Автор: Пушкарева Марина Владимировна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ 4
Населённый пункт: Челябинская область г. Аша
Наименование материала: Семинар - практикум для педагогов
Тема: «Автоматизация звуков у детей в игре»
Дата публикации: 15.08.2024
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4» города Аши Челябинской области
Семинар – практикум для педагогов
«Автоматизация и дифференциация звуков у детей в игре»
Учитель-логопед
Пушкарева М.В.
Аша
2021
Цель:
распространение педагогического опыта по применению дидактических игр как
средства развития речи в образовательном процессе.
Задачи:
- показать значимость дидактических игр в процессе развития речи;
- познакомить участников семинара-практикума с некоторыми нетрадиционными
приемам автоматизации звуков;
- упражнять в применении приемов автоматизации звуков;
- познакомить педагогов с разновидностями дидактических игр с целью повышения их
профессиональной компетентности.
Цель автоматизации – достижение правильного произношения звуков во фразовой,
повседневной речи ребёнка.
Автоматизация звука проводится в слогах и словах, в словосочетаниях и в предложениях,
в загадках и стихотворениях, в самостоятельной речи ребёнка, при обучении пересказу
рассказа и рассказыванию. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя
усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры понадобилось бы много
времени и усилий. Такая легкость образования речевых рефлексов обусловлена
эмоциональностью ребёнка.
В игре дети в 1,5 – 2 раза успешнее запоминают предложенное слово, чем по прямому
заданию повторить его. Игра занимает большое место при автоматизации звуков,
требующей много повторений, утомляющих детей.
Дифференциация - это разграничение произносимых звуков. Например, если ребёнок
звук «Ш» произносил как «С», эти звуки обязательно нужно разграничить, чтобы
предотвратить возникновение у ребёнка нарушений чтения и письма. Начинать
дифференцировать звуки можно после того, как ребёнок свободно произносит их в слогах
и в словах вслед за взрослым по подражанию.
Автоматизировать и дифференцировать звуки можно одновременно.
Закрепляя произношение звуков, можно отталкиваться от следующих образов: например,
звук «С» - «бежит вода из крана», «едут санки с горки», «кто-то идёт по снегу» и т.д.
Автоматизация и дифференциация звуков с помощью наглядно-игровых приёмов.
Автоматизация и дифференциация звуков «С», «С’».
1.
Игра «Чьи следы?»
Игровое поле оформлено под зимний лес, к деревьям проложены следы. Ребёнок
передвигает игрушку или указку по следам и узнаёт, кто прячется за деревом. Перед тем
как появиться фигурке или картинке, ребёнок говорит: «Кто за деревом сидит, покажись,
появись!» Появляются картинки, в названии которых присутствует отрабатываемый звук.
Ребёнок определяет место звука в данном слове, составляет с ним предложение. Далее
выполняются различные задания по словоизменению и словообразованию в зависимости
от целей занятия.
2.
«Починим кран»
Игровое поле с изображением крана, из
которого капает вода. После правильно
произносимых слов или слогов, капли закрываются.
Инструкция: Дома поломался кран. Из крана бежит вода и мешает маме спать. Почини
кран, чтобы вода не бежала. Для этого произнеси следующие слоги: СА, СЫ, СУ, СО.
3.
«Саночки»
На игровом поле изображена снежная горка, из синего и зелёного картона вырезаны
санки. Во время произношения слогов или слов саночки «скатываются» с горки. При
дифференциации звуков ребёнок должен использовать санки нужного цвета.
Инструкция: Жили-были саночки, все любили на них кататься. Когда санки катились с
горки, все слышали «с-с-с». Саночкам очень нравился этот звук. Но однажды саночки
устали всех катать и перестали скользить по снегу. Какой звук поможет саночкам
«вернуть силы»? Вспомни слова или слоги с этим звуком, и саночки снова покатятся с
горки.
2 вариант. Однажды дети пришли на горку и увидели, что саночки теперь не одни, у них
появился младший братец. Катались с горки они теперь по очереди. Услышат в словах
звук «С», скатываются синие саночки, звук «С’» - зелёные. Слушай внимательно звуки и
отгадай, саночки какого цвета покатятся с горки?
Речевой материал: ГУСЬ, СОК, ЛОСЬ, ОСА, СЫР, РЫСЬ…
4.
«Бусы»
1 вариант. На игровом поле изображена нитка с бусами, бусы занимают половину нитки
и расположены в определённой цветовой последовательности. Остальные «бусинки»
вырезаны из картона или цветной бумаги тех же цветов, что и на нитке. При
произношении слогов или слов ребёнок выкладывает на нитку вырезанные «бусинки» в
нужной цветовой последовательности. Инструкция: «У мамы порвались любимые бусы.
Помоги их собрать. «Бусинки» будут держаться на ниточке, если услышат в словах или
слогах звук «С». Вспомни слова с этим звуком».
2
вариант.
При
дифференциации
звуков
задаётся
сине-зелёная
цветовая
последовательность. Инструкция: «Если услышишь в слове звук «С», нанижи бусинки
синего цвета, а если звук «С’» - бусинки зелёного цвета».
Речевой материал: САМОЛЁТ, ВАСИЛЁК, РЫСЬ, СУП, КОЛОС, СЕНО.
Автоматизация звука «Ц»
«Цыплёнок»
На игровом поле изображён цыплёнок. Во время произнесения слов ребёнок «кормит»
цыплёнка, рисуя на игровом поле «зёрнышки». Обратный ход игры: ребёнок стирает
«зёрнышки», показывая, сколько склевал цыплёнок.
1 вариант. Инструкция: Цыплёнка Цыпу пора кормить, позови его: цып-цып-цып.
Насыпь ему зёрнышек со словами, в которых есть звук «Ц».
2 вариант. Цыпа быстро склюёт зёрнышки, если услышит в словах звук «Ц»: КОЛОДЕЦ,
ЗЕМЛЯ,
ЦЕПЬ,
ЛЕСТНИЦА,
СОСУЛЬКА,
СИНИЦА,
МЕСЯЦ,
ЖЕЛЕЗО,
СОЛНЦЕ,
РОЗА, ЦАПЛЯ, ПОЛОТЕНЦЕ, БЛЮДЦЕ, ПУГОВИЦА, КРЫЛЬЦО.
Автоматизация звуков «З», «З’»
1.
«Комары»
По игровому полю хаотично расположены изображения больших и маленьких комаров.
Понадобятся вырезанные круги зелёного и синего цвета. При автоматизации звуков
ребёнок во время произношения слов «ловит комаров», закрывая их вырезанными
кругами. При дифференциации звуков используются круги двух цветов.
1 вариант. Инструкция: Летом так мешают комары, звенят «з-з-з», да ещё кусаются.
Отлови всех комаров, чтобы не мешали нам гулять. Вспомни слова со звуком «З» звуком.
(Речевой материал: ЗОНТ, ЗАБОР, ЗУБ, ВАЗА, АЗБУКА, БЕРЁЗА).
2 вариант. Маленьких комариков лови зелёными сачками, когда услышишь слова со
звуком «З’», а больших комаров лови синими сачками, когда услышишь в словах звук «З».
Речевой материал: ЗАРЯ, ЗЕМЛЯ, ЗОЛОТО, РОЗА, ЗЕЛЕНЬ, ИЗЮМ, ЗАМОК, ГЛАЗА,
ЗЕБРА.
2.
«Заяц Кузя»
Картинка с изображением зайца Кузи, на листе по углам расположены морковки.
Инструкция: Угости Кузю морковкой. Повтори слог «ЗА» столько раз, сколько морковок
в верхнем левом углу; повтори слог «ЗО» столько, сколько морковок в правом нижнем
углу; слог «ЗУ» - сколько морковок в центре листа.
Автоматизация звука «Ж»
«Жук»
На листе изображён большой жук. Во время произношения ребёнок рисует кружки на
крылышках жука, «украшая» его.
Инструкция: Жил-был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Однажды
пошёл сильный дождь и смыл у жука «нарядный костюм». Грустным стал жук, он теперь
не может жужжать. Укрась жука так, чтобы он смог летать и жужжать. Вспомни слова со
звуком «Ж», и после каждого слова нарисуй жуку на спине кружочки.
Речевой
материал:
ЖИРАФ,
ЁЖ,
ЖУК,
ФЛАЖОК,
НОЖНИЦЫ,
СНЕЖИНКА,
КРЫЖОВНИК, ЖУРАВЛЬ.
Автоматизация звуков «Ш», «Щ»
1.
«Ежик»
На игровом поле изображён большой ёжик без иголок. После произнесения слова ребёнок
подрисовывает ёжику иголки.
Инструкция: Однажды ёжик заболел: у него осыпались все иголки. Сидит ёжик под
кустом и вздыхает: «ш-ш-ш». Нужно вылечить ёжика и вернуть его иголочки. Вспомни и
произнеси слова со звуком «Ш», тогда у ёжика вырастут новые иголочки.
Речевой материал: ШАПКА, ШИШКА, ШАР, ШКАФ, ПОДУШКА, МЫШКА, МАШИНА,
КОШКА, СУШКА, ИГРУШКА, ШУБА, КАРАНДАШ, ЛЯГУШКА, ТИШИНА, ШАЛЬ,
ШЕПОТ, ШОРОХ, ШЛЯПА, СОЛНЫШКО.
2.
«Шарики»
На игровом поле изображены воздушные шары синего и зелёного цвета без ниточек.
Произнося слова, ребёнок подрисовывает к шарикам ниточки.
Инструкция: Детям на праздник подарили воздушные шарики, но у них оборвались
ниточки. «Привяжи» ниточки к шарикам, чтобы они не улетели. Ниточки на шариках
будут держаться крепко, если ты правильно произнесёшь звук. Вспомни и назови слова со
звуком «Ш».
Речевой материал: МЫШКА, ШАПКА, КОШКА, ШИШКИ, МАШИНА, ЛЯГУШКИ.
(Картинки)
2 вариант. Если услышишь слово со звуком «Ш», «привязывай» ниточки к синим шарам,
а если слово со звуком «Щ» - к зелёным шарам: МИШКА, ЩУКА, ЯЩИК, ЧАШКА,
ЩЕНОК, ШТАНЫ, РОЩА, ЩЁТКА, ОВОЩИ.
Автоматизация звука «Р»
1.
«Тигрёнок»
Понадобится любая игрушка, в названии которой есть звук «Р». В правом нижнем углу
игрового поля изображена пальма (или любой другой объект), к ней в виде линий и
кружков проложен путь из верхнего левого угла. На каждом кружке останавливается, и
ребёнок проговаривает слог или слово.
Инструкция: Тигрёнок потерял маму. Он сможет найти её, пройдя этот путь. На каждой
остановке нужно вспомнить и произнести слово или слог со звуком «Р». Начинать игру
нужно со слов: «Мама Ру, мама Ру, всё равно тебя найду». В конце игры появляется мама
Ру.
Речевой материал: РЫБА, РОЗА, РАДУГА, РАК, КОРОВА, АРБУЗ, ШАР, КОМАР, ГОРА,
КАРМАН, ВОРОНА, РУЧЕЙ, НОРА, КОРОНА, ТОПОР.
2.
«Гром и молнии»
На игровом поле изображены тучи. После произношения лексической единицы ребёнок
под каждой тучей рисует молнию.
Инструкция: В жаркой стране Африке долго не было дождей. Без них всем трудно: и
растениям, и животным. Когда на небе появятся молнии, пойдёт дождь. Произнеси слова
правильно и мы сможем нарисовать молнии. Вспомни слова со звуком «Р».
3.
«Щенок Рекс»
Понадобятся фигурки или картинки собаки и щенка, изображения косточек. При
отработке произношения ребёнок помещает косточку около собаки или щенка. При
произношении твёрдого звука «Р» ребёнок угощает большую собаку, при произношении
мягкого «Р’» - угощает щенка. (При отработке других групп звуков достаточно поменять
клички собаке и щенку).
Инструкция: Пёс Артемон давно не ел и проголодался. Угости его косточкой. Вспомни и
произнеси слова со звуком «Р».
2) Артемон так хрустел косточкой, что это услышал щенок Рекс. Он тоже хочет
полакомиться. Услышишь в слове звук «Р» - угощаешь Артемона, а если звук «Р’» -
щенка Рекса. Слушай внимательно!
Речевой материал: РУЛЬ, РЕКА, СЫР, ВРАЧ, ДВЕРЬ, МОРЯК, РАК, ГРИБ.
4.
«Рыбки»
Понадобятся вырезанные фигурки рыбок синего и зелёного цвета. На игровом поле
изображён водоём (озеро, река, море, пруд). При автоматизации ребёнок, произнося слово,
помещает в пруд рыбку одного, при дифференциации – рыбок двух цветов.
Инструкция: Решили рыбки отправиться в путешествие и заблудились. Помоги им
вернуться домой, в озеро. Рыбка сможет вернуться в озеро, если ты правильно
проговоришь слова.
Речевой материал: ШАРИК, МУХОМОР, ТИГР (Картинки)
2 вариант: Если услышишь в слове звук «Р» – помещаешь синюю рыбку в озеро, а если
звук «Р’» – зелёную.
ДВОР, ФОНАРЬ, ЗАБОР, ТРАВА, КРЮЧОК.
Автоматизация звуков «Л», «Л’»
1.
«Айболит»
На игровом поле изображены морской пейзаж с корабликом и несколько домиков.
Ребёнок указкой проводит от корабля к домику, узнавая, кому помогает доктор Айболит.
В названиях птиц и животных, изображения которых появляются из домиков,
присутствуют отрабатываемые звуки. Ребёнок определяет место звука «Л» в слове
(вначале, в середине, или в конце), потом говорит что болит у животного, т.е. что будет
лечить Айболит. Игра начинается со слов: «На кораблике плыву, Айболиту помогу».
Инструкция: Узнай, к кому спешит Айболит на помощь? Чтобы проложить курс кораблю,
нужно сказать слова: «На кораблике плыву, Айболиту помогу».
Картинки: ЛЕВ, ВЕРБЛЮД, СЛОН.
2.
«Лариса и Лёня»
На картинках изображены мальчик Лёня и девочка Лариса. Заготовлен комплект картинок
на отрабатываемый звук.
Инструкция: Лёня и Лариса часто ссорятся, не могут поделить картинки. Помоги им
разобраться. Ларисины картинки, - в названии которых есть звук «Л», Лёнины, - в
названии которых есть звук «Л’». Разложи картинки со словами: «У Ларисы лайка, у Лёни
лейка».
Картинки: У Ларисы – ДЯТЕЛ, ЛАСТОЧКА, ЯБЛОКО, БЕЛКА, ЛУК, ЛОШАДКИ.
У Лёни – САМОЛЁТ, ЗЕМЛЯНИКА, ЛИМОН, АПЕЛЬСИН, ЛИСТ, МАЛИНА.
Подводя итог,
хочется отметить, что представленные игры позволяют добиться
положительного эмоционального фона, т.к. в процессе игры у ребёнка появляется
возможность
проявить
свои
лучшие
личностные
качества,
задействовать
работу
речедвигательного, речеслухового и зрительного анализаторов, что в свою очередь
ускоряет процесс введения звуков в речь.