Напоминание

статья о воспитании


Автор: Никифорова Татьяна Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ р.п. Ровное Ровенского муниципального района Саратовской области
Населённый пункт: р. п. Ровное
Наименование материала: Особенности воспитания в начальной школе: содержание, цели и задачи, направления.
Тема: статья о воспитании
Дата публикации: 16.06.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Никифорова Татьяна Ильинична

учитель начальных классов

МБОУ СОШ р.п. Ровное

Ровенского муниципального района

Саратовской области

Особенности воспитания в начальной школе: содержание, цели и задачи,

направления.

Главная задача в воспитании младших школьников – дать позитивный опыт общения с

другими людьми, научить корректно себя вести и правильно действовать в разных

ситуациях. Семья и школа создают условия для развития свободной, гуманной,

творческой, духовной, практической личности ребенка.

Воспитание в начальной школе имеет четкую цель и направленность. Его особенности:

Процесс нужно тщательно продумать и правильно организовать.

Результаты воспитания могут быть неоднозначными.

Беседы, показательные примеры и пр. приносят плоды только через некоторое время.

Нужно учитывать, что воспитание не дает мгновенного результата.

Нужно соблюдать единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания.

Личностные качества детей формируются неравномерно.Нужно уделять наибольшее

внимание тем из них, которые развиваются медленнее остальных.

Воспитание в начальной школе ведется по нескольким направлениям: социальному,

физическому, духовному, эстетическому. У детей формируются личностное и

гражданское самосознание, навыки здорового образа жизни, нравственные, этические,

семейные ценности, любовь к труду, природе, искусству, способность организовывать

свой досуг.

Эффективные формы деятельности в воспитательной работе с младшими

школьниками

Задачи воспитания педагог начальной школы решает на протяжении всего учебного дня.

Но наиболее выраженный воспитательный эффект достигается при организации:

Игры. Игровая деятельность развивает восприятие, внимание, воображение, мышление,

формирует личные интересы ребенка, способствует проявлению инициативы, активности,

вызывает положительные эмоции. Игра дает школьникам отдохнуть от умственной

работы.

Досугово-развлекательной деятельности. Посещение театров, музеев, концертов,

выставок и других культурных мероприятий способствует активному воспитательному

процессу, помогает школьникам приобрести социальные знания, сформировать первичное

понимание повседневной жизни и социальной реальности.

Спортивно-оздоровительной деятельности. Занятия физкультурой, спортивные

соревнования, физкультминутки и другие формы физического воспитания в начальной

школе, а также классные часы, проекты, мероприятия на тему ЗОЖ формируют у детей

основы здорового образа жизни, понимание правил безопасности, учат полезно и

разнообразно проводить досуг.

Какую роль в воспитании детей в начальной школе играет учитель?

Воспитательная работа с детьми в начальных классах направлена на знакомство с

нормами и правилами поведения, на формирование личностных качеств, взглядов,

убеждений. Чтобы эффективно воспитывать детей, педагог должен сам обладать

некоторыми качествами, в их числе:

Профессионализм – знания в сфере педагогики и психологии, навыки общения с детьми,

сформированный стиль педагога и пр.

Эмпатия – способность понимать чувства других людей и сопереживать им,

отзывчивость, доброжелательность, чуткость.

Педагогический такт – умение сочетать доброту и строгость, доверие и контроль.

Воспитательный процесс в начальной школе строится в двух направлениях: от учителя к

ученикам и от учеников к учителю. Педагогу важно учитывать информацию, которую он

получает от детей, анализировать ее при выборе приоритетных задач, содержания, форм и

методов воспитания.

Какую роль в воспитании младших школьников играют родители?

Роль семьи в становлении личности ребенка несравнима ни с одним социальным

институтом, включая школу. Именно семейное воспитание формирует и развивает

личность, помогает ребенку овладеть социальными ролями, адаптироваться в обществе.

Родители и другие родственники закладывают основы нравственности, задают нормы

поведения, раскрывают внутренний мир и индивидуальные качества личности ребенка.

Перед семьей младшего школьника стоит целый ряд воспитательных задач, которые

нельзя перекладывать на педагогов, а тем более на телевизор, интернет или улицу.

Родители должны передать ребенку знания, умения, навыки поведения в обществе,

сформировать у него высокие нравственные нормы и духовные ценности. Для этого

необходимо разнообразно и полезно организовывать быт и досуг, не избегать семейного

общения.

Важную роль в семейном воспитании играет приобщение ребенка к посильному труду.

Чтобы в будущем ребенку было комфортно жить в многонациональном современном

обществе, родители должны обеспечить поликультурное воспитание – объяснить

особенности внешности, взглядов, поведения представителей разных народов, культур,

религий, необходимость уважать чужое мировоззрение.



В раздел образования