Автор: Кондракова Анжела Аркадьевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №32 комбинированного вида"
Населённый пункт: Республика Мордовия город Саранск
Наименование материала: статья
Тема: Новые подходы в реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста в сотрудничестве с семье
Дата публикации: 16.07.2025
Раздел: дошкольное образование
Новые подходы в реализации задач музыкального развития
детей дошкольного возраста в сотрудничестве с семье
Принятый в 2013 г. Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) потребовал от практиков
пересмотра не только содержания дошкольного образования, но и методов,
приёмов и разнообразных форм проведения образовательной деятельности с
детьми дошкольного возраста. В соответствии с требованиями ФГОС,
родители становятся непосредственными участниками образовательного
процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и
семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие
ребёнка. А именно от качества работы дошкольного учреждения зависит
уровень культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного
воспитания детей.
Хочу обратить внимание коллег на то, что этот
государственный документ направлен на социализацию и индивидуализацию
в развитии детей дошкольного возраста, а также на привлечение семьи,
создание
условий
для
активного
участия
родителей
(законных
представителей) в образовании и воспитании детей. Детский сад в лице
педагогических работников (воспитателей, освобожденных специалистов)
всегда понимал необходимость тесного сотрудничества с родителями. Об
этом говориться в Законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-
ФЗ принятый 29 декабря 2012г. ст. 44 п.1 Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на
обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка.
Семья может и должна быть первой ступенью музыкального воспитания,
поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с
родителями. С этой целью мы предлагаем родителям заполнить анкету
«Музыкальное воспитание в семье», чтобы понять, какие благоприятные
условия созданы дома для развития у ребенка музыкально-творческих
способностей, для общения с музыкой. Такое подобное анкетирование было
проведено среди семей вновь поступивших в ДОУ детей 2-3 лет.
Анкетирование
помогает
педагогу:
показывает,
что
родители
очень
заинтересованы в развитии всесторонней личности. Художественный вкус
говорит о глубокой души человека, только слушая музыку, ребенок
приобщается к прекрасному воспринимает мир в разных красках.
Так же я в начале учебного года посещаю родительские собрания в
группах, провожу беседы с родителями. На основе полученных данных я
планирую дальнейшую совместную деятельность по музыкальному развитию
детей и музыкальному просвещению родителей.
Опираясь на собранный материал, составляю перспективный план
работы с семьями. При составлении данного плана старалась включить
формы, предполагающие практические действия:
1. Ежемесячно я готовлю для родителей консультации :
«Музыкотерапия. Колыбельные для малышей»
«Родителям о музыкальном воспитании»
2. Статьи :
«Советы: музыкальное воспитание»,
«Как слушать музыку с ребёнком».
3. Предлагаю буклеты :
«Ваш ребёнок любит петь?»
«Музыка и её влияние на развитие детей»
4. Семинары- практикумы :
«Поиграем вместе с мамой»
«Коммуникативные игры в кругу семьи»
Считаю, что такая деятельность является своеобразной школой, где
родители
овладевают
практическими
навыками
и
повышаю
свою
педагогическую компетентность.
С целью формирования музыкальной культуры семей мною была
собрана фонотека, состоящая из коллекции детский песен, музыки для
движения и танцев, шедевров мировой классики, детских сказок.
Большое внимание уделяю индивидуальной работе с родителями в
процессе подготовки к различным мероприятиям. Для этого в графике
работы предусмотрела время для проведения индивидуальной работы (2 раза
в неделю).
Конечно, хорошо, когда ребёнок растёт в такой семье, где слушают
Моцарта и Баха, в доме есть музыкальный инструмент, на котором играют
родители, где малышу поют перед сном колыбельные песни. Таких семей
крайне мало, и поэтому педагог обязан помочь семье: научить родителей
использовать чудесную силу музыкального искусства. Для этого мы
проводим совместные мероприятия:
1. Открытые музыкальные занятия.
2. Мастер-классы.
3. Занятия-практикумы.
4. Совместные праздники и развлечения.
5. Игры.
6. Музыкальные гостиные с элементами театрализации.
Традиционным стали проведения музыкальных гостиных, где участвуют не
только одни дети, но и полноправными участниками становятся родители
(«Услышим музыку вокруг», «Песенный разгуляй», «Мы за чаем не
скучаем»).
- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание
сказок, историй;
- Подготовка отдельных номеров;
- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
- Помощь в оформлении помещения;
- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
Наглядные формы работы
1. Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по
музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.
2. Папки – передвижки.
Так же рекомендации для родителей размещены на сайте….
Интересной работай, на мой взгляд, является вместе с семьей изучение и
распространение музыкального опыта семей. Есть воспитанники, которые
углубленно занимаются в музыкальных школах, танцевальных студиях и т.д.
Большая ответственность лежит на родителях: вовремя осознать наличие
таланта, принять правильное решение, помочь ребенку определиться с видом
творческой деятельности, определить наверняка вид одаренности своего
ребенка , здесь на помощь приходит педагог-профессионал!
Задачи
художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются
в процессе приобщения детей к музыкальной культуре. Музыкальная школа
позволяет нашим воспитанникам с дошкольного возраста приобщиться к
миру
прекрасного,
помогает
развить
способности
ребенка
намного
эффективнее и устойчивее. Мы систематически приглашаем учеников
музыкальной школы №2, они рассказывают о музыкальных инструментах,
дети слушают произведения, подготовленные учениками. Это вызывает
интерес у дошкольников и многие из них начинают посещать музыкальную
школу.
Социальными партнерами дошкольного учреждения являются: детская
музыкальная
школа,
национальный
театр,
кукольными
театрами,
фольклорными коллективами, например, такими как «Келу».
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с
определением задач по развитию ребенка и конкретной деятельности.
Организация
социально-культурной
связи
между
детским
садом
и
учреждениями культуры позволяет использовать максимум возможностей
для развития интереса детей и их индивидуальности, тем самым, повышая
качество
образовательных
услуг
и
уровень
реализации
стандартов
дошкольного образования.
Благодаря тесному взаимодействию с творческими организациями, у детей
глубже
стала
формироваться
эмоциональная
сфера,
совершенствуется
воображение и мышление. Они стали более чуткими к красоте в искусстве, у
детей появился интерес к музыке.
Так же сотрудничая с театральными коллективами г. Саранска, мы
приглашаем артистов для бесед с детьми, они знакомят воспитанников с
куклами, основами кукловождения. Провидим экскурсии в театр, где дети
могут побывать за кулисами и посмотреть театр изнутри, где показывают
как готовят и работают декорации. Вместе с детьми и родителями я
организовала
театральную
группу,
которая
показывает
театральные
постановки в нашем ДОУ. Дошкольникам особенно нравится такое
сотрудничество, это придает детям уверенность в своих силах. Дети ценят
участие родителей, а те в свою очередь гордятся успехами детей.
В своей работе с родителями активно использую метод проектов. Технология
проектирования делает дошкольников активными участниками
образовательного процесса, становится инструментом саморазвития
дошкольников. Проект является уникальным средством обеспечения
сотрудничества, это сотворчество детей и взрослых, способом реализации
личностно – ориентированного подхода. В детском саду для реализации
проектной деятельности обязательное участие родителей. Традиционными
стали в нашем ДОУ реализация проектов: «День матери», «Моя большая,
дружная семья», «День пожилого человека. Бабушка рядышком с дедушкой»
«Осенних дней очарованье», «Рождественские встречи», «Лучше папы друга
нет, «С весною пришел этот праздник желанный», «Семейное дефиле».
Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному
воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители
становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и
художественно-эстетическое воспитание детей будет эффективней. Такой
подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчужденность,
вселяет
уверенность
и
решает
многие
проблемы.
Доверительное
доброжелательное отношение друг к другу помогает взрослым понять мир
ощущения детей.
Литература:
1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй - М.: Просвещение, 2006.
2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с
родителями // 1 сентября. 2013.
3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.:
Творческий центр, 2010.
4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном
детстве // Управление ДОУ. 2008. №6.
5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1994.