Автор: Ирина Владимировна Архипова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Катюша" 19
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: конспект занятия
Тема: «Пересказ рассказа (басни) Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»».
Дата публикации: 15.12.2023
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №19 г. Пензы «Катюша»
Конспект занятия по развитию речи
для детей старшего дошкольного возраста
на тему: «Пересказ рассказа (басни) Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»».
Составила: Архипова Ирина Владимировна,
воспитатель подготовительной к школе группы
Пенза, 2023
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно-
эстетическое развитие.
Цель: развитие связной монологической речи в процессе пересказа сказки с опорой на сюжетные картинки.
Задачи:
-развивать умение правильно воспринимать литературное произведение: понимание идейного содержания сказки;
-мотивировать детей к ответам на вопросы;
-формировать умение последовательно передавать содержание произведения;
-развивать умение действовать сообща;
-развивать творческие способности в процессе рисования;
-продолжать формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг
о друге;
-воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью
Методы и приёмы:
чтение произведения, беседа по содержанию произведения, пересказ, игровые приемы,
рассматривание иллюстраций, физкультминутка.
Оборудование: фотографии семей, клубок, листы бумаги, карандаши, смайлики, набор иллюстраций к рассказу (басни)
Л.Н.Толстого «Старый дед и внучок»
Предварительная работа: беседы на тему: «Мой день рождения», «Расскажи про свою семью», «Моё имя». Подбор фотографий
для альбома: «Моя семья». Рассматривание иллюстраций на тему: «В кругу семьи». Чтение художественной литературы: А.Л.
Барто «Младший брат», Е.А.Благинина «Бабушка». Чтение пословиц и поговорок о семье. Обыгрывание ситуаций на темы:
«Праздник в семье», «Выходной день»,«Поездка на пикник» и т д.
Активизация словаря: зн
акомство со значением устаревших слов «лоханка», «изба».
Планируемые
результаты
образовательной
деятельности:
дети
пересказывают
литературный
текст
точно,
последовательно, активно отвечают на вопросы по содержанию текста, высказывают оценочные суждения, проявляют
положительные эмоции, интерес к художественной литературе.
ХОД ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Компоненты
образовательной
деятельности
Действия воспитателя
Действия детей
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (мотивационный компонент)
- мотивация
(способствовать
эмоциональной
заинтересованности
детей)
- целеполагание
Ребята,
сегодня
у нас
в
группе будет
проходить
фотовыставка «Моя
семья». А кто знает, что такое
фотовыставка? Что такое семья? Как можно назвать одним
словом этих людей? Кто хочет рассказать о своей семье?
Обратите внимание на эту фотографию, как вам кажется
это счастливая семья? Почему? Как вы думаете, что
разрушает семьи? К сожалению не всегда дети и даже
взрослые проявляют уважение к старшим людям и об
этом
говорится
в
следующем
рассказе
(басне)
Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
Предполагаемые ответы детей:
-Фотовыставка
это
распечатанные
фотографии разных людей, в которой
изображена какая то идея
- Семья-это я, мама, папа, дедушка и
бабушка
-Родственники
-Нет
-На
этой
фотографии
дедушка
кажется одиноким и обиженным
-поступки, ссоры, конфликты
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (операционно-деятельностный компонент)
-описание форм и
методов,
способствующих
восприятию
детьми
произведения:
установить
Чтение басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» без
установки
на
запоминание
и
беседа
по
содержанию.
Воспитатель просит отвечать на вопросы полным ответом,
аргументируя свой ответ примерами из текста.
Ответы детей с аргументами из
текста:
-Этот
рассказ
о
старом
последовательность
событий,
разобраться в
поступках героев,
развитие
способности делать
выводы.
Способствовать
формированию
умения осваивать
идею произведения
(беседа, вопросы
поискового
характера,
анализ.
игровые приемы,
рассматривание
иллюстраций ,
пересказ,
художественно-
изобразительная
деятельность).
-Как вы думаете о ком этот рассказ(басня)?
-Какой дедушка стал в старости?
-Подумайте из-за чего сын и невестка перестали сажать
его за стол?
-Где стали кормить старенького деда?
-В чем носили ему обед?
-Почему заплакали отец с матерью, а не дедушка?
-Поменялось ли отношение невестки и мужа к дедушке?
дедушке.
-В старости
у
дедушки
перестали ходить ноги, глаза не
видели, уши не слышали, выпали
все зубы.
- Когда дед ел, у него текло
назад изо рта и сын с невесткой
перестали его за стол сажать.
-Дедушке стали давать обед
за печкой
-После того как он разбил
чашку стали ему носить еду в
лоханке.
-Отец с матерью заплакали
потому, что
их сын начал делать
своим родителям такую же лоханку,
чтобы кормить их самих в старости.
И им стало стыдно за то, что они так
обижали старика;
-Невестка с мужем с тех пор
стали
сажать
его
за
стол
и
ухаживать
за
ним
потому
что,
родители получили намек от своего
сына, что их в преклонном возрасте
-А как вы относитесь к своим родителям?
Чтение басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» с
уста
новкой на запоминание.
Пересказ басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».
После проводится физкультминутка: «Родная семья».
Папа и мама складывают ладони вместе и
волнистыми движениями
у нас стебельки. поднимают руки вверх.
Дедуля
с
бабулей
приседают,
руками
дотрагиваются до пола.
В семье – корешки.
Цветок наш красуется разворачивают ладони в виде
цветка.
в зелени луга,
Все мы в семье своей обнимают друг друга.
Любим друг друга.
-Ребята, кто в вашей семье заботится о детях?
- Расскажите, пожалуйста, как заботятся о вас ваши
родные?
- А вы заботитесь о взрослых в своей семье? Что помогаете
делать?
ожидает то же самое отношение, а
родители этого не хотели себе..)
-Ответы детей
Слушание сказки
Пересказ сказки
Физкультминутка
-
Мама, папа, дедушка, бабушка,
старшие братья и сёстры, тёти, дяди.
-Во всём нам помогают, играют
с
нами,
гуляют,
читают
книги,
вкусно готовят, ходят в театр, в
кино, лечат, если заболеем и т д
- Помогаем мыть посуду, убираться
- Как хорошо, что у вас есть семья. Вы – самые счастливые
дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг
друга, весело живут все вместе.
- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду говорить и
передавать клубок, кто я, а вы будете отвечать, кем вы мне
приходитесь?
Я папа, а ты мне
Я мама, а ты мне
Я братик, а ты мне
Я бабушка, а ты мне
Я бабушка, а ты мне
Я дедушка, а ты мне
Я дедушка, а ты мне
Я внук, а ты мне
Я внучка, а ты мне
Я тётя, а ты мне
Я дочка, а ты мне
- Ребята, предлагаю вам подойти к нашей фотовыставке.
-Я буду показывать фотографии, а вы будете называть
фамилию семьи, которую я показываю.
Молодцы!
в
квартире,
готовить,
дедушке
гвозди подаём, бабушке тапочки
принесём.
Д/игра «Кто я, а кто ты мне?»?
-дочка.
-сынок.
-сестричка
-внук.
-внучка.
-внук.
-внучка.
-дедушка.
-бабушка.
-племянница.
-мама.
-
Это моя семья
Носкиных,
Горетовых и . д
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (аналитический компонент)
-подведение итогов
-рефлексия
- определение
перспективы
полученных знаний
Воспитатель подводит итог.
-Вы запомнили, как называется рассказ (басня)? Чем вам
понравился рассказ(басня)? Чему учит этот рассказ(басня)?
Хотели бы вы рассказать этот рассказ (басню) друзьям или
родным?
Воспитатель вместе с детьми приходит к выводу:
Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в
семье были всегда мир, дружба, уважение, любовь друг
другу.
-Давайте придумаем добрые слова про ваши семьи
-Дома расскажите этот рассказ (басню) родным.
У вас на столах лежат смайлики: зеленый цвет – «мне
все понравилось», желтый цвет – «не очень», красный
цвет- «мне было не интересно».
Эля, почему ты выбрала зеленый смайлик?
Саша, почему ты выбрал желтый смайлик?
Переход на дальнейшую деятельность
Предлагаю вам с помощь картинок на следующем
занятие составить генеалогическое древо семьи.
(наши корни - это прабабушки и прадедушки, ствол –
Ответы на вопросы воспитателя
Свободное общение.
-дружная, активная, спортивная,
любимая, умная, радостная
Рефлексия
-ответ
-ответ
художественно-изобразительная
деятельность детей
бабушки и дедушки, ветви – наши папы, мамы, тети и
дяди, маленькие веточки это мы и наши братья, сестры)
Список используемой литературы
1.)
А.Л. Барто рассказ «Младший брат».
2.)
Е. А. Благинина рассказ «Бабушка».
3.)
Л.Н. Толстой рассказ (басня) «Старый дед и внучек».
4.)
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
25.11.2022
№
1028
"Об
утверждении
федеральной
образовательной
программы
дошкольного
образования"
(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847).
Приложения
Приложение 1
Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»
Рассказ (басня)
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него
текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз
обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме
портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не
сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и
спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой
стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно
за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Приложение 2
Иллюстрации для предварительной работы