Автор: Пашкова Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №11 "Звездочка"
Населённый пункт: село Отказное, Ставропольский край
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Игровой самомассаж как современная здоровьеориентированная технология, способствующая, сохранению и укреплению здоровья детей
Дата публикации: 15.10.2025
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы по теме
«Игровой самомассаж как современная здоровьеориентированная
технология, способствующая сохранению и укреплению здоровья детей»
Автор: Пашкова Татьяна Владимировна, воспитатель первой
квалификационной категории МДОУ «Детский сад №11 «Звездочка»
Если нельзя вырастить ребенка,
чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживать
его высокий уровень здоровья
вполне возможно.
Академик, хирург Н.М.Амосов
Сегодня, когда дети большую часть свободного времени предпочитают
проводить за компьютером или смартфоном, проблема здорового образа
жизни особенно актуальна. Одной из основных задач, стоящих перед нами -
педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.
Актуальность выбранной технологии обусловлена тем, что имеет широкую
область применения в детском саду во всех режимных моментах.
На
начальном
этапе
работы
мною
были
изучены
современные
здоровьесберегающие технологии и сделан их анализ. Закон Российской
Федерации
«Об образовании» и ФГОС ДО также предполают охрану и
укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия.
С воспитанниками было проведено диагностическое обследование, в ходе
которого использовались методы наблюдения во время физкультурных
занятий, утренней гимнастики, метод беседы с детьми о здоровом образе
жизни, анализ детских рисунков.
Беседа была направлена на выяснение
элементарных
представлений
детей
о
здоровье
и
ЗОЖ.
Понимание
взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни было построено на
основе вопросов.
Сопоставив теорию с реальным состоянием здоровья детей в своей группе,
мне стало понятно, что уровень физического здоровья и знания о здоровом
образе жизни у них недостаточен. Тогда мне пришла идея о том, что нужно
уделить больше внимания здоровьесберегающим технологиям в режимных
моментах.
С родителями и педагогами провела анкетирование, по результатам
которого также выявились проблемы по охране и укреплению здоровья.
Сделав выводы, я поставила перед собой цель: сохранение и укрепление
физического здоровья старших дошкольников через приобщение к основам
здорового образа жизни посредствам игрового самомассажа
.
Определила задачи:
1.Знакомить детей старшего дошкольного возраста с доступными способами
укрепления здоровья – приемами самомассажа в игровой форме.
2.Создать условия для формирования устойчивой мотивации и потребности в
сохранении своего здоровья.
3. Формировать привычку к здоровому образу жизни.
Изучая и анализируя методическую литературу, а также информацию в
интернет-ресурсах
мною
был
сделан
вывод,
что
при
планировании
расписания дня в детском саду и использование здоровьесберегающих
технологий нужно учитывать тот факт, что активность и работоспособность
ребенка в течение дня разная. Дошкольники старшего возраста наиболее
активны с восьми часов утра до двенадцати часов дня и с четырех часов дня
до шести часов вечера. Поэтому все оздоровительные мероприятия были
выстроены в определенную цепочку и равномерно распределены на весь
день.
Работа по обучению приемам игрового самомассажа со старшими
дошкольниками велась в нескольких направлениях:
1.Работа с детьми.
Мною были изучены медицинские показания, возрастные особенности
старших дошкольников, наличие заболеваний, при которых противопоказан
массаж.
Обучение игровому самомассажу проводила на физкультурных занятиях, а
закрепляли
полученные
знания
в
повседневной
деятельности.
При
проведении игрового самомассажа детей опиралась на рекомендации, учила
правильному выполнению массажа.
На этапе обучения своих воспитанников применяла простые виды
самомассажа без оборудования: самомассаж кистей и пальцев рук «Пять
маленьких лекарей». Делали с детьми несложные массажные движения,
произнося при этом веселые стихи.
Во время проведения массажа я
наблюдала за детьми, за их реакцией на массажные движения. На мое
удивление, им очень нравился массаж, они не стеснялись показывать эмоции
после проведения игрового самомассажа.
Я пришла к выводу, что
самомассаж благотворно влияет не только на физическое состояние детей, но
и на развитие памяти, речи.
В группе мною была дополнена развивающая среда пособиями и
дидактическими играми по ведению здорового образа жизни: «Назови и
покажи части тела и лица», «Мое здоровье в моих руках», лэпбук «Строение
человека», изготовила нестандарное оборудование для массажа «Весёлые
карандаши»,
массажные
перчатки,
тренажеры
для
профилактики
плоскостопия «Дорожки здоровья», приобрела массажеры-щетки, Су-Джок
шарики.
В процессе работы с воспитанниками по формированию здорового образа
жизни я знакомила детей с основными правилами здоровья (во время
умывания,
приема
пищи,
прогулки
и
т.д.),
читала
художественную
литературу,
организовывала
сюжетно-ролевые
игры.
Была
проведена
непосредственно образовательная деятельность по темам: «Если хочешь
быть здоров», «Витамины для здоровья», подобраны мультимедийные
презентации.
В дальнейшей работе со старшими дошкольниками стала выполнять
самомассаж с использованием оборудования: массажного мячика и Су-Джок
шарика.
Игровой самомассаж проводился на занятиях, в режимных моментах, после
сна. Для того, чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж
регулярно, он не должен быть для них утомительным. С целью повышения
интереса детей к выполнению массажа мною всегда использовались не
только сюжетно-игровые формы организации такие как «не боимся мы
мороза», «веселые хозяюшки», «салон красоты» и др.,
но и создаваись
необходимые условия с использованием нетрадиционного оборудования:
грецкие орехи, сосновые шишки, сухой бассейн, самомассаж варежкой,
ребристый карандаш, прищепки.
В основу работы с детьми мною было запланировано не только обучение
детей
конкретной
технике
самомассажа,
но
и
ознакомление
с
физиологическими особенностями массируемой части тела в игровой форме
(ушей, стоп, спины, рук и др.) и влиянием процедуры на здоровье. Особое
внимание детей обращала на правила выполнения самомассажа:
- руки и тело должны быть чистыми;
- мышцы должны быть максимально расслаблены;
-массажные движения должны быть аккуратными и плавными.
2.Работа с родителями.
Для большей эффективности профилактики простудных заболеваний с
помощью игрового самомассажа были объединены усилия с родителями.
С ними начала работу, используя следующие формы:
-
информационно-аналитическая
(анкетирование,
сбор,
обработка
и
использование данных о семье каждого воспитанника);
-
досуговая
(спортивные соревнования, развлечения «Если хочешь быть
здоров»);
-познавательная (родительские
собрания:
«Путешествие
в
страну
Воспитания»,
мастер-классы,
индивидуальные
консультации,
беседы:
«Чистота-залог здоровья», «Как закаляться», «Витамины круглый год»,
«Полезные и вредные привычки», «Ребенок и компьютер»).
-наглядно-информационная (памятки, буклеты «Здоровый образ жизни», «В
здоровом теле - здоровый дух», «Игры на массажной дорожке», «Витаминная
семейка», «Зарядка для глаз», «Гимнастика пробуждения» и т.д.)
3. Работа с педагогами
Накопленным опытом я поделилась с коллегами на уровне ДОУ. Мною были
подготовлены такие формы работы как:
Консультация «Игровой самомассаж», мастер-классы для воспитателей
«Приемы игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста»,
«Изготовление
нестандартного
оборудования
для
массажа»,
показ
познавательной
НОД
по
теме
«Путешествие
в
страну
Здоровья»
с
применением самомассажа. Также я приняла участие в конкурсах на базе
нашего ДОУ на лучший видеоролик о закаливании и показа утренней
гимнастики «На зарядку становись!» с элементами игрового самомассажа.
В конце работы был проведен итоговый мониторинг с ипользованием
предыдущих методов: наблюдения, беседы и анализа рисунков. Выяснилось,
что уровень знаний детей о ЗОЖ значительно повысился, а в своих рисунках
дети стали изображать себя, занимающихся физкультурой.
Проведенная
работа
показала
эффективность
использования
здоровьесберегающей технологии – игровой самомассаж:
- у воспитанников сформировалось желание и стремление вести здоровый
образ жизни, повысился уровень физической подготовленности;
- уровень заболеваемости детей в группе значительно снизился;
-педагоги получили теоретические знания и практические умения по
организации самомассажа;
- физкультурные уголки и уголки здоровья пополнились нестандартным
оборудованием, дидактическими играми;
-повысилась грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления
здоровья детей;
А также по итогам работы был создан методический продукт, а именно,
видеоролики для родителей по теме закаливания и самомассажа детей
старшего дошкольного возраста, которые размещены на платформе RuTube.
Положительная динамика в оздоровлении детей по всем направлениям
работы в режимных моментах свидетельствует о том, что выбранная мною
здоровьесберегающая
технология
обеспечивает
хорошие
стартовые
возможности детям при переходе на новую ступень образования.
Но я не собираюсь останавливаться на достигнутых результатах, планирую
в дальнейшей физкультурно-оздоровительной работе применять игровой
самомассаж с использованием ковриков ОРТО.
Список используемой литературы:
1.Л.Г.Голубева. Гимнастика и массаж для самых маленьких. Мозаика-Синтез,
Москва, 2006.
2.И.В.Чупаха.
Здоровьесберегающие
технологии
в
образовательном
процессе, научно-практический сборник.- М.: Илекса, Народное образование.
2003.
3.Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у
дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:
МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010.
4.Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. -
Волгоград: Учитель, 2009
5.Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе
(с 6 до 7 лет) Дошкольной образовательной организации/Н.В.Верещагина-
СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 16 с.
6. Диагностика педагогического процесса в старшей группе (с 5 до 6 лет)
Дошкольной
образовательной
организации/Н.В.Верещагина-СПб.:
ООО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 16 с.