Автор: Ситчихина Светлана Леонидовна
Должность: учитель русского языка, литературы
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: Приёмы смыслового чтения на уроках литературы в 7 классе
Дата публикации: 16.01.2025
Раздел: среднее образование
С.Л. Ситчихина,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 46»
Приёмы смыслового чтения на уроках литературы в 7 классе
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и
основного общего образования, предъявляя требования к метапредметным ре-
зультатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательно-
го компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различ-
ных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Чтение в современном информационном обществе имеет метапредметный ха-
рактер, а умения такого чтения относятся к универсальным учебным действиям.
Следовательно, каждый предмет должен реализовать возможности для формирова-
ния и развития обозначенных умений. Особое значение в формировании универ-
сального действия смыслового чтения имеют предметы гуманитарного цикла и, в
первую очередь, литература.
Понятие «смысловое чтение» предстает как наиболее востребованный вид
чтения для овладения комплексом умений, связанных с извлечением необходимой
информации, определением главной и второстепенной информации, восприятием
сущности текста и свободной ориентацией в нем, адекватной оценкой содержания
информации.
Максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и
практически осмыслить извлеченную информацию является целью смыслового
чтения. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анали-
за текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно ра-
ботает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними
образами.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его
части есть в структуре всех универсальных учебных действий.
Стратегии смыслового чтения - это комбинации приемов, которые исполь-
зуют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и
ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Стратегиальный подход учит анализировать, отбирать, интегрировать и вос-
питывает независимого, мыслящего читателя. В случае успеха ученик запоминает
свои способы и переносит их в другие ситуации, что делает стратегию универсаль-
ной.
Стратегии смыслового чтения базируются на приёмах современных образова-
тельных технологий, таких как технология развития критического мышления через
чтение и письмо, технология проектной деятельности, модульная технология, кейс-
технология.
На уроке работа с текстом строится по трём направлениям: поиск информации
и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка
информации.
Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения
1.
Антиципация
(предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста,
выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам,
предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока (учитывается общая готовность учащихся к рабо-
те).
II этап. Работа с текстом во время чтения
1.
Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинирован-
ное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастны-
ми и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприя-
тия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержа-
нием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных
фрагментов).
3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное
чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев,
смысловых частей и прочее). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысло-
вой части.
4.Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Об-
ращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
5. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читатель-
ских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных
смыслов.
2.Знакомство с писателем.
Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учеб-
ника, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями.
Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстраци-
ям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской дея-
тельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художествен-
ной формы).
Предтекстовые стратегии (приемы) нацелены на постановку задач чтения,
актуализацию предшествующих знаний и опыта, а также на создание мотивации к
чтению. К наиболее распространенным, которые используются мной, относятся
стратегии «Мозговой штурм», «Ассоциативный ряд», «Иллюстративный ряд»,
«Ориентиры предвосхищения», «Лови ошибку», «Литературная викторина», «Рас-
сечение вопроса», «Верные и неверные утверждения».
К стратегиям текстовой деятельности относятся приёмы, которые помогают
управлять процессом осмысления текста во время чтения. Среди эффективных при-
емов, следует назвать «Чтение в кружок (попеременное чтение)», «Чтение с оста-
новками», «Дневник двойных записей», «Составление таблиц (цитатных, сопоста-
вительных идр.), «Составление плана и тезисов», «Чтение текста с маркировкой
«Инсерт», «Толстые и тонкие вопросы», «Выделение ключевых слов».
Работа с текстом после чтения (выявление авторской позиции, обсуждение,
дискуссии по истолкованию текстов, выявление главных смыслов, идей произведе-
ния, выполнение творческих заданий и т.п.). Целью послетекстовых стратегий яв-
ляется применение, использование материала в самых различных ситуациях, фор-
мах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии
связаны с усвоением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка чита-
тельской интерпретации авторским смыслом. Через художественную книгу ребе-
нок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться сво-
ей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жиз-
ненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение допол-
няется также совместным обсуждением. Это может помочь ребенку увидеть анало-
гии прочитанного в собственной жизни. Из стратегий послетекстовой деятельности
ребята с удовольствием работают с приёмами: «Отношения между вопросом и от-
ветом», ««Цепочка вопросов», «Проверочный лист», «Визитная карточка литера-
турного героя», «Кластер», «Тайм-аут», «Презентация иллюстрации к отрывку
произведения» («Моя обложка книги»), сочинения-предположения («Как сложится
судьба…»), «Синквейн», «Восстановление текста», «Закончи предложение».
Использование той или иной стратегии смыслового чтения зависит от текста,
его структуры. Каждую стратегию надо отрабатывать на уроках в ходе совместной
деятельности учителя и учащихся.
Систематическое использование стратегий
смыслового чтения будет способствовать развитию читательской компетентности,
способности осмысленно воспринимать текст, не просто его пересказывать, но и
выражать своѐ отношение к прочитанному, давать оценку той информации, кото-
рую он получил, оценивать героев произведения. Школьники, вступая в диалог с
автором текста, спорят с ним или соглашаются с его мнением, строят свой, автори-
зованный текст.
Рассмотрим некоторые примеры предтекстовых, текстовых и послетекстовых
заданий на фрагментах урока литературы в 7 классе по теме
«Нравственные
проблемы в произведениях XX века».
Современный урок – это урок, на котором ученик выступает в роли не пассив-
ного слушателя, а активного участника процесса. Основой такого урока должна
стать самостоятельная деятельность ученика на всех этапах, его осмысленный вы-
бор и осознанная ответственность за этот выбор.
На этапе предтекстовой работы использую прием «Иллюстративный ряд».
Учащимся предлагается просмотреть иллюстрации книг о животных и ответить на
вопросы «Что объединяет эти произведения?», «Случайно ли писатели обращаются
в произведениях к миру животных?». Приходят к выводу, что отношение к живот-
ным – это способ узнать человека, увидеть его нравственные качества.
Следующий приём «Литературная викторина» даёт возможность актуализи-
ровать знания учащихся, создать на уроке «ситуацию успеха», мотивировать уча-
щихся к чтению художественных произведений. Подготовленные учащиеся выра-
зительно читают отрывки из произведений В.В. Маяковского «Хорошее отношение
к лошадям», Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади?», К.Паустовского «Тёплый
хлеб», Б Васильева «Великолепная шестёрка». Прошу определить название произ-
ведения и автора, а далее ответить на вопрос «Почему эти произведения можно
объединить на одном уроке?» (Одна тема… Одинаковые герои… Одна основная
мысль… Нелегкая жизнь животных, их сложные взаимоотношения с человеком.)
Приём «Мозговой штурм».
Ребятам предлагается подумать, над какими
вопросами
заставляют
задуматься
человека
авторы
этих
произведений,
и
сформулировать 1-2 вопроса для совместного обсуждения на уроке. (Почему жизнь
лошадей тяжёлая? Почему лошади плачут? Каким должно быть отношение
человека к прирученным животным?
Почему человек жестоко относится к
лошадям?)
На этапе работы с текстом использую приёмы «Чтение с пометками», «Выде-
ление ключевых слов». Выделение ключевых (наиболее важных) слов, предложений
в тексте и определение утверждений, которые они содержат, затем выделение клю-
чевых абзацев, как системы предложений, объединенных общими утверждениями
(аргументами) по поводу сути текстовой информацииприводят читателя к предло-
жениям, заслуживающим дальнейшего внимания, то есть интерпретации.
Произведения, к которым обращаемся на уроке, прочитаны. Работа строится
по группам. Предлагаю следующие задания.
- Найдите и прочитайте ключевые фразы, предложения, части текста с описа-
нием лошадей. Выделите выразительные средства, используемые при описании ло-
шадей, определите их роль.
1 группа - В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
(«Лошадь на круп грохнулась», «…за каплищей каплища по морде катится,
прячется в шерсти»).
2 группа - Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади»
(«…вокруг кола не то что трава – дернина была изгрызена и выбита дочерна.
Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус…». «В четыре-пять
лет у неё уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо и даже вены
в пахах начинали пухнуть.» «Какие-то неряшливые, опустившиеся, с невылинялой-
клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и об-
речённость во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре.» «Слёзы. Большие, с
добрую фасолину, лошадиные слёзы».)
3 группа- Б.Васильев «Великолепная шестерка».
(«… с лошадиных морд капала пена», «костлявые хребты неоседланных ло-
шадей», «лошадиный галоп тяжел и неуверен», «их сердца выламывают ребра, из
пересохших глоток рвется надсадный хрип, а пена стала розовой от крови». «…
оскаленные, задранные к небу мертвые лошадиные морды»)
Обучающиеся в результате работы приходят к выводу, что животным тяжело,
«тошно», «в глазах слёзы». А что же привело лошадей к такому состоянию? Допол-
ните словосочетание (… отношение к ним; … ненужность.).
- Найдите и выпишите фразы, в которых показано отношение людей к живот-
ным,подчеркните слова и словосочетания, которые помогут ответить на вопрос
«Как ведёт себя человек по отношению к лошадям?»(Учащиеся должны сделать
акцент на характерах людей, дать оценку поступкам людей).
1 группа - В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
«…сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились
,
смех зазвенел и зазвякал
:
- Лошадь упала! –
- Упала лошадь! –
Смеялся Кузнецкий».
(Примерные ответы. Зеваки изображены одной безликой массой: «за зева-
кой зевака…сгрудились». Это бездельники, одетые по последней моде. Они равно-
душны к чужой боли, смеются над упавшей лошадью. Смех их неестественный:
«Смех зазвенел и зазвякал», похожий на «вой»).
2 группа - Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади»
«Конюх Миколка, вечно пьяный, иногда и день и ночь не заявлялся к ним…».
(Примерные ответы. Конюх Миколка зачастую забывал о лошадях: «…во-
круг кола не то что трава – дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они посто-
янно томились, умирали от жажды, их донимал гнус…». Миколка проявляет же-
стокость по отношению к лошадям).
3 группа- Б.Васильев «Великолепная шестерка».
«Ветви хлестали по лицам всадников», «ветер туго надувал рубашки», «При-
шпорь, Роки, своего скакуна!», «Что может быть лучше топота копыт и беше-
ной скачки в никуда?»
«—А что делать с лошадьми? — Завтра еще покатаемся. — Завтра — конец
смены, Эдди».
(Примерные ответы. Ребята всю смену ходили к деду, чтобы брать лошадей –
«поиграть в ковбоев», испытывали восторг от скачки. Но утолив жажду игры, ко-
ней бросили. Уехали домой после смены, забыли про лошадей. Эгоистичны, равно-
душны.)
Учащиеся приходят к выводу, что люди в произведениях разные и по возрас-
ту, и по социальному положению, и по характерам, но их объединяет равнодушное,
жестокое, безответственное отношение к животным.
Послетекстовая работа. С целью целостного осмысления и обобщения полу-
ченной информации, преобразования ее в иную форму, формирования у каждого из
обучающихся собственного отношения к изучаемому материалупредлагаю следую-
щие вопросы.
- Почему же люди безответственно, жестоко относятся к лошадям? (Человек
не знает, что такое боль, человеку недостаточно воспитания нравственных ка-
честв…)
- К чему может привести такое отношение к лошадям? (Насилие над природой
приводит к озверению, потере человеческого в себе людей).
- Зачем писатели заставляют читателя задуматься над этими вопросами? (Пи-
сателей тревожит, что люди утратили людскую благодарность, доброту, милосер-
дие, сострадание. Поэтому они заставляют читателя задуматься над вопросами,
поднятыми в произведениях, чтобы изменить самого читателя, сделать его добрее,
милосерднее, порядочнее).
- Значит эти произведения не столько о животных, сколько о ком? (Эти произ-
ведения о людях, об их слабостях, недостатках, об их удивительной внутренней
схожести с нашими «меньшими братьями»).
- Вдумайтесь в слова Л.Н.Андреева: «… всё живое имеет одну и ту же душу,
всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равен-
стве сливается воедино перед грозными силами жизни». Выдвините предположе-
ние, вставляя пропущенные слова.
«Лошадь так же __________________, как и человек.
Лошадь так же боится ________________, как и человек.
Лошадь так же мечтает о _________________, как и человек».
(Учащиеся подбирают прилагательные: «слаба, беззащитна, одинока, бессиль-
на…» и существительные «одиночества, боли, голода, тоски…», «счастье, друге,
понимании, доме…).
- Итак, вспомните ключевой вопрос урока «Почему лошади плачут?» (Они
страдают от злобы, равнодушия, душевной чёрствости, ненужности).
- Что бы вы предложили, чтобы слёз и горя в мире стало меньше? (Чтобы
меньше было слёз, надо стараться быть добрее, милосерднее, не проходить мимо
чужой беды).
Завершая работу, предлагаю учащимся творческие задания на выбор:
1.
Дать развёрнутый письменный ответ на вопрос «Чем опасно равноду-
шие к «братьям нашим меньшим»? (7-10 предложений)
2.
Создать иллюстрацию обложки книги, в которой поставлена проблема
отношения человека и животного.
3.
Создать буктрейлер по книге, в которой поставлена проблема отноше-
ния человека и животного.
Таким образом, использование приёмов смыслового чтения позволяет читаю-
щему находить нужную и полезную информацию при работе с текстом, грамотно
строить собственные размышления, использовать полученные навыки в творческой
деятельности и в повседневной жизни.
Кроме того, смысловое чтение на уроках литературы создаёт условия для при-
обретения социально – нравственного опыта и заставляет думать, познавая мир.
Литература
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования.
2.
Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразоват. организа-
ций. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2015.
3.
Асмолов А.Г. Чтение в составе универсальный учебных действий / Формиро-
ваниие универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.
Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010.
4.
Васильев Б.Л. «Летят мои кони...» Сборник повестей и рассказов. М.: Совет-
ский писатель, 1984. 320 с.
5.
Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе./ Н.Е.Кутейникова.– М.: Про-
свещение, 2009.
6.
Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.
– М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.
7.
Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 - 9 классах: Как реали-
зовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н.Н. Сметанникова. - М.: Баласс, 2011.