Напоминание

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ – НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА ЛЕПКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Шишова Татьяна Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Водоватовский д\с №10"
Населённый пункт: НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, АРЗАМАССКИЙ РАЙОН, ВОДОВАТОВО
Наименование материала: статья
Тема: ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ – НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА ЛЕПКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дата публикации: 16.09.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Шишова Т.В.,

Воспитатель

первой квалификационной категории

МБДОУ «Водоватовский Д\С №10»

Арзамасский район

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ – НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА ЛЕПКИ ДЛЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

.

В статье представлен опыт работы по нетрадиционной технике лепки -

пластилинография. Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая

выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму

(барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Ключевые слова: пластилин, лепка, творчество, замысел,

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…

Чем

больше

уверенности

в

движениях

детской

руки,

чем

тоньше

взаимодействия руки с орудиями труда, тем ярче творческая стихия детского

разума»

В.А. Сухомлинский

Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который

раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность

адаптироваться им в социальной среде. В соответствии с ФГОС ребёнок

должен

быть:

любознательным,

активным,

интересующимся

новым,

неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить

экспериментировать.

Современная

концепция

дошкольного

воспитания

показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста,

считая ее миром человеческих ценностей.

Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств

эстетического восприятия, помогает формировать художественный вкус,

учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Нетрадиционные техники позволяют детям познакомиться с разнообразными

пластическими

и

вспомогательными

материалами,

что

способствует

повышению

выразительности

лепных

образов,

поддерживанию

их

эмоционально – положительного отношения к данному виду деятельности,

способствует

удовлетворению

потребности

детей

в

художественном

выражении,

развитию

детского

изобразительного

творчества.

Нетрадиционные техники лепки способствуют развитию данного вида

художественной деятельности. Одно из основных достоинств является

привлекательность нетрадиционных техник для детей и легкость некоторых

техник в освоении детьми. Вместе с этим нетрадиционные техники

способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной

памяти, гибкости и быстроты и индивидуальности каждого ребенка.

В начале дети осваивали предметную лепку, которая предназначена для

воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепили отдельные

предметы: дома, фрукты, животных, стараясь изобразить ключевую форму

предметов

и

наиболее

яркие,

свойственные

им

признаки.

Затем перешли к сюжетной лепке: сопровождая большим объемом работы,

потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в

композицию, придать ему нужное положение после чего дополнить лепку

некоторыми деталями.

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании

пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе,

благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые.

На первом этапе, дети осваивали прямуюпластилинографию – изображение

лепной картины на горизонтальной поверхности. Рисунок заполняется более

мягким

пластилином, например восковым. Он хорошо размазывается и

прекрасно смешивается. Такую технику нужно выполнять на листе плотного

картона, но в таком случае необходимо предварительно оклеить поверхность

скотчем. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как

материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким

образом достигается эффект мазка масляными красками.

На втором этапе: обратная пластилинография – изображение лепной

картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная. Так

как на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно

использовать пластик или оргстекло. Перенесите рисунок на поверхность

при помощи маркера, а затем заполните элементы рисунка пластилином.

Для этого нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и хорошо

размять его в руках, а затем

размазать по стеклу. Новый цвет нужно

наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу

можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка, или вставить

в готовую рамку. Из готовых работ, мы создали выставку «Витражная

галерея», которая стимулирует развитие фантазии, творческих способностей

детей.

Третий этап: мозаичная пластилинография – изображение лепной

картины

с

помощью

шариков

из

пластилина.

Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые –

пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и

аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур. Данный вид лепки

доступен и для детей с более низким уровнем развития. Дети довольно

быстро и аккуратно справляются с заданиями.

Четвертый этап: модульная пластилинография – изображение лепной

картины с использованием различных элементов - валиков, шариков,

дисков.Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми

приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на

лист картона и

заполнить каждый участок картинки пластилином

соответствующего

цвета,

что

можно

сделать

маленькими

шариками,

жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи

стеки.

Пятый этап: контурная пластилинография – изображение предмета при

помощи

жгутиков.

Техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости

и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые

предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся

воспитателем. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц

поместить в горячую воду, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты

можно

выдавливать

пластилин,

так

можно

подготовить

совершенно

одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство.

Можно проводить занятия – экспериментирования, которые направлены на

самостоятельный поиск детьми средств художественной выразительности с

целью создания интересных, необычных работ.

Методические рекомендации: 1) использовать детские поделки для создания

сказочных образов, устраивать экскурсии на выставки лепных работ для

детей других групп, что позволит дошкольникам ощутить свою значимость,

повысит самооценку у робких детей; 2) широко использовать на занятиях по

лепке художественное слово, музыкальное сопровождение, соответствующее

теме занятия – это позволит сделать художественную деятельность детей

более содержательной и увлекательной, создаст возможность творческого

осмысления и наиболее полного отражения темы, поможет преодолеть

возникающие трудности

Формы

взаимодействия

с

родителями

воспитанников:

1.Родительское

собрание, к которому педагоги вместе с детьми подготавливают выставку

лепных работ. 2.Оснащение информационных стендов для родителей

информацией о технике каждого вида лепки. 3.Проведение мастер- класса по

пластилинографии разного вида. 4.Конкурс на самую оригинальную

поделку.

Для родителей

разработаны консультации, на которых даю им

следующие рекомендации при организации лепки с детьми в домашних

условиях: 1) предлагать детям задания творческого характера, нацеливать их

на создание необычных, выразительных образов, поощрять оригинальные

находки; 2) не назойливо привлекать родителей к развитию данного

направления детской художественной деятельности.

К концу работы у детей наблюдается: совершенствование умений и

навыковнетрадиционных техник лепки; освоение умений самостоятельно

выбирать художественные темы, образы, сюжеты для лепки, а в соответствии

с этим – материалы, инструменты, технические способы и приемы

реализации собственных замыслов; развитие умений создавать коллективные

работы.

Работая по данному направлению,я увидела, что у детей возрос интерес к

нетрадиционной технике в лепке. Они стали творчески всматриваться в

окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического

восприятия. Они создают новые и оригинальные поделки, проявляя

творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят

средства для его воплощения.

Список литературы:

1.

Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,

пластилина. -Ярославль: «Академия развития», «Академия и Ко», 1998.

– 192 с.

Гусева И.В. Соленое тесто: лепка и роспись. - СПб: Издательский Дом

«Литера», 2005. – 96 с.

2.

Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М.: «Скрипторий

2003»,

3.

Пластилиновые фантазии / Екатерина Румянцева. – М.: Айрис-пресс,

2009. – 32 с.

4.

Курочкина Н.А. Сенсорные основы лепки дошкольного возраста (5-7

лет). Автореф. дисс……к.п.н. Л. – 1969..

5.

Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО,

2008.

6.

Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду.

- М.: Просвещение, 1986. – 144 с.



В раздел образования