Автор: Волкова Виктория Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад 174 "Сказочная страна"
Населённый пункт: город Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическое воспитание дошкольников
Дата публикации: 16.07.2025
Раздел: дошкольное образование
Экологическое воспитание дошкольников.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный
и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение
определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной
отзывчивости,
умение
и
желание
активно
защищать,
улучшать,
облагораживать природную среду.
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту,
богатства, нужно прививать ему эти чувства, с раннего детства – в тот
период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Любовь
к природе родного края-одна из граней любви к Родине. Поэтому эту работу
необходимо начинать с младших воспитанников детского сада и продолжать
пробуждать интерес к природе, к наблюдениям за природными явлениями,
учить сравнивать и делать выводы, до подготовительной группы.
Так на прогулках обращать внимание детей на разнообразие объектов
природы,
учить
выделять
из
многообразия
объекты,
находить
их
отличительные признаки: форма деревьев, цвет коры, форма листьев,
особенности внешнего строения цветов и плодов. Например, ранней осенью
в теплый солнечный день обращать внимание детей на золотисто-желтую
листву кустарников, багрянец клена. А поздней осенью особо подчеркивать,
что деревья, когда опадут листья, стоят потускневшие и усталые, выглядят
голыми и беззащитными.
Перед прогулкой необходимо подобрать стихотворение, отражающее
явление природы, о котором будет идти речь. Прочесть его, заучить с детьми.
Стихи помогают ребятам дать поэтическое описание природы, обобщить в
образной форме свои наблюдения. Также можно подготовить загадки,
пословицы и поговорки по теме.
Повышению познавательной активности у детей во время прогулок
служат дидактические игры например: «Узнай дерево по листу», «Что
изменилось?».
Они
направленны
на
сравнение
увиденного,
и
на
воспроизведение в памяти того, что было. Таким же образом, знакомим
воспитанников с живым миром, с птицами, учим отличать одних птиц от
других, сравнивать их оперение, пение, повадки. Знакомить с перелетными и
зимующими
птицами.
Знание
отличительных
особенностей,
повадок,
условий обитания объектов природы становятся основой действенного
отношения к ним. Необходимо доводить до сознания ребят, что птицами
надо не только любоваться, но и помогать им выжить, перенести трудное для
них время – зимние холодные дни. Поэтому воспитанникам можно давать
задание совместно с родителями делать кормушки для птиц, подкармливать
их.
Воспитывать у детей любовь к родному краю и охране растений и
животных не только во время занятий по окружающему миру, но и
непосредственно на прогулках, включая экологические игры, квесты, уборка
территории, обрезка кустарников, высадка и полив цветов.
Обязательно необходимо учить детей правилам поведения в лесу, на
море и в горах.
ВОЛКОВА В.В.
Детский сад №174 «Сказочная страна»
г.Краснодар