Напоминание

Диагностика творческих способностей старших дошкольников


Автор: Косьянова Алина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №5 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей (старшего дошкольного возраста) в игровой деятельности
Тема: Диагностика творческих способностей старших дошкольников
Дата публикации: 16.06.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕ-

СКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ (СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА) В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Диагностика творческих способностей старших дошкольников

Одной из задач педагога дошкольной образовательной организации яв-

ляется развитие творческого потенциала воспитанников. Для этого необходи-

мо узнать начальный уровень развития творческих способностей детей.

Мы проводили диагностику универсальных творческих способностей в

группе детей старшего дошкольного возраста в МБОУ «Гимназия №1» (до-

школьная ступень) г. Кемерово. В исследовании приняли участие 16 человек.

Чтобы определить развитие творческих способностей детей в процессе

игровой деятельности, были проведены методики, текст которых представ-

лен в приложении Б:

Методика «Солнце в комнате» В. Синельников, В. Кудрявцев.

«Способность оригинально обыграть игрушку» (определения

уровня креативности в игре). Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова.

Первую методику, которую мы проводили, это авторская методика

«Солнце в комнате». В. Синельникова, В. Кудрявцева. Текст методики пред-

ставлен в приложении Б.

Детям было необходимо дорисовать картинку так, чтоб она стала вер-

ной. Задание проводилось в группах: две группы по 8 человек. Дети обеих

групп проявили интерес к заданию, при получении карточек дети сравнивали

свои карточки с карточками рядом сидящих детей. После понимания, что

карточки у всех одинаковые, ажиотаж стих и дети принялись слушать в чем

заключается задание. Один мальчик, Игнат П., вначале отказался принимать

участие и присоединился лишь когда увидел, как остальные дети погрузи-

лись в работу.

Результаты исследования по этой методике представлены в таблице 1.

Выводы об уровне развития

воображения детей:

5 баллов – высокий уровень;

3-4 балла – средний уровень;

1-2 балла – низкий уровень.

Таблица 1. Результаты уровня развития воображения по методике

«Солнце в комнате»

№ ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Дима А.

Петя А.

Оля Б.

Вика В.

Алиса Г.

Сергей К.

Тася К.

Семен Л.

Ксюша М.

Игнат П.

Катя П.

Даниил С.

Оля Т.

Андрей Т.

Наташа Х.

Женя Ч.

Баллы

3

2

3

3

3

2

2

1

2

1

2

4

5

3

2

2

Далее после таблицы 1 представлен рисунок 1, на котором мы видим,

какое количество детей относится к высокому, среднему и низкому уровню

реализации воображения.

Из рисунка 1 видно, что большая часть испытуемых, это 9 детей (56%)

имеют низкий уровень развития творческих способностей. Всего лишь 2 ре-

бенка (Семен Л. и Игнат П.) решили совсем ничего не менять и просто рас-

красили солнце, остальные же (Тася К., Катя П., Петя А, Женя Ч.) рисовали

солнце в другом месте комнаты или (Ксюша М., Сергей К., Наташа Х.) за-

рисовывали пятном. Некоторые дети (Ксюша М., Алиса Г., Наташа Х.) пыта-

лись получить помощь у педагога или подсмотреть у своих одногруппников.

При выполнении задания дети не сразу включались в работу, некоторые из

них даже не сразу заметили «солнце в комнате», только после наводящего во-

проса «Найдите то, что перепутал художник» – они смогли заметить несоот-

ветствие. Средним уровнем обладают 6 человек: из них 5 человек (Вика В.,

Андрей Т., Дима А., Алиса Г., Оля Б.) просто рисовали солнце на улице, ба-

бочек или цветы. Даниил С. преобразил солнце в часы, нарисовав циферблат.

И только 1 ребенок обладает высоким уровнем развития творческих способ-

ностей, это Оля Т.. Она нарисовала вокруг картины рамку, в этой рамке до-

рисовала дом и облака. Второе солнце нарисовала за пределами комнаты.

0,00%

10,00%

20,00%

30,00%

40,00%

50,00%

60,00%

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Рисунок 1. Результаты диагностики по методике «Солнце в комнате»

Следующим заданием для исследования творческих игровых проявле-

ний была методика «Способность оригинально обыграть игрушку» (Прило-

жение Б). Целью является изучение уровня развития творчества в сюжетно-

ролевой игре, создание оригинальных образов. Согласно инструкции, ребен-

ку необходимо было обыграть предложенную игрушку. Мы предлагали де-

тям Жирафа Полли.

Критерии развития творческих способностей оценивались по трёх-

балльной шкале:

I уровень - высокий - соответствует тому, что игрушка оригиналь-

но обыгрывается, ребенок быстро, ярко начинает играть в нее, с

желанием принимать игрушку, рассматривает ее, обращается к

ней особым образом, включает ее в особый свой собственный

сюжет. (3 балла)

II уровень - средний. Ребенок легко принимает игрушку, рассмат-

ривает ее, использует уже известный сюжет, новый вариант не

предлагает, может использовать сюжет предложенный взрослым

или другими детьми. (2 балла)

III уровень - низкий. Ребенок принимает игрушку, просто ходит с

ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не

включает, новых вариантов сюжета не придумывает, быстро

устает от игрушки и оставляет ее. (1 балл )

Результаты были занесены в таблицу 2.

Таблица 2. Уровень развития творчества в сюжетно-ролевой игре по методи-

ке «Способность оригинально обыграть игрушку»

№ ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Дима А.

Петя А.

Оля Б.

Вика В.

Алиса Г.

Сергей К.

Тася К.

Семен Л.

Ксюша М.

Игнат П.

Катя П.

Даниил С.

Оля Т.

Андрей Т.

Наташа Х.

Женя Ч.

Уровень

с

с

с

с

с

н

н

н

н

н

н

в

в

с

н

с

Далее после таблицы 2 представлен рисунок 2, на котором мы видим, какое

количество детей относится к высокому, среднему и низкому уровню разви-

тия творчества в сюжетно ролевой игре.

0,00%

5,00%

10,00%

15,00%

20,00%

25,00%

30,00%

35,00%

40,00%

45,00%

50,00%

Рисунок 2. – Результаты диагностики по методике «Способность оригиналь-

но обыграть игрушку»

Примеры протоколов проведенной диагностики нескольких детей

представлены в Приложении В. Таким образом, 7 детей (43%) имеют низкий

уровень развития творчества в сюжетно-ролевой игре (Сергей К., Тася К., Се-

мен Л., Ксюша М., Игнат П., Катя П., Наташа Х.) Для таких детей характерно

отсутствие игрушки в сюжете игры. Начиная играть с игрушкой, дети быстро

про нее забывали, оставляли ее и переключались на другие вещи. Дети с низ-

ким уровнем развития редко взаимодействуют в ролевых играх с другими

детьми. В отличие от детей со средним уровнем развития воображения они

без интереса принимают предложенную тему для игры и доводят ее до фина-

ла.

Средний уровень развития творческих способностей в сюжетно роле-

вой игре так же присущ 7 детям (Дима А., Петя А.,

Оля Б., Вика В., Алиса

Г., Женя Ч.). Эти дети легко и с интересом принимали игрушку. Однако их

игры сводились к знакомым им сюжетам, для девочек это «Семья», «Больни-

ца», «Парикмахерская/салон красоты», для мальчиков же «Война», «Гонки на

автомобилях» или же был выбран сюжет из знакомых их сказок и мульт-

фильмов. Чаще эти дети играют небольшими группами (2-3 человека) своей

половой принадлежности. Дети этой группы чаще принимают тему детей –

лидеров, взрослого, чем придумывают самостоятельно.

Высокий уровень характерен детям-лидерам, это Даниил С., Оля Т..

Они самостоятельно могут выбрать тему игры руководствуясь своими знани-

ями об окружающем мире и привносить в нее что-то новое и креативное, им

получается организовать совместную игровую деятельность с детьми проти-

воположного пола. Эти дети достаточно долгое время играют с предложен-

ной игрушкой и используют ее в своем игровом сюжете в важной роли.

Несмотря на эти показатели, наблюдая за игрой сюжетно-ролевой иг-

рой детей мной было замечено, что у большей половины детей низкий уро-

вень ролевого диалога. Некоторые дети (Вика В., Дима А., Алиса Г., Петя А.)

не знают, как развить общение в соответствии с ролью, которой они облада-

ют и используют только основные фразы, поэтому их игра не получает разви-

тия, а быстро приходит к завершению. Например, девочки (Алиса Г. и Ната-

ша Х.) взяли на себя роли доктора и пациента. Доктор Алиса Г. после обсле-

дования зрения пациентки Наташи Х. поставила диагноз «Ухудшение зре-

ния», не поинтересовавшись жалобами пациентки и не прописав никакого ле-

чения, и просто «отправила» больную домой. После этого девочки просто по-

менялись ролями и проиграли идентичный сюжет, но уже наоборот.

Результаты методики «Способность оригинально обыграть игрушку»

немного лучше результатов методики «Солнце в комнате». Мы считаем, что

это потому что дети большую часть времени все-таки занимаются игровой

деятельностью, в которой нет таких жестких определенных рамок.

Таким образом, результаты исследования показали, что детям харак-

терен средний и низкий уровень развития творческих способностей. Для

того, чтоб этот уровень повысить необходимо провести специальную работу

по развитию творческих способностей средствами игровой деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

1.

Методика " Солнце в комнате"

О с н о в а н и е . Реализация воображения.

Цель: выявление способностей ребенка к преобразованию «нереаль-

ного» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несо-

ответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится

человек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению. Педагог, демонстрируя картинку, гово-

рит: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней

нарисовано». По перечисленным деталям изображения (стол, стул, челове-

чек, лампа, солнышко и т. д.), воспитатель обращает внимание на то, что

солнце нарисовано в пределах комнаты и предлагает ребенку, если это

необходимо, исправить картинку, так, как будет правильным по нению ре-

бенка. Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто

объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.

Обработка данных.

В ходе исследования воспитатель оценивает

попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по

пятибалльной системе:

1.

Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как испра-

вить», «Все верно») – 1 балл.

2.

Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить сол-

нце) – 2 балла.

3.

Содержательное устранение несоответствия:

a.

простой ответ (нарисовать в другом месте – «Солнышко на ули-

це») – 3 балла.

b.

сложный ответ (переделать рисунок – «Сделать из солнца пред-

мет») – 4 балла.

4.

Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от

других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать»,

«Нарисовать окно» и так далее) -5 баллов.

Выводы об уровне развития:

5 баллов – высокий уровень;

3-4 балла – средний уровень;

1-2 балла – низкий уровень.

2.

Задание «Способность оригинально обыграть игруш-

ку»

Цель: изучение уровня развития творчества в сюжетно-ролевой

игре, создание оригинальных образов.

Материал. Необычная игрушка.

Инструкция к проведению. В группу вносится игрушка и вос-

питатель предлагает ребенку обыграть ее.

Обработка данных.

Для оценки этого задания были выделены три уровня:

I уровень - высокий - соответствует тому, что игрушка оригиналь-

но обыгрывается, ребенок быстро, ярко начинает играть в нее, с желанием

принимать игрушку, рассматривает ее, обращается к ней особым образом,

включает ее в особый свой собственный сюжет. (3 балла)

II уровень - средний. Ребенок легко принимает игрушку, рассмат-

ривает ее, использует уже известный сюжет, новый вариант не предлагает,

может использовать сюжет, предложенный взрослым или другими детьми. (2

балла)

III уровень - низкий. Ребенок принимает игрушку, просто ходит с

ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, но-

вых вариантов сюжета не придумывает, быстро устает от игрушки и остав-

ляет ее. (1 балл )

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Протоколы диагностики по методике «Способность оригинально обы-

грать игрушку»

Вика В. С интересом отнеслась к происходящему и с радостью

взяла игрушку, чтоб ей поиграть, перед этим поинтересовавшись ее

именем. Позвала играть с собой с собой Ксюшу М. Унесла игрушку в

учебную зону, где усадила рядом с ней свою компаньонку и стала их

учить рисовать.

Даниил С. Очень обрадовался игрушке. Спросил у воспитателя

разрешения забрать медведя с собой в игровой уголок. Показал осталь-

ным ребятам и предложил устроить «Поиск сокровищ». Раздал всем

роли для подготовки к игре. Одни мальчики строили корабль, а он с

жирафом сел рисовать карту. По окончанию подготовки собрал маль-

чишек раздал роли: матросы, пираты. Поручил роль капитана игрушке,

а сам был верным его спутником.

Игнат П. Игрушка понравилась, но взять ее с собой играть не за-

хотел. Просто потрогал материал, поразглядывал мелкие детали и по-

ложил на стол.

Оля Б. Внимательно рассмотрела игрушку. Взять решилась лишь

после предложения воспитателя. Повела ее в уголок красоты и стала

там наряжать и понарошку делать макияж.



В раздел образования