Автор: Людмила Викторовна Бикищенко
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Боградская санаторная школа-интернат"
Населённый пункт: р Хакасия. с Боград. Боградский район.
Наименование материала: Статья
Тема: "Гражданско - патриотическое воспитание школьников в условиях школы - интерната"
Дата публикации: 16.01.2025
Раздел: среднее образование
Бикищенко Л.В.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Хакасия «Боградская санаторная школа-интернат»,
Боградский р-н, Республика Хакасия
Гражданско - патриотическое воспитание школьников
в условиях школы – интерната.
Наша образовательная организация является санаторной школой -
интернатом для детей с малыми и затухающими формами туберкулеза. Дети
длительное время проживают в школе. Поэтому одной из главных задач наша
школа считает гражданско – патриотическое воспитание. Патриотическое
воспитание школьников является той объединяющей силой, которая сможет
вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на
словах, а на деле.
Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные
истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события.
Системе
образования
принадлежит
ведущая
роль
в
гражданском
и
патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос,
который стоит в настоящее время перед педагогическим коллективом - это
возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в
сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной
край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.Поэтому работа с
детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в
настоящее время.
Современную историю стремятся переделать, уменьшив роль нашей
страны во второй мировой войне. В общественное сознание внедряются
чуждые российскому менталитету, главным образом, проамериканские
ценности, вытесняющие отечественную историю, культуру, традиции.
Современная молодежь имеет доступ к различным источникам информации,
в
которых
не
всегда
умеет
правильно
ориентироваться.
Появляется
необходимость в правильно организованном воспитательном процессе,
направленном на формирование чувства патриотизма. Ребенок должен знать
героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких
людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого великого
чувства, как любовь к Родине. Но реализация гражданско-патриотического
воспитания только с помощью получения исторических знаний невозможна.
Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-
патриотического
воспитания,
адекватных
современным
социально-
педагогическим реалиям. Появляется необходимость в активном вовлечении
ребенка в социальную деятельность и сознательное участие в ней. В связи с
этим эффективны такие формы организации деятельности детей, как
поисковая
работа,
участие
в
социальных
проектах,
экскурсионная
деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными
людьми.
Так как дети живут в школе весь учебный год, вся воспитательная
работа ложится «на плечи» воспитателей и учителей. Работа по гражданско-
патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных
занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой
учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится
воспитательным
комплексом,
где
интегрируются
воспитательные
воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения
воспитывающего характера обучения целесообразно:
- усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в
традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя,
мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою
жизнь.
- использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее
открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов
учебной и внеурочной работы, развивающей знания и навыки, повышающие
социальную и культурную компетентность личности.В нашей школе созданы
следующие условия по гражданско – патриотическому воспитанию детей:
в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении,
взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и
конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического и
ученического сообщества;
функционирует система дополнительного образования;
разработана система традиционных общешкольных мероприятий и
творческих проектов;
развивается музейная работа;
развивается школьное ученическое самоуправление;
используются новые подходы к организации воспитательного процесса и
внедряются
современные
технологии
в
процесс
патриотического
воспитания
.
Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на
следующих формах воспитательной работы:
тематические
классные
часы,
уроки
мужества,
часы
общения,
общешкольные мероприятия;
изучение истории своей семьи, своего народа; проведение экскурсий в
музей, в парк Победы, к мемориальной стене советского солдата;
проведение встреч с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, а так же
участниками боевых действий горячих точках;
проведение военно – спортивных игр «Победа», «Праздник песни и
строя»;
кружковая работа;
участие в проектах, конкурсах, смотрах.
А так же очень важно убедить детей в том, что любовь к Родине
проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в
постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в
школе, хорошо работать на производстве, в сельском хозяйстве, помогать
тому, кому нужна твоя помощь: отстающему товарищу, родителям по дому,
пожилым людям. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия
– это тоже патриотизм. Для этого надо с детских лет воспитывать в детях
дисциплинированность, коллективизм, чувство товарищества, физически
развивать и закаливать подростков.
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое
воспитание
занимает центральное место в воспитательной системе
образования. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас –
педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих
граждан, патриотов России.
Список литературы:
.
1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. / И.А. Агапова, М.А.
Давыдова. — М.: Айрис-Пресс, 2002. — 212 с.
2. Александровская В.П. Военно-патриотическое воспитание
старшеклассников. / Под ред. В.Н. Савина. — Минск: Нар. Асвета, 1975. —
112 с.
3. Грузнова Т.А. и др. Воспитательная работа с учащимися: Уч. пос. —
Сыктывкар: Сыктывк. ун.-т, 1997. — 69 с.
4. Материалы с интернет – порталов.