Автор: Шипулина Мария Константиновна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 41 г.Ставрополя
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 15.10.2024
Раздел: дошкольное образование
Игротерапия как средство развития познавательных процессов
у детей дошкольного возраста
Согласно
культурно-исторической
парадигме
Л.С.
Выготского,
объясняющей
особенности
психического
развития
детей,
период
дошкольного детства – это время игры. Игра, как ведущий вид
деятельности,
способствует
появлению
таких
психических
новообразований, как: личное сознание, произвольное поведение и
соподчинение мотивов [1]. Произвольность психических процессов, в
свою очередь, - качественно новый виток в развитии высших психических
функций: памяти, внимания, мышления, воображения, когда ребенок
нацелено готов учить стихотворения, размышлять над головоломками,
самостоятельно решать сложные задания, проявляя усидчивость.
В
целях
развития
познавательных
процессов
дошкольников
подготовительной группы МБДОУ д/с №25 ст. Петровской Славянского
района Краснодарского края нами была апробирована программа по
игротерапии «Веселые клубочки». Программа состоит из 10 занятий,
содержащих различные виды игр в детском саду и комбинированных друг
с другом. При составлении программы мы опирались на следующую
классификацию игр дошкольников:
- дидактические игры;
- развивающие игры;
- творческие игры.
Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются
взрослыми
с
целью
воспитания
и
обучения
детей.
Для
детей,
принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение
дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую
задачу,
игровые
действия,
правила.
Познавательное
содержание
дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда
сочетается с игровой формой. Дидактические игры имеют своеобразную
структуру:
дидактическая
задача(цель),
состоящая
из
игровой
и
обучающей; содержание игры; игровые правила; игровые действия;
окончание игры, подведение итогов [4].
Мы использовали следующие дидактические игры: «Какой по
счету?», «Один - много», «Чего больше?», «Назови число», «Чудесный
мешочек», «Чем похожи и не похожи», «Разноцветные дорожки»,
«Путешествие по комнате», «Кто, что делает?», «Назови одним словом»,
«Скажи по-другому», «Повторяй за мной», «Какая песенка звучит», «Когда
это бывает», «Что сначала, что потом», «Узнай по описанию», «Птицы
перелетные -- неперелетные», «Кто, где живет?», «Парные картинки»,
«Составь
рассказ»,
«Какая
погода?»,
«Найди
ошибку
художника»,
«Раскрась по образцу», «Что нарисовано», «Дорисуй», «Собери цветок»,
«Нарисуй
по-другому».
Сюда
можно
отнести
такие
игры,
как
«Путешествие в сказочный лес», «Наш поезд едет в Далекую страну», «В
гости к пекарю», «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?»,
«Отгадай
загадку
-
покажи
отгадку»,
«Найди,
где
спрятано»,
«Путешествие», «Сундучок с секретом», «Сядем рядком да поговорим
ладком», «У нас в гостях Незнайка», «Расскажи о себе», «Что случилось с
нами», «Как ты провел выходные» и др.
Развивающие игры позволяют перенести полученные знания в свою
личную деятельность, в которой он сам мыслит, раскрепощается,
творит. Они
открывают
широкие
возможности
для
развития
познавательных
способностей:
восприятия,
памяти,
мышления,
воображения и речи.
Мы использовали следующие развивающие игры:
- игры Никитиных («Сложи узор», «Уголки», «Кубики для всех»,
«Уникуб»,
«Внимание»,
«Сложи
Квадрат»,
«Внимание
угадай-ка»,
«Кубики для всех» и др.);
- геометрические конструкторы на воссоздание силуэтов фигур,
разработанные
З.А.
Михайловой
(«Танграм»,
«Волшебный
круг»,
«Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Листик», «Гексамино» и др.);
- игры В.В. Воскобовича («Геоконт», «Чудо-крестики», «Прозрачный
квадрат» и др.);
- игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.
В
творческих
играх
отображаются
впечатления
детишек
об
окружающей
жизни.
Мы
использовали:
сюжетно-ролевые
игры
(«Зоопарк»,
«Автопарк»,
«Магазин»,
«Парикмахерская»),
театрализованные игры (кукольный театр) и конструктивно-строительные
игры (участвуя в этом виде деятельности, дети знакомились с профессией
строителя, архитектора, дизайнера).
Следует
отметить
также,
что
игротерапия
как
вид
психокоррекционного воздействия отличается от традиционной игры
рядом признаков:
- рефлексия;
- игра предполагает взаимодействие взрослого с ребенком на
собственных
условиях
последнего,
когда
ему
предоставляется
возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его
чувств взрослыми (нами применялся в групповом формате) [7].
Всего в программе приняли участие 15 воспитанников. В целях
отслеживания динамики в развитии познавательных процессов нами было
проведено
первичное
исследование
уровня
памяти
(зрительная
и
слуховая), внимания и мышления. Были использованы следующие
методики: «Запомни рисунки», «Заучивание 10 слов», «Корректурная
проба», «Найди лишнее», «Назови одним словом». Результаты первичной
диагностики отражены в диаграмме 1.
Диаграмма 1
По результатам реализации программы видим качественно новые
показатели, полученные в ходе повторной диагностики и отраженные в
диаграмме 2.
Диаграмма 2
Анализируя полученные результаты, можем сделать следующие
выводы по итогам исследования:
- по всем познавательным процессам (зрительная память, слуховая
память, внимание, классификация, обобщение) выросло количество детей,
демонстрирующих средний и высокий уровень их развития;
- по всем познавательным процессам снизилось количество детей,
демонстрирующих низкий уровень их развития.
Действительно, игротерапия способствует развитию познавательных
процессов, программа «Веселые клубочки» может считаться эффективной
и может быть внедрена в широкую практику работы педагога-психолога в
детском саду.
По результатам реализации программы нами была проведена
дополнительная работа. Апробировав различные игры в детском саду, мы
создали памятку для родителей, в которой множество рекомендаций о том,
как организовать игротерапию дома, среди них:
- занимайтесь с ребенком лепкой из любого доступного материала
(пластилин, тесто);
- играйте в ладошки: считайте и хлопайте, перекручивайте пальцы и
просите повторить, сопровождайте счет кулачками – разжали-сжали и т.д.;
- поручайте мелкую работу по дому (вытереть пыль, разобрать вещи,
пришить пуговицу);
- играйте с конструкторами и мозаиками;
- решайте вместе различные лабиринты;
- мысленно поворачивайте фигуры и тренируйтесь рисовать их
расположение после поворота;
- считайте вместе деревья в саду, повороты по дороге в школу,
количество тетрадей и учебников и т.д.;
- учитесь решать ребусы;
- тренируйтесь в заучивании стишков. Для лучшего эффекта можно
записывать речь ребенка, когда он рассказывает выученный стих, на
магнитофон и после давать ему прослушивать. Как правило, дети сначала
смеются, затем огорчаются, затем снова и снова хотят сами себя слышать и
исправляют ошибки;
- повторяйте и проговаривайте «путь в школу» (какие магазины
проходишь, какие деревья растут, сколько минут добираться и т.д.);
- сочиняйте фантастические истории про любимых героев.
Список литературы:
1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном
детстве. - М.: Форум, 2009. - 155с.
2. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с
детьми. – М., 2008. – 265 с.
3. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 2008. – 305 с.
4.
Психология
и
педагогика
игры
дошкольника
(Материалы
симпозиума)/Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М., 2006. – 420 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000.
- 712 с.
6. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей:
Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 2006. – 208 с.
7. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/Под ред.
Поддъякова Н.Н., Сохина Ф.А. – М., 2008. – 313 с.