Напоминание

Художественно-творческая культурная практика "В мастерской художника"


Автор: Векшина Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "МАЯЧОК" СП д/с № 110
Населённый пункт: Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Художественно-творческая культурная практика "В мастерской художника"
Дата публикации: 15.04.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

«Художественно-творческая культурная практика

детей старшего дошкольного возраста «В мастерской»

1.

Описание культурной практики.

Поиск

соответствующих

ФОП

ДО

вариативных

форм,

способов,

методов

и

средств

образовательной

деятельности

по

художественно-

эстетическому

развитию

детей

дошкольного

возраста

натолкнул

нас

на

исследование возможности использования «инсталляции» в формировании

художественно-творческой культурной практики.

Инсталляция – это форма современного искусства, представляющая

собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и

являющую собой художественное целое.

Рассмотрев возможности инсталляции, мы пришли к выводу, что как

средство образовательной деятельности, данная форма может обеспечить

решение

задач

не

только

художественно-эстетического

развития,

но

и

познавательно-творческого.

В частности, представляя детям информацию об истории развития,

видах и жанрах изобразительного искусства, мы можем познакомить детей с

различными творческими профессиями и рассказать о работе разных людей

художественных специальностей: художников, декораторов, скульпторов…, а

инсталляция

в

данном

случае

поможет

приблизить

детей

к

пониманию

специфики труда людей искусства.

Созданию

с

детьми

инсталляции

«В

мастерской

скульптора»

предшествовала большая подготовительная работа.

Вместе с детьми мы обобщили представления о видах скульптуры,

размерах,

назначении,

материалах

скульптурных

произведений,

об

особенностях

мастерских

скульпторов,

живших

в

разные

времена

и

работавших с использованием разных материалов. В результате

у детей

появились общие представления о работе скульптора. В самостоятельных

играх дети начали говорить о мастерской скульптора, появилась и была

поддержана детская инициатива: «А что, если нам самим создать мастерскую

скульптора,

работающего

с

глиной?!».

Такая

мастерская

предполагает

изготовление

станковой

скульптуры

небольших

размеров

и

может

размещаться в помещении с потолками обычной высоты.

Заранее для мастерской, представленной в форме инсталляции, были

подобраны

инструменты/орудия

труда

скульптора,

творческой

группой

педагогического

коллектива

придуманы

столы-станки,

полки,

подобрана

рабочая одежда для будущих скульпторов, продуманы детали интерьера и

выбран

«фон-баннер»,

который

был

специально

изготовлен

для

данной

культурной практики.

Принимая

во

внимание

особенности

техники

«работа

с

глиной»

подобраны специальные ёмкости для воды, глины, ветошь для обёртывания

готовых изделий, разные виды проволоки, деревянные шпажки, веточки для

создания каркасов будущих изделий, мольберт для эскизов.

Для создания творческой обстановки в мастерской скульптора были

использованы скульптуры из разных материалов, в собрании коллекций нам

активно помогали родители наших воспитанников, поэтому основная часть

скульптур была детям знакома, вызывала у них желание рассказать о ней,

описать, показать другу, воспитателю...

Этапы выполнения инсталляции также обсуждались вместе с детьми

заранее:

изначально

определялось

место

для

размещения

мастерской,

создавался фон, размещалась мебель (у нас это ширма, полки). Далее в

мастерской располагались различные ёмкости для удобства использования

скульптором, импровизированные станки и прочее.

До начала практического этапа создания инсталляции дети разделились

на

группы по 3-4 человека,

каждая из

которых создавала свой

вариант

мастерской скульптора. Здесь детям пришлось договариваться друг с другом,

проявлять самостоятельность и инициативу, выражать свои мысли, чувства и

желания, выслушивать другого, доказывать и убеждать.

При

обдумывании

и

практическом

создании

инсталляции

активизируется пространственное мышление детей, включается творческое

воображение,

формируются

представления

об

удобстве

расположения

основных инструментов, емкостей для комфорта в работе скульптора.

Наша главная цель заключалась в том, чтобы дать детям возможность

почувствовать особый дух мастерской, который настраивает на творческую

деятельность и обязывает маленького скульптора стать творцом-тружеником,

ведь в этой игровой и творческой ситуации он чувствует себя взрослым-

мастером.

Вторым этапом практической деятельности явилась самостоятельная

работа детей в мастерской в качестве её хозяев – скульпторов.

Одна из групп детей выбрала для лепки цветное тесто, и они как

народные ремесленники

лепили хоровод барышень

на основе

конусного

каркаса.

А детям, обладающим более развитыми способностями, мы предложили

более сложную задачу в анималистическом жанре. Дети выбирали материалы

и способы создания выразительных образов животных по мотивам сказок,

мультфильмов, любимых игрушек.

Дети

надели

рабочую

одежду

скульптора

и

приступили

к

выбору

материалов (большая часть детей приступила к работе с каркасами - жирафов,

лошадей…, один ребёнок

выбрал пластик

и

начал лепить безкаркасную

фигуру, получился - лежащий жираф). Не сразу наши мастера приспособились

к глине, им было необходимо пропорционально каркасу наращивать массу

туловища, ног, шеи, головы, части туловища, выделенные каркасом, плотно

примазываются глиной, ею забиваются все отверстия между проволокой и

брусками. При этом используются следующие приёмы лепки: оттягивание из

целого куска, прощипывание, соединение частей сглаживанием пальцами

поверхности, прижимая и примазывая, например, голову или ноги к туловищу.

Глина - капризный материал, его надо увлажнять, а по окончании работы

обёртывать во влажную ткань. Зачем это нужно, дети узнали из реальной

практики,

исследуя

свойства

глины

в

процессе

изготовления

поделок/скульптур.

На следующем этапе дети занялись проработкой мелких деталей, таких

как

уши,

глаза,

копыта,

дети

начали

фантазировать

и

добавляя

выразительности создаваемому образу за

счет

декорирования, изменения

позы,

передачи

своеобразия

движений,

созданием

сюжетной

линии

или

конкретной ситуации…

Эта деятельность в полной мере позволяет детям проявить собственную

индивидуальность,

отражает

тот

уровень

художественно-творческих

способностей, которыми обладает ребенок.

В

процессе

создания

глиняных

скульптур

у

детей

формируется

наблюдательность, развивается крупная и мелкая моторика, координируются

движения рук, пальцев, проявляется гибкость и сила рук, совершенствуются

процессы восприятия и ощущения.

В условиях самостоятельно созданной мастерской дети с удовольствием

и ярко выраженным интересом занимались лепкой.

Таким образом, создание художественной инсталляции как рабочего

места

человека

творческой

профессии

дело

важное

и

полезное.

Дети

примеряют на себя роль и деятельность скульптора, что дает им возможность

понять нравится им это дело или нет.

Работа в условиях мастерской, созданной с помощью инсталляции,

позволяет

педагогу

повысить

эмоциональную

заинтересованность

детей,

сформировать

устойчивый

интерес

к

процессу

труда

скульптора,

дает

возможность

детям

совершенствовать

сенсомоторный

опыт

познания

окружающего мира и самого себя.

На

этапе

формирования

данной

культурной

практики

педагог

организует

цикл

занятий,

образовательных

ситуаций,

для

расширения

представлений детей старшего дошкольного возраста о труде скульптора,

постепенно посвящая в творческий процесс, раскрывая специфику труда,

выделяя инструменты, оборудование и приспособления, облегчающие труд

скульптора,

упражняя

детей

в

создании

арт-объектов

как

результата

творческого труда скульптора.

2.

Методические рекомендации и общие подходы к разработке

конструктов совместной деятельности взрослого и детей на тему

«В мастерской скульптора» для детей 6-7 лет

Совместная деятельность может быть организована в форме НОД с

элементами

художественно-творческой

культурной

практики

(создание

инсталляции мастерской скульптора)

Предлагаемая форма организации - подгрупповая

Для

создания

атмосферы,

передающей

художественно-творческую

направленность, рекомендуются следующие средства:

визуальный ряд (раздаточный и демонстрационный материал, специальный

фон с помощью банера, драпировки, видео-ряд),

наглядный материал, передающий объем (скульптуры разных размеров,

выполненные скульпторами в разных материалах разными способами);

инструменты и оборудование (стеки, станки крутящиеся, глина, солёное

тесто, пластилин, пооперационные карты, каркасная проволока);

музыкальный ряд - магнитофон, съемный носитель с записями (спокойная

мелодия).

Примерные задачи для конструктов на 1 этапе:

Обучающие:

- уточнить представления детей об особенностях оборудования рабочего

места скульптора (где должны быть предусмотрены все моменты для работы

с натуры, с малыми и большими объёмами, с разным материалом…), в том

числе и для создания творческой атмосферы в мастерской (дети старшего

дошкольного возраста);

- сформировать понятие «комфортного помещения» для работы;

- дать детям представление об «интерьере» мастерской скульптора;

-

закрепить

навыки

работы

с

пооперационными

картами,

схемами-

алгоритмами.

Развивающие:

- развивать умение определять этапы и последовательность работы при

воссоздании обстановки рабочего помещения;

-

упражнять

в

умении

работать

по

заданной

технологической схеме,

с

использованием пооперационных карт, позволяющих выполнять работу с

наибольшей эффективностью (быстро и правильно);

-

формировать

интерес

и

предоставить

возможность

для

проявления

творчества

при

оформлении

интерьера

мастерской,

используя

элементы

декора в сочетании с предметами и оборудованием для выполнения «грязной»

работы при работе с глиной и др. материалами;

- побуждать к совместной деятельности с партнёрами, к необходимости

договариваться и приходить к единому решению;

Воспитательные:

-

продолжать

формировать интерес детей

к

творческим профессиям, к

профессии

скульптора,

расширяя

их

кругозор

и

понимание

красоты,

сложности

и

нужности

этой

деятельности посредством

создания

детьми

среды, где рождаются будущие скульптуры.

Планируемый результат на 1 этапе:

-

определяет

круг

предметов

мебели,

инструментов

и

приспособлений,

необходимых скульптору для работы над скульптурным произведением;

- определяет материал, с которым в основном работает скульптор именно в

этой мастерской;

- выбирает место в помещении группы, где лучше разместить инсталляцию

мастерской скульптора;

- уверенно использует пооперационные карты;

- передаёт своё видение некоторых элементов декора в интерьере мастерской,

пытается создать, таким образом, эмоциональный настрой на творчество;

- воспроизводит основные трудовые операции скульптора;

-

овладел

понятиями/новыми словами

«скульптор,

мастерская,

натура,

инсталляция, каркас, станок, стека».

В

работу

с

детьми

рекомендуем

включить

следующие

виды

деятельности:

Знакомство

с

жанрами

и

видами

скульптуры,

посещение

импровизированной

студии

с

просмотром

фильмов

и

презентаций

о

скульптуре монументальной и скульптуре малых форм, «прогулка по саду» и

знакомство с садовой скульптурой, имеющейся в наличии в детском саду,

беседа и просмотр видео памятников и парковой скульптуры г. Нижнего

Тагила, творческие игры: «Выбор ракурса», «Натурщик и скульптор», «Я

леплю фигуру».

Лепка

с

детьми

в

группах в

рамках

проектов,

запущенных в

них

(например: «Анималистическая скульптура», «Монументальная скульптура»,

«Скульптура малых форм»…).

В группах оформляются выставки скульптурных работ малых форм,

выполненных из разных материалов.

На занятиях по лепке в группах тематика занятий соотносится с темами

проектов.

К

проектам

подключаются

родители,

которым

может

быть

предложено создать или скопировать скульптуры по темам проектов.

Просмотр фотографий разных скульптурных мастерских разных времен

с

беседой

и

анализом

функциональности

и

удобства

обстановки

для

творчества скульпторов, в них работавших.

Описание примерного хода взаимодействия педагога с детьми в рамках

формирования художественно-творческой

культурной практики

на

1

этапе (диалоги взрослого с детьми):

Звучит

музыкальная

заставка

и

рассказ

о

скульптуре,

как

создаются

произведения искусства и о мастерской скульптора.

-

Сегодня

мы

с

вами

постараемся

понять

радость

творчества

в

особой

атмосфере скульптурной мастерской, где и происходит таинство созидания

скульптур – объёмных художественных произведений путём лепки, резьбы,

отливки. Творческую мастерскую скульптора нам придётся создавать самим.

Конечно, мы сможем сделать лишь её подобие, попытаться воссоздать

обстановку, но это нам поможет лучше понять работу скульптора.

В отличие от живописи и графики, которые создают иллюзию объёма на

плоскости,

скульптура

имеет

реальный

трёхмерный

объём

и

окружена

реальным пространством, то есть скульптуру можно обойти вокруг.

- Что может изображать скульптура?

Дети: Животных, людей …

-

Чаще

всего

скульпторы

изображают

человека,

а

также

животных

(анималистический жанр) и растения. Как вы считаете, в скульптуре всегда

показывается одна фигура или может больше?

Дети: - Я видел памятник из двух человек.

- Да, скульптор может показать одну фигуру или несколько и это будет

скульптурная композиция. А какие материалы применяются для создания

скульптур?

Дети: - глина, камень, дерево, снег, фарфор, стекло, металл.

- Правильно, а я добавлю гипс, песок, пластик, кость, лёд. Ребята, как вы

думаете,

может

ли

скульптор

в

одной

и

той

же

мастерской

создавать

монументальную

огромных

размеров

скульптуру и

станковую,

такую,

которая делается на станке и имеет не очень большие размеры?

Дети:

-

Для

большой

монументальной

скульптуры

нужно

огромное

помещение.

- Это так, к тому же часто такие скульптуры делаются из металла, и какие-то

части отливают прямо в мастерской, а особенно большие – на заводе.

Не

все

скульпторы

работают

с

металлом.

Кому-то

нравится

работать

с

деревом, кому-то с гипсом и глиной, кому-то с камнем, костью. Вам нравится

лепить из снега снеговиков,

Дети: - Да. И ещё лепить из пластилина, из солёного теста и глины.

- Если скульптор занимается резьбой по дереву и камню, то какие ему в

мастерской понадобятся инструменты?

Дети:- Молоток стучать по …? (стамеске), резцы, ножи.

-

Подскажу

вам

ещё:

стамески

разной

формы,

бумага

наждачная,

шлифовальные и полировочные пасты для создания гладкой поверхности.

И всё это нужно удобно разместить в мастерской, чтобы всё было под рукой,

чтобы не бегать из угла в угол в поисках того или иного инструмента.

Скульпторы,

которые

работают

с

глиной,

должны

иметь

запас

этого

материала, а глина имеет свойство засыхать, поэтому её постоянно нужно

смачивать так же, как и изделие из неё пока оно не будет готово и отправлено

в печь на обжиг. Красота требует от её создателя огромного физического

труда, сосредоточенности, терпения и таланта...

Работа скульптора интересна,

но очень трудна, не

каждый может стать

скульптором.

Хочу

показать

вам

картину

«Руки

скульптора»,

где

показаны

натруженные, воспалённые, очень чуткие и сильные руки мастера.

Особая атмосфера скульптурной мастерской, где и происходит таинство

рождения скульптуры, создаётся не только духом творчества, который в ней

витает, но и грамотной расстановкой предметов мебели и подсобных рабочих

материалов. Место рождения произведения очень важно. Поэтому мастерская

должна

быть

удобной

для

работы,

достаточно

просторной,

со

всеми

необходимыми инструментами.

Я предлагаю вам самим воссоздать обстановку мастерской скульптора.

Хотите попробовать?

Дети: давайте, а как это делать?

- Это увлекательное занятие называется инсталляцией, своего рода игра, чем-

то схожая с установкой декораций в театре.

В нашей группе мы с вами выделим пространство, где можно воссоздать

не всю мастерскую, но её часть. Наша с вами игра поможет нам лучше понять

скульптора, ощутить атмосферу, в которой он творит.

Давай

рассмотрим

на

примерах,

чем

заполнено

пространство

мастерской? (Видеоряд)

Просмотр фотографий разных скульптурных мастерских разных времен

с

беседой

и

анализом

функциональности

и

удобства

обстановки

для

творчества скульпторов, в них работавших.

- Вы видите книги, скульптуры на настенных полках, инструменты, лотки с

глиной, маленькие высокие подставки, круглый станок, ширму.

- А если бы вам не сказали о назначении помещения, вы догадались бы сами,

что это мастерская скульптора?

Дети:- Догадались бы по скульптурам, глине и рабочему столу.

- Молодцы! И сейчас я предлагаю приступить к созданию инсталляции.

Прежде чем начать, мы с вами должны определиться с каким материалом

будем работать?

Дети: - С глиной!

-А начинать нам необходимо с чего?

Дети: - С далёкого фона, со стены.

- Именно с фона, которым являются стены мастерской логично начать. Как

мы с вами видели, обычно в мастерских на стенах расположены полки,

заставленные чем?

Дети:- Скульптурами, книгами, рамками, бумагами.

- Правильнее сказать эскизами будущих работ, набросками и зарисовками

идей.

- Стену -- баннер, изготовленную заранее мы с вами закрепим на нашей стене

и

будем

заполнять

мастерскую

объёмными

предметами,

которые

приготовлены для вас. Пожалуйста, начинайте.

(Звучит лёгкая музыка)

Дети начинают ставить мебель. Сначала к стене придвинули полки.

Ширму решили тоже поставить, рассудили, что натурщикам надо где-то

переодеваться.

Коробку

с

кусками

материи

поставили,

они

нужны

для

создания

фонов

(как

драпировки).

Поставили

ведро

из-под

краски,

заполненное инструментами и другие инструменты разложили в поддоны и

поставили на полки. Также расставили скульптуры на свободные верхние

полочки, повесили полотенце и фартуки с косынками и нарукавниками.

Подставки для лепки поместили в центре мастерской, материалы (глину,

пластик, цветное тесто) тоже.

- Итак, вот что у нас получилось. Красиво и удобно.

Мне бы хотелось, чтобы вы высказали своё мнение о нашей с вами

работе.

Понравилось

ли

вам

создавать

интерьеры,

продумывать

детали

обстановки? Трудно вам было или нет в процессе работы? Хотели бы вы ещё

заняться подобной деятельностью?

Ребята, мы сегодня не только создали мастерскую скульптора, но и

поработали в ней, ощутили дух творчества, может кого-то из вас посетило

вдохновение? Есть такие скульпторы среди вас? Вижу, что есть, и это радует!

Вы – большие молодцы!

На свете много разных мастерских. А нам, художникам ближе всего

какая мастерская?

Дети: - Художника.

-Ну конечно. Скажите, ребята, будет ли отличаться мастерская художника от

мастерской скульптора?

Дети: - Да, там будут картины, а не скульптуры, рамки всякие…

- Инструменты, оборудование тоже другие?

Дети:- У них мольберты должны стоять, краски, палитры и кисти, карандаши,

фломастеры, мелки…

-Всё верно. Вот у скульптора мы побывали, а к художнику в мастерскую вы

хотели бы попасть? Там пахнет масляными красками, растворителями, горят

софиты – специальные передвигающиеся лампы, на полках стоят различные

предметы, так называемый «Натурный фонд». Там таинственно и волшебно,

потому что там рождается искусство. Ну что?

Дети: -Да-а-а.

Мы сможем «заглянуть в окна» многих мастерских художников. И,

наверное, после этого нам захочется самим создать мастерскую, тем более, что

мы уже многому научились сегодня. Как вам такое продолжение нашего

сегодняшнего занятия? Готовы вы к новым испытаниям и новому созиданию

новой инсталляции «Мастерская художника»?

Дети: - Готовы

Молодцы, очень радует ваш творческий порыв, и, я думаю, мы с вами не

только сможем сделать такую инсталляцию, но даже напишем картину прямо

в мастерской.

Итак, дорогие ребята, мы с вами создали инсталляцию «Мастерская

скульптора», примерили на себя профессию скульптора. Может быть, кто-то

из вас захочет стать скульптором, работать в подобной мастерской, а наша

игра сегодня даст начало его творческому пути.

Вы прекрасно справились с задачей и хорошо понимаете, как важно,

чтобы

рабочее

место

в

любой

профессии

было

удобным,

светлым,

комфортным.

На

2

и

3

этапе

педагог

определяет

задачи

и

результат

самостоятельно, отталкиваясь от интересов детей, уровня развития их

способностей.

Описание примерного хода взаимодействия педагога с детьми в

рамках формирования художественно-творческой культурной практики

на 2 этапе (диалоги взрослого с детьми):

Звучит музыкальная заставка и рассказ о скульптуре, как произведении

искусства и о мастерской скульптора.

Сегодня мы с вами будем заниматься лепкой в особой атмосфере

скульптурной мастерской, где и происходит таинство созидания скульптур –

объёмных

художественных

произведений

путём

лепки,

резьбы,

отливки.

Инсталляцию мастерской скульптора мы с вами уже создали.

В отличие от живописи и графики, которые создают иллюзию объёма

на плоскости, скульптура имеет реальный трёхмерный объём и окружена

реальным пространством, то есть скульптуру можно обойти вокруг.

Для того, чтобы прочувствовать особенности в работе скульптора, мы с

вами играли в игры: «Я леплю фигуру», «Натурщик и скульптор», «Выбор

ракурса».

Чтобы лучше понять насколько разной может быть скульптура, мы

постарались

использовать

разные

материалы

и

способы

изготовления

скульптур:

1.

Попробовали лепить из пластилина фигуру с натуры, нам позировала

Э….

Мы

очень

внимательно

отследили

причёску,

рассмотрев

натурщицу

со

всех

сторон,

правильно

пропорционально

вылепили

фигуру. В создании наряда вы как люди творческие проявили выдумку,

нарядили её кто как захотел. Б… и В…. передали натуру наиболее

точно, другие наши маленькие скульпторы придумали свои наряды.

2.

Мы

с

вами

использовали

конусообразные

каркасы

для

изготовления

барышень в композиции «Хоровод». Для лепки использовали цветное тесто,

яркое, пластичное, наиболее хорошо передающее атмосферу праздника и

движения юбок, рук в танце.

3. Провели «Скульптурную дуэль», где в соревновании - поединке между

маленькими скульпторами использовалась технология обрубовки (вырубания

стекой из куска материала цельной груши с натуры). Мы имитировали камень,

заменив его тестом, для того, чтобы вы смогли понять принцип работы с

камнем, и это было вам физически доступно.

4. Кроме того этот же метод мы с вами попробовали при изготовлении ваз и

разноцветного пластилина. Этот материал более плотный и лучше держит

форму.

Получились очень красивые вазы разных форм.

- Скажите пожалуйста, какой из способов лепки и какими материалами вам

понравился больше всего и почему?

Дети:

- Понравилось вырезать из пластилина вазы, потому что работать надо стекой,

и из разноцветного пластилина красиво получается ваза.

- Понравилось лепить из пластика, он застывает и яркий.

- Мне из теста цветного лепить понравилось, оно яркое, и мы лепили на конусе.

Ещё хотелось вам напомнить, что ранее мы с вами пробовали способ отливки

гипсом при изготовлении барельефов.

- А вообще способ литья используется для изготовления скульптур из какого

материала?

Дети: - Из металла.

- Молодцы! Мы с вами уже многое знаем о скульптуре, многие способы лепки

и материалы, доступные нам попробовали.

- Сегодня я хочу предложить вам поработать с глиной. Глина – материал не

простой, капризный. Она быстро высыхает и трескается, поэтому не готовую

к обжигу работу нужно хранить в мокрой тряпице, смачивать её, чтобы не

появились трещины.

Я предлагаю вам посмотреть иллюстрации с изображением скульптур

жирафов и скульптуры, представленные на выставке в детском саду.

Давайте проанализируем особенности пропорций и строения жирафа.

Дети: - У жирафа длинные ноги и шея

- Как вы считаете, если мы слепим жирафа из глины, он устоит у нас на ногах?

Дети: - Нет, нужно палочки вставить

- Да, только эта твёрдая основа называется каркас, мы уже использовали

конусные каркасы на занятии.

- А для жирафа подойдёт такой каркас?

-

Я

предлагаю

вам

готовые

каркасы,

чтобы

сберечь

время,

поскольку

предстоит большая работа глиной.

Вы

будете

облеплять

каркас

глиной,

наращивая

объём

туловища,

вылепляя последовательно ноги, шею, голову, уши и рожки. Работает тот же

принцип, что и в живописи: «от большого к малому».

Дети: - Можно выбирать каркасы?

- Да, конечно, приступайте к работе.

- Дети, чтобы приноровиться к материалу, надо почувствовать глину, если

периодически смачивать в воде руки и изделие, то работа пойдет быстрее и

лучше.

Подошла к концу наша работа, нужно завернуть в мокрую тряпку

скульптуру, чтобы она не потрескалась. По окончании работы мы должны

прибрать в мастерской.

Наши маленькие скульпторы молодцы. Справились с такой сложной

задачей. Для первой попытки работать с глиной с использованием каркаса и

лепить сложную по пропорциям и пластике фигуру жирафа, результат очень

хороший. А что можете сказать вы о своей работе и работе друзей?

- Сначала мне было трудно, глина не прилипала к каркасу, а потом я стал

сильнее нажимать, и стало получаться. Но интересно.

- Я глиной ни разу не лепила, она очень пачкается, но всё равно интересно, я

ещё буду лепить.

- А мне не было трудно, просто интересно. Ещё тряпки мочили, руки мыли…

Мне хочется похвалить всех вас. Посмотрите, как хорошо набрал объём

Г…., как А…. ловко действовала руками, какая сноровка у Л…. Все вы можете

в дальнейшем выбрать работу скульптора, потому что у вас к этому есть

способности.

И что самое главное, что необходимо творческому человеку – это

интерес к работе и желание продолжать занятия скульптурой, придумывать и

создавать свои скульптуры и скульптурные композиции, не похожие ни на

чьи другие.

- Как вы думаете, помогла нам мастерская с её особой творческой атмосферой?

Дети: - Да, нам интересно было играть в скульптора и работать в нашей

мастерской.

Я

хочу,

чтобы

у

меня

была

такая

мастерская,

чтобы

мама

не

расстраивалась, что везде по дому находит пластилин. Я люблю лепить и

может даже стану скульптором.

Итак, дорогие ребята, мы с вами поработали в мастерской скульптора,

примерили на себя эту профессию. Может быть, кто-то из вас захочет стать

скульптором, работать в подобной мастерской, как пожелал Я…, и наша игра

сегодня даст начало его творческому пути.

Вы прекрасно справились с задачей и хорошо понимаете, как много

нужно знать и уметь скульптору, а самое главное ему нужно иметь желание

создавать красивые скульптуры, которые сохраняют память, создают красоту,

делают нашу жить более счастливой и прекрасной.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Алгоритм знакомства

с профессией в подготовительной к школе группе

проводится по следующей схеме:

1. Название профессии. (Кто занимается созданием скульптур?)

2. Место работы. (Где работает?)

3. Инструменты, материалы которые используются в процессе труда. (Что

нужно для работы скульптору?)

4. Трудовые действия, название этих действий: лепит, ваяет, приглаживает,

оттягивает и т.д.

5.Результат

труда

(произведения

скульптуры

объемно-пространственной

формы, трехмерные и осязаемые)

6. Значимость и необходимость труда (создает красоту вокруг нас)

7. Твое отношение к работе (нравится, не нравится)

Скульптор должен в своих произведениях

выражать состояние души.

Сократ

Скульптор – это художник,

занимающийся созданием скульптур,

то есть произведений объемно-

пространственной формы, трехмерных

и осязаемых.

Профессия скульптора является одной из самых интересных и древних.

Первые ее проявления относятся еще к доисторическим временам. История

искусства скульптуры и ваяния начинается примерно за тридцать веков до н.э.,

со старейшего культурного народа древнего мира, египтян.

Скульптура

вид

изобразительного

искусства,

произведения

которого

выполняются

из

пластических

или

твердых

материалов

(глины,

камня,

металла, дерева, воска, кости и др.) и имеют объёмную форму. Скульптура

обычно

изображает

людей,

животных

или

иные

объекты

природы.

Художника, работающего в этой области искусства, и называют скульптором

или ваятелем. Главной его задачей является изображение человека, животного

в реальном или идеализированном мире.

Создание скульптуры – долгий и кропотливый процесс. Сначала скульптор

получает заказ или сам выдумывает будущее произведение. Далее мастер

проводит подготовительные работы

(собирает необходимый

материал по

исторической личности или событию, решает в какой форме будет выполнена

скульптура, из каких материалов и в какой технике). Следующий этап работы

– создание эскиза из пластичного материала. После окончания необходимых

приготовлений,

мастер

приступает

к

изготовлению

самой

авторской

скульптуры из конечных материалов.

Эти

творческие

люди

могут

быть

“свободными

художниками”,

не

приписанными к какой-либо организации, и творить в собственной студии.

Либо работать в скульптурных мастерских, в организациях, занимающихся

ритуальными услугами и пр. Большинство – выполняют конкретные заказы от

клиентов (например, на садово-парковую скульптуру или надгробные плиты).

Редкие мастера могут позволить себе работать для себя. Другой вариант

трудоустройства – студии или дизайн-бюро. Скульпторы могут участвовать в

различных

фестивалях

скульптуры.

В

известных

выставках

принимают

участие

уже

именитые,

популярные

скульпторы

современности.

А

вот,

например, в Сибирском фестивале снежной скульптуры могут принимать

участие практически все желающие, обладающие талантом и опытом.

Скульпторы работают с различными материалами и в различных техниках.

Например, можно вылепить фигуру из пластилина, а затем с ее помощью

изготовить форму для отливки этой фигуры из металла. Можно создавать

скульптуры из глины, гипса, высекать их из камня, из дерева и даже изо льда.

Скульптор может применять чеканку, сварку, литье. А помимо традиционных

материалов использовать достижения современных технологий (например,

полимеры), старые, отработавшие свое механизмы и пр. Все зависит от

творческих задач.

Скульптура бывает круглой, т.е. обозримой со всех сторон, и рельефной, т.е.

расположенной

на

плоскости

и

видимой

лишь

с

одной

стороны.

По

назначению

скульптуры

можно

разделить

на

несколько

видов:

монументальная

скульптура,

монументально-декоративная

(парковая

скульптура, фонтаны, урны и т.д.), станковая (предназначается для выставок,

музейных экспозиций и домашнего интерьер) и мелкая пластика (статуэтки,

модели, медали и пр.).

Жанры, в которых работает скульптор, также разнообразны: это портреты

людей,

изображения

бытовых,

исторических

сюжетов,

животных.

Реже

встречаются скульптурные фрагменты ландшафтов, натюрморты.

Необходимые профессиональные навыки и знания

знание техники скульптуры и технологии скульптурных материалов;

знание основ изобразительного искусства;

знание истории зарубежного, отечественного искусства и культуры;

знания в области культуры и искусства по вопросам монументальных

ансамблей и произведений скульптуры;

способности к образному представлению предметов, процессов и

явлений;

способности к созданию образа по словесному описанию;

художественные способности;

чувство вкуса, чувство гармонии, чувство симметрии;

развитый эстетический и художественный вкус.

Личные качества

физическая выносливость;

внимательность;

терпеливость;

аккуратность;

хорошая память;

целеустремленность;

хороший глазомер (линейный, угловой, объемный);

абстрактность (абстрактные образы, понятия) мышления;

интуитивное мышление, творческое мышление;

хорошая координация движений обеих рук;

умение импровизировать;

зрительная память;

умение предвидеть результат.

Место работы

скульптурные мастерские и студии;

организации, занимающиеся ритуальными услугами;

частная практика.

Где учиться на Скульптора

Образование скульптор получает в колледжах художественно- прикладного

творчества и высших учебных заведениях по специальности “Скульптура”.



В раздел образования