Напоминание

Приёмы смыслового чтения на уроках литературы в 7 классе


Автор: Ситчихина Светлана Леонидовна
Должность: учитель русского языка, литературы
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: Приёмы смыслового чтения на уроках литературы в 7 классе
Дата публикации: 16.01.2025
Раздел: среднее образование





Назад




С.Л. Ситчихина,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия № 46»

Приёмы смыслового чтения на уроках литературы в 7 классе

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и

основного общего образования, предъявляя требования к метапредметным ре-

зультатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательно-

го компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различ-

ных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Чтение в современном информационном обществе имеет метапредметный ха-

рактер, а умения такого чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Следовательно, каждый предмет должен реализовать возможности для формирова-

ния и развития обозначенных умений. Особое значение в формировании универ-

сального действия смыслового чтения имеют предметы гуманитарного цикла и, в

первую очередь, литература.

Понятие «смысловое чтение» предстает как наиболее востребованный вид

чтения для овладения комплексом умений, связанных с извлечением необходимой

информации, определением главной и второстепенной информации, восприятием

сущности текста и свободной ориентацией в нем, адекватной оценкой содержания

информации.

Максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и

практически осмыслить извлеченную информацию является целью смыслового

чтения. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анали-

за текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно ра-

ботает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними

образами.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его

части есть в структуре всех универсальных учебных действий.

Стратегии смыслового чтения - это комбинации приемов, которые исполь-

зуют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и

ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Стратегиальный подход учит анализировать, отбирать, интегрировать и вос-

питывает независимого, мыслящего читателя. В случае успеха ученик запоминает

свои способы и переносит их в другие ситуации, что делает стратегию универсаль-

ной.

Стратегии смыслового чтения базируются на приёмах современных образова-

тельных технологий, таких как технология развития критического мышления через

чтение и письмо, технология проектной деятельности, модульная технология, кейс-

технология.

На уроке работа с текстом строится по трём направлениям: поиск информации

и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка

информации.

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения

1.

Антиципация

(предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста,

выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам,

предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока (учитывается общая готовность учащихся к рабо-

те).

II этап. Работа с текстом во время чтения

1.

Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинирован-

ное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастны-

ми и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприя-

тия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержа-

нием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных

фрагментов).

3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное

чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев,

смысловых частей и прочее). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысло-

вой части.

4.Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Об-

ращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

5. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читатель-

ских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.

Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных

смыслов.

2.Знакомство с писателем.

Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учеб-

ника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями.

Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстраци-

ям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской дея-

тельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художествен-

ной формы).

Предтекстовые стратегии (приемы) нацелены на постановку задач чтения,

актуализацию предшествующих знаний и опыта, а также на создание мотивации к

чтению. К наиболее распространенным, которые используются мной, относятся

стратегии «Мозговой штурм», «Ассоциативный ряд», «Иллюстративный ряд»,

«Ориентиры предвосхищения», «Лови ошибку», «Литературная викторина», «Рас-

сечение вопроса», «Верные и неверные утверждения».

К стратегиям текстовой деятельности относятся приёмы, которые помогают

управлять процессом осмысления текста во время чтения. Среди эффективных при-

емов, следует назвать «Чтение в кружок (попеременное чтение)», «Чтение с оста-

новками», «Дневник двойных записей», «Составление таблиц (цитатных, сопоста-

вительных идр.), «Составление плана и тезисов», «Чтение текста с маркировкой

«Инсерт», «Толстые и тонкие вопросы», «Выделение ключевых слов».

Работа с текстом после чтения (выявление авторской позиции, обсуждение,

дискуссии по истолкованию текстов, выявление главных смыслов, идей произведе-

ния, выполнение творческих заданий и т.п.). Целью послетекстовых стратегий яв-

ляется применение, использование материала в самых различных ситуациях, фор-

мах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии

связаны с усвоением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка чита-

тельской интерпретации авторским смыслом. Через художественную книгу ребе-

нок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться сво-

ей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жиз-

ненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение допол-

няется также совместным обсуждением. Это может помочь ребенку увидеть анало-

гии прочитанного в собственной жизни. Из стратегий послетекстовой деятельности

ребята с удовольствием работают с приёмами: «Отношения между вопросом и от-

ветом», ««Цепочка вопросов», «Проверочный лист», «Визитная карточка литера-

турного героя», «Кластер», «Тайм-аут», «Презентация иллюстрации к отрывку

произведения» («Моя обложка книги»), сочинения-предположения («Как сложится

судьба…»), «Синквейн», «Восстановление текста», «Закончи предложение».

Использование той или иной стратегии смыслового чтения зависит от текста,

его структуры. Каждую стратегию надо отрабатывать на уроках в ходе совместной

деятельности учителя и учащихся.

Систематическое использование стратегий

смыслового чтения будет способствовать развитию читательской компетентности,

способности осмысленно воспринимать текст, не просто его пересказывать, но и

выражать своѐ отношение к прочитанному, давать оценку той информации, кото-

рую он получил, оценивать героев произведения. Школьники, вступая в диалог с

автором текста, спорят с ним или соглашаются с его мнением, строят свой, автори-

зованный текст.

Рассмотрим некоторые примеры предтекстовых, текстовых и послетекстовых

заданий на фрагментах урока литературы в 7 классе по теме

«Нравственные

проблемы в произведениях XX века».

Современный урок – это урок, на котором ученик выступает в роли не пассив-

ного слушателя, а активного участника процесса. Основой такого урока должна

стать самостоятельная деятельность ученика на всех этапах, его осмысленный вы-

бор и осознанная ответственность за этот выбор.

На этапе предтекстовой работы использую прием «Иллюстративный ряд».

Учащимся предлагается просмотреть иллюстрации книг о животных и ответить на

вопросы «Что объединяет эти произведения?», «Случайно ли писатели обращаются

в произведениях к миру животных?». Приходят к выводу, что отношение к живот-

ным – это способ узнать человека, увидеть его нравственные качества.

Следующий приём «Литературная викторина» даёт возможность актуализи-

ровать знания учащихся, создать на уроке «ситуацию успеха», мотивировать уча-

щихся к чтению художественных произведений. Подготовленные учащиеся выра-

зительно читают отрывки из произведений В.В. Маяковского «Хорошее отношение

к лошадям», Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади?», К.Паустовского «Тёплый

хлеб», Б Васильева «Великолепная шестёрка». Прошу определить название произ-

ведения и автора, а далее ответить на вопрос «Почему эти произведения можно

объединить на одном уроке?» (Одна тема… Одинаковые герои… Одна основная

мысль… Нелегкая жизнь животных, их сложные взаимоотношения с человеком.)

Приём «Мозговой штурм».

Ребятам предлагается подумать, над какими

вопросами

заставляют

задуматься

человека

авторы

этих

произведений,

и

сформулировать 1-2 вопроса для совместного обсуждения на уроке. (Почему жизнь

лошадей тяжёлая? Почему лошади плачут? Каким должно быть отношение

человека к прирученным животным?

Почему человек жестоко относится к

лошадям?)

На этапе работы с текстом использую приёмы «Чтение с пометками», «Выде-

ление ключевых слов». Выделение ключевых (наиболее важных) слов, предложений

в тексте и определение утверждений, которые они содержат, затем выделение клю-

чевых абзацев, как системы предложений, объединенных общими утверждениями

(аргументами) по поводу сути текстовой информацииприводят читателя к предло-

жениям, заслуживающим дальнейшего внимания, то есть интерпретации.

Произведения, к которым обращаемся на уроке, прочитаны. Работа строится

по группам. Предлагаю следующие задания.

- Найдите и прочитайте ключевые фразы, предложения, части текста с описа-

нием лошадей. Выделите выразительные средства, используемые при описании ло-

шадей, определите их роль.

1 группа - В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

(«Лошадь на круп грохнулась», «…за каплищей каплища по морде катится,

прячется в шерсти»).

2 группа - Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади»

(«…вокруг кола не то что трава – дернина была изгрызена и выбита дочерна.

Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус…». «В четыре-пять

лет у неё уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо и даже вены

в пахах начинали пухнуть.» «Какие-то неряшливые, опустившиеся, с невылинялой-

клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и об-

речённость во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре.» «Слёзы. Большие, с

добрую фасолину, лошадиные слёзы».)

3 группа- Б.Васильев «Великолепная шестерка».

(«… с лошадиных морд капала пена», «костлявые хребты неоседланных ло-

шадей», «лошадиный галоп тяжел и неуверен», «их сердца выламывают ребра, из

пересохших глоток рвется надсадный хрип, а пена стала розовой от крови». «…

оскаленные, задранные к небу мертвые лошадиные морды»)

Обучающиеся в результате работы приходят к выводу, что животным тяжело,

«тошно», «в глазах слёзы». А что же привело лошадей к такому состоянию? Допол-

ните словосочетание (… отношение к ним; … ненужность.).

- Найдите и выпишите фразы, в которых показано отношение людей к живот-

ным,подчеркните слова и словосочетания, которые помогут ответить на вопрос

«Как ведёт себя человек по отношению к лошадям?»(Учащиеся должны сделать

акцент на характерах людей, дать оценку поступкам людей).

1 группа - В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

«…сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились

,

смех зазвенел и зазвякал

:

- Лошадь упала! –

- Упала лошадь! –

Смеялся Кузнецкий».

(Примерные ответы. Зеваки изображены одной безликой массой: «за зева-

кой зевака…сгрудились». Это бездельники, одетые по последней моде. Они равно-

душны к чужой боли, смеются над упавшей лошадью. Смех их неестественный:

«Смех зазвенел и зазвякал», похожий на «вой»).

2 группа - Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади»

«Конюх Миколка, вечно пьяный, иногда и день и ночь не заявлялся к ним…».

(Примерные ответы. Конюх Миколка зачастую забывал о лошадях: «…во-

круг кола не то что трава – дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они посто-

янно томились, умирали от жажды, их донимал гнус…». Миколка проявляет же-

стокость по отношению к лошадям).

3 группа- Б.Васильев «Великолепная шестерка».

«Ветви хлестали по лицам всадников», «ветер туго надувал рубашки», «При-

шпорь, Роки, своего скакуна!», «Что может быть лучше топота копыт и беше-

ной скачки в никуда?»

«—А что делать с лошадьми? — Завтра еще покатаемся. — Завтра — конец

смены, Эдди».

(Примерные ответы. Ребята всю смену ходили к деду, чтобы брать лошадей –

«поиграть в ковбоев», испытывали восторг от скачки. Но утолив жажду игры, ко-

ней бросили. Уехали домой после смены, забыли про лошадей. Эгоистичны, равно-

душны.)

Учащиеся приходят к выводу, что люди в произведениях разные и по возрас-

ту, и по социальному положению, и по характерам, но их объединяет равнодушное,

жестокое, безответственное отношение к животным.

Послетекстовая работа. С целью целостного осмысления и обобщения полу-

ченной информации, преобразования ее в иную форму, формирования у каждого из

обучающихся собственного отношения к изучаемому материалупредлагаю следую-

щие вопросы.

- Почему же люди безответственно, жестоко относятся к лошадям? (Человек

не знает, что такое боль, человеку недостаточно воспитания нравственных ка-

честв…)

- К чему может привести такое отношение к лошадям? (Насилие над природой

приводит к озверению, потере человеческого в себе людей).

- Зачем писатели заставляют читателя задуматься над этими вопросами? (Пи-

сателей тревожит, что люди утратили людскую благодарность, доброту, милосер-

дие, сострадание. Поэтому они заставляют читателя задуматься над вопросами,

поднятыми в произведениях, чтобы изменить самого читателя, сделать его добрее,

милосерднее, порядочнее).

- Значит эти произведения не столько о животных, сколько о ком? (Эти произ-

ведения о людях, об их слабостях, недостатках, об их удивительной внутренней

схожести с нашими «меньшими братьями»).

- Вдумайтесь в слова Л.Н.Андреева: «… всё живое имеет одну и ту же душу,

всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равен-

стве сливается воедино перед грозными силами жизни». Выдвините предположе-

ние, вставляя пропущенные слова.

«Лошадь так же __________________, как и человек.

Лошадь так же боится ________________, как и человек.

Лошадь так же мечтает о _________________, как и человек».

(Учащиеся подбирают прилагательные: «слаба, беззащитна, одинока, бессиль-

на…» и существительные «одиночества, боли, голода, тоски…», «счастье, друге,

понимании, доме…).

- Итак, вспомните ключевой вопрос урока «Почему лошади плачут?» (Они

страдают от злобы, равнодушия, душевной чёрствости, ненужности).

- Что бы вы предложили, чтобы слёз и горя в мире стало меньше? (Чтобы

меньше было слёз, надо стараться быть добрее, милосерднее, не проходить мимо

чужой беды).

Завершая работу, предлагаю учащимся творческие задания на выбор:

1.

Дать развёрнутый письменный ответ на вопрос «Чем опасно равноду-

шие к «братьям нашим меньшим»? (7-10 предложений)

2.

Создать иллюстрацию обложки книги, в которой поставлена проблема

отношения человека и животного.

3.

Создать буктрейлер по книге, в которой поставлена проблема отноше-

ния человека и животного.

Таким образом, использование приёмов смыслового чтения позволяет читаю-

щему находить нужную и полезную информацию при работе с текстом, грамотно

строить собственные размышления, использовать полученные навыки в творческой

деятельности и в повседневной жизни.

Кроме того, смысловое чтение на уроках литературы создаёт условия для при-

обретения социально – нравственного опыта и заставляет думать, познавая мир.

Литература

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования.

2.

Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразоват. организа-

ций. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2015.

3.

Асмолов А.Г. Чтение в составе универсальный учебных действий / Формиро-

ваниие универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.

Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010.

4.

Васильев Б.Л. «Летят мои кони...» Сборник повестей и рассказов. М.: Совет-

ский писатель, 1984. 320 с.

5.

Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе./ Н.Е.Кутейникова.– М.: Про-

свещение, 2009.

6.

Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.

– М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.

7.

Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 - 9 классах: Как реали-

зовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н.Н. Сметанникова. - М.: Баласс, 2011.



В раздел образования