Напоминание

Формирование компетентности родителей в преодолении речевого недоразвития детей как условие успешного обучения и реабилитации учащихся с тнр


Автор: Потехина Анастасия Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №377" г.о. Самара
Населённый пункт: Город Самара
Наименование материала: Публикация
Тема: Формирование компетентности родителей в преодолении речевого недоразвития детей как условие успешного обучения и реабилитации учащихся с тнр
Дата публикации: 15.04.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование компетентности родителей в преодолении

речевого недоразвития детей как условие успешного

обучения и реабилитации учащихся с тнр

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», основная задача,

которая стоит перед детским дошкольным учреждением – это взаимодействие с семьей

для обеспечения коррекционного воспитания детей с нарушением речи. Современные

изменения, которые произошли в системе дошкольного образования, отразились и в

содержании коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением речи.

Закон Российской Федерации «Об образовании» вводит федеральный государственный

стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В соответствии с ФГОС работа с

родителями должна иметь дифференцированный подход (использование различных

методов и приемов в зависимости от целей обучения, вида формируемой речевой

деятельности, этапа обучения, осваиваемого языкового материала, возраста учащихся и

так далее), учитывать родительские запросы и степень заинтересованности родителей

деятельностью ДОУ, социальный статус, учитывать микроклимат семьи, повышать

культуру педагогической грамотности семьи. Одним из требований к психолого –

педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных

представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья

ребенка.

Взаимодействие педагога и родителей в настоящее время имеет немаловажное значение.

Актуальность вопроса воспитания детей с речевыми нарушениями в семье заключается в

разной позиции педагогов и родителей. Родители часто отстраняются от работы по

устранению речевых недостатков у детей, так как не владеют нужными знаниями и

умениями. Часто родители полагают, что все образуется само собой, думают, что все

сделается в детском саду, а им сложно выкроить свободное время для занятий с детьми

дома.

Привлечение родителей к совместной с учителем-логопедом осознанной педагогической

деятельности, вовлечение их в коррекционный процесс по устранению речевых

нарушений, желание уйти от попытки дистанцирования родителей от детского

учреждения существенно увеличивают успешность и эффективность коррекционно-

педагогической деятельности. Создание общего пространства речевого развития ребенка

невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться в разных

направлениях, и обе стороны не будут в курсе относительно намерений и планов друг

друга.

В появлении нарушений речевого развития детей огромное значение имеют такие

негативные моменты, как: психолого-педагогическая неграмотность родителей, их

пассивность, отсутствие желания участвовать в педагогическом процессе оказания

логопедической помощи своим детям. Коррекционно-воспитательное воздействие со

стороны дошкольного образовательного учреждения и родителей, многие из которых

часто не имеют даже элементарных представлений о том, каким образом они могут

помочь ребенку в данной ситуации, взаимодействие педагога и родителей, роль семьи на

современном этапе является очень актуальным вопросом. Некоторые родители очень

часто не способны осознанно, грамотно и основательно выполнять функции, которые на

них возложены, стараются уйти от ответственности за свои действия в процессе

логопедической коррекции речевых нарушений.

Успешный и эффективный коррекционно-педагогический процесс в дошкольном

образовательном учреждении во многом возможен благодаря совместной деятельности

учителя-логопеда и родителей, которая способствует быстрому преодолению речевых

нарушений у дошкольников, а также позволяет родителям отследить насколько

положительна динамика коррекции и развития речи собственных детей.

Если заглянуть в историю педагогики, можно увидеть, что проблема взаимодействия

детского сада и семьи существовала и раньше. Многие выдающиеся педагоги прошлого

еще в то время считали, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве

должны быть родители и предоставляли в их распоряжение дидактические материалы и

специальные пособия (Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, Н.Г. Година, К.Д. Ушинский,

В.А Сухомлинский Я.А. Каменский). В настоящее время проблема взаимодействия

педагога и семьи носит творческий характер благодаря дифференцированному подходу.

Там, где логопеды и родители действуют согласованно, отмечаются положительные

результаты полноценного речевого развития дошкольников. Существуют различия между

понятием взаимодействие с семьей и понятия работа с родителями, которое является

составной частью первого. Распределение задач между участниками процесса для

достижения одной цели, обязательный опосредованный, ненавязчивый контроль за

коррекционным процессом или обратная связь – важнейшая задача сотрудничества между

учителем – логопедом и родителями.

Необходимо вовлекать родителей в сферу педагогической деятельности,

заинтересовывать, привлекать к участию в коррекционно-педагогическом процессе. Это

важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это нужно для развития

их собственного ребенка. Для того, чтобы родители помогали детскому учреждению,

необходимо их непосредственное участие в жизни ДОУ. Руководствуясь этим принципом,

учитель-логопед строит свое общение с семьей. На сегодняшний день нет строго

регламентированной работы с родителями. Таким образом, каждый учитель-логопед

имеет возможность самостоятельно выбирать проблемы, которые интересуют родителей и

освещать их в удобной для них форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с

родителями определяется как обязательная и включается в программы обучения и

воспитания детей с нарушением развития.

Принципы партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости является

основным в процессе сотрудничество педагогов и родителей. Соблюдение этих

принципов– важнейшая проблема современной образовательной ситуации. В настоящее

время в педагогической теории и практике коррекционно—ориентированного воспитания

детей с нарушением речи существует явное противоречие между особыми

образовательными потребностями детей и неподготовленностью родителей к их

удовлетворению. К сожалению, ситуация такова, что многие педагоги ДОУ не способны

к конструктивному открытому диалогу и не всегда бывают готовы взаимодействию с

родителями в новых образовательных условиях. Таким образом, все это препятствует

повышению эффективности процессов коррекции, адаптации и реабилитации детей

дошкольного возраста с нарушением речи.

Становится необходима организованная и спланированная работа, которая бы

способствовала выстраиванию эффективной четкой модели взаимодействия ДОУ с

семьей ребенка, что, в свою очередь, усиливает коррекционно-педагогическое

воздействие. Педагогу необходимо учитывать сильные и слабые стороны семьи, что

делает возможным дополнить и расширить сферу коррекционных мероприятий.

Учитель-логопед находит возможности для активизации воспитательного,

реабилитационного, эмоционального потенциала семьи, включения ее как полноправного

партнера в коррекционно-образовательный процесс. Удовлетворяя все эти условия,

становится возможным решить проблему взаимодействия семьи и педагога.

Мотивация к коррекционной работе родителей со своими детьми, разъяснения, как

правильно развивать речь детей, поддерживать и закреплять речевые умения и навыки,

полученные на логопедических занятиях в дошкольном учреждении - относятся к

основным задачам сотрудничества логопеда с семьей.

Таким образом, модернизация российского образования в условиях ФГОС актуализирует

проблемы ДОУ, социума, семьи. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится

все более востребованным. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с родителями.

Все это – основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Понятие о развивающихся взаимодействиях детского сада и семьи, где каждый не только

содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного

развития, легло в основу работы с родителями.

Находя возможности партнерского взаимодействия педагога и родителей в создании

единого коррекционно-развивающего пространства ребенку обеспечивается успешная

социализация в детском саду среди сверстников. Впоследствии такой ребенок легко

адаптируется к школьной среде и окружающей жизни взрослых.

Литература

1. Бачина, О.В., Самородова, Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с

недостатками речи [Текст]/ О.В Бачина Л.Н, Самородова.- М.: 2009. – 232 с.

2. Вакуленко Л.С. Организация взаимодействия учителя – логопеда и семьи [Текст]/.

Л.С Вакуленко -. СПб. 2011. – 198 с.

3. Вайс М.Н., Пустякова Т.В. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе

[Текст]/ М.Н. Вайс, Т.В. Пустякова //Логопед.– 2014. - № 3. – С. 56-63.

4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях

[Текст]/ С.А. Миронова . - М.: 2007. – 208 с.



В раздел образования