Напоминание

Профессиональная ориентация в начальной школе


Авторы: Киселева Юлия Анатольевна, Дычаковская Галина Игоревна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 573 Приморского района Санкт - Петербурга
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональная ориентация в начальной школе
Дата публикации: 15.10.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Профессиональная ориентация в начальной школе: первые шаги в

мир профессий

Учитель начальных классов

Киселева Юлия Анатольевна

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные методы и приемы

интеграции элементов профессиональной ориентации в учебный процесс

начальной школы. Автор доказывает, что раннее знакомство с миром

профессий не только расширяет кругозор младших школьников, но и

способствует развитию универсальных учебных действий, soft skills и

осознанному отношению к учебе.

В современном динамичном мире, где рынок труда постоянно

трансформируется, вопрос профессионального самоопределения становится

актуальным уже на этапе начального общего образования. Стоит ли говорить

о профессиях с первоклассниками? Не рано ли? Практика и исследования

показывают, что нет.

Цель профориентации в начальной школе – не выбрать конкретную

профессию для ребенка, а заложить фундамент:

Сформировать положительное отношение к труду.

Расширить представления о многообразии профессий.

Показать ценность и взаимосвязь разных видов деятельности.

Помочь ребенку обнаружить связь между учебой в школе и своей

будущей взрослой жизнью.

Учебный процесс в начальной школе предоставляет множество

возможностей для мягкого и ненавязчивого включения профориентационных

элементов. Рассмотрим ключевые методы и приемы.

1. Интеграция в учебные предметы

Это самый органичный и эффективный способ.

На уроках «Окружающий мир» темы прямо напрашиваются на диалог о

профессиях: «Кто такой эколог?», «Как работает фермер?», «Профессии

нашего

города».

Здесь

уместны

мини-проекты:

«Профессии

моих

родителей», «Без кого наша школа не может жить?».

На уроках литературного чтения можно анализировать характеры и

профессии героев. Чем занимался почтальон Печкин? Кто такой столяр Джус

в сказках о Незнайке? Что делает летчик, геолог, врач в рассказах и стихах?

Это развивает эмоциональный интеллект и позволяет «примерить» на себя

разные социальные роли.

На уроках русского языка в качестве диктантов, списывания или

изложений использовать небольшие тексты о разных профессиях. Творческие

задания: «Напиши рассказ от имени ветеринара», «Составь инструкцию для

юного повара».

На уроках математики задачи можно составлять в профессиональном

контексте:

«Строителю

нужно

рассчитать

количество

кирпичей...»,

«Флористу нужно составить 5 одинаковых букетов из 25 цветков...». Это

делает математику прикладной и понятной.

На технологии и ИЗО дети не просто рисуют и мастерят, а «работают»

дизайнерами, архитекторами, модельерами, создавая конкретный продукт.

2. Игровые технологии

Игра – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.

Сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Поликлиника», «Редакция

газеты»,

«Строительная

площадка».

В

игре

дети

осваивают

суть

профессиональных действий и взаимодействий.

Дидактические

игры:

лото

«Профессии»,

викторины

«Угадай

профессию по описанию», игры-ассоциации.

Профориентационные квесты: команды, перемещаясь по станциям,

выполняют

задания

от

разных

«специалистов»

(разгадать

ребус

от

криптографа, провести опыт от лаборанта, нарисовать эскиз от дизайнера).

3. Проектная и исследовательская деятельность

Этот метод позволяет глубоко погрузиться в тему.

Темы для проектов: «История одной профессии», «Профессии, которые

исчезли», «Профессии будущего», «Как создать свое кафе» (бизнес-проект в

упрощенной форме).

Встречи

с

интересными

людьми:

приглашение

родителей

представителей разных профессий – является мощным мотивационным

инструментом. Живой рассказ из первых уст не заменить никаким

учебником.

4. Внеурочная деятельность и социальные практики

Кружки

и

факультативы:

«Юный

журналист»,

«Робототехника»,

«Экологический патруль», «Театральная студия» – все это формы ранней

профессионализации.

Экскурсии: на почту, в библиотеку, в пожарную часть, в местное

предприятие (пекарню, типографию). Важно не просто посмотреть, а

обсудить увиденное, подготовить отчет или рисунок.

Участие в общешкольных событиях: организация ярмарки, концерта,

выставки требует распределения ролей (организатор, оформитель, ведущий,

кассир), что также является моделью профессионального взаимодействия.

Важные принципы работы:

Доступность и безопасность. Информация должна быть понятной, а

деятельность – безопасной. Мы не требуем от ребенка сделать окончательный

выбор.

Положительный

образ

любой

профессии.

Важно

показывать

значимость как труда ученого, так и труда дворника.

Опора на интерес ребенка. Задача учителя – заметить склонности

ученика и дать ему возможность проявить себя в этой сфере.

Связь с жизнью. Показывать, как знания, полученные на уроке,

применяются в реальной профессиональной деятельности.

Заключение

Систематическое и грамотное использование профориентационных

методов в начальной школе – это не дань моде, а инвестиция в будущее детей.

Она помогает сформировать у младших школьников целостную картину мира

труда, воспитывает уважение к любому делу и мотивирует к учебе как к

первому серьезному шагу на пути к своей будущей профессии. Ученик,

который понимает, «зачем он учится», делает это гораздо осознаннее и

эффективнее.



В раздел образования