Автор: Яковлева Наталья Сергеевна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: "Снежинская ДМШ им.П.И.Чайковского"
Населённый пункт: Снежинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Чтение с листа и аппликатура на начальном этапе обучения в фортепианном классе"
Дата публикации: 16.09.2023
Раздел: дополнительное образование
Управление культуры администрации города Снежинска
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Снежинская детская музыкальная школа им. П.И. Чайковского»
Фортепианный отдел
Яковлева Н. С.
«Чтение с листа и аппликатура на начальном этапе обучения в
фортепианном классе»
Методическая разработка
Снежинск
2023г.
Содержание
1.Формирование навыков чтения с листа на начальном этапе обучения на
фортепиано.
2. Методические рекомендации в развитие чтения с листа.
3.
Аппликатура на ранних этапах обучения игры на фортепиано.
Заключение
Список литературы
1
1.Формирование навыков развития чтения с листа на начальном этапе
обучения на фортепиано
Верхолаз Раиса Абрамовна пишет: «Из методики обучения чтению в
начальной школе известно, что беглость чтения является результатом
навыка, а всякий навык, естественно, приобретается путем упражнений;
следовательно, чем больше ребенок будет читать, тем больше у него
разовьется этот навык. Поэтому в младших классах школы уроки чтения
проводятся ежедневно и в процесс чтения вовлекаются все учащиеся — одни
читают по вызову учителя вслух, другие в это время читают про себя и
отмечают ошибки или положительные
стороны чтения товарищей (этот
методический прием можно очень интересно использовать в музыке).
Общеизвестно также, что только тот школьник научится читать бегло,
который будет читать много, а поэтому, конечно, нельзя ограничиваться
чтением только в классе. В школах постоянно организуется внеклассное
чтение, что совершенно необходимо применять и в музыке. Чтобы помочь
детям,
у
которых
в
чтении
нет
беглости,
используют
различные
методические приемы, например, участие в коллективном чтении. Темп
чтения партнеров заставляет медленно читающего ученика подтянуться до
нормальной беглости. Таким образом, мы видим, что овладение навыком
чтения ближе к тем же навыкам и игре на инструменте, чем можно было
предположить на первый взгляд…»
Каковы же общие черты, связывающие чтение с листа на инструменте с
процессом чтения? «Освоение техники чтения состоит в том, что
вырабатывается механизм перехода от слова видимого к произносимому», —
пишет Т. Г. Егоров.
При чтении с листа также имеет место связь знака со звуком. Но
процесс чтения с листа более сложен: это зрительное восприятие —
звуковое представление — двигательные импульсы. Общим является
зрительное восприятие. Поэтому и в том, и в другом случае очень важное
2
значение имеют движения глаз, так как они всегда несколько опережают
произнесение и звукоизвлечение (читающий и исполнитель производят
«разведку» глазами). Охват глазом определенных отрезков текста в обоих
случаях зависит от подготовки учащегося. Так, на самом начальном этапе
обучения читающий видит отдельные буквы, играющий на инструменте —
отдельные ноты. На последующей ступени обучения читающий охватывает
уже целые слова, а играющий — музыкальные фразы или части их.
Здесь мы хотим предостеречь от отождествления чтения текста с чтением нот
с листа. Чтение нот с листа на инструменте имеет свои особенности и
является, на наш взгляд, более сложным процессом, так как требует
специального развития музыкальных способностей: внутреннего слуха,
музыкально-слуховых представлений, овладения техникой игры на
инструменте.
Поэтому
для
развития
внутреннего
слуха
очень
важно
накапливать
музыкально-слуховые впечатления:
-как можно чаще вдумчиво и осознанно слушать и изучать музыку, как
целостные произведения, так и её отдельные элементы (звуки, интервалы,
аккорды). В этом очень помогают занятия по сольфеджио и слушанию
музыки.
Для
активности
внутреннего
слуха
очень
важно
иметь
хорошую
музыкальную память. Ведь если вы не запоминаете то, что слышите или
только, что прослушали, то не сможете это представить и своим сознанием,
поэтому
-полезно петь «про себя», с четкость, безвучно, представляя звуки в уме,
пробовать сочинить простую одноголосную песенку без инструмента, сидя с
карандашом и нотной бумагой за столом.
-полезно следить по нотам за исполняемым произведением,
особенно
эффективно прослушивать одно и то же произведение с нотами в руках
3
несколько раз и после попробовать себе представить прослушанное только
просматривая ноты и внутренним слухом воспроизводя услышанное.
2.Методические рекомендации в развитие чтения с листа.
К концу подготовительного периода учащийся в классе фортепиано должен
обязательно знать: систему нотных обозначений, основные правила нотной
графики.
Самый простейший нотный текст содержит разноплановую информацию,
требующую от ребенка мгновенного восприятия, осознания и выполнения.
Чтобы на первых порах облегчить ученику чтение нотной графики, можно
временно разделить ритмические и звуковысотные структуры. Ученик
должен видеть не отдельные ноты, а группы нот. Освоение ритмической
графики идет путем накопления разнообразных ритмических формул. Можно
начать с ритмизации знакомых стишков, либо ввести дополнительные
ритмослоги четверть -
♩
= та, восьмушка - ♪= ти, шестнадцатая -
♬
= ти ри.
А также можно использовать игры, например:
«Карточки – загадки».
На подготовленных карточках изображены короткие музыкальные фразы из
классических произведений, ученик, слушая, ищет среди карточек звучащее
произведение. Начинать с небольшого количества карточек, постепенно
увеличивая
количество
карточек.
Эта
игра
развивает
способность
концентрировать внимание, внутренним слухом озвучивать нотный текст,
охватывать взглядом целиком весь отрывок и моментально сравнивать его с
другими. К тому же расширяется музыкальный кругозор. К примеру:
4
В процессе обучения чтению с листа можно использоваться следующие
упражнения: 1) Преподаватель начинает играть фразу, а ученик продолжает
ее. Это вырабатывает у учащегося умение внимательно следить за
исполнением по нотам и смотреть вперед. 2) Преподаватель играет мелодию,
а
учащийся
фиксирует
ритм
сопровождения.
3)
Прохлопывание
длительностей мелодии двумя руками простейших, затем более сложных.
Эффективной формой в развитии навыков чтения с листа является игра в
ансамбле с различными вариантами распределения партий: учитель-ученик,
два ученика, два ученика и учитель. Это придает уроку элемент игры, а также
вырабатывает
у
учащихся
умение
предельно
концентрировать
свое
внимание. Ученик вынужден подчиняться заданному темпу, продолжать
играть хотя бы одной рукой, ловить партнера на ходу. Тем самым
мобилизуются внимание и воля и неожиданно удается то, что казалось
невозможным при чтении в одиночку.
Для налаживания связи вижу-слышу-играю
полезно, чтобы ученик при
помощи педагога записал нотами какую-нибудь несложную мелодию,
знакомую ему по этапу пения и подбора по слуху. Этим можно заниматься
5
одновременно с обучением нотной грамоте. При этих записях мы приучаем
учащихся к зрительному представлению движения мелодии. Обычно
ученикам очень нравится процесс записывания знакомых песенок. Для того
чтобы подготовить ученика к такому этапу, очень полезно заниматься с ним
устным анализом мелодий, приучая его отвечать на 2 вопроса: куда (вверх
или вниз) и как (подряд или через одну ноту) движется мелодия. Причём
анализировать надо как на слух (педагог играет, ученик анализирует, затем
поёт и подбирает на слух), так и зрительно по нотному тексту. Тем самым,
приобретаются первоначальные навыки графического прочтения мелодии.
Далее идут более сложные элементы, из которых состоит навык чтения с
листа: неотрывность взгляда от нотного текста – важное условие при чтении
с листа, поэтому играть «вслепую», не глядя на руки, нужно тренировать
систематически. Для этого руки во время игры прокрываются листком
бумаги.
Тем
самым,
у
ребенка
развивается
тактильное
восприятие
клавиатуры, снижается зависимость от визуального контроля за движениями
рук. Постепенно он отвыкает без конца переключать свое внимание, с нот на
клавиши и обратно
.
Следующие упражнения направлены на развитие звукодвижений и на
развитие «чувства» клавиатуры:
1.
Гамма в одну октаву разными штрихами, не глядя на клавиши, затем
усложнить до прыжков.
2.
Интервалы (гармонические и мелодические) не глядя на клавиши.
3.
Умение найти белые клавиши, черные, не глядя на клавиатуру.
4.
Играть без света.
По утверждению психологов, правильное развитие навыка чтения даже у
вполне грамотных людей зависит от того, как усвоился этот навык в самом
начале - в первый год обучения. Исполнитель, читая с листа, впитывает
самую сущность музыки. В музыкальной педагогике накоплен ценный опыт,
6
который используется при развитии навыков чтения с листа. В процессе
чтения нот с листа развитие ребенка идет по следующим направлениям:
увеличение объема музыкального материала;
ускорение темпов его прохождения;
усвоение максимума информации в минимум времени.
Типичными ошибками, встречающимися у учащихся при чтении нот с листа,
согласно опросу, проведённому авторами пособия «Чтение с листа на уроках
фортепиано. Игровой курс» Т. Камаевой и А. Камаевым, являются:
элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков; игнорирование
на протяжении произведения ключевых знаков; чтение каждого такта с
непременной
остановкой
перед
следующим;
невнимательность
к
динамическим знакам; пренебрежение знаками агогики. Воспитание и
развитие навыка чтения с листа должно вестись целенаправленно на
протяжении всего периода обучения ребёнка в классе фортепиано.
2.Аппликатура на ранних этапах обучения
К аппликатурной дисциплине необходимо приучать с первых шагов
обучения игре на фортепиано. Главные принципы- это физическое удобство
рук,
гибкость,
принцип
удобства
в
связи
с
ее
индивидуальными
особенностями. Необходимо учесть, что фортепианные технические формы,
которыми учащийся должен будет владеть в процессе обучения: гаммы,
арпеджио, двойные ноты, аккорды имеют строго определенную аппликатуру.
Аппликатура основных фортепианных технических форм должна быть
усвоена учащимися настолько прочно и глубоко, чтобы встретив в
музыкальных произведениях ту или другую техническую фигуру пальцы
играющего инстинктивно как бы сами занимали нужную позицию.
Как отмечает Л.А. Баренбойм в своей книге «Фортепианная педагогика» «…
плохое чтение с листа зачастую бывает вызвано тем, что учащийся не
представляет себе, как расставить пальцы в нотном тексте и играет первыми
«подвернувшимися» пальцами. Поэтому типичная аппликатура основных
7
технических форм – гамм, арпеджио, двойных нот и аккордов – должна
войти в плоть и кровь учащегося. В противном случае наступает полная
анархия в области аппликатуры».
Уже на первом этапе ученику сообщаются элементарные аппликатурные
принципы:
-подряд ноты – подряд пальцы,
-пропускается нота – пропускается палец,
- сообщаются позиции и их смена.
Очень
полезно
при
помощи
специальных
карточек
отрабатывать
двигательную реакцию ученика на разную форму зрительного сигнала,
выбрав определённый мотив их нескольких нот (трех, пяти). Сначала
двигательная программа задаётся цифрами (аппликатурой), пример 4) 5-4-3-
2-1 , 5-4-3-2-1 , 2-3-4-3-2, 1-5-1, затем нотным рисунком:
Мотивы можно изменять во всевозможных мелодических и ритмических
вариантах, ставя перед учеником разные задачи. Например, на закрепление
отработанной
по
предыдущим
заданиям
аппликатуры,
подобрав
ее
самостоятельно.
От аппликатурной техники зависит быстрота и точность. Аппликатурные
упражнения вводятся на самых ранних этапах обучения. Нужно добиться
точного
усвоения
учащимися
аппликатуры
основных
фортепианных
технических форм - от простейших мотивов до гамм, арпеджио, аккордов.
Аппликатура в интервалах: терции:1-3, 2-4, 3-5; секунды:1-2, 2-3, 3-4, 4-5.;
8
кварты:1-4, 2-5; квинты:1-5. Аппликатура в аккордах: трезвучия:1-3-5, 1-2-4 в
правой руке; 5-3-1, 4-2-1 в левой руке; секстаккорды:1-2-5 в правой руке, 5-3-
1 в левой руке; квартсекстаккорды: 1-3-5 или 1-2-4 в правой руке; 5-3-1 или
4-2-1 в левой.
Один из важных аппликатурных принципов – соответствие пальцев
правой и левой рук. Соответствие аппликатур может быть достигнуто при
противоположном движении. Нужно стремиться к соответствию аппликатур
и при параллельном движении.
Находить одинаковые группы в руке и
исполнение заметно облегчается. Для работы над навыком может послужить
сборник «Веселая музыкальная гимнастика» Светланы Барсуковой, в которой
представлены различные упражнения, вот пример один из них:
В сборник фортепианных пьес для детей Г. Окунева «Радуга», пьеса
Отражение в воде:
9
В
сборнике
Б.
Барток
Микрокосмос
тетрадь
№1
с
1-36
страницу
представлены пьесы, которые помогут отработать данный аппликатурный
принцип.
Подбирая аппликатуру, педагог должен учитывать следующие моменты:
Следует руководствоваться естественными особенностями пальцев. Пальцы
у нас все разные. И «выравнивать» их звучание можно только слухом,
верным представлением о звуке.
Первый палец
уместно применять для
извлечения особенно насыщенных звуков. Но наряду с этим он должен знать
ощущение легкости и подвижности. Важно, чтобы первый палец не «уходил»
с клавиатуры, когда играют другие пальцы. Играющий палец уводить с
клавиатуры
нельзя.
Второй
палец
умелый,
сильный,
способный
к
разнообразной деятельности. Третий палец занимает высшее положение в
руке.
Он
выполняет
организационные
функции,
олицетворяя
собой
конструктивные силы. Четвертый палец не столь свободен и самостоятелен
по своему строению. Он отзывается неохотно, но очень ценный при игре
кантилены. Это певец руки, и по отношению к другим пальцам он
представитель искусства. Пятый палец – олицетворение детства, так сказать
баловень руки. Таким образом, пальцы для нас как члены общества. Они
каждый требуют к себе особое внимание и ежедневной тренировки.
10
Аппликатуру нужно выбирать сознательно, так как правильный выбор
аппликатуры имеет немаловажное значение в технической работе. Выбирать
аппликатуру следует в начальной стадии работы. Прежде всего, необходимо
изучить редакционные и особенно авторские указания. Но не следует слепо,
бездумно заучивать все то, что написано в нотах. Встречаются (нередко)
неудачные,
неудобные
и
антихудожественные
(противоречащие
художественному смыслу музыки!) аппликатуры. Подбирая аппликатуру,
нельзя руководствоваться тем, насколько она удобна при медленной игре.
Аппликатуру надо выбирать, играя в быстром темпе. Если какой – то
отрывок вызывает сомнения, следует поучить его немного и попробовать в
быстром темпе одной, потом другой аппликатурой. Затем соединить его с
предыдущим и с последующим отрывками. Полезно также проиграть пассаж
в обратном направлении, с конца к началу. В быстрых пальцевых
последовательностях нужно стремиться к тому, чтобы один и тот же палец
употреблялся
значительно
реже.
Однако
это
правило
имеет
немало
исключений, диктуемых особенностями музыки. Аппликатура должна
соответствовать
характеру
музыки.
Учащийся
должен
овладевать
аппликатурной
дисциплиной,
стараться
не
нарушать
аппликатурные
требования. В аппликатурных вопросах нет несуществующих мелочей.
Очень часто от кажущейся «мелочи» зависит удобство или неудобство
аппликатуры, её соответствие или несоответствие характеру музыки.
Учащемуся
нужно
внушить,
что
хорошая
аппликатура
–
серьезная
техническая работа. Умение найти её приходит с опытом, а опыт
накапливается в процессе сознательной работы
Развитие основ аппликатурной техники находится в тесной связи как с
формированием
уверенной
ориентировки
рук
на
клавиатуре
и
даёт
наибольший результат, если сочетается с работой по освоению клавиатуры
«слепым методом», так и с выработкой ускоренного восприятия нотной
графики. Существует высказывание «если ты плохо читаешь, значит ты мало
11
читаешь». «Лучший способ научиться быстро читать — это как можно
больше читать» И. Гофман.
Быстрота пианистического аппарата при чтении с листа нотного текста
определяется двумя факторами: 1) ориентировка пальцев на клавиатуре без
постоянной поддержки зрения. Только неотрывность взгляда от нотного
текста обеспечивает плавное исполнение и умением играть, не глядя на руки.
Иначе,
отыскивая
пальцами
требуемые
комбинации
звуков,
пианист
ежесекундно будет смотреть на клавиши. Отрывая взгляд от нот, читающий
легко теряет фрагмент, отсюда задержки, запинки. 2) Аппликатурная техника
является вторым условием точной двигательной реакции. Умение мгновенно
выбрать наилучший аппликатурный вариант должно быть доведено до
автоматизма, иначе ученик будет играть первыми «подвернувшимися»
пальцами. Воспитание и развитие навыка чтения с листа должно вестись
целенаправленно на протяжении всего периода обучения ребёнка в классе
фортепиано.
Для чтения с листа, а также самостоятельного разучивания хочется
порекомендовать серию сборников Т. Юдовиной - Гальпериной «Большая
музыка - маленькому музыканту». Легкие переложения для фортепиано.
Издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2006 год под редакцией
О.Геталовой в пяти альбомах по классам. Переложение, составление и
педагогическая
редакция
Барахтина
Ю.В.
Издательство
«Окарина»
Новосибирск, 2008 год. Чтение с листа Игровой курс Т. Камаевой 2007г.,
Литовко «Освоение басового ключа», Витлугина «Музыкальный букварь»,
Бахматская «Здравствй малыш» и многие другие.
Профессор К. Г. Мострас пишет, что чтение с листа должно войти в режим
ежедневных занятий наравне с остальными разделами как обязательная,
систематическая тренировка в прочтении вначале сравнительно простых, а
затем более сложных музыкальных отрывков. Он считает, что эта важная
дисциплина мобилизует учащегося, обостряет его музыкальный слух,
развивает чувство ритма, способность быстро ориентироваться в сложном
12
музыкальном задании, в камерном ансамбле, в оркестре и в сольном
выступлении. Д. Ф. Ойстрах, например, предлагает своим ученикам один
день в неделю полностью посвящать ознакомлению с музыкальной
литературой. Совершенно очевидно, что опыт работы струнников перенесся
и в фортепьянную работу.
13
Заключение
Одной из основных задач музыкальной школы – воспитать у ученика
потребность музицировать, самостоятельно разобрать и сыграть музыкальное
произведение.
Формирование навыков чтения с листа требует, чтобы
материал был последовательно выстроен и доступен, на один - два класса
ниже основного материала индивидуального плана ученика. При этом
музыкальный материал должен быть ритмически и интонационно знакомым,
интересным,
ярким. На
начальном
этапе
обучения
чтению
с
листа
необходимо обращать внимание на правильную аппликатуру, так как эти
навыки тесно связаны между собой. При регулярных занятиях чтением с
листа
расширяется
музыкальный
кругозор
учащихся,
развивается
музыкальный
слух,
мышление,
облегчается
задача
организации
пианистического
аппарата,
вырабатывается
быстрая
ориентировка
на
клавиатуре, развиваются сложные двигательные навыки, формируется база
для аккомпаниаторской практики, игры в ансамбле, оркестре. Конечно же
при выборе пьес для чтения с листа педагог должен исходить из
индивидуальных особенностей учащихся, стремиться выявить характерные
для каждого из них трудности и, соответственно, распределить задания, для
того чтобы сохранить интерес к игре на фортепиано.
В процессе знакомства с
методикой великих педагогов - пианистов появляется стремление не только
постичь многое для себя, но и способствовать распространению этих ценных
знаний и достижений. Как известно, в любом деле нет предела совершенству.
И в вопросе изучения новых методов чтения с листа и аппликатуры тоже.
Поэтому опыт крупнейших преподавателей заслуживает к себе не только
особого внимания, но и тщательного изучения, и стремления к тому, чтобы
ежедневная практическая работа становилась искусством.
14
Список Литературы
1. А.Д. Алексеев. «Методика обучения игры на фортепиано».- М., Музыка,
1978г.
2. А.А. Баренбойм «Путь к музицированию». М., 1987 г.
3. Ф. Брянская «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые
годы обучения пианиста». Изд-во КЛАССИКА - XXI «Москва» 2008
4. Т.Камаева, А. Камаев. «Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой
курс». Москва 2007г.
5. Р.А. Верхолаз Раиса Абрамовна «Вопросы методики чтения нот с листа».
1960г.
15