Авторы: Борисова Виктория Львовна, Чукова Оксана Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 100
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика синдрома выгорания у специалистов, работающих в системе образования
Дата публикации: 15.07.2025
Раздел: дошкольное образование
1
Профилактика синдрома выгорания у специалистов, работающих в системе
образования
Чукова Оксана Викторовна
Борисова Виктория Львовна
МОУ Детский сад № 100
г .Волгоград
Проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания является сегодня
весьма актуальной темой. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый
стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. Последствия
«выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо
психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях личности.
Все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме
эмоционального (профессионального) сгорания, или выгорания, работников (далее будет
применяться термин «профессиональное выгорание»).
По мнению А. Ленгле, - «это типичный феномен нашего времени» (Суворова 2017:63
с.).
Это время высокой динамичности жизненных ситуаций, спешки, разнообразия
возможностей для различных видов деятельности, деловой и личностной конкуренции, но
также - это «отсутствие отношений, необязательность, прагматичность». Синдром выгорания
вызывает появление депрессивных настроений, чувства беспомощности и бессмысленности
своего
существования,
низкую
оценку
своей
профессиональной
компетентности,
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса
и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего
человека.
Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь
тех, кто работает с людьми: учителей, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, всех,
чья деятельность невозможна без общения.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания
отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно
ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки
зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание - это дистресс или третья
стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощения. К симптомам выгорания
относятся: снижение мотивации к работе, резко возрастающая неудовлетворенность от
работы,
конфликты
на
рабочем
месте,
хроническая
усталость,
скука,
истощение,
раздражительность, и др.
Выделим факторы, провоцирующие у профессионала развитие этого синдрома.
Прежде всего их делят на внешние (объективные) и внутренние (субъективные). Внешние
факторы делятся на ролевые и организационные. К ролевым факторам риска выгорания
относят ролевой конфликт, ролевую неопределенность и ролевую перегруженность. Ролевой
конфликт представляет собой противоречивые требования к работнику; он определяется
конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в
системе «коллега-коллега».
Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других - искать
способы экономии своих психических ресурсов. Основными организационными факторами
считают время, затрачиваемое на работу; повышенную ответственность за исполняемые
функции и операции; хроническую напряженную психоэмоциональную деятельность.
Рассмотрим понятие стресса.
2
Стресс
-
общее
напряжение
организма,
возникающее
под
воздействием
чрезвычайного раздражителя (стрессора), получившее название болезни XX - XXI века. Он
чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может
вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно-сосудистые
заболевания.
Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом,
расслабляться, снимать напряжение.
Признаки стресса делятся на три категории:
физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление,
диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые
простуды и т.д.);
эмоциональные
(излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия,
импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные
кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т.д.);
поведенческие
(злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных
заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти,
притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.).
Часто бывает, что стресс вызван несоответствием между ожидаемым и реальностью.
Здесь необходимо помнить, что НЕ БЫВАЕТ ИДЕАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Правила профилактики профессионального выгорания
Побольше общайтесь с коллегами и с друзьями, обмен мнениями, разделение чувств с
окружающими - уникальный способ избавления от стресса.
Вне работы о работе старайтесь не говорить.
Найдите в своем окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный
момент очень тяжелая эмоциональная ситуация. Сравните свое положение с его.
Найдите
в
своем
положении
несколько
оптимистических
признаков
(можно
использовать ситуацию из своего прошлого - «бывает и хуже»), Необходимо в каждой
стрессовой
ситуации
стараться
отыскать
что-то
позитивное,
представлять
себе
положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.
Одним из направлений в профилактике выгорания является включение сотрудников в
совместную работу, не связанную с профессиональной деятельностью и предполагающую
получение нового опыта, навыков и знаний. Включение в деятельность элементов
творчества, спорта, игровых методик и конкурсных моментов способствует поддержанию
хорошей физической формы и здоровья, формированию оптимизма и позитивного
мышления, развитию творческой составляющей у ее участников. В конечном счете, все это
приводит к созданию дружеской атмосферы в коллективе и созданию здоровой рабочей
среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Борисова,
М.В.
Психологические
детерминанты
феномена
эмоционального
выгорания у педагогов [Текст] / М. В. Борисова // Вопросы психологии. - 2005. - № 2.-7 с.
2.Колесин, А. Н. Применение арт-терапии в профилактике профессионального
выгорания специалистов Центра восстановительного лечения [Электронный ресурс] / А. Н.
Колесин // Арт-терапия в практической деятельности: материалы междунар. науч.-практ.
конф. 27-28 ноября 2015 года / ред. Ю. П. Платонов. - СПб. : СПбГИПСР, 2015. - 154 с.
3.Осухова,
Н.
Г.
Профилактика
профессионального
выгорания.
Практико-
ориентированный семинар [Текст] / под ред. Н.Г. Осуховой, В.А. Кожевниковой. - М.:
МИГУ, 2000.- 234с.
4.Профилактика эмоционального выгорания у специалистов организаций социального
обслуживания: метод. пособие [Электронный ресурс] / сост. Е.В. Суворова; под ред. Л.И.
Ачекуловой. - Красноярск, 2017. - 63 с.