Напоминание

"Гражданско - патриотическое воспитание школьников в условиях школы - интерната"


Автор: Людмила Викторовна Бикищенко
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Боградская санаторная школа-интернат"
Населённый пункт: р Хакасия. с Боград. Боградский район.
Наименование материала: Статья
Тема: "Гражданско - патриотическое воспитание школьников в условиях школы - интерната"
Дата публикации: 16.01.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Бикищенко Л.В.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Хакасия «Боградская санаторная школа-интернат»,

Боградский р-н, Республика Хакасия

Гражданско - патриотическое воспитание школьников

в условиях школы – интерната.

Наша образовательная организация является санаторной школой -

интернатом для детей с малыми и затухающими формами туберкулеза. Дети

длительное время проживают в школе. Поэтому одной из главных задач наша

школа считает гражданско – патриотическое воспитание. Патриотическое

воспитание школьников является той объединяющей силой, которая сможет

вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на

словах, а на деле.

Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные

истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события.

Системе

образования

принадлежит

ведущая

роль

в

гражданском

и

патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос,

который стоит в настоящее время перед педагогическим коллективом - это

возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в

сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной

край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.Поэтому работа с

детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в

настоящее время.

Современную историю стремятся переделать, уменьшив роль нашей

страны во второй мировой войне. В общественное сознание внедряются

чуждые российскому менталитету, главным образом, проамериканские

ценности, вытесняющие отечественную историю, культуру, традиции.

Современная молодежь имеет доступ к различным источникам информации,

в

которых

не

всегда

умеет

правильно

ориентироваться.

Появляется

необходимость в правильно организованном воспитательном процессе,

направленном на формирование чувства патриотизма. Ребенок должен знать

героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких

людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого великого

чувства, как любовь к Родине. Но реализация гражданско-патриотического

воспитания только с помощью получения исторических знаний невозможна.

Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-

патриотического

воспитания,

адекватных

современным

социально-

педагогическим реалиям. Появляется необходимость в активном вовлечении

ребенка в социальную деятельность и сознательное участие в ней. В связи с

этим эффективны такие формы организации деятельности детей, как

поисковая

работа,

участие

в

социальных

проектах,

экскурсионная

деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными

людьми.

Так как дети живут в школе весь учебный год, вся воспитательная

работа ложится «на плечи» воспитателей и учителей. Работа по гражданско-

патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных

занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой

учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится

воспитательным

комплексом,

где

интегрируются

воспитательные

воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения

воспитывающего характера обучения целесообразно:

- усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в

традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя,

мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою

жизнь.

- использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее

открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов

учебной и внеурочной работы, развивающей знания и навыки, повышающие

социальную и культурную компетентность личности.В нашей школе созданы

следующие условия по гражданско – патриотическому воспитанию детей:

в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении,

взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и

конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического и

ученического сообщества;

функционирует система дополнительного образования;

разработана система традиционных общешкольных мероприятий и

творческих проектов;

развивается музейная работа;

развивается школьное ученическое самоуправление;

используются новые подходы к организации воспитательного процесса и

внедряются

современные

технологии

в

процесс

патриотического

воспитания

.

Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на

следующих формах воспитательной работы:

тематические

классные

часы,

уроки

мужества,

часы

общения,

общешкольные мероприятия;

изучение истории своей семьи, своего народа; проведение экскурсий в

музей, в парк Победы, к мемориальной стене советского солдата;

проведение встреч с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, а так же

участниками боевых действий горячих точках;

проведение военно – спортивных игр «Победа», «Праздник песни и

строя»;

кружковая работа;

участие в проектах, конкурсах, смотрах.

А так же очень важно убедить детей в том, что любовь к Родине

проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в

постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в

школе, хорошо работать на производстве, в сельском хозяйстве, помогать

тому, кому нужна твоя помощь: отстающему товарищу, родителям по дому,

пожилым людям. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия

– это тоже патриотизм. Для этого надо с детских лет воспитывать в детях

дисциплинированность, коллективизм, чувство товарищества, физически

развивать и закаливать подростков.

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое

воспитание

занимает центральное место в воспитательной системе

образования. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас –

педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих

граждан, патриотов России.

Список литературы:

.

1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. / И.А. Агапова, М.А.

Давыдова. — М.: Айрис-Пресс, 2002. — 212 с.

2. Александровская В.П. Военно-патриотическое воспитание

старшеклассников. / Под ред. В.Н. Савина. — Минск: Нар. Асвета, 1975. —

112 с.

3. Грузнова Т.А. и др. Воспитательная работа с учащимися: Уч. пос. —

Сыктывкар: Сыктывк. ун.-т, 1997. — 69 с.

4. Материалы с интернет – порталов.



В раздел образования