Автор: Бурматова Ирина Валентиновна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЯНАО "Детский дом "Сияние Севера"
Населённый пункт: п.Кировский, Тюменская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Моя Россия!"
Дата публикации: 15.07.2025
Раздел: дополнительное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ ДОМ «СИЯНИЕ СЕВЕРА»
Рабочая программа
«Моя Россия!»
(модуль программы воспитания «Арктическое взросление»
государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого
автономного округа
«Детский дом «Сияние Севера»)
на 2025-2026 учебный год
(для детей от 6 до 18 лет,
включая детей с ограниченными возможностями здоровья)
Автор-разработчик:
Бурматова И.В., старший воспитатель,
высшая квалификационная категория
Участники внутренней экспертизы:
Алексеева С.Л., старший воспитатель,
высшая квалификационная категория
Михайлова П.Р., старший воспитатель,
первая квалификационная категория
Белецкая Л.И., старший воспитатель, методист
Сысоева М.В., врач-педиатр
Филиппова О.М., заместитель директора по УВР
п. Кировский, Исетский район, Тюменская область, 2025
1.
Паспорт программы
Название программы
рабочая
программа
«Моя
Россия!»
(модуль
программы
воспитания
«Арктическое взросление» государственного казенного учреждения Ямало-
Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера»)
Адресат программы
дети от 6 до 18 лет, включая детей с ограниченными возможностями
здоровья
Исполнители
программы
Руководитель Рабочей программы; участники программы - старшие
воспитатели,
воспитатели,
педагог-психолог,
тьютор,
младшие
воспитатели, социальный педагог, инструктор по труду, инструктор по
физкультуре, медицинский работник, методист
Сроки реализации
проекта
2025-2026 учебный год
Форма реализации
программы
семейная форма (дети разновозрастной группы от 6 до 18 лет, включая
детей с ограниченными возможностями здоровья)
Автор программы
Бурматова И.В., старший воспитатель, высшая квалификационная
категория
Актуальность
программы
1) противоречия между недостаточностью правовых знаний, этического
гражданского поведения и требованиями современного общества к
ценностно-ориентированным качествами личности
2) сформированность патриотической модели взглядов, убеждений для
успешного жизненного поведения
3) преемственность поколений в гражданских и патриотических ценностях
Цель программы
создание условий для формирования активной гражданской позиции и
патриотизма
как
важнейших
духовно-нравственных
и социальных
ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших
поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни
общества
Задачи программы
1) формировать мотивацию к социальной активности, гражданской
ответственности и дисциплинированности
2) прививать осознание своего места в жизни, любви к своей Родине, к
своему народу
3) создавать условия для формирования уважения к закону, праву, правам
других людей и ответственности перед обществом
4) содействовать приобретению опыта владения способами развития
гражданских знаний, гражданских навыков и гражданской позиции
5) формировать устойчивые привычки поступать в соответствии с
общепринятыми в обществе нормами и правилами
Новизна программы
1) персонифицированный подход к обеспечению развития базовых
ценностей гражданственности и патриотизма
2) успешность в социальной среде на каждом этапе благополучного
взросления
3)
индивидуальные ресурсы и национально - региональный
компонент
Планируемые
результаты
1) освоение первоначальных знаний о гражданственности, патриотизме как
базовых ценностях современного человека
2) формирование чувств уважения к законам государства как способность
воспринимать законы, готовность к их выполнению
3) приобретение опыта гражданского сознания и поведения как качество
человека, характеризующее его принципы, способность к деятельности на
основе своих убеждений
4) умение учиться разумно сочетать личные интересы с общественными
5) популяризация гордости за героическое прошлое своей Родины и
уважение к культуре своей страны, Ямала
Основные мероприятия
программы
уроки гражданственности, уроки истории о событиях и великих победах
героев, творческий коворкинг,
подкаст «Словесные баталии»
урок-
конференция к Дню народного единства, уроки воинской славы «История в
лицах», виртуальная экскурсия в г. Москва, презентационный флешмоб о
культурном многообразии русского народа, выставка детских творческих
работ о России, утренник. «Ямал-округ белых ночей», слайд-экскурсия.
«Памятники России» (коллективное творческое дело. Оформление плаката
о памятнике), уроки мужества, пресс-час «Поклон тебе, солдат России»,
фронтовая гостиная (литературно-театральный час поэзии. «Ты прости, что
опять про войну»…);
стажировочные площадки Медиацентр, семейное кафе «Арктический
вкус», Арктическая гостиная (урок ненецкого языка), музыкальная студия
«Ля-ля-фа» о русских и ненецких песнях и танцах, культурный час в
Мастерской чудес по рисованию
Формы контроля
эффективности
реализации программы
самооценка индивидуальных достижений, педагогическое наблюдение и
оценка, мониторинг результатов реализации программы
Практическая
целесообразность
программы
1) приобретение опыта социальных проб, гражданских поступков в
проявлении уважения к национальным традициям своего и других
народов
2)
проявление
толерантности,
культуры
межличностного
и
межнационального общения
3) бережное отношение к духовным и материальным богатствам страны,
родного края в современных социокультурных условиях
2. Пояснительная записка
Рабочая программа «Моя Россия!» (далее - программа) разработана как модуль
программы развития и воспитания «Арктическое взросление» государственного казённого
учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа в целях обеспечения условий для
гражданско-патриотического воспитания.
Программа
определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание
воспитательной деятельности, предназначена для детей от 6 до 18 лет, обучающихся по
основной общеобразовательной программе и адаптированной программе для детей с
ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей детей из числа
коренных малочисленных народов Крайнего Севера, проживающих в Ямало-Ненецком
автономном округе, имеет духовно-нравственную направленность.
Педагогические наблюдения свидетельствуют о том, что воспитанники имеют
слабые познания в области базовых ценностей, культуры и истории народов России,
малочисленных народов Крайнего Севера, проживающих в Ямало-Ненецком автономном
округе, правовых знаний, этического гражданского поведения, что связано с отсутствием
позитивного опыта семейной жизни, низким уровнем сознания, сниженной собственной
активностью.
Актуальность формирования гражданственности и патриотизма детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом их интересов, возраста и состояния
здоровья, физического и психического развития
связана с тем, что воспитанник в
современном
обществе
должен
владеть
ценностно-ориентированными
качествами
личности, определяющими модель взглядов, убеждений для успешного жизненного
поведения.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком
своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к
родному краю, Отечеству. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не
стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне
«гражданин - государство» и «человек - общество».
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности,
обладающей качествами гражданина. Патриотизм - это естественная привязанность к
родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под
действием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности
человека.
Программа призвана значительно активизировать ослабленное, но имеющее
важное значение для общества, воспитание ребенка как сознательного и достойного
приемника отечественной истории, культуры и ориентирована на пробуждение, развитие
у
детей
духовности,
нравственности,
патриотического
сознания,
высокой
гражданственности.
Новизна программы основана на персонифицированном подходе к обеспечению
развития базовых ценностей гражданственности и патриотизма, направленных на
успешность воспитанника в социальной среде на каждом этапе благополучного
взросления с учетом индивидуальных ресурсов и национально - регионального
компонента.
Программа
поможет
целенаправленно
ориентировать
детей
на
ценности
отечественной и мировой культуры, формировать у них ценностное отношение к Родине,
ее культурно-историческому прошлому, популяризации исторического наследия.
Практическая целесообразность программы заключается в приобретении опыта
социальных проб, гражданских поступков в проявлении уважения к национальным
традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и
межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным
богатствам родного края в современных социокультурных условиях.
Цель программы: создание условий для формирования активной гражданской
позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей,
отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к
активному участию в различных сферах жизни общества.
Задачи программы:
1) формировать мотивацию к социальной активности, гражданской ответственности и
дисциплинированности;
2) прививать осознание своего места в жизни, любви к своей Родине, к своему народу;
3) создавать условия для формирования уважения к закону, праву, правам других людей и
ответственности перед обществом;
4) содействовать приобретению опыта владения способами развития гражданских знаний,
гражданских навыков и гражданской позиции;
5) формировать устойчивые привычки поступать в соответствии с общепринятыми в
обществе нормами и правилами.
Программа рассчитана на 30 академических часов.
Занятия проводятся в
разновозрастной группе воспитанников в течение одного учебного года.
В
ходе
реализации
программы
по
обращению
воспитанника
проводятся
дополнительные индивидуальные консультации, их количество часов не ограничивается.
3. Планируемые результаты
В результате реализации программы для успешной интеграции в современном
социокультурном пространстве воспитанник должен:
-
освоить первоначальные знания о гражданственности, патриотизме как базовых
ценностях современного человека;
- формировать чувство уважения к законам государства как способность воспринимать
законы, готовность к их выполнению;
-
приобрести опыт
гражданского сознания и поведения как качество человека,
характеризующее его принципы, способность к деятельности на основе своих убеждений;
- уметь учиться разумно сочетать личные интересы с общественными;
- популяризировать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к
культуре своей страны, Ямала.
Способы определения результативности реализации программы: самооценка
индивидуальных
достижений,
педагогическое
наблюдение
и
оценка,
мониторинг
результатов реализации программы.
4. Содержание программы
Конституция Российской Федерации. Многонациональная Россия: государственное
устройство.
Флаг, герб Российской Федерации.
Права и обязанности гражданина
Российской Федерации.
Гражданские
и
нравственные
ценности
(сочетание
личных
интересов
с
общественными,
опыт
гражданского
сознания
и поведения).
Личный
паспорт
обязанностей и прав ребенка ямальского дома для детей.
Президент Российской Федерации. Города России, столица нашей Родины. Человек
и поступки, общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина
своей Родины. Выдающиеся люди России.
Гражданские и социальные ценности
(социальная активность, гражданская
ответственность и дисциплинированность, уважение к закону, праву, правам других
людей и ответственность перед обществом, поступки в соответствии с общепринятыми в
обществе нормами и правилами).
Духовная основа человеческого общежития (чувство долга, ответственности за
свои действия перед людьми и природой, милосердия, любви к ближнему, сострадания,
жалости, терпимости, искренности, вины, раскаяния и т.п.).
Моральные ценности (долг, справедливость, уважение к старшим и любовь к
детям).
Единство и многообразие языкового и культурного пространства России, о языке
как основе национального самосознания.
Искусство в отечественной и мировой
художественной культуре. Изобразительное искусство России. Родной ненецкий язык.
Русская музыка. Выдающиеся люди искусства в России.
Патриотические и эстетические ценности (ценность литературы, русского языка,
родного
языка,
стремление
к
самовыражению
в
разных
видах
художественной
деятельности, способность воспринимать и чувствовать прекрасное в искусстве,
творчестве людей).
День народного единства в России.
Гражданские ценности (гражданское согласие, гуманистическое мировоззрение, культура
межнациональных отношений, миролюбие).
История в лицах героев. Дмитрий Донской - русский патриот. Важнейшее
сражение в русской истории: крупное сражение между объединёнными русскими
войсками во главе с великим князем Дмитрием Донским и войсками хана Мамая на
Куликовом поле.
А.В. Суворов - русский патриот. Вклад в историю России. Подвиги и победы
великого полководца.
М.И.
Кутузов
-
знаменитый
русский
полководец
и
дипломат,
один
из
основоположников русского военного искусства. Русский патриот. Укрепление и охрана
Крымского побережья. Бородино.
Патриотические ценности: преемственность, память о героях, наследие России,
образ Победы.
Великая
Отечественная
война
1941-1945
гг.
Брестская
крепость.
Героизм
защитников Брестской крепости.
Три
знаменитых
взятия
Берлина.
Семилетняя
война,
1760г.,
победа
над
Наполеоном 1813г., победа над нацистской Германией, 1945г.
Памятники
России,
посвященные
Великой
Отечественной
войне:
Могила
Неизвестного солдата (Москва), Родина-мать зовет (Волгоград), Героическим защитникам
Ленинграда (Санкт-Петербург), «Алеша (Мурманск).
Подвиги Великой Отечественной войны. Герои Великой Отечественной войны.
Имя, достойное памяти: Георгий Жуков, Александр Покрышкин, Алексей Маресьев, Зоя
Космодемьянская и другие.
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. К. Симонов, А.
Твардовский и другие.
Гражданские и патриотические ценности (гордость за свою Родину, активная
жизненная позиция, преемственность поколений).
Ямало-Ненецкий автономный округ. Флаг, гимн, герб. Правительство Ямало-
Ненецкого автономного округа.
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа.
Салехард - столица Ямало-Ненецкого автономного округа. Флаг, герб Ямало-Ненецкого
автономного округа.
Этнические ценности (следование традициям, культурная самобытность).
Культурное
наследие
христианства
в
мировой
культуре.
Архитектурные
памятники.
Традиции
народного
зодчества
Руси.
Христианские
памятники
изобразительного искусства (культурное наследие монастырей, по выбору). Христианские
традиции. Сочельник. Рождество.
Духовно-нравственные
ценности:
свобода
слова,
свобода
вероисповедания,
уважение к разным религиям.
Герои нашего времени. Жители п. Кировский, выпускники детского дома на
защите Родины. Мы знаем ваши имена. Патриотическая акция. «Письмо солдату».
Мастер-класс «Свеча Победы».
Герои Отечества. Юрий Гагарин - первый человек в космосе. День космонавтики.
Патриотические ценности (активная гражданская позиция,
патриотическое
сознание, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского
долга).
5. Календарно-тематическое планирование на 2025-2026 учебный год
Номер
занятия
Сроки
проведения
занятия
Тема, основное содержание занятия
1.
Сентябрь, 2025
Урок
гражданственности.
Конституция
Российской
Федерации. Многонациональная Россия: государственное
устройство.
Флаг,
герб
Российской
Федерации.
Гражданские и нравственные ценности (сочетание личных
интересов с общественными, опыт гражданского сознания
и поведения).
2.
Сентябрь, 2025
Творческий практикум. Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Составление личного паспорта
обязанностей и прав ребенка ямальского дома для детей.
3.
Сентябрь, 2025
Патриотический час. Президент Российской Федерации.
Города России, столица нашей Родины.
Виртуальная экскурсия в г. Москва. История г. Москва.
4.
Сентябрь, 2025
Человек и поступки, общечеловеческие моральные и
нравственные
ценности
патриота,
гражданина
своей
Родины. Выдающиеся люди России.
Гражданские
и
социальные
ценности
(социальная
активность,
гражданская
ответственность
и
дисциплинированность, уважение к закону, праву, правам
других
людей
и
ответственность
перед
обществом,
поступки в соответствии с общепринятыми в обществе
нормами и правилами).
5.
Октябрь, 2025
Стажировочная площадка. Медиацентр. Коллективное
творческое дело. Создание электронного журнала о
выдающихся людях России.
6.
Октябрь, 2025
Ситуативное
семейное
занятие.
Духовная
основа
человеческого
общежития
(чувство
долга,
ответственности за свои действия перед людьми и
природой, милосердия, любви к ближнему, сострадания,
жалости, терпимости, искренности, вины, раскаяния и
т.п.).
Моральные ценности (долг, справедливость, уважение к
старшим и любовь к детям).
7.
Октябрь, 2025
Подкаст
«Словесные
баталии»
(о
дружбе
и
взаимопомощи:
как
важно
иметь
друзей
и
уметь
помогать).
8.
Октябрь, 2025
Единство
и
многообразие
языкового
и
культурного
пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
Патриотические и эстетические ценности
(ценность
литературы, русского языка, родного языка, стремление к
самовыражению
в
разных
видах
художественной
деятельности, способность воспринимать и чувствовать
прекрасное в искусстве, творчестве людей).
Презентационный флешмоб.
Культурное многообразие
русского народа.
9.
Октябрь, 2025
Культурный час. Искусство в отечественной и мировой
художественной культуре. Изобразительное искусство
России.
Стажировочная
площадка
в
Мастерской
чудес.
Экскурсия в творчество художника (по выбору). Рисуем
Родину.
10.
Ноябрь, 2025
Родной ненецкий язык.
Стажировочная площадка в Арктической гостиной. Урок
ненецкого языка. Встреча с носителями родного языка.
Чтение сказок на ненецком языке.
11.
Ноябрь, 2025
Урок-концерт.
Русская
музыка.
Выдающиеся
люди
искусства в России.
Стажировочная площадка в музыкальной студии «Ля-ля-
фа». Русские песни и танцы, ненецкие песни и танцы.
12.
Ноябрь, 2025
Урок-конференция. День народного единства в России.
Гражданские
ценности
(гражданское
согласие,
гуманистическое
мировоззрение,
культура
межнациональных отношений, миролюбие).
Выставка детских творческих работ о России.
13.
Ноябрь, 2025
Уроки воинской славы. История в лицах героев. Дмитрий
Донской - русский патриот. Важнейшее сражение в
русской
истории:
крупное
сражение
между
объединёнными русскими войсками во главе с великим
князем Дмитрием Донским и войсками хана Мамая на
Куликовом поле.
14.
Декабрь, 2025
Ямало-Ненецкий автономный округ. Флаг, гимн, герб.
Правительство
Ямало-Ненецкого
автономного
округа.
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа. Город
Салехард - столица Ямало-Ненецкого автономного округа.
Утренник. «Ямал-округ белых ночей».
Этнические ценности (следование традициям, культурная
самобытность).
15.
Декабрь, 2025
День Конституции Российской Федерации.
Урок - конференция. «Конституция о правах детей».
16.
Декабрь, 2025
Стажировочная
площадка
«Патриотический
клуб
«Россия сильна!». Изготовление новогодних поздравлений
для семей участников СВО, проживающих в п. Кировский.
17.
Январь, 2026
Семейный разговор. Культурное наследие христианства в
мировой культуре. Архитектурные памятники. Традиции
народного
зодчества
Руси.
Христианские
памятники
изобразительного
искусства
(культурное
наследие
монастырей, по выбору).
Духовно-нравственные ценности: свобода слова, свобода
вероисповедания.
18.
Январь, 2026
Стажировочная площадка в семейном кафе «Ямальский
вкус». Христианские традиции. Сочельник. Рождество.
Мастер-класс по кулинарии (по выбору).
19.
Январь, 2026
Уроки воинской славы. История в лицах героев. А.В.
Суворов - русский патриот. Вклад в историю России.
Суворовские
чтения.
Подвиги
и
победы
великого
полководца.
20.
Январь, 2026
Уроки воинской славы.
М.И. Кутузов - знаменитый
русский
полководец
и
дипломат,
один
из
основоположников русского военного искусства. Русский
патриот. Укрепление и охрана Крымского побережья.
Бородино.
Патриотические ценности: преемственность, память о
героях, наследие России, образ Победы.
21.
Февраль, 2026
Герои нашего времени. Жители п. Кировский на защите
Родины. Мы знаем ваши имена.
Патриотические
ценности
(активная
гражданская
позиция,
патриотическое сознание, чувства верности
своему
Отечеству,
готовности
к
выполнению
гражданского долга).
Круглый стол. Слово матери о сыне. Письмо солдату.
22.
Февраль, 2026
Герои нашего времени. Выпускники детского дома на
защите Родины. Мы знаем ваши имена.
Мастер-класс. Изготовление ямальского оберега для
солдата.
23.
Февраль, 2026
Уроки истории. Великая Отечественная война 1941-1945
гг. Брестская крепость. Героизм защитников Брестской
крепости.
Гражданские и патриотические ценности (гордость за
свою
Родину,
активная
жизненная
позиция,
преемственность поколений).
24.
Февраль, 2026
Урок
мужества.
«Героями
не
рождаются,
героями
становятся!».
Семейный
праздник,
посвященный
Дню
защитника
Отечества.
25.
Март, 2026
Слайд-экскурсия.
Памятники
России,
посвященные
Великой Отечественной войне: Могила Неизвестного
солдата
(Москва),
Родина-мать
зовет
(Волгоград),
Героическим защитникам Ленинграда (Санкт-Петербург),
«Алеша (Мурманск).
Коллективное творческое дело. Оформление плаката о
памятнике.
26.
Март, 2026
Фронтовая гостиная. Великая Отечественная война в
стихотворениях
русских
поэтов.
К.
Симонов,
А.
Твардовский и другие.
Литературно-театральный час поэзии. «Ты прости, что
опять про войну»…
27.
Апрель, 2026
Мастер-класс «Свеча Победы».
28.
Апрель, 2026
Подвиги Великой Отечественной войны. Герои Великой
Отечественной войны. Имя, достойное памяти: Георгий
Жуков, Александр Покрышкин, Алексей Маресьев, Зоя
Космодемьянская и другие.
Пресс - час. «Поклон тебе, солдат России».
29.
Май, 2026
Уроки
истории.
Три
знаменитых
взятия
Берлина.
Семилетняя война, 1760г., победа над Наполеоном 1813г.,
победа над нацистской Германией, 1945г.
30.
Май, 2026
Творческий коворкинг.
Песенный флешмоб. «Мы свято
помним». Конкурс стихов «Ничто не забыто, никто не
забыт».
Коллективное
творческое
дело.
«Давно
закончилась война». Мир глазами детей.
5. Список литературы
1. Ковалева, Н.С. Проблемы воспитания в мире глобализации / Н.С, Ковалева // Воспитание и
обучение детей младшего возраста. Материалы VIII Международной конференции. - Москва:
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2019. - С. 237-238
2. Мамуров, У.И. Формы и методы военно-патриотического воспитания / У.И. Мамуров //
Вестник науки и образования. - 2020. - № 22(100). - С. 43-46
3. Мальчукова, Н.Н. Духовно-нравственные ценности как основа воспитания современного
молодого поколения / Н.Н. Мальчукова, С.В. Куликова // Мир науки, культуры, образования. -
2022. - № 5(96). - С. 27-30
4. Мелентьев, А.В. Этапы патриотического воспитания / А.В. Мелентьев // Образование и право. -
2020. - № 7. -С. 237-241
5. Румянцев, А.С. Равнение на подвиг: из опыта патриотического воспитания учащихся и
студентов / А.С. Румянцев, Е.С. Уматова // Эко-потенциал. - 2019. - № 1(25). - С. 167-183
6. Томилин, А.Н. Педагогические условия применения метода стимулирования в воспитательно-
патриотической деятельности с учащейся молодёжью / А.Н. Томилин // Мир науки, культуры,
образования. - 2023. - № 1(98). - С. 44-47