Автор: Еремеева Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия им. З,А. Космодемьянской
Населённый пункт: п. Чегдомын, Хабаровский край
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Технология исследовательской деятельности как средство формирования УУД младших школьников
Дата публикации: 16.07.2025
Раздел: начальное образование
Технология исследовательской деятельности как средство формирования
УУД младших школьников
Важнейшей
задачей
современной
системы
образования
является
формирование
совокупности
универсальных
учебных
действий,
обеспечивающих
умение
учиться,
а
также
способности
личности
к
саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного
присвоения
нового социального опыта, что
поможет
ей развиваться в
непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идет речь в стандартах
второго поколения. Опираясь на мнение членов педагогического сообщества,
поддерживаю
тот
факт,
что,
несмотря
на
очевидную
необходимость
формирования универсальных умений, желаемого результата получить пока не
удаётся.
Об
этой
проблеме
свидетельствуют
результаты
последних
международных исследований PISA. Они показали, что российские школьники
на
высоком
уровне
овладевают
предметными
умениями,
тогда
как
формирования общеучебных умений в должной мере не происходит. Казалось
бы, они должны сформироваться, если в каждом школьном предмете этому
уделяется внимание. Но какой-то завершающей точки в этом процессе, видимо,
не ставится. Возникает проблема
:
что позволит изменить ситуацию, научит
учащихся пользоваться арсеналом разных учебных средств в нестандартной
учебно-практической ситуации. Придерживаюсь мнения, что решить данную
проблему можно, применяя технологию исследовательской деятельности,
целью
которой является формирование универсальных учебных действий
учащихся через применение приёмов и методов, способствующих развитию
учащихся самостоятельно добывать новые знания.
Начиная работу,
определила для себя задачи:
1.Изучить и освоить технологию исследовательской деятельности, научиться
управлять деятельностью учащихся в ходе исследований.
2.Включать исследовательские методы как в урочную, так и во внеурочную
деятельность,
формируя
тем
самым
регулятивные,
познавательные,
личностные и коммуникативные УУД учащихся.
В своей работе я опираюсь на авторскую методику исследовательского
обучения младших школьников Александра Ильича Савенкова.
Придерживаюсь следующих принципов:
Ориентация на познавательные интересы учащегося. Исследование –
процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается
только на основе внутренней потребности, в данном случае потребности в
познании. Реализуя данный принцип, формирую личностные универсальные
действия, а именно познавательную мотивацию.
Свобода выбора и ответственность за собственное обучение. При
условии
его
реализации
образование
способно
стать
адекватным
индивидуальным целям личности и способствовать формированию личностных
универсальных учебных действий, а именно смыслообразованию.
Освоение знаний в единстве со способами их получения. Значимо
освоение не только определённого объема информации, но и самого пути
получения нового знания на основе овладения способами его обнаружения.
Реализация
данного
принципа
позволяет
формировать
познавательные
универсальные учебные действия, учит делать выбор наиболее эффективных
способов.
Ученик не просто потребляет информацию, а сам порождает знание.
Знания, предлагаемые для освоения учащемуся в традиционном образовании
новы лишь для него. В условиях, когда в качестве главной ценности
образования рассматриваются не знания, а способы их получения, неважно,
насколько добытая учеником информация нова, главное, что это способствует
формированию познавательных универсальных учебных действий.
Сочетание продуктивных и репродуктивных методов обучения.
Далеко не всё, что следует освоить ребенку, он должен открывать в ходе
самостоятельного исследования. А потому использование исследовательских
методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных.
Психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно
усваивается тот материал, который переосмыслен ребенком.
Работу по организации исследовательской деятельности начинаю с
беседы с родителями, в которой показываю необходимость
и значимость
исследовательской деятельности в развитии ребенка. Объясняю, что родители,
заинтересованные в развитии своего ребенка, пытаются направить ребёнка на
самостоятельные
наблюдения,
размышления,
на
формулирование
интересующего их понятия. Иногда показываю, как это нужно делать. Это и
есть начало формирования личности исследователя.
Над исследованием
работаем в 2 этапа: сначала тренировочные занятия, а затем самостоятельные
исследования.
Начало любого исследования – это выбор темы, который помогает
формировать
личностные
универсальные
учебные
действия,
а
именно
установление учащимися связи между деятельностью и её мотивом.
Тема
должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Чтобы ребенок
определился с темой, предлагаю ему ряд вопросов: Что тебе интересно больше
всего? Чем ты хочешь заниматься в первую очередь? Чем ты чаще всего
занимаешься в свободное время? О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем ты мог бы гордиться?
Понимаю, что не стоит затягивать и с выбором темы. Действовать
следует быстро, пока интерес не угас. Тема должна быть доступной, т.е.
проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Иногда
формулируем её в виде вопроса или проблемы. При выборе темы ребёнком
помню о том, что работа должна быть выполнена относительно быстро, т.к
способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте у
младшего школьника ограничена. Предусматриваю сочетание желаний и
возможностей. После формулировки темы учу ребенка формулировать цель
исследования, т.е. предлагаю ему ответить на вопрос, зачем ты это будешь
делать, тем самым развиваю регулятивные универсальные учебные действия, а
именно целеполагание. Затем уточняем задачи. Объясняю, что задачи – это
основные шаги для достижения цели. Очень важный шаг исследования – это
выдвижение гипотезы. Гипотеза выступает необходимым и кульминационным
моментом мыслительного процесса. Поэтому одним из главных, базовых
умений
исследователя
является
умение
выдвигать
гипотезы,
строить
предположения.
Для формулировки гипотез даю слова – помощники
«предположим…», «допустим…», «возможно…», «что, если…». Множество
интересных гипотез рождается у учащихся в результате попыток поиска
ответов
на
собственные
вопросы.
Обучение
выдвижению
гипотез
способствует развитию познавательных универсальных учебных действий.
Следующий этап исследования – составление плана работы. Для того
чтобы составить план, прошу ответить на вопрос, как мы можем узнать что-то
новое о том, что ты исследуешь. Определяем, какими методами мы можем
воспользоваться. А затем выстраиваем их по порядку:
1.Подумать самостоятельно.
2.Спросить у других людей.
3.Посмотреть книги о том, что исследуешь.
4.Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования.
5.Обратиться к компьютеру, посмотреть в Интернете.
6.Понаблюдать.
7.Провести эксперимент.
Планирование деятельности и работа по плану позволяют развивать
регулятивные универсальные учебные действия. Следующий шаг – это сбор
информации. Действовать начинаем по составленному плану.
Обобщение
изученных данных и подготовка к представлению результатов -
самый
сложный этап исследования.
На первых порах активно помогаю своим
исследователям обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это
сложная задача. Именно
на этом материале формируются все виды
универсальных учебных действий.
Как
только
информация
обобщена,
происходит
защита
исследовательской работы. Текст доклада должен быть кратким и составлен по
следующему плану:
1.Почему избрана именно эта тема?
2.Какую цель преследовало исследование?
3.Какие ставились задачи?
4.Какие гипотезы проверялись?
5.Какие использовались средства и методы исследования?
6.Каким был план исследования?
7.Какие
получены
результаты?
Какие
выводы
сделаны
по
итогам
исследования?
8.Что можно исследовать в этом направлении?
Как только дети освоили общую схему деятельности, перехожу к
другому этапу работы – самостоятельной исследовательской практике:
выполнению групповых работ, индивидуальных с помощью родителей.
Таким образом, постепенно, шаг за шагом дети учатся добывать знания
самостоятельно, делать свои маленькие открытия.
Результатом
этой
деятельности
является
положительная
динамика
формирования
познавательных
мотивов
и
исследовательских
умений
осуществлять учебное исследование, находить информацию по теме и работать
с ней, организовывать и планировать свою деятельность, оформлять и
представлять
результат
(продукт)
своей
исследовательской
работы,
анализировать и оценивать свою учебно-исследовательскую работу и работу
одноклассников.
Формирующиеся
в
процессе
учебно-исследовательской
деятельности умения являются составной частью универсальных учебных
действий, необходимых учащимся для успешного обучения.
Таким
образом,
технология
исследовательской
деятельности
в
современном образовании должна рассматриваться как доминирующая.
Библиографический список.
1.А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников.
-2-е изд., испр. и доп. - Самара: Издательство "Учебная литература", 2007
2.Проектные задачи в начальной школе. Под ред. А.Б.Воронцова, - М.:
Просвеще
ние, 2011