Напоминание

Использование хакасских народных игр и фольклора в работе с детьми старшего дошкольного возраста


Авторы: Кошелева Оксана Михайловна, Лаврова Наталья Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-ЦРР "Рябинушка"
Населённый пункт: г. Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: "Хакасские народные игры для дошкольников, и формирование здорового образа жизни воспитанников"
Тема: Использование хакасских народных игр и фольклора в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 15.11.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Хакасские народные игры, использование элементов фольклора в работе с детьми

старшего дошкольного возраста»

МБДОУ - ЦРР «Рябинушка,

г. Абакан, Республика Хакасия,

Кошелева Оксана Михайловна,

Лаврова Наталья Анатольевна.

Перед современной системой образования стоит задача: приобщение подрастающего

поколения к исторической памяти народов, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знания

наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной жизни в

настоящем и залог развития в будущем.

Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников.

Учитывая огромный потенциал народных игр, мы включаем их в работу по приобщению к

культуре

хакасского

народа.

Игра

помогает

проявить

смекалку,

творческую

выдумку,

находчивость,

волю

к

победе.

По

содержанию

хакасские

народные

игры

лаконичны,

выразительны, и доступны пониманию ребёнка. Они вызывают активную работу мысли,

способствуют расширения кругозора, совершенствуют все умения психические процессы.

Хакасские народные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию и

философию

хакасского

народа.

Игры

у

хакасов

исторически

являлись

основой

всего

воспитательного,

образовательного

и

укрепляющих

здоровья

процессов.

О

целительном

воздействии хакасских подвижных игр на организм ребёнка и личностных качеств хакасский

народ знал с древних времен.

Они считали, что в игре, ребенок находит возможность реализовывать присущие ему

двигательные действия, творческую энергию, физические и умственные силы, играя в народную

подвижную игру ребёнок удовлетворяет потребность в общении со сверстниками, познает

окружающую его природу. Воспитание у детей трудолюбия, физического совершенства, и

психической стойкости с помощью народных игр было обычной и повседневной заботой. Во

время игр у дошкольников формируются и совершенствуются основные физические качества,

такие как сила, быстрота, выносливость, совершенствуются разнообразные двигательные умения и

навыки. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими

эффективно влияет на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствует

укреплению нервной системы, , двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ. С

помощью хакасских народных и подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое

развитие ребёнка-дошкольника.

Цели педагога:

1.

Укрепление

здоровья,

содействие

гармоническому,

физическому

развитию

и

всесторонней физической подготовленности воспитанников,

2.

Развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта

двигательной деятельности.

3.

Воспитание познавательной активности, интереса и инициативы, культуры общения, в

игровой деятельности.

Задачи педагога:

1. Помочь ребёнку свою национальную и родовую память,

2. Уважительно относится к свои корням,

3. Чтить и уважать память предков,

4. Систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Рассмотрим некоторые виды спортивного бега:

«Орын пылазах»- (занятие места),

«Ала Хуча»- (пестрый баран),

«Хыс хостазах» - (преследование девочки)

«Ис салазых» - (жгут)

«Обба хыриннча чугурис» (пробеги мимо курганного камня),

«Алтан чарыс» - (бег с лошадью)

2. Метание:

«Ноортпас» - (выбей астрагал из круга),

«Мечеекей» - (дартс),

«Урух» - (лассо).

3. Прыжки:

«Киик - пуури» - (дикие козы и волк),

«окрас» - (петух),

«Хозан орых» - (заячья тропа),

Хакасские народные игры:

1.

«мелей чаазырары» - спрячь рукавицу.

Все играющие садятся в круг, В центр круга сначала заходила хозяйка и показывала свои

хакасские вышитые рукавицы. Затем, она быстро бросала рукавицу сидящим. Надо было ее

поймать. Участники игры должны перебрасывать рукавицу друг другу. Водящий должен ее

перехватить. От кого он поймает рукавицу (или вырвет из рук), тот садится вместо него в круг, а

последний выходит на середину, и игра продолжается.

2.

аfаснан, тартыс – перетягивание каната.

В этой силовой игре учывствуют два человека. Они садятся друг против друга, уперевшись

ступнями ног. В руки соревнующимся вручается метровая палка, которую они захватывают

поперек. По команде судьи оба начинают тянуть друг друга. Победителем станет тот, кто

перетянет противника.

3. хаап ал – «поймай кость»

Один из игроков берет несколько костей в одну руку и подбрасывает их вверх, затем

поворачивая руку тыльной стороной, стараясь поймать их. Выловленные он забирает себе, а

упавшие в круг идут в общую кучу, затем бросают другие игроки, пойманный больше всех

костей получает первый номер, меньше всех - последний. Победителем считается игрок,

набравший больше всех костей по окончанию игры.

По окончанию хакасских спортивных игр ведущий награждает участников конфетами из

талгана, который употребляли в пищу предки, и кедровыми шишками – символами Хакасии,

растущими в Хакасской тайге.



В раздел образования