Напоминание

"Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"


Автор: Шипулина Мария Константиновна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 41 г.Ставрополя
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 15.10.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игротерапия как средство развития познавательных процессов

у детей дошкольного возраста

Согласно

культурно-исторической

парадигме

Л.С.

Выготского,

объясняющей

особенности

психического

развития

детей,

период

дошкольного детства – это время игры. Игра, как ведущий вид

деятельности,

способствует

появлению

таких

психических

новообразований, как: личное сознание, произвольное поведение и

соподчинение мотивов [1]. Произвольность психических процессов, в

свою очередь, - качественно новый виток в развитии высших психических

функций: памяти, внимания, мышления, воображения, когда ребенок

нацелено готов учить стихотворения, размышлять над головоломками,

самостоятельно решать сложные задания, проявляя усидчивость.

В

целях

развития

познавательных

процессов

дошкольников

подготовительной группы МБДОУ д/с №25 ст. Петровской Славянского

района Краснодарского края нами была апробирована программа по

игротерапии «Веселые клубочки». Программа состоит из 10 занятий,

содержащих различные виды игр в детском саду и комбинированных друг

с другом. При составлении программы мы опирались на следующую

классификацию игр дошкольников:

- дидактические игры;

- развивающие игры;

- творческие игры.

Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются

взрослыми

с

целью

воспитания

и

обучения

детей.

Для

детей,

принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение

дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую

задачу,

игровые

действия,

правила.

Познавательное

содержание

дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда

сочетается с игровой формой. Дидактические игры имеют своеобразную

структуру:

дидактическая

задача(цель),

состоящая

из

игровой

и

обучающей; содержание игры; игровые правила; игровые действия;

окончание игры, подведение итогов [4].

Мы использовали следующие дидактические игры: «Какой по

счету?», «Один - много», «Чего больше?», «Назови число», «Чудесный

мешочек», «Чем похожи и не похожи», «Разноцветные дорожки»,

«Путешествие по комнате», «Кто, что делает?», «Назови одним словом»,

«Скажи по-другому», «Повторяй за мной», «Какая песенка звучит», «Когда

это бывает», «Что сначала, что потом», «Узнай по описанию», «Птицы

перелетные -- неперелетные», «Кто, где живет?», «Парные картинки»,

«Составь

рассказ»,

«Какая

погода?»,

«Найди

ошибку

художника»,

«Раскрась по образцу», «Что нарисовано», «Дорисуй», «Собери цветок»,

«Нарисуй

по-другому».

Сюда

можно

отнести

такие

игры,

как

«Путешествие в сказочный лес», «Наш поезд едет в Далекую страну», «В

гости к пекарю», «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?»,

«Отгадай

загадку

-

покажи

отгадку»,

«Найди,

где

спрятано»,

«Путешествие», «Сундучок с секретом», «Сядем рядком да поговорим

ладком», «У нас в гостях Незнайка», «Расскажи о себе», «Что случилось с

нами», «Как ты провел выходные» и др.

Развивающие игры позволяют перенести полученные знания в свою

личную деятельность, в которой он сам мыслит, раскрепощается,

творит. Они

открывают

широкие

возможности

для

развития

познавательных

способностей:

восприятия,

памяти,

мышления,

воображения и речи.

Мы использовали следующие развивающие игры:

- игры Никитиных («Сложи узор», «Уголки», «Кубики для всех»,

«Уникуб»,

«Внимание»,

«Сложи

Квадрат»,

«Внимание

угадай-ка»,

«Кубики для всех» и др.);

- геометрические конструкторы на воссоздание силуэтов фигур,

разработанные

З.А.

Михайловой

(«Танграм»,

«Волшебный

круг»,

«Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Листик», «Гексамино» и др.);

- игры В.В. Воскобовича («Геоконт», «Чудо-крестики», «Прозрачный

квадрат» и др.);

- игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.

В

творческих

играх

отображаются

впечатления

детишек

об

окружающей

жизни.

Мы

использовали:

сюжетно-ролевые

игры

(«Зоопарк»,

«Автопарк»,

«Магазин»,

«Парикмахерская»),

театрализованные игры (кукольный театр) и конструктивно-строительные

игры (участвуя в этом виде деятельности, дети знакомились с профессией

строителя, архитектора, дизайнера).

Следует

отметить

также,

что

игротерапия

как

вид

психокоррекционного воздействия отличается от традиционной игры

рядом признаков:

- рефлексия;

- игра предполагает взаимодействие взрослого с ребенком на

собственных

условиях

последнего,

когда

ему

предоставляется

возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его

чувств взрослыми (нами применялся в групповом формате) [7].

Всего в программе приняли участие 15 воспитанников. В целях

отслеживания динамики в развитии познавательных процессов нами было

проведено

первичное

исследование

уровня

памяти

(зрительная

и

слуховая), внимания и мышления. Были использованы следующие

методики: «Запомни рисунки», «Заучивание 10 слов», «Корректурная

проба», «Найди лишнее», «Назови одним словом». Результаты первичной

диагностики отражены в диаграмме 1.

Диаграмма 1

По результатам реализации программы видим качественно новые

показатели, полученные в ходе повторной диагностики и отраженные в

диаграмме 2.

Диаграмма 2

Анализируя полученные результаты, можем сделать следующие

выводы по итогам исследования:

- по всем познавательным процессам (зрительная память, слуховая

память, внимание, классификация, обобщение) выросло количество детей,

демонстрирующих средний и высокий уровень их развития;

- по всем познавательным процессам снизилось количество детей,

демонстрирующих низкий уровень их развития.

Действительно, игротерапия способствует развитию познавательных

процессов, программа «Веселые клубочки» может считаться эффективной

и может быть внедрена в широкую практику работы педагога-психолога в

детском саду.

По результатам реализации программы нами была проведена

дополнительная работа. Апробировав различные игры в детском саду, мы

создали памятку для родителей, в которой множество рекомендаций о том,

как организовать игротерапию дома, среди них:

- занимайтесь с ребенком лепкой из любого доступного материала

(пластилин, тесто);

- играйте в ладошки: считайте и хлопайте, перекручивайте пальцы и

просите повторить, сопровождайте счет кулачками – разжали-сжали и т.д.;

- поручайте мелкую работу по дому (вытереть пыль, разобрать вещи,

пришить пуговицу);

- играйте с конструкторами и мозаиками;

- решайте вместе различные лабиринты;

- мысленно поворачивайте фигуры и тренируйтесь рисовать их

расположение после поворота;

- считайте вместе деревья в саду, повороты по дороге в школу,

количество тетрадей и учебников и т.д.;

- учитесь решать ребусы;

- тренируйтесь в заучивании стишков. Для лучшего эффекта можно

записывать речь ребенка, когда он рассказывает выученный стих, на

магнитофон и после давать ему прослушивать. Как правило, дети сначала

смеются, затем огорчаются, затем снова и снова хотят сами себя слышать и

исправляют ошибки;

- повторяйте и проговаривайте «путь в школу» (какие магазины

проходишь, какие деревья растут, сколько минут добираться и т.д.);

- сочиняйте фантастические истории про любимых героев.

Список литературы:

1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном

детстве. - М.: Форум, 2009. - 155с.

2. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с

детьми. – М., 2008. – 265 с.

3. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 2008. – 305 с.

4.

Психология

и

педагогика

игры

дошкольника

(Материалы

симпозиума)/Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М., 2006. – 420 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000.

- 712 с.

6. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей:

Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 2006. – 208 с.

7. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/Под ред.

Поддъякова Н.Н., Сохина Ф.А. – М., 2008. – 313 с.



В раздел образования