Автор: Варлашина Анна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №27»
Населённый пункт: г.Пятигорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Урок доброты» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского») (6 класс)
Дата публикации: 15.08.2024
Раздел: среднее образование
«Урок доброты»
(по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)
(6 класс)
Задачи деятельности учителя: помочь раскрыть красоту характера молодой
учительницы и её место в жизни мальчика; развивать слуховое восприятие и речь
учащихся; закреплять и совершенствовать произносительные навыки; формировать
понимание речи окружающих (говорящих детей, педагогов).
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: анализировать произведения, давать характеристику героям.
ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к рассказу
В. Г. Распутина и его героям.
коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками
выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;
уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к
саморазвитию.
Метапредметные:
познавательные: отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить
нужную информацию в учебнике.
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать
свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать
индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое
мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению,
гражданской позиции.
Форма урока
:
урок-размышление.
Тип урока: урок закрепления и обобщения материала.
Формы обучения: фронтальная (беседа, работа с текстом), индивидуальная
(выразительное чтение, пересказ).
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, поисковый, проблемная
ситуация.
Материалы и оборудование: компьютер, экран, презентация, листы с таблицами «После
бала», отрывки из фильма по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».
Место урока в учебном плане: заключительный урок в системе уроков по изучению
рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
Ход урока.
I. Организация начала урока (Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку,
создание благоприятного психологического климата).
Учитель. Какое вчера было число? Вчера был не обычный день. 21 марта отмечается
Всемирный день поэзии. И мне хочется начать урок с чтения стихотворения Оксаны
Варниковой «Доброта».
II. Проверка домашнего задания. Чтение стихотворения Оксаны Варниковой
«Доброта». Установка на речь.
III. Речевая зарядка. РСВ.
Работа за экраном.
Какой рассказ мы читали?
Кто написал этот рассказ?
О чём рассказ? (О том, как учительница помогала ученику).
IV. Определение темы и целей урока.
Учитель. Я не зря начала урок с этого стихотворения. Как вы думаете о чём мы сегодня
будем говорить?
Сегодня на уроке будем говорить о доброте, о доброте в рассказе В.Г. Распутина «Уроки
французского».
V. Введение проблемной ситуации. Понятие «доброта».
Учитель раздаёт учащимся цветные листы А4. На этих листах ребята напишут свой ответ
на вопрос «Что такое доброта?» (Любить (человека, животных, природу), помогать,
заботиться, дарить, говорить добрые слова).
Как связано понятие «доброта» с рассказом «Уроки французского»? Про кого из рассказа
мы можем сказать, что это добрый человек? И почему?
На эти вопросы постараемся сегодня ответить.
VI. Актуализация изученного. Проверка знания текста.
Учитель. Вспомним главное из рассказа.
Будем отвечать на вопросы.
1. Главные герои рассказа? (Учительница (Лидия Михайловна) и ученик).
2. Что преподавала Лидия Михайловна? Какой урок? (Французский язык).
3. Зачем Лидия Михайловна пригласила ученика домой? (Она занималась с ним
французским языком).
4. Что присылала учительница мальчику в посылках? (Макароны, сахар, яблоки).
5. В какую игру играли ученик и учительница? Что за игра? (Игра на деньги).
6. Что покупал герой на выигранные деньги? (Молоко).
8. Придумай предложение к картинке.
Микроитог. Молодцы, ребята! Рассказ вы читали внимательно.
VII. Анализ произведения. Работа над рассказом «Уроки французского».
Учитель. Мы вспомнили, что Лидия Михайловна занималась с главным героем
французским языком. Почему она решила заниматься именно с этим учеником? Что вы
знаете о мальчике? Расскажите. (Главный герой один, мама далеко. Денег не хватает.
Нужно обязательно пить молоко. Мальчик знакомится с хулиганами и начинает играть на
деньги. Он часто выигрывает и его избивают. Учительница узнаёт об этом, директору
ничего не говорит, решает помогать ученику.)
Далее мы вспомнили, что Лидия Михайловна занималась с мальчиком французским
языком дома. Почему не в школе? (Лидия Михайловна хотела кормить мальчика,
заботиться о нём, помогать ему.)
Микроитог. Обратите внимание на слова «помогать», «заботиться»! Они есть на доске.
Какие это слова? (Добрые.) То есть мы можем говорить о доброте в рассказе, о доброте
учительницы.
VIII. Пауза.
IX. Анализ произведения (продолжение).
Учитель. Доброта Лидии Михайловны:
- не выдала директору
- занималась французским языком
- пригласила домой
Продолжите этот ряд. Что ещё сделала Лидия Михайловна для мальчика?
- отправляла посылки
Почему посылки? Почему учительница не отдавала продукты мальчику в руки? (Герой не
ел дома у ЛМ, не брал ничего, что она давала. Мальчик стеснялся. Ему было неудобно,
стыдно.)
Вспомните, что она говорила, когда ученик отказывался от еды и от посылок? Прочитайте
(с.). (Учащиеся зачитывают.)
Микроитог. Посылки – это… (Слова на доске). Слова учителя - … (Хорошие,
приятные, добрые).
- играла на деньги
А разве игра на деньги – это добро? Почему Лидия Михайловна играла с учеником?
(Потому что она хотела ему помочь, хотела, чтобы он выигрывал деньги, которые тратил
бы на молоко.)
Микроитог. Конечно, учительница французского языка поступила неправильно:
недопустимо играть со своим учеником на деньги. Есть закон. Игры на деньги запрещены.
НО мы знаем, почему Лидия Михайловна так поступила.
Теперь расскажите о Лидии Михайловне? Кто она? Какая она? (Учитель французского
языка и классный руководитель. Молодая, аккуратная, умная, красивая, ДОБРАЯ.).
Кто поступил по закону? Как называет директор поступок учителя? Что делает директор?
Как можно было по-другому поступить директору? (Директор мог спросить, почему
учительница поступила так, почему играла на деньги с учеником. Василий Андреевич же
этого не делает. Он называет поступок учительницы преступлением. Он мог быть
добрее.).
X. Итог урока.
Учитель. Будем добрее!
Мы ответили на вопросы «Как связано понятие «доброта» с рассказом «Уроки
французского»? и Про кого из рассказа мы можем сказать, что это добрый человек?». А
слова «Будем добрее» пусть будут итогом нашего урока.
XI. Рефлексия.
XII. Выставление и комментирование оценок.
XII. Домашнее задание.
Ответить на вопрос письменно.
Про кого из рассказа «Уроки французского» мы можем сказать, что это добрый человек?
И почему?
XIII. Пожелания.