Автор: Аглямова Светлана Зайкатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС№8 "Гвоздичка" г.Янаул
Населённый пункт: БАШКОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА, ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН, ЯНАУЛ
Наименование материала: статья
Тема: "Игровая деятельность-как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 16.09.2023
Раздел: дошкольное образование
«Игровая деятельность-как средство всестороннего развития детей
дошкольного возраста»
1. Общая характеристика игровой деятельности
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются
взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным
действиям с предметами, способами и средствами общения. Она
возникает в ответ на общественную потребность в подготовке
подрастающего поколения к жизни.
Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности,
промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается
основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит
становление характера, формируется личность, рождается потребность
получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим. Поэтому не
нужно спешить вмешиваться в игру, не спешить сразу же разрешать
игровые конфликты, выручать, избавлять, утешать.
Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно
подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал:
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение,
как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в
игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому
воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся
история отдельного человека как деятеля или работника может быть
представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает
предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.
Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и
устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой,
с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир
социальных отношений.
Противоречие этой социальной ситуации развития Д. Б. Эльконин видит
в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может,
и основная его потребность - жить общей жизнью со взрослыми. Но
осуществить это в современных исторических условиях невозможно, и
жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой
связи с миром. Такую связь осуществляет игровая деятельность
ребенка. Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые
непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе
с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к
немедленной реализации желаний. Сущность игры, по Л. С. Выготскому,
состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка,
основным содержанием которых является система отношений со
взрослыми.
Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее
элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном
складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра.
Игровые действия - это действия, свободные от операционально-
технической стороны, это действия со значениями, они носят
изобразительный характер.
Развитие ребенка в игре происходит прежде всего за счет разнообразной
направленности её содержания. Есть игры, прямо направленные на
физическое воспитание, эстетическое, умственное. Многие из них в то
же время способствуют нравственному воспитанию дошкольников.
Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые
отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также
разными формами детской активности. Первая группа - это игры, где
взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении.
Активность детей (при условии сформированности определённого
уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий
характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую
цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых
задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления
детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном
уровне развития интеллекта. Игры этой группы, к которым можно отнести
сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей
функцией, имеющей большое значение для общего психического
развития каждого ребёнка. Вторая группа - это различные обучающие
игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя
конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для
достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются
конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на
усвоение определённого программного материала и правил, которым
должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для
нравственного - эстетического воспитания дошкольников. Активность
детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер:
дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь
воспроизводят способы их осуществления. На основе
сформированности и умения детей могут затевать самостоятельные
игры, в которых будет больше элементов творчества. В группе игр с
фиксированной программой действия относятся подвижные,
дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры- развлечения.
Прогрессивное, развивающие значение игры состоит не только в
реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том,
что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению
потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности -
учебной, что является одним из важнейших факторов психологической
готовности ребёнка к обучению в школе. Чтобы добиться игры
подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное
решение игровых задач, педагогу необходимо комплексно руководить ее
формированием а именно: целенаправленно обогащать практический и
игровой опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой
план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольников к
творческому отражению действительности.
2. Особенности игровой деятельности детей младшего, среднего и
старшего дошкольного возраста.
Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра, есть
отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира
В первых играх ребенка отчетливо выступает руководящая роль
взрослых. Взрослые "обыгрывают" игрушку. Подражая им, ребенок
начинает играть самостоятельно. Затем инициатива организации игры
переходит к ребенку. Но и на этом этапе руководящая роль взрослых
остается. С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года
жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими
предметами, что приводит к возникновению функциональных игр. В
функциональной игре перед ребенком раскрываются неизвестные для
него свойства предметов и способы действия с ними. Так, впервые
открыв и закрыв дверь ключом, ребенок начинает многократно повторять
это действие, пытаясь при всяком удобном случае повернуть ключ. Это
реальное действие переносится в игровую ситуацию. Более сложными
являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит
дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают
назначение предметов и их взаимодействие. Функциональные и
конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них
ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в
доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются
в сюжетных играх.
Самостоятельная игровая деятельность ребенка второго и отчасти
третьего года жизни протекает в форме сюжетно - отобразительной
игры. Ребенок играет в " дочки - матери", в "магазин", принимая на себя
определенную роль. Сюжетно – ролевые игры возникают в три – четыре
года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе.
Четвертый год жизни - ответственный период в формировании игровой
деятельности, принципиально новый этап в ее развитии в связи с
переходом от сюжетно - отобразительной игры к сюжетно- ролевой.
Сюжетно – ролевые игры предполагают коллективные отношения.
Изменяется психологическая характеристика игр: её содержание создает
базу для общения и совместных действий детей. Для них становятся
интересными не только особенности и назначение предметов, функции
окружающих людей, но и их взаимодействия и отношения. Конечно,
включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания.
Дети, воспитывающиеся дома включаются в коллективные игры с
большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных
сюжетных играх, которые к шести – семи годам становятся более
длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей.
Сюжетно-ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в
игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение
партнера. Коллективная сюжетно – ролевая игра расширяет круг
общения ребенка. Он привыкает подчиняться правилам, требованиям,
которые к нему предъявляются в игре: он – то капитан космического
корабля, то – его пассажир, то – восторженный зритель наблюдающий за
полетом. Эти игры воспитываю чувство коллективизма и
ответственности, уважение к товарищам по игре, приучают соблюдать
правила и вырабатывают умение подчиняться им. Использование
подходящей стратегии и тактики в сюжетной игре с детьми того или
иного возраста позволит своевременно сформировать у них
соответствующие игровые умения, сделает педагога желанным
партнером в игре. В этом качестве он сможет влиять на тематику игры,
на неблагополучные отношения между детьми, которые с трудом
поддаются коррекции при прямом нажиме.
3. Характеристика игровой деятельности детей конкретной возрастной
группы.
Итак, игра является необходимым и важным моментом в
жизнедеятельности детей. Она влияет на развитие всех психических и
социальных функций ребенка. «Необходимо максимально использовать
игру для развития личности дошкольника, поскольку именно игровая
форма стимулирует выполнение достаточно сложных заданий и
операций, позволяет наиболее полно раскрыть индивидуальные
возможности и способности каждого ребенка».
В младшем возрасте, когда развитие игровой деятельности детей
полностью зависит от взрослого, применяют в основном прямые методы
руководства игрой – показ игровых действий воспитателем, участие
воспитателя в игре, совместная игра с ребенком, положительная оценка
каждого ребенка.
Ясельная группа (возраст 2-3 года).
Игра продолжалась 15 минут
В игре участвовало 2 ребенка.
Детей к игре побудила игрушка; воспитатель
Камилла катает коляску с куклой. К ней подходит Милана. Милана
предпринимает попытку отобрать коляску. Камилла не хочет отдавать
игрушку, чтобы предотвратить конфликт, воспитатель подходит к
девочкам.
-Камилла , как зовут твою куколку?
- Маша.
- Ты очень ее любишь?
- Да.
-Милана, а где твоя куколка? Хочешь погулять? Девочка Камиллы очень
мала, ей нельзя идти на улицу, а ты скорее одевай свою девочку
понаряднее и иди с ней погуляй.
Милана переключила свое внимание на куклу. Воспитатель помогла
выбрать наряд для куклы, по ходу одевания задавая вопросы, что и в
какой последовательности она одевает кукле, стимулируя тем самым
развитие речи.
После манипулирования с куклой Милана пошла дальше играть.
В данной ситуации своевременным вмешательством в игру воспитатель
предотвратил конфликт между девочками. Вопросы и беседа
воспитателя переключили внимание Миланы на куклу и обозначили
дальнейшую линию поведения. После совместной деятельности с
педагогом Милана стала играть самостоятельно.
В процессе игры исполнялись роли мамы и дочки.
В процессе игры девочки пользовались сменной одеждой для кукол,
коляской.
В ясельном возрасте обучение строится на подражании. Большое
значение в этом возрасте имеет эмоциональное реагирование детей на
какую – либо ситуацию или предмет. Важно создать положительный
эмоциональный заряд. Слово педагога имеет очень большое значение
для малышей.
Главное в обучении ребенка игре – научить его отображать жизненные
ситуации, а для этого необходимо поэтапно обучать детей различным
действиям, разъяснять назначение предметов.
Ясельная группа (2-3 года)
Игра с куклой, к игре побудил воспитатель.
Игра продолжалась 10 минут
В игре участвовала одна девочка.
У Арины в руках кукла. Воспитатель подходит и говорит
- Ариша, а давай поиграем с твоей куклой в дочки-матери.
Чтобы показать поведение мамы, ее разговор с дочкой – куклой. Берет
куклу и говорит:
« У меня тоже доченька. Моя доченька уже выспалась, сейчас я буду ее
поднимать, уже пора».
Обращается непосредственно к кукле:
- Вставай, моя доченька, вставай, моя хорошая! Как ты спала? Давай я
тебя за ручки подниму. Как хорошо ты встала и т.д.…
Воспитатель побуждает Арину делать тоже самое. Тем самым пытается
развить сюжет игры. Арина заинтересованная тем как играет
воспитатель продолжает игру сама.
В младших играх воспитатель еще направляет действия детей в этом
направлении, показывает возможный выбор альтернативы.
4. Значение игровой деятельности для психического развития детей.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности,
но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть
времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает
качественные изменения в психике ребенка.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические
качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются
другие виды деятельности, которые потом приобретают
самостоятельное значение, то есть игра влияет на различные стороны
развития дошкольника
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности
психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться
произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети
сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях
занятий. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и
припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами
условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах,
включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых
действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому,
что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает
условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в
общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к
целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на
развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В
игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает
заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с
названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На
основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить
о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами
сокращаются, ребенок научится мыслить о предметах и действовать с
ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере
способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в
плане представлений.
В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений
ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства
мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей,
предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить
свое собственное поведение.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития
воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать
предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта
способность ложится в основу развития воображения. В играх детей
старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-
заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия.
Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать
новые ситуации в своем воображении
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что
через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых
людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и
в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые
для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и
заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя
роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции
поведения.
Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, конструирование
- на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя,
ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери
сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и
возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т. д. Стройка из
кубиков вплетается в ход игры. Ребенок - шофер, он везет блоки на
строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец,
рабочий-строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции
распределяются между несколькими детьми. Интерес к рисованию,
конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес,
направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии
с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном
возрасте интерес переносится на результат деятельности (например,
рисунок), и она освобождается от влияния игры.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная
деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью.
Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но
дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к
своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако,
выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает
элементарными учебными действиями. Принципиально иное, чем к игре,
отношение взрослых к учению постепенно, исподволь перестраивает и
отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и
первоначальное умение учиться.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая
ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного
уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно
высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не
способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им.
Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие
связной речи.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития
знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает все
стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой
функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций
ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через
замещение одних предметов другими. Предметы-заместители
выступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть
любой элемент действительности (предмет человеческой культуры,
имеющий фиксированное функциональное назначение; игрушка,
выступающая в качестве условной копии реального предмета;
полифункциональный предмет из природных материалов или созданный
человеческой культурой и др.), выступающий в качестве заместителя
другого элемента действительности. Называние одним и тем же словом
отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание
ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых
через замещения. Тем самым открывается еще один путь познания.
Кроме того, предмет-заместитель (знак отсутствующего) опосредствует
связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует
словесное содержание.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития
рефлексивного мышления. Рефлексия - это способность человека
анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и
соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями,
поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует
адекватному поведению человека в мире людей.
Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная
возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в
процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как
пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная
позиция играющего — исполнитель и контролер - развивает способность
соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой
игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой
способности осмысливать свои собственные действия, предвидя
реакцию других людей.