Напоминание

Профилактика синдрома выгорания у специалистов, работающих в системе образования


Авторы: Борисова Виктория Львовна, Чукова Оксана Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 100
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика синдрома выгорания у специалистов, работающих в системе образования
Дата публикации: 15.07.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Профилактика синдрома выгорания у специалистов, работающих в системе

образования

Чукова Оксана Викторовна

Борисова Виктория Львовна

МОУ Детский сад № 100

г .Волгоград

Проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания является сегодня

весьма актуальной темой. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый

стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. Последствия

«выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо

психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях личности.

Все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме

эмоционального (профессионального) сгорания, или выгорания, работников (далее будет

применяться термин «профессиональное выгорание»).

По мнению А. Ленгле, - «это типичный феномен нашего времени» (Суворова 2017:63

с.).

Это время высокой динамичности жизненных ситуаций, спешки, разнообразия

возможностей для различных видов деятельности, деловой и личностной конкуренции, но

также - это «отсутствие отношений, необязательность, прагматичность». Синдром выгорания

вызывает появление депрессивных настроений, чувства беспомощности и бессмысленности

своего

существования,

низкую

оценку

своей

профессиональной

компетентности,

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса

и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего

человека.

Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь

тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, всех,

чья деятельность невозможна без общения.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания

отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно

ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки

зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание - это дистресс или третья

стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощения. К симптомам выгорания

относятся: снижение мотивации к работе, резко возрастающая неудовлетворенность от

работы,

конфликты

на

рабочем

месте,

хроническая

усталость,

скука,

истощение,

раздражительность, и др.

Выделим факторы, провоцирующие у профессионала развитие этого синдрома.

Прежде всего их делят на внешние (объективные) и внутренние (субъективные). Внешние

факторы делятся на ролевые и организационные. К ролевым факторам риска выгорания

относят ролевой конфликт, ролевую неопределенность и ролевую перегруженность. Ролевой

конфликт представляет собой противоречивые требования к работнику; он определяется

конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в

системе «коллега-коллега».

Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других - искать

способы экономии своих психических ресурсов. Основными организационными факторами

считают время, затрачиваемое на работу; повышенную ответственность за исполняемые

функции и операции; хроническую напряженную психоэмоциональную деятельность.

Рассмотрим понятие стресса.

2

Стресс

-

общее

напряжение

организма,

возникающее

под

воздействием

чрезвычайного раздражителя (стрессора), получившее название болезни XX - XXI века. Он

чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может

вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно-сосудистые

заболевания.

Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом,

расслабляться, снимать напряжение.

Признаки стресса делятся на три категории:

физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление,

диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые

простуды и т.д.);

эмоциональные

(излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия,

импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные

кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т.д.);

поведенческие

(злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных

заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти,

притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.).

Часто бывает, что стресс вызван несоответствием между ожидаемым и реальностью.

Здесь необходимо помнить, что НЕ БЫВАЕТ ИДЕАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Правила профилактики профессионального выгорания

Побольше общайтесь с коллегами и с друзьями, обмен мнениями, разделение чувств с

окружающими - уникальный способ избавления от стресса.

Вне работы о работе старайтесь не говорить.

Найдите в своем окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный

момент очень тяжелая эмоциональная ситуация. Сравните свое положение с его.

Найдите

в

своем

положении

несколько

оптимистических

признаков

(можно

использовать ситуацию из своего прошлого - «бывает и хуже»), Необходимо в каждой

стрессовой

ситуации

стараться

отыскать

что-то

позитивное,

представлять

себе

положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

Одним из направлений в профилактике выгорания является включение сотрудников в

совместную работу, не связанную с профессиональной деятельностью и предполагающую

получение нового опыта, навыков и знаний. Включение в деятельность элементов

творчества, спорта, игровых методик и конкурсных моментов способствует поддержанию

хорошей физической формы и здоровья, формированию оптимизма и позитивного

мышления, развитию творческой составляющей у ее участников. В конечном счете, все это

приводит к созданию дружеской атмосферы в коллективе и созданию здоровой рабочей

среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Борисова,

М.В.

Психологические

детерминанты

феномена

эмоционального

выгорания у педагогов [Текст] / М. В. Борисова // Вопросы психологии. - 2005. - № 2.-7 с.

2.Колесин, А. Н. Применение арт-терапии в профилактике профессионального

выгорания специалистов Центра восстановительного лечения [Электронный ресурс] / А. Н.

Колесин // Арт-терапия в практической деятельности: материалы междунар. науч.-практ.

конф. 27-28 ноября 2015 года / ред. Ю. П. Платонов. - СПб. : СПбГИПСР, 2015. - 154 с.

3.Осухова,

Н.

Г.

Профилактика

профессионального

выгорания.

Практико-

ориентированный семинар [Текст] / под ред. Н.Г. Осуховой, В.А. Кожевниковой. - М.:

МИГУ, 2000.- 234с.

4.Профилактика эмоционального выгорания у специалистов организаций социального

обслуживания: метод. пособие [Электронный ресурс] / сост. Е.В. Суворова; под ред. Л.И.

Ачекуловой. - Красноярск, 2017. - 63 с.



В раздел образования