Напоминание

"Игровая деятельность-как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"


Автор: Аглямова Светлана Зайкатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС№8 "Гвоздичка" г.Янаул
Населённый пункт: БАШКОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА, ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН, ЯНАУЛ
Наименование материала: статья
Тема: "Игровая деятельность-как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 16.09.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игровая деятельность-как средство всестороннего развития детей

дошкольного возраста»

1. Общая характеристика игровой деятельности

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются

взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным

действиям с предметами, способами и средствами общения. Она

возникает в ответ на общественную потребность в подготовке

подрастающего поколения к жизни.

Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности,

промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается

основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит

становление характера, формируется личность, рождается потребность

получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим. Поэтому не

нужно спешить вмешиваться в игру, не спешить сразу же разрешать

игровые конфликты, выручать, избавлять, утешать.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно

подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал:

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение,

как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в

игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому

воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся

история отдельного человека как деятеля или работника может быть

представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает

предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.

Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и

устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой,

с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир

социальных отношений.

Противоречие этой социальной ситуации развития Д. Б. Эльконин видит

в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может,

и основная его потребность - жить общей жизнью со взрослыми. Но

осуществить это в современных исторических условиях невозможно, и

жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой

связи с миром. Такую связь осуществляет игровая деятельность

ребенка. Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые

непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе

с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к

немедленной реализации желаний. Сущность игры, по Л. С. Выготскому,

состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка,

основным содержанием которых является система отношений со

взрослыми.

Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее

элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном

складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра.

Игровые действия - это действия, свободные от операционально-

технической стороны, это действия со значениями, они носят

изобразительный характер.

Развитие ребенка в игре происходит прежде всего за счет разнообразной

направленности её содержания. Есть игры, прямо направленные на

физическое воспитание, эстетическое, умственное. Многие из них в то

же время способствуют нравственному воспитанию дошкольников.

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые

отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также

разными формами детской активности. Первая группа - это игры, где

взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении.

Активность детей (при условии сформированности определённого

уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий

характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую

цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых

задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления

детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном

уровне развития интеллекта. Игры этой группы, к которым можно отнести

сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей

функцией, имеющей большое значение для общего психического

развития каждого ребёнка. Вторая группа - это различные обучающие

игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя

конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для

достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются

конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на

усвоение определённого программного материала и правил, которым

должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для

нравственного - эстетического воспитания дошкольников. Активность

детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер:

дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь

воспроизводят способы их осуществления. На основе

сформированности и умения детей могут затевать самостоятельные

игры, в которых будет больше элементов творчества. В группе игр с

фиксированной программой действия относятся подвижные,

дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры- развлечения.

Прогрессивное, развивающие значение игры состоит не только в

реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том,

что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению

потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности -

учебной, что является одним из важнейших факторов психологической

готовности ребёнка к обучению в школе. Чтобы добиться игры

подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное

решение игровых задач, педагогу необходимо комплексно руководить ее

формированием а именно: целенаправленно обогащать практический и

игровой опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой

план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольников к

творческому отражению действительности.

2. Особенности игровой деятельности детей младшего, среднего и

старшего дошкольного возраста.

Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра, есть

отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира

В первых играх ребенка отчетливо выступает руководящая роль

взрослых. Взрослые "обыгрывают" игрушку. Подражая им, ребенок

начинает играть самостоятельно. Затем инициатива организации игры

переходит к ребенку. Но и на этом этапе руководящая роль взрослых

остается. С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года

жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими

предметами, что приводит к возникновению функциональных игр. В

функциональной игре перед ребенком раскрываются неизвестные для

него свойства предметов и способы действия с ними. Так, впервые

открыв и закрыв дверь ключом, ребенок начинает многократно повторять

это действие, пытаясь при всяком удобном случае повернуть ключ. Это

реальное действие переносится в игровую ситуацию. Более сложными

являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит

дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают

назначение предметов и их взаимодействие. Функциональные и

конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них

ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в

доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются

в сюжетных играх.

Самостоятельная игровая деятельность ребенка второго и отчасти

третьего года жизни протекает в форме сюжетно - отобразительной

игры. Ребенок играет в " дочки - матери", в "магазин", принимая на себя

определенную роль. Сюжетно – ролевые игры возникают в три – четыре

года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе.

Четвертый год жизни - ответственный период в формировании игровой

деятельности, принципиально новый этап в ее развитии в связи с

переходом от сюжетно - отобразительной игры к сюжетно- ролевой.

Сюжетно – ролевые игры предполагают коллективные отношения.

Изменяется психологическая характеристика игр: её содержание создает

базу для общения и совместных действий детей. Для них становятся

интересными не только особенности и назначение предметов, функции

окружающих людей, но и их взаимодействия и отношения. Конечно,

включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания.

Дети, воспитывающиеся дома включаются в коллективные игры с

большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных

сюжетных играх, которые к шести – семи годам становятся более

длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей.

Сюжетно-ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в

игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение

партнера. Коллективная сюжетно – ролевая игра расширяет круг

общения ребенка. Он привыкает подчиняться правилам, требованиям,

которые к нему предъявляются в игре: он – то капитан космического

корабля, то – его пассажир, то – восторженный зритель наблюдающий за

полетом. Эти игры воспитываю чувство коллективизма и

ответственности, уважение к товарищам по игре, приучают соблюдать

правила и вырабатывают умение подчиняться им. Использование

подходящей стратегии и тактики в сюжетной игре с детьми того или

иного возраста позволит своевременно сформировать у них

соответствующие игровые умения, сделает педагога желанным

партнером в игре. В этом качестве он сможет влиять на тематику игры,

на неблагополучные отношения между детьми, которые с трудом

поддаются коррекции при прямом нажиме.

3. Характеристика игровой деятельности детей конкретной возрастной

группы.

Итак, игра является необходимым и важным моментом в

жизнедеятельности детей. Она влияет на развитие всех психических и

социальных функций ребенка. «Необходимо максимально использовать

игру для развития личности дошкольника, поскольку именно игровая

форма стимулирует выполнение достаточно сложных заданий и

операций, позволяет наиболее полно раскрыть индивидуальные

возможности и способности каждого ребенка».

В младшем возрасте, когда развитие игровой деятельности детей

полностью зависит от взрослого, применяют в основном прямые методы

руководства игрой – показ игровых действий воспитателем, участие

воспитателя в игре, совместная игра с ребенком, положительная оценка

каждого ребенка.

Ясельная группа (возраст 2-3 года).

Игра продолжалась 15 минут

В игре участвовало 2 ребенка.

Детей к игре побудила игрушка; воспитатель

Камилла катает коляску с куклой. К ней подходит Милана. Милана

предпринимает попытку отобрать коляску. Камилла не хочет отдавать

игрушку, чтобы предотвратить конфликт, воспитатель подходит к

девочкам.

-Камилла , как зовут твою куколку?

- Маша.

- Ты очень ее любишь?

- Да.

-Милана, а где твоя куколка? Хочешь погулять? Девочка Камиллы очень

мала, ей нельзя идти на улицу, а ты скорее одевай свою девочку

понаряднее и иди с ней погуляй.

Милана переключила свое внимание на куклу. Воспитатель помогла

выбрать наряд для куклы, по ходу одевания задавая вопросы, что и в

какой последовательности она одевает кукле, стимулируя тем самым

развитие речи.

После манипулирования с куклой Милана пошла дальше играть.

В данной ситуации своевременным вмешательством в игру воспитатель

предотвратил конфликт между девочками. Вопросы и беседа

воспитателя переключили внимание Миланы на куклу и обозначили

дальнейшую линию поведения. После совместной деятельности с

педагогом Милана стала играть самостоятельно.

В процессе игры исполнялись роли мамы и дочки.

В процессе игры девочки пользовались сменной одеждой для кукол,

коляской.

В ясельном возрасте обучение строится на подражании. Большое

значение в этом возрасте имеет эмоциональное реагирование детей на

какую – либо ситуацию или предмет. Важно создать положительный

эмоциональный заряд. Слово педагога имеет очень большое значение

для малышей.

Главное в обучении ребенка игре – научить его отображать жизненные

ситуации, а для этого необходимо поэтапно обучать детей различным

действиям, разъяснять назначение предметов.

Ясельная группа (2-3 года)

Игра с куклой, к игре побудил воспитатель.

Игра продолжалась 10 минут

В игре участвовала одна девочка.

У Арины в руках кукла. Воспитатель подходит и говорит

- Ариша, а давай поиграем с твоей куклой в дочки-матери.

Чтобы показать поведение мамы, ее разговор с дочкой – куклой. Берет

куклу и говорит:

« У меня тоже доченька. Моя доченька уже выспалась, сейчас я буду ее

поднимать, уже пора».

Обращается непосредственно к кукле:

- Вставай, моя доченька, вставай, моя хорошая! Как ты спала? Давай я

тебя за ручки подниму. Как хорошо ты встала и т.д.…

Воспитатель побуждает Арину делать тоже самое. Тем самым пытается

развить сюжет игры. Арина заинтересованная тем как играет

воспитатель продолжает игру сама.

В младших играх воспитатель еще направляет действия детей в этом

направлении, показывает возможный выбор альтернативы.

4. Значение игровой деятельности для психического развития детей.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности,

но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть

времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает

качественные изменения в психике ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические

качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются

другие виды деятельности, которые потом приобретают

самостоятельное значение, то есть игра влияет на различные стороны

развития дошкольника

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности

психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться

произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети

сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях

занятий. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и

припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами

условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах,

включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых

действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому,

что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает

условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в

общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к

целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на

развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В

игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает

заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с

названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На

основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить

о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами

сокращаются, ребенок научится мыслить о предметах и действовать с

ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере

способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в

плане представлений.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений

ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства

мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей,

предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить

свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития

воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать

предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта

способность ложится в основу развития воображения. В играх детей

старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-

заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия.

Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать

новые ситуации в своем воображении

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что

через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых

людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и

в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые

для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и

заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя

роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции

поведения.

Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, конструирование

- на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя,

ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери

сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и

возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т. д. Стройка из

кубиков вплетается в ход игры. Ребенок - шофер, он везет блоки на

строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец,

рабочий-строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции

распределяются между несколькими детьми. Интерес к рисованию,

конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес,

направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии

с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном

возрасте интерес переносится на результат деятельности (например,

рисунок), и она освобождается от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная

деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью.

Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но

дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к

своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако,

выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает

элементарными учебными действиями. Принципиально иное, чем к игре,

отношение взрослых к учению постепенно, исподволь перестраивает и

отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и

первоначальное умение учиться.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая

ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного

уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно

высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не

способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им.

Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие

связной речи.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития

знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает все

стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой

функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций

ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через

замещение одних предметов другими. Предметы-заместители

выступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть

любой элемент действительности (предмет человеческой культуры,

имеющий фиксированное функциональное назначение; игрушка,

выступающая в качестве условной копии реального предмета;

полифункциональный предмет из природных материалов или созданный

человеческой культурой и др.), выступающий в качестве заместителя

другого элемента действительности. Называние одним и тем же словом

отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание

ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых

через замещения. Тем самым открывается еще один путь познания.

Кроме того, предмет-заместитель (знак отсутствующего) опосредствует

связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует

словесное содержание.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития

рефлексивного мышления. Рефлексия - это способность человека

анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и

соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями,

поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует

адекватному поведению человека в мире людей.

Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная

возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в

процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как

пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная

позиция играющего — исполнитель и контролер - развивает способность

соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой

игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой

способности осмысливать свои собственные действия, предвидя

реакцию других людей.



В раздел образования