Напоминание

Новые подходы в реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста в сотрудничестве с семье


Автор: Кондракова Анжела Аркадьевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №32 комбинированного вида"
Населённый пункт: Республика Мордовия город Саранск
Наименование материала: статья
Тема: Новые подходы в реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста в сотрудничестве с семье
Дата публикации: 16.07.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Новые подходы в реализации задач музыкального развития

детей дошкольного возраста в сотрудничестве с семье

Принятый в 2013 г. Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) потребовал от практиков

пересмотра не только содержания дошкольного образования, но и методов,

приёмов и разнообразных форм проведения образовательной деятельности с

детьми дошкольного возраста. В соответствии с требованиями ФГОС,

родители становятся непосредственными участниками образовательного

процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и

семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.

От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие

ребёнка. А именно от качества работы дошкольного учреждения зависит

уровень культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного

воспитания детей.

Хочу обратить внимание коллег на то, что этот

государственный документ направлен на социализацию и индивидуализацию

в развитии детей дошкольного возраста, а также на привлечение семьи,

создание

условий

для

активного

участия

родителей

(законных

представителей) в образовании и воспитании детей. Детский сад в лице

педагогических работников (воспитателей, освобожденных специалистов)

всегда понимал необходимость тесного сотрудничества с родителями. Об

этом говориться в Законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-

ФЗ принятый 29 декабря 2012г. ст. 44 п.1 Родители (законные представители)

несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на

обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны

заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития

личности ребенка.

Семья может и должна быть первой ступенью музыкального воспитания,

поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с

родителями. С этой целью мы предлагаем родителям заполнить анкету

«Музыкальное воспитание в семье», чтобы понять, какие благоприятные

условия созданы дома для развития у ребенка музыкально-творческих

способностей, для общения с музыкой. Такое подобное анкетирование было

проведено среди семей вновь поступивших в ДОУ детей 2-3 лет.

Анкетирование

помогает

педагогу:

показывает,

что

родители

очень

заинтересованы в развитии всесторонней личности. Художественный вкус

говорит о глубокой души человека, только слушая музыку, ребенок

приобщается к прекрасному воспринимает мир в разных красках.

Так же я в начале учебного года посещаю родительские собрания в

группах, провожу беседы с родителями. На основе полученных данных я

планирую дальнейшую совместную деятельность по музыкальному развитию

детей и музыкальному просвещению родителей.

Опираясь на собранный материал, составляю перспективный план

работы с семьями. При составлении данного плана старалась включить

формы, предполагающие практические действия:

1. Ежемесячно я готовлю для родителей консультации :

«Музыкотерапия. Колыбельные для малышей»

«Родителям о музыкальном воспитании»

2. Статьи :

«Советы: музыкальное воспитание»,

«Как слушать музыку с ребёнком».

3. Предлагаю буклеты :

«Ваш ребёнок любит петь?»

«Музыка и её влияние на развитие детей»

4. Семинары- практикумы :

«Поиграем вместе с мамой»

«Коммуникативные игры в кругу семьи»

Считаю, что такая деятельность является своеобразной школой, где

родители

овладевают

практическими

навыками

и

повышаю

свою

педагогическую компетентность.

С целью формирования музыкальной культуры семей мною была

собрана фонотека, состоящая из коллекции детский песен, музыки для

движения и танцев, шедевров мировой классики, детских сказок.

Большое внимание уделяю индивидуальной работе с родителями в

процессе подготовки к различным мероприятиям. Для этого в графике

работы предусмотрела время для проведения индивидуальной работы (2 раза

в неделю).

Конечно, хорошо, когда ребёнок растёт в такой семье, где слушают

Моцарта и Баха, в доме есть музыкальный инструмент, на котором играют

родители, где малышу поют перед сном колыбельные песни. Таких семей

крайне мало, и поэтому педагог обязан помочь семье: научить родителей

использовать чудесную силу музыкального искусства. Для этого мы

проводим совместные мероприятия:

1. Открытые музыкальные занятия.

2. Мастер-классы.

3. Занятия-практикумы.

4. Совместные праздники и развлечения.

5. Игры.

6. Музыкальные гостиные с элементами театрализации.

Традиционным стали проведения музыкальных гостиных, где участвуют не

только одни дети, но и полноправными участниками становятся родители

(«Услышим музыку вокруг», «Песенный разгуляй», «Мы за чаем не

скучаем»).

- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание

сказок, историй;

- Подготовка отдельных номеров;

- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;

- Помощь в оформлении помещения;

- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

Наглядные формы работы

1. Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по

музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.

2. Папки – передвижки.

Так же рекомендации для родителей размещены на сайте….

Интересной работай, на мой взгляд, является вместе с семьей изучение и

распространение музыкального опыта семей. Есть воспитанники, которые

углубленно занимаются в музыкальных школах, танцевальных студиях и т.д.

Большая ответственность лежит на родителях: вовремя осознать наличие

таланта, принять правильное решение, помочь ребенку определиться с видом

творческой деятельности, определить наверняка вид одаренности своего

ребенка , здесь на помощь приходит педагог-профессионал!

Задачи

художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно решаются

в процессе приобщения детей к музыкальной культуре. Музыкальная школа

позволяет нашим воспитанникам с дошкольного возраста приобщиться к

миру

прекрасного,

помогает

развить

способности

ребенка

намного

эффективнее и устойчивее. Мы систематически приглашаем учеников

музыкальной школы №2, они рассказывают о музыкальных инструментах,

дети слушают произведения, подготовленные учениками. Это вызывает

интерес у дошкольников и многие из них начинают посещать музыкальную

школу.

Социальными партнерами дошкольного учреждения являются: детская

музыкальная

школа,

национальный

театр,

кукольными

театрами,

фольклорными коллективами, например, такими как «Келу».

Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с

определением задач по развитию ребенка и конкретной деятельности.

Организация

социально-культурной

связи

между

детским

садом

и

учреждениями культуры позволяет использовать максимум возможностей

для развития интереса детей и их индивидуальности, тем самым, повышая

качество

образовательных

услуг

и

уровень

реализации

стандартов

дошкольного образования.

Благодаря тесному взаимодействию с творческими организациями, у детей

глубже

стала

формироваться

эмоциональная

сфера,

совершенствуется

воображение и мышление. Они стали более чуткими к красоте в искусстве, у

детей появился интерес к музыке.

Так же сотрудничая с театральными коллективами г. Саранска, мы

приглашаем артистов для бесед с детьми, они знакомят воспитанников с

куклами, основами кукловождения. Провидим экскурсии в театр, где дети

могут побывать за кулисами и посмотреть театр изнутри, где показывают

как готовят и работают декорации. Вместе с детьми и родителями я

организовала

театральную

группу,

которая

показывает

театральные

постановки в нашем ДОУ. Дошкольникам особенно нравится такое

сотрудничество, это придает детям уверенность в своих силах. Дети ценят

участие родителей, а те в свою очередь гордятся успехами детей.

В своей работе с родителями активно использую метод проектов. Технология

проектирования делает дошкольников активными участниками

образовательного процесса, становится инструментом саморазвития

дошкольников. Проект является уникальным средством обеспечения

сотрудничества, это сотворчество детей и взрослых, способом реализации

личностно – ориентированного подхода. В детском саду для реализации

проектной деятельности обязательное участие родителей. Традиционными

стали в нашем ДОУ реализация проектов: «День матери», «Моя большая,

дружная семья», «День пожилого человека. Бабушка рядышком с дедушкой»

«Осенних дней очарованье», «Рождественские встречи», «Лучше папы друга

нет, «С весною пришел этот праздник желанный», «Семейное дефиле».

Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному

воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители

становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и

художественно-эстетическое воспитание детей будет эффективней. Такой

подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчужденность,

вселяет

уверенность

и

решает

многие

проблемы.

Доверительное

доброжелательное отношение друг к другу помогает взрослым понять мир

ощущения детей.

Литература:

1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй - М.: Просвещение, 2006.

2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с

родителями // 1 сентября. 2013.

3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.:

Творческий центр, 2010.

4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном

детстве // Управление ДОУ. 2008. №6.

5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1994.



В раздел образования