Автор: Хартаченко Надежда Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №72 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: внеурочное мероприятие для 4 класса
Тема: "Веселые фразеологизмы"
Дата публикации: 16.10.2021
Раздел: начальное образование
Тема: «Веселые фразеологизмы»
Внеклассное мероприятие для 4 класса
Задачи: повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме
«Фразеологизмы»
o
развитие познавательного интереса;
o
обогащение словарного запаса учащихся;
o
развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.
o
воспитывать любовь к родному языку.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Прозвенел звонок
Начинается урок!
Встаньте прямо.
Распрямитесь.
Удивитесь.
Рассердитесь.
Улыбнитесь.
Тихо за парты садитесь.
2. Синтез слов. Повторение.
- Соберите из отдельных букв слова-понятия ДОСКА:
- Как данные понятия связаны м/у собой? (Наша речь состоит из
предложений, а предложения из слов.)
3. Введение в тему занятия:
- Молодцы! Мы уже знаем, что наша речь состоит из предложений, а
предложения – из слов. Не зная отдельных слов, нельзя понять, о чём
говорится в предложении.
Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается не из
значения отдельных слов, а только от их сочетания.
4. Определение темы занятия, постановка задач
“О каком человеке так говорят …” (ответить одним словом):
•
У него куры денег не клюют (БОГАТЫЙ)
•
Он обведёт вокруг пальца кого-либо (ОБМАНЕТ)
•
Он не лезет за словом в карман (НАХОДЧИВЫЙ, МНОГО ЗНАЕТ)
•
Он перебивается с хлеба на воду (БЕДНЫЙ)
•
Он звёзд с неба не хватает (ГЛУПЫЙ, НЕУДАЧЛИВЫЙ)
-Ребята, вы знаете, как называются эти устойчивые выражения?
- А что такое фразеологизмы? – Что вы о них можете сказать?
Слайд 1 - Фразеологизмы
Слайд 2 Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний
Словосочетания
1)Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность.
2) Создаются в процессе речи, не требуют запоминания.
3)Любое из слов можно заменить другими словами.
Фразеологизмы
1)Слова теряют свою самостоятельность (семантическая неделимость).
2) Как и слова, используются готовыми, запоминаются
(воспроизводимость).
3)В их составе нельзя заменять одно слово другим (непроницаемость).
4) Закрепленный порядок слов.
5) Грамматическая устойчивость формы из частей .
Слайд 3 - Чтобы вы хотели про них узнать?
1.Ознакомиться с понятием фразеологизм
2.Узнать их происхождение
3.Определить, где используются
фразеологизмы
4.Узнать их значение
5.Узнать, какова роль фразеологизмов в нашей речи
Для того, чтобы решить задачи у нас 2 команды. Значит – соревнования.
Представляем жюри. (Екатерина Александровна – библиотекарь, еще 2-ое)
Поприветствуем команду 4Б., 4Г
Представление команд «Дело в шляпе»
Победа, победа
Нам только нужна!
Победы добьемся
Сегодня сполна!
Команда «Зарубить на носу» -Эмблемы
Раз, два,
Твердо знаем!
Три, четыре —
Победим!
Никому не проиграем,
Обойти нас не дадим!
Какие правила работы командой надо соблюдать.
В группе должен быть организатор обсуждения,
Говорим вежливо,
называем собеседника по имени,
говорим по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
четко высказываем свое мнение,
уважаем мнение собеседника.
1-ый тур конкурс «Разминка
Задание 1. «Обгонялки» Замени фразеологизмы одним словом.
- На руках носить - ценить, любить.
- Золотые руки - мастер.
- Разводить руками - удивляться.
- Руки опускаются - без сил.
- Рукой подать - близко.
- Как без рук - беспомощный.
- Руки чешутся - хочется подраться.
-Как курица лапой - небрежно
Задание 2. «Животные»
Очень много фразеологизмов пришло в нашу речь в результате наблюдений
за повадками и характерными особенностями животных.
Слайд 4 «Даёт совет Ежиха- мать:
- Детей не следует держать
В ежовых рукавицах
(При посторонних лицах!)
Выражение «держать в ежовых рукавицах» является фразеологизмом и
означает «очень строго и сурово обходиться с кем-либо».
А какие еще выражения, связанные с характером животных, вы слышали
или знаете?
Из конверта достаем карточку с заданием №2
Вместо точек вставьте названия животных. Задание на время. Начинаем по
команде.
Голоден как …..(волк)
Надут как ……(индюк)
Хитер как лис ….(лиса).
Нем как …(рыба).
Труслив как… (заяц)
Грязный как …(свинья).
Здоров как …(бык).
Упрям как… (осел.)
Изворотлив как… (уж).
Колючий как …(ёж)
Болтлив как… (сорока).
2-ой тур конкурса «Лексика фразеологизмов»
Задание № 3. Фразеологизмы со словом «Рука»
Слайд 5 «Пеликан разинул рот:
-Из-под ног уходит плот!
Я – знаток морской науки,
Взять себя обязан в руки!».
Здесь выражение «взять (брать) себя в руки», означает «сдерживать себя,
успокаиваться». А какие еще фразеологические обороты со словом «рука» вы
знаете? Вспомните и записать на листочке №3 как можно больше
фразеологизмов, в которых есть слово рука.
Начинаем. Время вышло.
Поменяйтесь листочками. Дайте объяснение тем фразеологизмам,
которые придумали соперники, время пошло.
Задание №4. Фразеологизмы - близнецы
Слайд 6 (учитель)
Пришла эта пословица из русской глубинки. Самобытный деревенский народ
знаменит своей исключительной наблюдательностью. А потому родился
фразеологизм «Старого воробья на мякине не проведешь» путем таких
длительных наблюдений. Воробей – птица простая, без изысков, но далеко не
глупая. В процессе жизни воробышек становится опытным и знает, что
съедобно, а что нет.
Замечено, что опытные воробьи в отличие от молодых легко отличат отходы,
образовавшиеся при обмолоте зерна (мякину) от самого зерна. Таким образом и
сформировалась русская пословица «Старого воробья на мякине не проведешь».
Фраза всегда произносится восторженным и одобрительным тоном. Ведь это
всегда является признанием высокого профессионализма и богатого жизненного
опыта человека.
«Тертый калач»
На самом деле был такой сорт хлеба – «тёртый калач». Тесто для него
очень долго мяли, месили, «тёрли», отчего калач получался необыкновенно
пышным. И ещё была пословица : «Не тёрт, не мят, не будет калач». То
есть человека учат испытания и беды.
Тёртый калач - так называют опытного человека, которого трудно
провести.
На столе карточки. Вам надо найти фразеологизмы, которые имеют
одинаковое значение, но звучат по разному. Их надо приклеить на
бумагу №4– парами.
1.
Дать нагоняй – намылить шею.
Нагоняй – строгое внушение, наказание (Словарь русского языка С.И.
Ожегова). Дать нагоняй – делать выговор, ругать. Фразеологизм
«намылить шею» означает – наказать (кого-либо).
2.
Не покладая рук – в поте лица (старательно, много работать).
3.
Ни кола, ни двора – гол как сокол.
В старину в некоторых местностях колом называлась полоса пахотной
земли шириной в две сажени (около 4,5 метра). Не иметь кола значило «не
иметь и маленького клочка земли». Выражение ни кола ни двора означает
наивысшую степень бедности.
Сокол – это старинное стенобитное орудие из чугуна или железа в форме
длинного и толстого бревна. Или же бревно, окованное металлом. Его
навешивали на железных цепях и, раскачивая, прошибали им самые прочные
крепостные ворота и каменные стены
Поверхность сокола была гладкой, как бы голой. Вместе с тем, соколы
(птицы) во время линьки действительно теряют перья и становятся почти
голыми.
4.
Сквозь землю провалиться – как в воду кануть (исчезнуть,
скрыться куда-либо).
5.
Во все лопатки – во весь дух (очень быстро).
« Нестись во все лопатки» - при быстром беге лошадь далеко выносит ноги
вперед, при этом ярко выделяются лопатки. Во весь дух – очень быстро, с
большой скоростью.
Задание № 5. «Скажи наоборот»
Слайд 7 Существуют фразеологизмы с противоположными по смыслу
значениями, например:
«Взять себя в руки ( успокоиться)»
« Выйти из себя (занервничать)»
Найдите в конверте задание №5. Вам надо найти фразеологизмы, которые
имеют противоположное значение. Их надо приклеить на бумагу№5 –
парами.
1.
Хоть иголки собирай – ничего не видно;
2.
По чайной ложке – единым духом;
3.
Заварить кашу – расхлебывать кашу;
4.
Чуть свет – на ночь глядя;
5.
Повесить нос – воспрянуть духом
Пока подводят итоги 2-х конкурсов, мы узнаем об истории создания
фразеологизмов.
Слайд 8. Учитель: Образовались фразеологизмы по-разному. Многие из них
связаны с историей нашей страны.
Не лыком шит – Старая Русь не могла обойтись без лыка-липовой коры. Из
неё делали обувь – лапти. Лапти считались признаком бедности. Поэтому «не
лыком шит» раньше означало, что человек не из простых, не беден. А
сегодня это выражение мы употребляем в том случае, когда хотим под
черкнуть, что человек не простак, его
нелегко провести.
Бить баклуши – Баклуши – небольшие продолговатые бруски мягких пород
дерева, откалываемые от полена. Зимой, когда основные сельхозработы
заканчивались, русские крестьяне долгими вечерами били баклуши, т.е.
откалывали эти бруски, затем сушили их и использовали в качестве
исходных заготовок для последующего вырезания ложек, мелкой кухонной
утвари, игрушек и т.п. В сравнении с тяжёлым трудом на пашне или скотном
дворе битьё баклуш считалось приятным времяпрепровождением, т.е. вполне
приравнивалось к безделью.
На лбу написано – всё ясно по выражению лица.
А происходит это сочетание от древнего обычая клеймить лоб преступника
раскалённым железом, оставляя неизгладимые знаки. У этих несчастных на
самом деле на лбу было написано их горькое прошлое.
Толочь воду в ступе – толочь воду в ступе заставляли в древних
монастырях. Это было наказание за прегрешения. Работа совершенно
бессмысленная , вырабатывала послушание, смирение. На самом же деле это
бестолковое, ненужное занятие.
3-ий тур конкурса «Бой капитанов»
Задание №6
Меткие образные выражения, фразеологизмы, украшают нашу речь, делают
ее яркой и точной.
Задание №6
Каждая команда получила письмо от зайки.
В стихотворении значение фразеологизмов обыгрывается в прямом, и
в переносном смысле. Попробуйте их найти и объяснить значение. Для
этого вам необходимо их подчеркнуть.
Зайка пишет письмо.
«Здравствуй, милая Мартышка! «Крокодил, дружок, здорово!
Шлет привет тебе Зайчишка. Обращаюсь с просьбой снова:
Что ты друга обижаешь – Ты уж нам не откажи –
Почему не приезжаешь? Зубы Волку покажи.
Ждет тебя лесной народ. Вздумал он зверей стращать.
Летом дел невпроворот! Кто нас будет защищать?!
Разводить в лесу бананы – Без тебя мы как без рук.
Это дело обезьяны». Приезжай скорее, друг!»
«Носорог, родной, привет! «Уважаемый Жираф!
Покупай скорей билет: Зная Ваш добрейший нрав,
Нам в лесу нужна охрана, Я надеюсь, что с друзьями
Так как поздно или рано Непременно станет с Вами.
В лес охотники нагрянут Это в Африке жара,
И стрелять по зайцам станут. А у нас как из ведра
Твой могучий острый рог Льют дожди в разгаре лета.
Нам бы здорово помог. Что вы скажите на это?
Будут звери за тобой Мы нашли для Вас работу
Как за каменной стеной». (Выходной один – в субботу)
Тучи в небе разгонять.
Разрешите Вас обнять.
Каждый вечер под дождем
Мы Вас очень-очень ждем».
«Слоник, здравствуй! Как живешь?
Писем нам давно не шлёшь.
Без тебя стоит работа.
Цирк построить нам охота.
Будешь ты подъемным краном.
Показаться может странным
Это предложение.
Сделай одолжение:
Приезжай в конце недели –
Побеседуем о деле».
Ответ:
1.
Дел невпроворот – очень много дел.
2.
Показать зубы – быть готовым к защите, дать отпор.
3.
Как без рук – оказываться беспомощным без кого-либо (чего-либо).
4.
Поздно или рано – о том, что обязательно произойдет.
5.
Как за каменной стеной – находиться под надежной защитой.
6.
(Льет) как из ведра – о проливном дожде.
7.
Сделай одолжение – форма вежливой просьбы.
Задание №7. ДЛЯ КАПИТАНОВ
Бывают случаи, когда дети употребляют фразеологизмы неправильно.
Исправь ошибки и составь предложения с одним из них.
1.
два сапога – дорого;
2.
одного поля помидор;
3.
язык без мышц;
4.
пальчики откусишь;
5.
показать где креветки зимуют;
6.
заблудился в двух липах.
Ответ:
1.
два сапога – пара;
2.
одного поля ягода;
3.
язык без костей;
4.
пальчики оближешь;
5.
показать где раки зимуют;
6.
заблудился в двух соснах.
Слайд 9 Конкурс капитанов
Задание 8. Узнай профессию. (Для капитанов)
Существует много выражений, пришедших из различных профессий.
Интересно, а вы сможете определить, благодаря каким профессиям
появились следующие выражения:
1.
Топорная работа; без сучка и без задоринки; снять стружку; разделать
под орех;
2.
На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь;
шито белыми нитками;
3.
Доводить до белого каления; между молотом и наковальней.
4.
Калачом не заманишь, заварить кашу, толочь воду в ступе.
1.
Ответ: Плотник, столяр. 2. Портной. 3. Кузнец. 4. Повар
Слайд 10
Задание 9 Узнай фразеологизм по рисунку. (Конкурс капитанов)
Ответ:
1.
водить за нос
2.
курица лапой
3.
крокодиловы слезы
4.
вода, как из ведра
5.
ворон считать
6.
вставлять палки в колеса
7.
сесть в калошу
8.
тянуть кота за хвост
4-ый ТУР конкурса «Творческое домашнее задание»
Вашему вниманию представляется инсценировка фразеологизмов.
4Б Сценка «Кашу маслом не испортишь»
4В Сценка «Деньги куры не клюют»
11.Подведение итогов .
Пока жюри подводит итоги игры, каждой команде надо сложить из слов итог
занятия.
4Б
И
зучение фразеологии важно для совершенствования речи человека
.
4Г
наша речь становится ярче, эмоциональней, образней и выразительней.
Я желаю вам только удачи!
Приложение:
4Г «Денег куры не клюют» (сценка)
В селе «Большие Златы» жила семья богатейших купцов Доположских –
Вынь. Однажды любопытные соседи, повисшие на заборе, наблюдали такую
картину: как вернулся хозяин с города, с мешком золота и вдруг лопнула
тесёмка на мешке и золотые монеты раскатились по всему двору. Шум, гам,
переполох, все бросились их собирать, напуганная девка курятница
оступилась и растянулась поперёк двора, рассыпав ведро пшена. Пшено
смешалось с монетами, куры набросились на пшено. В этот момент
выскочила хозяйка дома, взмахнула руками и заголосила: «Клюют! Деньги
клюют! Переполох набирал обороты. Когда через полчаса всё улеглось,
хозяйка уговорила мужа общипать кур и провести экспертизу желудков на
предмет поиска монет. Еще через час купец (хозяин) тряс перед носом
хозяйки кучей куриных потрохов и кричал «Ну что убедилась? Денег куры не
клюют!» в этот же день счастливое село отмечало праздник – каждой семье
выдали по курице. С той поры выражение «Денег куры не клюют»
прижилось в народе – это означало неожиданное поступление материальных
благ (а по-простому халява)
4Б
Сценка: “Кашу маслом не испортишь”.
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он
все свое. Отберу молоток!
Стучит.
- Сказано - сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню.
- Всему свое время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком
сказано, поздно уже, все спят.
- Не все, мы не спим.
- Ну хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь. Что ни слово, то пословица или
поговорка.
- Кашу маслом не испортишь!
Подведение итогов. Рефлексия
4Б Работали не покладая рук
4Т Работали засучив рукава
- Оцените свою работу на занятии одним из фразеологических оборотов,
который соответствует вашей деятельности.