Автор: Столыпина Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ СО «Дом ребёнка «Солнышко»
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приёмы формирования кгн и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет
Дата публикации: 15.10.2024
Раздел: дошкольное образование
Тема: Методы и приёмы формирования кгн и навыков самообслуживания у
детей 2-3 лет
Столыпина Ольга Николаевна
воспитатель ГКУЗ СО «Дом ребёнка «Солнышко»
город Самара
Формирование культурно гигиенических навыков у детей раннего возраста в
дошкольном образовательном учреждении носит комплексный характер,
сформированный на базе исследований по проблеме изучения развития
культурно - гигиенических навыков у дошкольников (отмечены в работах Р.
А. Алексашиной, Ю. К. Бабанского, Т. Л. Бодиной, Г.Н. Годиной, В. И.
Логиновой, Н.Т. Тереховой, Г.В. Хухлаевой и других). Формирование
культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией
психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и
соотносящих действий. Орудийные действия предполагают овладение
предметом-орудием, с помощью которого ребенок воздействует на другой
предмет, например, ложкой ест суп.
Соотносящие действия приводят предметы в положения, соответствующие
пространству: ребенок открывает и закрывает коробочки, кладёт мыло в
мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, зашнуровывает
ботинки, застегивает замочек или пуговицы. Взрослые должны всегда
помнить об этом и стараться создавать соответствующие условия: на
полотенце должна быть петелька и крючок, куда можно повесить это
полотенце, в ванной комнате полочки должны быть расположены на удобном
для ребёнка уровне и т. д. Вся окружающая обстановка и все
целенаправленные действия взрослых оказывают влияние на формирование
привычек и навыков. На содержание детских привычек отражается многое:
манеры, поведение окружающих людей, в особенности близких.
Систематичность необходимых операций – важное условие для
формирования культурногигиенических навыков. Так, ребенок привыкает,
что после утреннего пробуждения его всегда умывают. Взрослые должны
предоставлять ребенку самостоятельность там, где он сам что-то может
сделать. Вместе с этим каждый ребенок испытывает потребность в помощи,
показе, поощрении поэтому основной методикой в дошкольном учреждении
является работа с подгруппами детей (3-4 человека). В начале второго года
жизни ребенок должен в значительной степени уметь умываться, вытираться,
пользоваться ложкой, вытирать рот, есть хлеб с первым блюдом. В полтора-
два года ребенок может почти все снять с себя, сложить и большую часть
одежды надеть. На втором году жизни ребенку необходимо систематически
прививать ему навыки культуры поведения: за столом сидеть спокойно, при
укладывании спать не разговаривать или разговаривать тихо, за оказанную
помощь всегда благодарить. На третьем году жизни ребенок не только более
самостоятельно одевается, раздевается и т. д., но также и знает определенный
порядок действий, которые входят в каждый процесс, приемы их
выполнения.
Когда идет активное формирование навыков самообслуживания, важно
первоочередно отрабатывать те из них, которые непосредственно связаны с
организацией всего коллектива. В раннем возрасте дети отличаются большой
подражательностью, поэтому как выполнить новое действие взрослым нужно
неоднократно показывать, при этом сопровождая показ пояснениями. Это
нужно для выделения наиболее существенных моментов данного действия,
последовательности отдельных операций. Со второго года жизни, с детьми
используются игровые приемы, проводятся специальные дидактические
игры. На третьем году жизни дети все действия выполняют быстрее. В этот
период детей готовят к дежурствам, посредством приучения их к
взаимопомощи, поручения несложных заданий. Помощь воспитателя
заключается больше в постоянном контроле, поощрениях, словесных
указаниях, нежели в действиях.
Для формирования культурногигиенических навыков применяются
следующие методы:
1.
Беседа
2.
Показ
3.
Объяснение
4.
Пояснение
5.
Поощрение
6.
Упражнения в действиях.
Большое предпочтение отдается игровым приемам:
1.
дидактическим играм
2.
потешкам
3.
стихотворениям.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей осуществляется,
прежде всего в самостоятельной деятельности, а также в процессе обучения,
в дидактических играх и игровых ситуациях.
Формирование культурно-гигиенических навыков реализуется
непосредственно под руководством взрослых - педагогов и родителей и, в
связи с этим, должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях
семьи и дошкольного учреждения.
Приемы и методы, которые помогают эффективно формировать у детей
дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки:
Пояснение
Объяснение
Показ
Беседы
Поощрение
Упражнения в действиях
Личный пример взрослых
Прием повторения действий
Образовательная деятельность;
Дидактические игры
Развлечения
Стихотворения
Потешки
Пословицы
Поговорки
Игровые приемы
Критерии опрятной еды включают: умение не крошить хлеб; правильно
пользоваться чайной и столовой ложками, вилкой, салфеткой;
пережевывать еду с закрытым ртом; не разговаривать во время еды,
особенно с полным ртом, тихо выходить по окончании принятия пищи
из-за стола; благодарить взрослых; пользоваться только своими
приборами.
Критерии личной гигиены и мытья рук включают: умение мыть уши,
лицо и руки; соблюдение последовательности - смочить руки, закатать
рукава, взять мыло, намылить до появления пены, смыть, насухо
вытереть руки; аккуратно сложить полотенце и повесить его в свою
ячейку; умение пользоваться расческой.
Критерии одевания и раздевания одежды в определенном порядке
включают: умение расстегнуть пуговицы; снять платье (брюки);
аккуратно повесить; снять рубашку и аккуратно ее повесить на брюки,
шорты; снять колготки, повесить на рубашку (платье); снять обувь;
надеть все в обратной последовательности.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков
необходимы следующие условия:
- удобная и привлекательная для выполнения действий обстановка в детском
саду и дома (мебель, соответствующая росту детей, определенные места
хранения вещей, которые всегда доступны для использования и т.д.);
- разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном
порядке, на ряд операций, что в большой степени способствует наиболее
быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
- выделение порядка и способа осуществления при выполнении
многократных упражнений детей в действиях (в особенности на начальных
этапах обучения).
Характер действий при этом должен быть следующим:
- неизменным, а формы
- разнообразными;
- с каждым ребенком проводится индивидуальная работа, при этом
учитывается уровень его темпов развития и овладения культурно –
гигиеническими навыками;
- безукоризненное выполнение педагогами и родителями всех
культурногигиенических требований, организация ситуаций,
обеспечивающих контроль над реализацией осваиваемых детьми действий в
непривычной обстановке.
Педагоги и родители должны помнить, что привитые в детстве культурно-
гигиенические навыки, человеку приносят огромную пользу на протяжении
всей его последующей жизни. При формировании у детей культурно-
гигиенические навыков, происходит параллельно воздействие на многие
психические процессы развития ребенка, при этом взрослые обязаны
набраться большого понимания и терпения. При овладении детьми
правилами поведения происходит образование у них твердых нравственных
привычек, помогающих становлению взаимоотношений с ровесниками,
взрослыми, воспитанию организованного поведения. По мере того, как
правила детьми усваиваются, они дают направление деятельности и
становятся им нужными: они опираются на них. Если с раннего возраста
ребенком выполняется режим, создаются известные предпосылки для
осознания того, что необходимо осуществлять действия, взаимосвязанные с
режимом, в известной последовательности и нужном темпе.
При освоение культурно – гигиенических навыков нужно создавать
атмосферу заинтересованности успехами ребенка, предоставлять большую
самостоятельность – это вызывет у него интерес и желание добиться
результата. Если сначала детям младшего возраста имеет важность показ
действия, личная помощь взрослого ребенку, то в последующем времени
большую роль приобретают поощрение усилий, напоминание ребенку. Он
стремится самостоятельно оказать помощь другим. Первые дружеские
привязанности и симпатии детей не складываются на основе неаккуратности
и неопрятности, они успешно формируются