Напоминание

Формы существования русского национального языка, 10 класс


Автор: Степанова Светлана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ средняя общеобразовательная школа 5
Населённый пункт: Егорьевск, Московская область
Наименование материала: разработка урока, 10 класс
Тема: Формы существования русского национального языка, 10 класс
Дата публикации: 16.08.2024
Раздел: полное образование





Назад




РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ "ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ

РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА" (10 КЛАСС)

Цель урока:

Познакомить

учащихся

с

формами

существования

русского

национального

языка,

а

также

развить

умение

анализировать

и

классифицировать различные формы языка.

Задачи урока:

Образовательные:

Рассмотреть основные формы существования русского языка:

литературный язык, диалекты, просторечие.

Определить роль каждой формы в современном обществе.

Проанализировать

тексты,

относящиеся

к

разным

формам

существования языка.

Развивающие:

Развивать навыки анализа и сопоставления текстов.

Развивать умение работать с языковыми материалами разного

уровня.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к родному языку и его

разнообразию.

Формировать

осознание

важности

сохранения

языкового

наследия.

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Оборудование:

Презентация с примерами разных форм существования русского

языка.

Тексты

для

анализа

(литературный

текст,

диалектный

текст,

текст на просторечии).

Карточки с заданиями.

План урока:

Организационный момент (2-3 минуты):

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Актуализация знаний (5 минут):

Беседа с учащимися: "Что вы знаете о формах существования

русского языка?"

Обсуждение, на каком языке говорят в повседневной жизни, в

каких

ситуациях

используется

литературный

язык,

а

в

каких

-

просторечие или диалект.

Изучение нового материала (20 минут):

Понятие литературного языка:

Определение литературного языка.

Основные характеристики литературного языка (нормативность,

устойчивость).

Примеры

текстов

на

литературном

языке

(фрагменты

произведений классической литературы).

Диалекты русского языка:

Определение диалекта.

Различия между литературным языком и диалектами.

Географическое распространение диалектов.

Примеры текстов, записанных на диалектах.

Просторечие:

Определение просторечия.

Характерные

особенности

просторечия

(нарушение

норм,

стилистические вольности).

Примеры текстов на просторечии (разговорная речь, примеры из

современной литературы и фольклора).

Закрепление материала (10 минут):

Работа с текстами:

Раздать

учащимся

три

разных

текста

(литературный,

диалектный, просторечие).

Учащиеся в группах должны определить, к какой форме языка

относится каждый текст, и обосновать свой выбор.

Обсуждение результатов работы.

Подведение итогов урока (5 минут):

Обсуждение, какую роль играет каждая из форм существования

языка в современном обществе.

Заключительное

слово

учителя

о

важности

сохранения

и

изучения русского языка во всех его формах.

Домашнее задание:

Написать

мини-сочинение

на

тему

"Почему

важно

сохранять

диалекты и просторечие как часть культурного наследия?".

Рефлексия (2 минуты):

Вопросы к учащимся: "Что нового вы узнали на уроке? Было ли

вам интересно?"

Оценка активности и участия в обсуждении.

Результаты урока:

После

завершения

урока

учащиеся

должны

уметь

различать

формы существования русского языка, понимать их роль и значение в

современном обществе, а также осознавать важность сохранения и

уважения к языковому разнообразию.



В раздел образования