Автор: Никифорова Татьяна Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ р.п. Ровное Ровенского муниципального района Саратовской области
Населённый пункт: р. п. Ровное
Наименование материала: Особенности воспитания в начальной школе: содержание, цели и задачи, направления.
Тема: статья о воспитании
Дата публикации: 16.06.2025
Раздел: начальное образование
Никифорова Татьяна Ильинична
учитель начальных классов
МБОУ СОШ р.п. Ровное
Ровенского муниципального района
Саратовской области
Особенности воспитания в начальной школе: содержание, цели и задачи,
направления.
Главная задача в воспитании младших школьников – дать позитивный опыт общения с
другими людьми, научить корректно себя вести и правильно действовать в разных
ситуациях. Семья и школа создают условия для развития свободной, гуманной,
творческой, духовной, практической личности ребенка.
Воспитание в начальной школе имеет четкую цель и направленность. Его особенности:
Процесс нужно тщательно продумать и правильно организовать.
Результаты воспитания могут быть неоднозначными.
Беседы, показательные примеры и пр. приносят плоды только через некоторое время.
Нужно учитывать, что воспитание не дает мгновенного результата.
Нужно соблюдать единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания.
Личностные качества детей формируются неравномерно.Нужно уделять наибольшее
внимание тем из них, которые развиваются медленнее остальных.
Воспитание в начальной школе ведется по нескольким направлениям: социальному,
физическому, духовному, эстетическому. У детей формируются личностное и
гражданское самосознание, навыки здорового образа жизни, нравственные, этические,
семейные ценности, любовь к труду, природе, искусству, способность организовывать
свой досуг.
Эффективные формы деятельности в воспитательной работе с младшими
школьниками
Задачи воспитания педагог начальной школы решает на протяжении всего учебного дня.
Но наиболее выраженный воспитательный эффект достигается при организации:
Игры. Игровая деятельность развивает восприятие, внимание, воображение, мышление,
формирует личные интересы ребенка, способствует проявлению инициативы, активности,
вызывает положительные эмоции. Игра дает школьникам отдохнуть от умственной
работы.
Досугово-развлекательной деятельности. Посещение театров, музеев, концертов,
выставок и других культурных мероприятий способствует активному воспитательному
процессу, помогает школьникам приобрести социальные знания, сформировать первичное
понимание повседневной жизни и социальной реальности.
Спортивно-оздоровительной деятельности. Занятия физкультурой, спортивные
соревнования, физкультминутки и другие формы физического воспитания в начальной
школе, а также классные часы, проекты, мероприятия на тему ЗОЖ формируют у детей
основы здорового образа жизни, понимание правил безопасности, учат полезно и
разнообразно проводить досуг.
Какую роль в воспитании детей в начальной школе играет учитель?
Воспитательная работа с детьми в начальных классах направлена на знакомство с
нормами и правилами поведения, на формирование личностных качеств, взглядов,
убеждений. Чтобы эффективно воспитывать детей, педагог должен сам обладать
некоторыми качествами, в их числе:
Профессионализм – знания в сфере педагогики и психологии, навыки общения с детьми,
сформированный стиль педагога и пр.
Эмпатия – способность понимать чувства других людей и сопереживать им,
отзывчивость, доброжелательность, чуткость.
Педагогический такт – умение сочетать доброту и строгость, доверие и контроль.
Воспитательный процесс в начальной школе строится в двух направлениях: от учителя к
ученикам и от учеников к учителю. Педагогу важно учитывать информацию, которую он
получает от детей, анализировать ее при выборе приоритетных задач, содержания, форм и
методов воспитания.
Какую роль в воспитании младших школьников играют родители?
Роль семьи в становлении личности ребенка несравнима ни с одним социальным
институтом, включая школу. Именно семейное воспитание формирует и развивает
личность, помогает ребенку овладеть социальными ролями, адаптироваться в обществе.
Родители и другие родственники закладывают основы нравственности, задают нормы
поведения, раскрывают внутренний мир и индивидуальные качества личности ребенка.
Перед семьей младшего школьника стоит целый ряд воспитательных задач, которые
нельзя перекладывать на педагогов, а тем более на телевизор, интернет или улицу.
Родители должны передать ребенку знания, умения, навыки поведения в обществе,
сформировать у него высокие нравственные нормы и духовные ценности. Для этого
необходимо разнообразно и полезно организовывать быт и досуг, не избегать семейного
общения.
Важную роль в семейном воспитании играет приобщение ребенка к посильному труду.
Чтобы в будущем ребенку было комфортно жить в многонациональном современном
обществе, родители должны обеспечить поликультурное воспитание – объяснить
особенности внешности, взглядов, поведения представителей разных народов, культур,
религий, необходимость уважать чужое мировоззрение.