Напоминание

«Автоматизация звуков у детей в игре»


Автор: Пушкарева Марина Владимировна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ 4
Населённый пункт: Челябинская область г. Аша
Наименование материала: Семинар - практикум для педагогов
Тема: «Автоматизация звуков у детей в игре»
Дата публикации: 15.08.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» города Аши Челябинской области

Семинар – практикум для педагогов

«Автоматизация и дифференциация звуков у детей в игре»

Учитель-логопед

Пушкарева М.В.

Аша

2021

Цель:

распространение педагогического опыта по применению дидактических игр как

средства развития речи в образовательном процессе.

Задачи:

- показать значимость дидактических игр в процессе развития речи;

- познакомить участников семинара-практикума с некоторыми нетрадиционными

приемам автоматизации звуков;

- упражнять в применении приемов автоматизации звуков;

- познакомить педагогов с разновидностями дидактических игр с целью повышения их

профессиональной компетентности.

Цель автоматизации – достижение правильного произношения звуков во фразовой,

повседневной речи ребёнка.

Автоматизация звука проводится в слогах и словах, в словосочетаниях и в предложениях,

в загадках и стихотворениях, в самостоятельной речи ребёнка, при обучении пересказу

рассказа и рассказыванию. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя

усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры понадобилось бы много

времени и усилий. Такая легкость образования речевых рефлексов обусловлена

эмоциональностью ребёнка.

В игре дети в 1,5 – 2 раза успешнее запоминают предложенное слово, чем по прямому

заданию повторить его. Игра занимает большое место при автоматизации звуков,

требующей много повторений, утомляющих детей.

Дифференциация - это разграничение произносимых звуков. Например, если ребёнок

звук «Ш» произносил как «С», эти звуки обязательно нужно разграничить, чтобы

предотвратить возникновение у ребёнка нарушений чтения и письма. Начинать

дифференцировать звуки можно после того, как ребёнок свободно произносит их в слогах

и в словах вслед за взрослым по подражанию.

Автоматизировать и дифференцировать звуки можно одновременно.

Закрепляя произношение звуков, можно отталкиваться от следующих образов: например,

звук «С» - «бежит вода из крана», «едут санки с горки», «кто-то идёт по снегу» и т.д.

Автоматизация и дифференциация звуков с помощью наглядно-игровых приёмов.

Автоматизация и дифференциация звуков «С», «С’».

1.

Игра «Чьи следы?»

Игровое поле оформлено под зимний лес, к деревьям проложены следы. Ребёнок

передвигает игрушку или указку по следам и узнаёт, кто прячется за деревом. Перед тем

как появиться фигурке или картинке, ребёнок говорит: «Кто за деревом сидит, покажись,

появись!» Появляются картинки, в названии которых присутствует отрабатываемый звук.

Ребёнок определяет место звука в данном слове, составляет с ним предложение. Далее

выполняются различные задания по словоизменению и словообразованию в зависимости

от целей занятия.

2.

«Починим кран»

Игровое поле с изображением крана, из

которого капает вода. После правильно

произносимых слов или слогов, капли закрываются.

Инструкция: Дома поломался кран. Из крана бежит вода и мешает маме спать. Почини

кран, чтобы вода не бежала. Для этого произнеси следующие слоги: СА, СЫ, СУ, СО.

3.

«Саночки»

На игровом поле изображена снежная горка, из синего и зелёного картона вырезаны

санки. Во время произношения слогов или слов саночки «скатываются» с горки. При

дифференциации звуков ребёнок должен использовать санки нужного цвета.

Инструкция: Жили-были саночки, все любили на них кататься. Когда санки катились с

горки, все слышали «с-с-с». Саночкам очень нравился этот звук. Но однажды саночки

устали всех катать и перестали скользить по снегу. Какой звук поможет саночкам

«вернуть силы»? Вспомни слова или слоги с этим звуком, и саночки снова покатятся с

горки.

2 вариант. Однажды дети пришли на горку и увидели, что саночки теперь не одни, у них

появился младший братец. Катались с горки они теперь по очереди. Услышат в словах

звук «С», скатываются синие саночки, звук «С’» - зелёные. Слушай внимательно звуки и

отгадай, саночки какого цвета покатятся с горки?

Речевой материал: ГУСЬ, СОК, ЛОСЬ, ОСА, СЫР, РЫСЬ…

4.

«Бусы»

1 вариант. На игровом поле изображена нитка с бусами, бусы занимают половину нитки

и расположены в определённой цветовой последовательности. Остальные «бусинки»

вырезаны из картона или цветной бумаги тех же цветов, что и на нитке. При

произношении слогов или слов ребёнок выкладывает на нитку вырезанные «бусинки» в

нужной цветовой последовательности. Инструкция: «У мамы порвались любимые бусы.

Помоги их собрать. «Бусинки» будут держаться на ниточке, если услышат в словах или

слогах звук «С». Вспомни слова с этим звуком».

2

вариант.

При

дифференциации

звуков

задаётся

сине-зелёная

цветовая

последовательность. Инструкция: «Если услышишь в слове звук «С», нанижи бусинки

синего цвета, а если звук «С’» - бусинки зелёного цвета».

Речевой материал: САМОЛЁТ, ВАСИЛЁК, РЫСЬ, СУП, КОЛОС, СЕНО.

Автоматизация звука «Ц»

«Цыплёнок»

На игровом поле изображён цыплёнок. Во время произнесения слов ребёнок «кормит»

цыплёнка, рисуя на игровом поле «зёрнышки». Обратный ход игры: ребёнок стирает

«зёрнышки», показывая, сколько склевал цыплёнок.

1 вариант. Инструкция: Цыплёнка Цыпу пора кормить, позови его: цып-цып-цып.

Насыпь ему зёрнышек со словами, в которых есть звук «Ц».

2 вариант. Цыпа быстро склюёт зёрнышки, если услышит в словах звук «Ц»: КОЛОДЕЦ,

ЗЕМЛЯ,

ЦЕПЬ,

ЛЕСТНИЦА,

СОСУЛЬКА,

СИНИЦА,

МЕСЯЦ,

ЖЕЛЕЗО,

СОЛНЦЕ,

РОЗА, ЦАПЛЯ, ПОЛОТЕНЦЕ, БЛЮДЦЕ, ПУГОВИЦА, КРЫЛЬЦО.

Автоматизация звуков «З», «З’»

1.

«Комары»

По игровому полю хаотично расположены изображения больших и маленьких комаров.

Понадобятся вырезанные круги зелёного и синего цвета. При автоматизации звуков

ребёнок во время произношения слов «ловит комаров», закрывая их вырезанными

кругами. При дифференциации звуков используются круги двух цветов.

1 вариант. Инструкция: Летом так мешают комары, звенят «з-з-з», да ещё кусаются.

Отлови всех комаров, чтобы не мешали нам гулять. Вспомни слова со звуком «З» звуком.

(Речевой материал: ЗОНТ, ЗАБОР, ЗУБ, ВАЗА, АЗБУКА, БЕРЁЗА).

2 вариант. Маленьких комариков лови зелёными сачками, когда услышишь слова со

звуком «З’», а больших комаров лови синими сачками, когда услышишь в словах звук «З».

Речевой материал: ЗАРЯ, ЗЕМЛЯ, ЗОЛОТО, РОЗА, ЗЕЛЕНЬ, ИЗЮМ, ЗАМОК, ГЛАЗА,

ЗЕБРА.

2.

«Заяц Кузя»

Картинка с изображением зайца Кузи, на листе по углам расположены морковки.

Инструкция: Угости Кузю морковкой. Повтори слог «ЗА» столько раз, сколько морковок

в верхнем левом углу; повтори слог «ЗО» столько, сколько морковок в правом нижнем

углу; слог «ЗУ» - сколько морковок в центре листа.

Автоматизация звука «Ж»

«Жук»

На листе изображён большой жук. Во время произношения ребёнок рисует кружки на

крылышках жука, «украшая» его.

Инструкция: Жил-был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Однажды

пошёл сильный дождь и смыл у жука «нарядный костюм». Грустным стал жук, он теперь

не может жужжать. Укрась жука так, чтобы он смог летать и жужжать. Вспомни слова со

звуком «Ж», и после каждого слова нарисуй жуку на спине кружочки.

Речевой

материал:

ЖИРАФ,

ЁЖ,

ЖУК,

ФЛАЖОК,

НОЖНИЦЫ,

СНЕЖИНКА,

КРЫЖОВНИК, ЖУРАВЛЬ.

Автоматизация звуков «Ш», «Щ»

1.

«Ежик»

На игровом поле изображён большой ёжик без иголок. После произнесения слова ребёнок

подрисовывает ёжику иголки.

Инструкция: Однажды ёжик заболел: у него осыпались все иголки. Сидит ёжик под

кустом и вздыхает: «ш-ш-ш». Нужно вылечить ёжика и вернуть его иголочки. Вспомни и

произнеси слова со звуком «Ш», тогда у ёжика вырастут новые иголочки.

Речевой материал: ШАПКА, ШИШКА, ШАР, ШКАФ, ПОДУШКА, МЫШКА, МАШИНА,

КОШКА, СУШКА, ИГРУШКА, ШУБА, КАРАНДАШ, ЛЯГУШКА, ТИШИНА, ШАЛЬ,

ШЕПОТ, ШОРОХ, ШЛЯПА, СОЛНЫШКО.

2.

«Шарики»

На игровом поле изображены воздушные шары синего и зелёного цвета без ниточек.

Произнося слова, ребёнок подрисовывает к шарикам ниточки.

Инструкция: Детям на праздник подарили воздушные шарики, но у них оборвались

ниточки. «Привяжи» ниточки к шарикам, чтобы они не улетели. Ниточки на шариках

будут держаться крепко, если ты правильно произнесёшь звук. Вспомни и назови слова со

звуком «Ш».

Речевой материал: МЫШКА, ШАПКА, КОШКА, ШИШКИ, МАШИНА, ЛЯГУШКИ.

(Картинки)

2 вариант. Если услышишь слово со звуком «Ш», «привязывай» ниточки к синим шарам,

а если слово со звуком «Щ» - к зелёным шарам: МИШКА, ЩУКА, ЯЩИК, ЧАШКА,

ЩЕНОК, ШТАНЫ, РОЩА, ЩЁТКА, ОВОЩИ.

Автоматизация звука «Р»

1.

«Тигрёнок»

Понадобится любая игрушка, в названии которой есть звук «Р». В правом нижнем углу

игрового поля изображена пальма (или любой другой объект), к ней в виде линий и

кружков проложен путь из верхнего левого угла. На каждом кружке останавливается, и

ребёнок проговаривает слог или слово.

Инструкция: Тигрёнок потерял маму. Он сможет найти её, пройдя этот путь. На каждой

остановке нужно вспомнить и произнести слово или слог со звуком «Р». Начинать игру

нужно со слов: «Мама Ру, мама Ру, всё равно тебя найду». В конце игры появляется мама

Ру.

Речевой материал: РЫБА, РОЗА, РАДУГА, РАК, КОРОВА, АРБУЗ, ШАР, КОМАР, ГОРА,

КАРМАН, ВОРОНА, РУЧЕЙ, НОРА, КОРОНА, ТОПОР.

2.

«Гром и молнии»

На игровом поле изображены тучи. После произношения лексической единицы ребёнок

под каждой тучей рисует молнию.

Инструкция: В жаркой стране Африке долго не было дождей. Без них всем трудно: и

растениям, и животным. Когда на небе появятся молнии, пойдёт дождь. Произнеси слова

правильно и мы сможем нарисовать молнии. Вспомни слова со звуком «Р».

3.

«Щенок Рекс»

Понадобятся фигурки или картинки собаки и щенка, изображения косточек. При

отработке произношения ребёнок помещает косточку около собаки или щенка. При

произношении твёрдого звука «Р» ребёнок угощает большую собаку, при произношении

мягкого «Р’» - угощает щенка. (При отработке других групп звуков достаточно поменять

клички собаке и щенку).

Инструкция: Пёс Артемон давно не ел и проголодался. Угости его косточкой. Вспомни и

произнеси слова со звуком «Р».

2) Артемон так хрустел косточкой, что это услышал щенок Рекс. Он тоже хочет

полакомиться. Услышишь в слове звук «Р» - угощаешь Артемона, а если звук «Р’» -

щенка Рекса. Слушай внимательно!

Речевой материал: РУЛЬ, РЕКА, СЫР, ВРАЧ, ДВЕРЬ, МОРЯК, РАК, ГРИБ.

4.

«Рыбки»

Понадобятся вырезанные фигурки рыбок синего и зелёного цвета. На игровом поле

изображён водоём (озеро, река, море, пруд). При автоматизации ребёнок, произнося слово,

помещает в пруд рыбку одного, при дифференциации – рыбок двух цветов.

Инструкция: Решили рыбки отправиться в путешествие и заблудились. Помоги им

вернуться домой, в озеро. Рыбка сможет вернуться в озеро, если ты правильно

проговоришь слова.

Речевой материал: ШАРИК, МУХОМОР, ТИГР (Картинки)

2 вариант: Если услышишь в слове звук «Р» – помещаешь синюю рыбку в озеро, а если

звук «Р’» – зелёную.

ДВОР, ФОНАРЬ, ЗАБОР, ТРАВА, КРЮЧОК.

Автоматизация звуков «Л», «Л’»

1.

«Айболит»

На игровом поле изображены морской пейзаж с корабликом и несколько домиков.

Ребёнок указкой проводит от корабля к домику, узнавая, кому помогает доктор Айболит.

В названиях птиц и животных, изображения которых появляются из домиков,

присутствуют отрабатываемые звуки. Ребёнок определяет место звука «Л» в слове

(вначале, в середине, или в конце), потом говорит что болит у животного, т.е. что будет

лечить Айболит. Игра начинается со слов: «На кораблике плыву, Айболиту помогу».

Инструкция: Узнай, к кому спешит Айболит на помощь? Чтобы проложить курс кораблю,

нужно сказать слова: «На кораблике плыву, Айболиту помогу».

Картинки: ЛЕВ, ВЕРБЛЮД, СЛОН.

2.

«Лариса и Лёня»

На картинках изображены мальчик Лёня и девочка Лариса. Заготовлен комплект картинок

на отрабатываемый звук.

Инструкция: Лёня и Лариса часто ссорятся, не могут поделить картинки. Помоги им

разобраться. Ларисины картинки, - в названии которых есть звук «Л», Лёнины, - в

названии которых есть звук «Л’». Разложи картинки со словами: «У Ларисы лайка, у Лёни

лейка».

Картинки: У Ларисы – ДЯТЕЛ, ЛАСТОЧКА, ЯБЛОКО, БЕЛКА, ЛУК, ЛОШАДКИ.

У Лёни – САМОЛЁТ, ЗЕМЛЯНИКА, ЛИМОН, АПЕЛЬСИН, ЛИСТ, МАЛИНА.

Подводя итог,

хочется отметить, что представленные игры позволяют добиться

положительного эмоционального фона, т.к. в процессе игры у ребёнка появляется

возможность

проявить

свои

лучшие

личностные

качества,

задействовать

работу

речедвигательного, речеслухового и зрительного анализаторов, что в свою очередь

ускоряет процесс введения звуков в речь.



В раздел образования