Автор: Бородина Эльвира Альбертовна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ ДС 49 "Родничок"
Населённый пункт: г. Нижневартовск ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Маленькие патриоты Югры"
Дата публикации: 16.05.2025
Раздел: дошкольное образование
«МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ ЮГРЫ»
Не
так
давно
возникшая,
a
в
последнее
время
усиливающаяся
разобщённость людей, их стремление к «частной», обособленной жизни,
участившиеся попытки переписать историю и постоянное равнение на Запад
приводят к тому, что у наших людей медленно, но стабильно утрачивается
гордость за свою страну, за её великое прошлое.
И поэтому, сегодня одним из важных аспектов воспитательного процесса
является воспитание патриотов России, граждан правового, демократического
государствa, уважающих правa и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость,
уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для
дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость
педагогическим влияниям, сила и глубина впечатления. Потому все, что
усвоено в этот период - знания, навыки, привычки, способы поведения,
складывающиеся черты характера – оказывается особенно прочными, и
являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития
личности.
Процесс
патриотического
воспитания
необходимо
начинать
в
дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно -
нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов
социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в
окружающем мире.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует
воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Патриотизм
— нравственный и политический принцип, социальное
чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность
подчинить его интересaм свои частные интересы.
Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к
своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей
разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, a другие их
таковыми не считают.
Актуальность проблемы заключается в том, что в последнее время в
нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону
хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День
единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные
игры, всё чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается реклама.
Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не
вечные истины и доблести, a криминальная, силовая героика. Объективными
показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются:
проявление компьютерной зависимости, включая жестокие игры. Наблюдается
взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей
между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта,
милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий
капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье
под руководством родителей растет будущий гражданин.
Поэтому главная задача дошкольного учреждения – как можно раньше
пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них тaкие черты
характерa, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей
страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной
улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и
уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к
доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Организуя работу по патриотическому воспитанию дошкольников в
современных условиях, я поддерживаю следующие идеи:
гуманизация
педагогического процесса на основе развития познавaтельных способностей
детей, формирование социально-активной личности гражданина и патриота,
обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинствa,
любви к Отечеству.
Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать
накопление ребёнком социального опыта жизни и усвоение принятых в
обществе норм поведения и взаимоотношений.
Чтобы сохранить у детей интерес к новому материалу, использую
следующие подходы и инновационные технологии:
- личностно – ориентированный подход к детям;
- личностно – деятельный подход (ориентирование на действие, технология
дидактических задач);
- интегрированная система;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии.
Особое значение для детей дошкольного возраста играют культурно-
массовые мероприятия, включающие в себя: праздники, развлечения, досуги,
викторины, игровые программы, спортивные состязания, концерты и т.д.
Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей
дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают
большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение
праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они
объединяются
общими
переживаниями,
у
них
воспитываются
основы
коллективизма; произведения фольклорa, песни и стихи о Родине, о родной
природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и
развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру
поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей
стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор,
развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов,
хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это
является важным фактором эстетического воспитания.
Свою работу по патриотическому воспитанию старших дошкольников веду
по трем направлениям:
Работа
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
посредством
культурно-массовых мероприятий. В процессе своей работы использую:
игры – занятия, игры – развлечения, праздники, художественные
постановки, экскурсии, чтение художественной литературы, занятия с
использованием электронных презентаций, занятия в мини-музее
детского сада.
Работа с педагогами внутри педагогического коллектива, которая
проходит в форме консультаций, выставок детских работ, бесед, мастер
– классов, фольклорных праздников, развлечений и т.д.
Работа с родителями. В течение учебного года активно веду совместную
работу с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию, где
родители являются активными участниками выставок, соревнований,
экскурсий и праздников.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания,
необходимо строить свою работу в соответствии с местными условиями и
индивидуальными
особенностями
детей
группы.
Воспитание
чувства
патриотизмa
у
дошкольников
требует
от
педагогa
большой
личной
убеждённости, вдохновения.
Воспитать действенную любовь к близким людям, к малой родине, к
России возможно только совместными усилиями детского сада и семьи.
Для
того
чтобы
дошкольное
учреждение
помогло
воспитанию
патриотических чувств, жизнь детей в нём должна быть интересной,
насыщенной, запоминающейся. Надолго остаются в памяти ребёнка только те
впечатления, которые вызвали у него эстетическое наслаждение, позволили
пережить радость узнавания и сделать собственное открытие.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников требует от педагога
большой личной убежденности, вдохновения. Никакие знания воспитателя не
дадут эффекта, если сам он не будет любить страну, свой город, свой народ.
Условия
детского
сада
не
всегда
позволяют
обеспечить
непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут
прийти родители в сложном деле воспитания патриотов.
Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать
действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России.