Автор: Потехина Анастасия Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №377" г.о. Самара
Населённый пункт: Город Самара
Наименование материала: Публикация
Тема: Формирование компетентности родителей в преодолении речевого недоразвития детей как условие успешного обучения и реабилитации учащихся с тнр
Дата публикации: 15.04.2025
Раздел: дошкольное образование
Формирование компетентности родителей в преодолении
речевого недоразвития детей как условие успешного
обучения и реабилитации учащихся с тнр
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», основная задача,
которая стоит перед детским дошкольным учреждением – это взаимодействие с семьей
для обеспечения коррекционного воспитания детей с нарушением речи. Современные
изменения, которые произошли в системе дошкольного образования, отразились и в
содержании коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением речи.
Закон Российской Федерации «Об образовании» вводит федеральный государственный
стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В соответствии с ФГОС работа с
родителями должна иметь дифференцированный подход (использование различных
методов и приемов в зависимости от целей обучения, вида формируемой речевой
деятельности, этапа обучения, осваиваемого языкового материала, возраста учащихся и
так далее), учитывать родительские запросы и степень заинтересованности родителей
деятельностью ДОУ, социальный статус, учитывать микроклимат семьи, повышать
культуру педагогической грамотности семьи. Одним из требований к психолого –
педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья
ребенка.
Взаимодействие педагога и родителей в настоящее время имеет немаловажное значение.
Актуальность вопроса воспитания детей с речевыми нарушениями в семье заключается в
разной позиции педагогов и родителей. Родители часто отстраняются от работы по
устранению речевых недостатков у детей, так как не владеют нужными знаниями и
умениями. Часто родители полагают, что все образуется само собой, думают, что все
сделается в детском саду, а им сложно выкроить свободное время для занятий с детьми
дома.
Привлечение родителей к совместной с учителем-логопедом осознанной педагогической
деятельности, вовлечение их в коррекционный процесс по устранению речевых
нарушений, желание уйти от попытки дистанцирования родителей от детского
учреждения существенно увеличивают успешность и эффективность коррекционно-
педагогической деятельности. Создание общего пространства речевого развития ребенка
невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться в разных
направлениях, и обе стороны не будут в курсе относительно намерений и планов друг
друга.
В появлении нарушений речевого развития детей огромное значение имеют такие
негативные моменты, как: психолого-педагогическая неграмотность родителей, их
пассивность, отсутствие желания участвовать в педагогическом процессе оказания
логопедической помощи своим детям. Коррекционно-воспитательное воздействие со
стороны дошкольного образовательного учреждения и родителей, многие из которых
часто не имеют даже элементарных представлений о том, каким образом они могут
помочь ребенку в данной ситуации, взаимодействие педагога и родителей, роль семьи на
современном этапе является очень актуальным вопросом. Некоторые родители очень
часто не способны осознанно, грамотно и основательно выполнять функции, которые на
них возложены, стараются уйти от ответственности за свои действия в процессе
логопедической коррекции речевых нарушений.
Успешный и эффективный коррекционно-педагогический процесс в дошкольном
образовательном учреждении во многом возможен благодаря совместной деятельности
учителя-логопеда и родителей, которая способствует быстрому преодолению речевых
нарушений у дошкольников, а также позволяет родителям отследить насколько
положительна динамика коррекции и развития речи собственных детей.
Если заглянуть в историю педагогики, можно увидеть, что проблема взаимодействия
детского сада и семьи существовала и раньше. Многие выдающиеся педагоги прошлого
еще в то время считали, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве
должны быть родители и предоставляли в их распоряжение дидактические материалы и
специальные пособия (Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, Н.Г. Година, К.Д. Ушинский,
В.А Сухомлинский Я.А. Каменский). В настоящее время проблема взаимодействия
педагога и семьи носит творческий характер благодаря дифференцированному подходу.
Там, где логопеды и родители действуют согласованно, отмечаются положительные
результаты полноценного речевого развития дошкольников. Существуют различия между
понятием взаимодействие с семьей и понятия работа с родителями, которое является
составной частью первого. Распределение задач между участниками процесса для
достижения одной цели, обязательный опосредованный, ненавязчивый контроль за
коррекционным процессом или обратная связь – важнейшая задача сотрудничества между
учителем – логопедом и родителями.
Необходимо вовлекать родителей в сферу педагогической деятельности,
заинтересовывать, привлекать к участию в коррекционно-педагогическом процессе. Это
важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это нужно для развития
их собственного ребенка. Для того, чтобы родители помогали детскому учреждению,
необходимо их непосредственное участие в жизни ДОУ. Руководствуясь этим принципом,
учитель-логопед строит свое общение с семьей. На сегодняшний день нет строго
регламентированной работы с родителями. Таким образом, каждый учитель-логопед
имеет возможность самостоятельно выбирать проблемы, которые интересуют родителей и
освещать их в удобной для них форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с
родителями определяется как обязательная и включается в программы обучения и
воспитания детей с нарушением развития.
Принципы партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости является
основным в процессе сотрудничество педагогов и родителей. Соблюдение этих
принципов– важнейшая проблема современной образовательной ситуации. В настоящее
время в педагогической теории и практике коррекционно—ориентированного воспитания
детей с нарушением речи существует явное противоречие между особыми
образовательными потребностями детей и неподготовленностью родителей к их
удовлетворению. К сожалению, ситуация такова, что многие педагоги ДОУ не способны
к конструктивному открытому диалогу и не всегда бывают готовы взаимодействию с
родителями в новых образовательных условиях. Таким образом, все это препятствует
повышению эффективности процессов коррекции, адаптации и реабилитации детей
дошкольного возраста с нарушением речи.
Становится необходима организованная и спланированная работа, которая бы
способствовала выстраиванию эффективной четкой модели взаимодействия ДОУ с
семьей ребенка, что, в свою очередь, усиливает коррекционно-педагогическое
воздействие. Педагогу необходимо учитывать сильные и слабые стороны семьи, что
делает возможным дополнить и расширить сферу коррекционных мероприятий.
Учитель-логопед находит возможности для активизации воспитательного,
реабилитационного, эмоционального потенциала семьи, включения ее как полноправного
партнера в коррекционно-образовательный процесс. Удовлетворяя все эти условия,
становится возможным решить проблему взаимодействия семьи и педагога.
Мотивация к коррекционной работе родителей со своими детьми, разъяснения, как
правильно развивать речь детей, поддерживать и закреплять речевые умения и навыки,
полученные на логопедических занятиях в дошкольном учреждении - относятся к
основным задачам сотрудничества логопеда с семьей.
Таким образом, модернизация российского образования в условиях ФГОС актуализирует
проблемы ДОУ, социума, семьи. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится
все более востребованным. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с родителями.
Все это – основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.
Понятие о развивающихся взаимодействиях детского сада и семьи, где каждый не только
содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного
развития, легло в основу работы с родителями.
Находя возможности партнерского взаимодействия педагога и родителей в создании
единого коррекционно-развивающего пространства ребенку обеспечивается успешная
социализация в детском саду среди сверстников. Впоследствии такой ребенок легко
адаптируется к школьной среде и окружающей жизни взрослых.
Литература
1. Бачина, О.В., Самородова, Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с
недостатками речи [Текст]/ О.В Бачина Л.Н, Самородова.- М.: 2009. – 232 с.
2. Вакуленко Л.С. Организация взаимодействия учителя – логопеда и семьи [Текст]/.
Л.С Вакуленко -. СПб. 2011. – 198 с.
3. Вайс М.Н., Пустякова Т.В. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе
[Текст]/ М.Н. Вайс, Т.В. Пустякова //Логопед.– 2014. - № 3. – С. 56-63.
4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях
[Текст]/ С.А. Миронова . - М.: 2007. – 208 с.