Напоминание

«Пересказ рассказа (басни) Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»».


Автор: Ирина Владимировна Архипова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Катюша" 19
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: конспект занятия
Тема: «Пересказ рассказа (басни) Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»».
Дата публикации: 15.12.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 г. Пензы «Катюша»

Конспект занятия по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Пересказ рассказа (басни) Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»».

Составила: Архипова Ирина Владимировна,

воспитатель подготовительной к школе группы

Пенза, 2023

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно-

эстетическое развитие.

Цель: развитие связной монологической речи в процессе пересказа сказки с опорой на сюжетные картинки.

Задачи:

-развивать умение правильно воспринимать литературное произведение: понимание идейного содержания сказки;

-мотивировать детей к ответам на вопросы;

-формировать умение последовательно передавать содержание произведения;

-развивать умение действовать сообща;

-развивать творческие способности в процессе рисования;

-продолжать формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг

о друге;

-воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью

Методы и приёмы:

чтение произведения, беседа по содержанию произведения, пересказ, игровые приемы,

рассматривание иллюстраций, физкультминутка.

Оборудование: фотографии семей, клубок, листы бумаги, карандаши, смайлики, набор иллюстраций к рассказу (басни)

Л.Н.Толстого «Старый дед и внучок»

Предварительная работа: беседы на тему: «Мой день рождения», «Расскажи про свою семью», «Моё имя». Подбор фотографий

для альбома: «Моя семья». Рассматривание иллюстраций на тему: «В кругу семьи». Чтение художественной литературы: А.Л.

Барто «Младший брат», Е.А.Благинина «Бабушка». Чтение пословиц и поговорок о семье. Обыгрывание ситуаций на темы:

«Праздник в семье», «Выходной день»,«Поездка на пикник» и т д.

Активизация словаря: зн

акомство со значением устаревших слов «лоханка», «изба».

Планируемые

результаты

образовательной

деятельности:

дети

пересказывают

литературный

текст

точно,

последовательно, активно отвечают на вопросы по содержанию текста, высказывают оценочные суждения, проявляют

положительные эмоции, интерес к художественной литературе.

ХОД ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Компоненты

образовательной

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (мотивационный компонент)

- мотивация

(способствовать

эмоциональной

заинтересованности

детей)

- целеполагание

Ребята,

сегодня

у нас

в

группе будет

проходить

фотовыставка «Моя

семья». А кто знает, что такое

фотовыставка? Что такое семья? Как можно назвать одним

словом этих людей? Кто хочет рассказать о своей семье?

Обратите внимание на эту фотографию, как вам кажется

это счастливая семья? Почему? Как вы думаете, что

разрушает семьи? К сожалению не всегда дети и даже

взрослые проявляют уважение к старшим людям и об

этом

говорится

в

следующем

рассказе

(басне)

Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

Предполагаемые ответы детей:

-Фотовыставка

это

распечатанные

фотографии разных людей, в которой

изображена какая то идея

- Семья-это я, мама, папа, дедушка и

бабушка

-Родственники

-Нет

-На

этой

фотографии

дедушка

кажется одиноким и обиженным

-поступки, ссоры, конфликты

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (операционно-деятельностный компонент)

-описание форм и

методов,

способствующих

восприятию

детьми

произведения:

установить

Чтение басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» без

установки

на

запоминание

и

беседа

по

содержанию.

Воспитатель просит отвечать на вопросы полным ответом,

аргументируя свой ответ примерами из текста.

Ответы детей с аргументами из

текста:

-Этот

рассказ

о

старом

последовательность

событий,

разобраться в

поступках героев,

развитие

способности делать

выводы.

Способствовать

формированию

умения осваивать

идею произведения

(беседа, вопросы

поискового

характера,

анализ.

игровые приемы,

рассматривание

иллюстраций ,

пересказ,

художественно-

изобразительная

деятельность).

-Как вы думаете о ком этот рассказ(басня)?

-Какой дедушка стал в старости?

-Подумайте из-за чего сын и невестка перестали сажать

его за стол?

-Где стали кормить старенького деда?

-В чем носили ему обед?

-Почему заплакали отец с матерью, а не дедушка?

-Поменялось ли отношение невестки и мужа к дедушке?

дедушке.

-В старости

у

дедушки

перестали ходить ноги, глаза не

видели, уши не слышали, выпали

все зубы.

- Когда дед ел, у него текло

назад изо рта и сын с невесткой

перестали его за стол сажать.

-Дедушке стали давать обед

за печкой

-После того как он разбил

чашку стали ему носить еду в

лоханке.

-Отец с матерью заплакали

потому, что

их сын начал делать

своим родителям такую же лоханку,

чтобы кормить их самих в старости.

И им стало стыдно за то, что они так

обижали старика;

-Невестка с мужем с тех пор

стали

сажать

его

за

стол

и

ухаживать

за

ним

потому

что,

родители получили намек от своего

сына, что их в преклонном возрасте

-А как вы относитесь к своим родителям?

Чтение басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» с

уста

новкой на запоминание.

Пересказ басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».

После проводится физкультминутка: «Родная семья».

Папа и мама складывают ладони вместе и

волнистыми движениями

у нас стебельки. поднимают руки вверх.

Дедуля

с

бабулей

приседают,

руками

дотрагиваются до пола.

В семье – корешки.

Цветок наш красуется разворачивают ладони в виде

цветка.

в зелени луга,

Все мы в семье своей обнимают друг друга.

Любим друг друга.

-Ребята, кто в вашей семье заботится о детях?

- Расскажите, пожалуйста, как заботятся о вас ваши

родные?

- А вы заботитесь о взрослых в своей семье? Что помогаете

делать?

ожидает то же самое отношение, а

родители этого не хотели себе..)

-Ответы детей

Слушание сказки

Пересказ сказки

Физкультминутка

-

Мама, папа, дедушка, бабушка,

старшие братья и сёстры, тёти, дяди.

-Во всём нам помогают, играют

с

нами,

гуляют,

читают

книги,

вкусно готовят, ходят в театр, в

кино, лечат, если заболеем и т д

- Помогаем мыть посуду, убираться

- Как хорошо, что у вас есть семья. Вы – самые счастливые

дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг

друга, весело живут все вместе.

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду говорить и

передавать клубок, кто я, а вы будете отвечать, кем вы мне

приходитесь?

Я папа, а ты мне

Я мама, а ты мне

Я братик, а ты мне

Я бабушка, а ты мне

Я бабушка, а ты мне

Я дедушка, а ты мне

Я дедушка, а ты мне

Я внук, а ты мне

Я внучка, а ты мне

Я тётя, а ты мне

Я дочка, а ты мне

- Ребята, предлагаю вам подойти к нашей фотовыставке.

-Я буду показывать фотографии, а вы будете называть

фамилию семьи, которую я показываю.

Молодцы!

в

квартире,

готовить,

дедушке

гвозди подаём, бабушке тапочки

принесём.

Д/игра «Кто я, а кто ты мне?»?

-дочка.

-сынок.

-сестричка

-внук.

-внучка.

-внук.

-внучка.

-дедушка.

-бабушка.

-племянница.

-мама.

-

Это моя семья

Носкиных,

Горетовых и . д

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (аналитический компонент)

-подведение итогов

-рефлексия

- определение

перспективы

полученных знаний

Воспитатель подводит итог.

-Вы запомнили, как называется рассказ (басня)? Чем вам

понравился рассказ(басня)? Чему учит этот рассказ(басня)?

Хотели бы вы рассказать этот рассказ (басню) друзьям или

родным?

Воспитатель вместе с детьми приходит к выводу:

Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в

семье были всегда мир, дружба, уважение, любовь друг

другу.

-Давайте придумаем добрые слова про ваши семьи

-Дома расскажите этот рассказ (басню) родным.

У вас на столах лежат смайлики: зеленый цвет – «мне

все понравилось», желтый цвет – «не очень», красный

цвет- «мне было не интересно».

Эля, почему ты выбрала зеленый смайлик?

Саша, почему ты выбрал желтый смайлик?

Переход на дальнейшую деятельность

Предлагаю вам с помощь картинок на следующем

занятие составить генеалогическое древо семьи.

(наши корни - это прабабушки и прадедушки, ствол –

Ответы на вопросы воспитателя

Свободное общение.

-дружная, активная, спортивная,

любимая, умная, радостная

Рефлексия

-ответ

-ответ

художественно-изобразительная

деятельность детей

бабушки и дедушки, ветви – наши папы, мамы, тети и

дяди, маленькие веточки это мы и наши братья, сестры)

Список используемой литературы

1.)

А.Л. Барто рассказ «Младший брат».

2.)

Е. А. Благинина рассказ «Бабушка».

3.)

Л.Н. Толстой рассказ (басня) «Старый дед и внучек».

4.)

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

25.11.2022

1028

"Об

утверждении

федеральной

образовательной

программы

дошкольного

образования"

(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847).

Приложения

Приложение 1

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Рассказ (басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него

текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз

обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме

портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не

сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и

спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой

стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно

за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Приложение 2

Иллюстрации для предварительной работы



В раздел образования