная у геккона,

была использована во множестве

изобретений: наладили выпуск

сверхлипкой ткани, которая удерживает

на стене предметы значительной массы.

При этом её можно без больших усилий

снимать и использовать много раз.

Создали по этому принципу

альпинистское снаряжение,

позволяющее человеку взбираться на

отвесную стену. Были сконструированы

промышленные роботы, которые могут

перемещаться по вертикальной

стеклянной поверхности, как те же

гекконы.

(показ лупы и микроскопа). Вот какими

разными бывают наблюдения.

- А какие наблюдения за погодой

можно провести, глядя в окно?

- Кто может прокомментировать, какая

сегодня погода?

Предполагаемый ответ:

- Ясно или пасмурно? Есть

осадки или нет? Есть ли

ветер и если есть, в каком

Итак, облачность, осадки, ветер... А чем

ещё очень часто дополняют сведения о

погоде?

Конечно, температурой. Как можно

определить температуры?

Градусник - это уже измерительный

прибор. Любые приборы, на которых

есть какая-либо измерительная шкала

или градация, можно отнести к

измерительным.

А какие измерительные приборы вы

видите у меня на столе?

Для измерения чего они используются?

Скорее всего, этим методом вы уже

давно умеете пользоваться, а вот то, что

это метод изучения природы – вы,

наверное, узнали только сегодня.

Итак, измерение – это метод изучения

природы, при котором изучаемый

объект исследуется при помощи

измерительных приборов.

Следующая загадка – постарайтесь

понять, что помогло человеку составить

такую загадку:

4.Прозрачное стекло –

в воде не тонет, в огне не горит.

Что человеку необходимо было

сделать, прежде, чем составить загадку?

Скорее всего, он не только наблюдал за

объектом, но и пробовал что-либо

изменить, поэкспериментировать.

Слово «эксперимент» в переводе с

направлении дует ветер.

Предполагаемый ответ:

Термометр, градусник

Предполагаемый ответ:

Линейка – размеры

Термометр – температура

Секундомер - время

Предполагаемый ответ:

Линейка, рулетка, весы, часы,

секундомер.

Предполагаемый ответ:

Лед

латинского языка как раз и означает

«опыт», «проба». Это ещё один метод

изучения природы. При проведении

опыта человек повторяет,

воспроизводит в лаборатории то или

иное природное явление, при

необходимости – повторяет.

Vэтап ( 22 мин)

Освоение способа

действий

Учитель организует работу

обучающихся в группах, для

выполнения исследования зависимости

дальности полета шарика, пущенного

горизонтально от высоты пуска.

1.

Выскажите ваши гипотезы

Как можно установить такую

зависимость экспериментально

План работы:

1.С закрепленного желоба запустите

шарик. Проверьте, что шарик

вылетает горизонтально с высоты 15

см. Заметьте с какой высоты вы это

сделали, чтобы запускать шарик с

одной точки.

2.Заметьте место, где шарик ударился

о горизонтальную поверхность.

Измерьте расстояние, на которое он

улетел. Проведите эксперимент 3 раза

и подсчитайте среднее значение

Работа в группах.

Уточняют

последовательность

выполнения исследования

зависимости дальности

полета шарика, выпущенного

горизонтально от высоты

пуска. Готовят сообщение

о результатах своей работы.

Заполняют карточки.

Проводят самоанализ.

Предметные:

-овладение системой

практических знаний по

теме

Метапредметные:

-соотносить правильность

выполнения действия с

требованиями конкретной

задачи.

Познавательные:

поиск и выделение

необходимой информации;

развитие умений осознанно

и произвольно строить

речевое высказывание в

устной форме.

коммуникативные:

взаимодействие в группе,

- оценка действий

по достижению

планируемых

результатов

- оценка работы

группы

3. Поднимите желоб на высоту 20 см.

Подсчитайте среднее расстояние, на

которое улетает шарик.

4. Поднимите желоб на высоту 25 см.

Подсчитайте среднее расстояние, на

которое улетает шарик.

5.Сделайте вывод о том, зависит ли

дальность полета шарика от высоты с

которой он вылетает.

умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли

VI этап( 3 мин)

Закрепление

знаний.

Рефлексия.

Наш урок подходит к концу, и мне бы

хотелось подвести итоги. Ещё раз

вспомните, какие цели вы ставили

перед собой на сегодняшний урок и

проанализируйте, достигли ли вы этих

целей:

1.

Знаете ли вы теперь, какие три

основных метода изучения

природы существуют? Назовите

их.

2.

Применяли вы сегодня на

практике наблюдение?

Измерение? Эксперимент?

Понравилось?

3.

Возникло ли у вас желание

узнавать тайны природы, изучать

её? А вообще вам нравится

предмет природоведение? Я

очень рада, что изучение

природы вызывает у вас интерес,

ведь природа такая прекрасная и

Устные ответы обучающихся

Личностные:

-понимание значимости

научного исследования

природы

Регулятивные:

– выделение и осознание

обучающимся того, что уже

усвоено и что еще

подлежит усвоению.

Коммуникативные:

- умения ставить и

отвечать на вопросы

-оценка собственных

действий и действий

партнера.

Личностные:

-понимание значимости

научного исследования

природы

удивительная, как же её не

любить?!

VII этап ( 2 мин)

Информация о

домашнем задании

Д/з § 3 в учебнике прочитать,

подготовить устный рассказ об одном

из методов изучения природы,

используя дополнительные источники;

Стр. 10 №2

Записывают домашнее

задание, задают уточняющие

вопросы.



В раздел образования