Автор: Черепивская Дарья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 13
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Роль деятельности в развитии творческой индивидуальности исполнителя
Дата публикации: 16.09.2025
Раздел: дополнительное образование
Роль деятельности в развитии творческой индивидуальности
исполнителя.
Одной из наиболее актуальных проблем музыкального образования –
единство развития художественных и технических способностей
исполнителя, гармоничное воспитание его творческой индивидуальности на
всех этапах обучения. Практическое решение этой задачи предполагает не
только знание важнейших закономерностей игровой деятельности, в
условиях которой происходит становление музыкального сознания и
технического мастерства инструменталиста, но и понимание тех
взаимосвязей, которые объединяют в ней духовные («выразительные»)
устремления музыканта с материальными основами их осуществления.
Тезис «без фантазии нет творчества» остается не поколебленным
современной наукой. Подлинно творческое воображение всегда носит
действенный, установочный характер, будучи ориентированным на
конечную цель – воплощение задуманного в реально существующее явление.
Это теснейшим образом связывает фантазию с материальными
возможностями воспроизведения замысла, наличием или отсутствием
необходимых средств выражения, разнообразием и степенью их
совершенства.
Признание творческих функций техники явится одновременно
признанием существенной роли игрового движения, от которого зависит и
работа самой мысли. Недооценка фактора движения при воплощении
музыкального образа будет одновременно ущемлением интересов
художественного сознания при решении ответственных исполнительских
задач, ибо, вопреки широко распространенному мнению, техника «не
умирает» в художественном образе, а способна существовать за его
пределами на относительно самостоятельных началах.
Допуская деформацию на начальных этапах обучения музыканта,
педагог тем самым предопределяет соответствующие нарушения и в работе
его сознания, которое теперь вынуждено приспосабливаться к
труднообратимым физиологическим аномалиям. Художественному
мышлению остается исходить из реальных возможностей исполнительского
аппарата либо прибегать к судорожному напряжению, что рано или поздно
приводит к стойкой «технико-функциональной диссоциации». В данном
случае происходит как бы искусственное сужение канала связи между
психикой и моторикой – нецелесообразное двигательное средство лишено
подвижности, надежной управляемости и тем самым ограничивает работу
творческого сознания.
Рассмотрим как складываются отношения между психикой и
моторикой в условиях все более усложняющейся (в связи с постепенным
продвижением музыканта к вершинам художественного и технического
мастерства) исполнительской деятельности.
1.Предварительная организация психологической сферы, ее подготовка
должна стать ведущей стороной в творческом процессе. Большое значение
при этом имеет расширение запаса музыкально-слуховых впечатлений
ученика, его «духовное владение музыкой» до начала занятий на
инструменте.
2. Предварительная организация физической сферы, знакомство
ученика с рациональными основами так называемой постановки, выработка в
двигательном аппарате состояния координируемой свободы и т.д., словом,
создание материальной базы для игры на основе общих принципов и
физиологических закономерностей.
3. Ответственный момент: начало реального интонирования музыки на
инструменте и связанная с ним целая включенность ученика в игровую
ситуацию. В этих условиях происходит взаимное приспособление слуховой
(психической) и моторной (физической) сфер, выступающих в качестве
активных соучастников художественно-познавательной деятельности (при
сохранении ведущего положения за психической сферой). Очень важно,
чтобы инструменталист с самого начала обучения привыкал критически
оценивать свои действия и вел планомерную работу по очищению техники от
«целенаправленных суррогатов».
4. Полноценный творческий процесс немыслим, с одной стороны, без
достаточной глубины и обобщенности исполнительских замыслов,
позволяющих сознательно подходить к оценке различных вариантов
трактовки произведения, с другой – вне наличия свободной, не
фиксированной жестко техники, которая должна существовать на
относительно самостоятельных началах. Преимущество обобщенного
мастерства перед разрозненными техническими навыкам заключается в его
универсальности, что позволяет легко переключать технику на воплощение
самых разнообразных исполнительских задач.
Таковы, пожалуй, наиболее существенные требования, реализация
которых позволяет наладить и успешно совершенствовать психомоторные
связи, составляющие в своей совокупности фундамент исполнительского
мастерства. В этом сложном, длительном по времени и насыщенном
противоречиями процессе каждый момент имеет определенное значение,
оказывающее влияние на формирующуюся художественно-музыкальную
личность.