Автор: Филиппова Наталья Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ "Созвездие""
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: методическая работа
Тема: Исполнительский анализ и методические рекомендации в исполнении Драматической фантазии Н. Коста “Le Départ”
Дата публикации: 16.11.2025
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств «Созвездие»»
Методическая работа
Исполнительский анализ и методические
рекомендации в исполнении
Драматической фантазии Н. Коста “Le
Départ”.
Разработала преподаватель ДШИ
Филиппова Наталья Юрьевна
Г. Нижний Новгород
2025
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................2
1.
ГЛАВА 1. Наполеон Кост – биографическая справка, характеристика
творчества...............................................................................................................4
1.1.
Биографическая справка...........................................................................4
1.2.
Краткая характеристика творчества.......................................................7
2.
ГЛАВА 2. Драматическая фантазия «Le Depart»...................................12
2.1.
Общая характеристика.............................................................................12
2.2.
Драматическая фантазия «Le Depart» в разрезе композиторского
стиля Наполеона Коста......................................................................................13
2.3.
Анализ музыкальной формы...................................................................16
3.
ГЛАВА 3. Методические рекомендации по исполнению......................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................32
Библиографический список..............................................................................34
1
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время исполнительская школа игры на классической
гитаре
активно
развивается.
Процесс
интеграции
гитары
в
систему
отечественного
музыкального
образования
(школа-училище-вуз),
начавшийся ещё в конце XX
века, привел к увеличению количества
гитаристов-исполнителей, а также композиторов, пишущих для гитары.
Соответственно появляется необходимость в методических разработках,
связанных с актуальной проблематикой: методикой игры на инструменте,
исполнительским анализом сочинений и т.д.
В этой связи исследование гитарной музыки эпохи романтизма
представляется весьма актуальным. В этот период написано множество
замечательных произведений, вошедших в “золотой репертуар” гитариста.
Они интересны как своим глубоким образным содержанием, так и
техническими особенностями, новаторским подходом к форме произведения,
приемам игры, новым представлением о звучании академической гитары.
К сожалению, в связи со снижением интереса к классической гитаре во
второй половине XIX
века
1
, современники практически не исполняли
произведения таких замечательных композиторов, как Иоганн Каспар Мерц,
Джулио Регонди и, в частности, Наполеон Кост. В настоящее время интерес к
их творчеству снова расцветает усилиями современных исполнителей.
Исследование биографии композитора, понимание исторического
контекста
их
жизни,
анализ
их
стиля,
–
важнейшие
шаги
для
инструменталиста как для интерпретатора. На данный момент мы не
располагаем
большим
количеством
музыковедческой
литературы
о
1
Основной причиной стало то, что гитара значительно проигрывала по динамическим и виртуозным
возможностям фортепиано и скрипке, набирающим в то время популярность у широкой публики. Гитара же
продолжала оставаться «бытовым» инструментом, используемым в домашней обстановке. Помимо этого,
исследователи ссылаются на то, что для того, чтобы писать произведения для гитары, нужно владеть этим
инструментом. Никто из ведущих композиторов того времени не владел гитарой, поэтому не писал для нее.
2
композиторах-романтиках XIX века. Многие статьи содержат непроверенные
факты, предположения, необоснованные утверждения или неверные даты.
Например, в различных очерках и статьях о Наполеоне Косте присутствуют
восемь разных дат рождения и семь дат смерти. Нидерландский гитарист и
музыковед Ари ван Влит решил заполнить этот пробел – его докторская
диссертация, опубликованная в 2015 году, посвящена жизни и творчеству
Наполеона Коста. Это единственная на данный момент научная работа,
содержащая
подробную
характеристику
стиля
композитора.
Также
существует небольшая биографическая книга о Косте с иллюстрациями,
написанная Ноэлем Роше в 2007 году.
Наполеон Кост - крупнейший французский гитарист и композитор XIX
века,
педагог
и
автор
переложений.
Произведения
Коста
входят
в
концертный репертуар большинства профессиональных гитаристов. Чтобы
проанализировать творчество композитора, рассмотрим одно из наиболее
значимых его произведений – “Драматическую фантазию “Le Depart”.
Сочетая в себе широкий круг образов с эффектностью и виртуозностью,
фантазия привлекает внимание множества гитаристов. На данный момент это
самое исполняемое произведение Наполеона Коста, но, несмотря на
популярность произведения, часто исполнители упускают из виду его
исторический
контекст,
понимание
которого
в
известной
мере
поспособствует углубленному раскрытию композиторского замысла.
3
1.
ГЛАВА 1. Наполеон Кост – биографическая справка,
характеристика творчества
1.1.
Биографическая справка
Кост Наполеон (Клод Антуан Жан Жорж Наполеон Кост) (27 июня
1805 – 14 января 1883)– крупнейший французский гитарист, композитор,
педагог и автор переложений.
Наполеон Кост родился 27 июня 1805 года в Амондане на востоке
Франции в семье капитана французской армии. Его отец был бонапартистом
по убеждениям, поэтому мальчик получил своё имя в честь императора. Кост
начал обучаться игре на гитаре с 6 лет под руководством матери, которая
сама неплохо владела этим инструментом. С детства его готовили к военной
карьере, но перенесённая в 11-летнем возрасте тяжелая болезнь лишила его
этой возможности.
В 1809 семья переехала в Орнан, а в 1815, после отставки отца — в
Валенсьен. В 18–летнем возрасте Кост становится преподавателем гитары, а
уже через год начинает выступать как концертный исполнитель под
покровительством «Филармонического общества Валенсьена».
С 1824 по 1828 годы с большим успехом выступает в дуэте с
гитаристом-виртуозом Луиджи Сагрионом. В конце 1828 года Кост
обосновывается
в
Париже,
где
и
остается
почти
до
конца
своей
артистической карьеры. Вскоре Кост получает признание как лучший
гитарист Франции, а также как педагог.
В Париже, который на тот момент является центром важных
музыкальных событий, Кост присоединяется к кругу известных гитаристов –
Карулли (который посвятит Косту свой Концертный дуэт op. 328), Каркасси,
Агуадо и Сора.
4
Под влиянием Сора Кост решает серьезно заняться композицией. На
изучение гармонии и контрапункта у него уходит 10 лет, и только в 35 лет
Кост решается опубликовать свои сочинения.
Почти сразу его произведения
начинают набирать популярность.
Слава Наполеона Коста становится
международной, его посещают в Париже поклонники из Стокгольма,
Копенгагена, Риги и Санкт-Петербурга. Отзывы в прессе о его концертах
восторженные.
Однако
в
1850х
годах
интерес
к
гитаре
в
обществе
падает.
Произведения композитора в это время практически не исполнялись.
В целях популяризации гитары как концертного инструмента Кост
аранжирует много популярной музыки. В 1851 он выпускает редакцию
«Метода Сора» где дополняет упражнения и этюды Сора своими уроками и
главой об игре на семиструнной гитаре, а также переложениями сочинений
Робера де Визе, став одним из первых композиторов, переписавших
гитарную музыку XVII века в современную нотную запись. Эта публикация
называлась «Полная школа гитары Фернандо Сора, отредактированная и
дополненная
многими
примерами
и
уроками
для
седьмой
струны
Наполеоном Костом».
В 1856 году русский аристократ Николай Петрович Макаров, гитарист–
виртуоз, преследуя цель вернуть интерес публики к гитаре, организовал в
Брюсселе конкурс на лучшее произведение для гитары и лучший инструмент.
Кост получил вторую премию на этом конкурсе, а первую - австрийский
гитарист и композитор Иоганн Каспар Мерц. Кост представил на конкурс
пять сочинений: Feulles D'Automne («Осенние листья»),
Fantasie Symphonique
(«Симфоническая фантазия»),
La Chasse des Sylphes («Охота на эльфов») и
Grande Serenade («Большая серенада»). Одно из произведений опоздало к
конкурсу и не было принято — это была драматическая фантазия «Le
Depart». Жюри конкурса пришлось долго обсуждать присуждение двух
5
первых премий; четыре члена жюри были за присуждение первого места
Мерцу и трое – Косту, при одном протесте, отданном в пользу Коста.
Кост играл не только на классической шестиструнной гитаре, но и на
экспериментальных
инструментах.
Многие
из
композиций
Коста
предназначены для семиструнной гитары – «гептакорда» сделанной для него
мастером Рене Франсуа Лакотом. Гептакорд – это гитара с дополнительной,
7-й басовой струной, настроенной на D, (иногда на C), и расположенной
вне грифа.
2
Кост был видным членом парижской масонской музыкальной ложи
«Les Frères Unis Inséparables», благодаря ей имел хорошие контакты с
известными музыкантами (например, с Д. Мейербером).
Ложа регулярно
организовывала
концерты,
которые
позже
трансформировались
в
благотворительные.
В 1863 году Кост серьезно травмировал руку и был вынужден
отказаться от исполнительской карьеры, но продолжил композиторскую и
преподавательскую деятельность.
Его
самые
известные
«25
этюдов
для
гитары»
op.
38
были
опубликованы в 1872 году и посвящены многим его ученикам, среди которых
была Луиза Оливия Пойе, на которой он женился в 1871 году.
Композитор умер в возрасте 77 лет 14 января 1883 года. Он похоронен
на
кладбище
Монмартр
в
Париже.
Его
произведения
собираются
поклонниками, но исчезают из концертного репертуара. Лишь немногие из
его произведений остаются на слуху до того момента, пока шотландский
гитарист Саймон Винберг не опубликовал полное собрание его сочинений в
2
Предполагается, что Кост даже участвовал в модификации строения инструмента: его гептакорд обладал
широким корпусом, 24 ладами, а струны проходили через подставку и крепились снизу на
струнодержатель. По-видимому, все это было сделано с целью позволить большей части деки свободно
резонировать.
6
1981 году, тем самым вызвав новую волну внимания к его творчеству,
которое с тех пор все чаще звучит на концертах.
1.2.
Краткая характеристика творчества
Наполеон
Кост
оставил
около
70
произведений
для
гитары:
танцевальные
миниатюры,
вариации,
фантазии,
«Концертное
рондо»,
«Большая серенада», «Большой каприс», цикл вальсов «Осенние листья»,
цикл «25 этюдов для гитары», а также пьесы для гобоя и гитары, гобоя и
фортепиано.
В его даже небольших пьесах всегда чувствуется гармоническое
разнообразие и оркестровая полифоничность. Кост использует сложный
гармонический язык - альтерированные гармонии, хроматические ходы,
красочные тональные сопоставления. По полифонии он превзошел всех
итальянских
композиторов-гитаристов
первой
половины
19
века,
на
творчество которых он опирался.
Время, в которое жил композитор, характеризируется расцветом
виртуозного инструментального исполнительства. Будучи сам исполнителем-
виртуозом, в своих произведениях Кост выводит гитару на высокий
технический уровень. Но его отношение к виртуозности тонко и логически
продумано: техническая сложность его музыки не идет в ущерб удобству
исполнения. Помимо этого, виртуозность является для него не самоцелью, а
способом выражения глубокого содержания музыки.
Стиль композитора известен галантностью и элегантностью, но вместе
с тем глубоким психологизмом. Кост - мастер настроения, его интересуют
различные
оттенки
человеческих
чувств
и
эмоций.
В
развернутых
произведениях
накал
страстей
достигает
высокого
драматизма.
Но
творчество композитора в целом имеет оптимистическую направленность:
7
большинство произведений или написаны полностью в мажоре, или имеют
развернутые мажорные разделы.
К
числу
непрограммных
масштабных
пьес
концертного
типа
принадлежат:
Большой каприс ор.11 – блестящая развернутая пьеса, в которой
лирика достигает высочайшего драматизма. Печальное, задумчивое
настроение интродукции в процессе развития трансформируется в
призывно-взволнованное.
Большое
соло
ор.24
–
произведение
в
форме
вариаций,
характеризующееся
преимущественно
светлым,
радостным
настроением в сочетании с блестящей техникой. Примечательно, что
среди вариаций появляется раздел «Элегия», что является интересным
примером работы Коста с формой произведения.
Концертная фантазия для гитары op. 6, также оптимистичная и светлая,
написана в форме вариаций с развернутой интродукцией.
Концертное рондо с интродукцией op. 12, где снова задумчивые
интонации интродукции сменяются непобедимым оптимизмом.
Большая серенада ор.30, завоевавшая сердца многих гитаристов,
характеризуется колоссальной виртуозностью и охватом большого
диапазона чувств и настроений. Она интересна по форме и выбору
жанров. Она состоит из 6 частей, где 3 часть – «Марш и хор
пилигримов», а 4 часть – «Болеро».
Танцевально-жанровую сферу творчества Коста образуют его знаменитые
менуэты, полонезы, мазурки. Как истинный романтик, он придавал им
глубоко лирический оттенок, сглаживая народно-бытовой характер этих
танцев.
Источниками вдохновения для Коста при сочинении музыки служили
также оперные мотивы. В его творчестве присутствуют вариации в довольно
8
классической форме, написанные на темы из популярных опер: «Вариации и
финал
на
любимую
мелодию
швейцарской
семьи
Вайгль»
op.
2,
«Интродукция и вариации на темы Россини» ор.53 , «Интродукция и
вариации на тему каватины из оперы «Пират» WoO 9. Эти произведения
достаточно развернуты по форме и ставят перед исполнителем колоссальные
технические задачи.
Но жанр вариаций для романтиков имеет слишком жесткие рамки, а
композитор стремится к экспериментам с формой. В целом в творчестве
Коста наблюдается тенденция движения от жанра вариаций к жанру
фантазии. Произведения жанра фантазии в творчестве Коста можно
подразделить на три категории:
1.
Произведения, в которых жанр фантазии указан автором: «Fantaisie
chevaleresque «Le Tournoi» — «Рыцарская фантазия
«Турнир» op.15,
«Фантазия на две темы из оперы Беллини «Норма»
op. 16, «Симфоническая
фантазия» op.28b,
драматическая фантазия «Le Depart» («Отъезд»), op.31,
«Фантазия-соната» op.34b для гобоя и фортепиано или гитары, фантазия
«Divagation» («Блуждание») op.45 и
фантазия «La Source du Lyson»
(«Источник в Лизоне») op. 47.
2.
Произведения, которые по особенностям композиции могут считаться
принадлежащими к этому жанру, но не носят этого названия. Сюда можно
отнести – «Souvenirs de Flandres» («Воспоминания о Фландрии») op.5, «Les
Passage des Alpes» («Переход через Альпы») op. 27, 28, 40, «La Chasse des
Sylphes» («Охота на эльфов») op.29.
3.
Фантазия-вариации – произведения, имеющие признаки обоих жанров.
К такому жанру можно отнести Фантазию на тему из балета «Армида» op.4,
Концертную фантазию
на тему Мейербера op.9, Большое соло op. 24,
Концертную фантазию для двух гобоев в сопровождении фортепиано op.35.
9
Программная
музыка
у
Коста
является
средством
выражения
ностальгии по прошлому и восхищения красотой природы. Многие из его
работ вдохновлены биографическими особенностями – они живописны,
поэтичны и одухотворенны. «La vallée d`Ornans» («Долина Орнан») op. 17 и
«Souvenirs
du
Jura»
(«Воспоминание
о
Юре»)
op.44
посвящены
воспоминаниям о детстве в Орнане. Долина Орнана, с множеством лесов и
рощ, засажена полями и виноградниками. Красота природы является для
Коста источником вдохновения, как и для многих других композиторов того
периода. Будучи ребенком, Кост ездил с отцом в военную командировку в
Голландию, которой он позже посвятил «Delfzil» («Дельфзейл») и «Le
Zuyderzée» («Озеро Зёйдерзе») из его «Souvenirs» («Воспоминания») op.19,
20. Память о жизни в Валенсьене отражена в «Souvenirs de Flandres»
(«Воспоминания о Фландрии»). Кост посвящает это произведение своей
матери. Воспоминания о жизни в Париже он запечатлел в произведениях
«Meulan» («Мёлан») op. 22 и «Les Soirées d'Auteuil» («Вечера в Отее»),
которые вошли в его «Souvenirs» («Воспоминания») op. 23.
У
гитаристов-классиков,
в
частности,
у
Фернандо
Сора,
Кост
вдохновляется
идеями
звукоподражания
другим
музыкальным
инструментам. В своей школе игры Сор упоминает имитацию четырех
инструментов: валторна, труба, гобой и арфа. У Коста часто встречается
имитация флейты с помощью флажолетов и имитация военных сигналов с
помощью игры параллельными октавами или квартами в пунктирном ритме.
В творчестве Коста встречаются также фольклорные мотивы. Полонез
№ 2 op.14 (основная часть) рисует картину народного танца. Раздел фантазии
«Источник в Лизоне» носит название «Деревенское рондо». В разделе
«Горцы» из «Долины Орнан» звучат наигрыши волынки и народная песня.
Кост
сделал
множество
переложений
произведений
других
композиторов. К ним относятся 16 вальсов Штрауса опус 7, сборник «Le
10
Livre d'or du guitariste» («Золотая книга гитариста») op.52 с переложениями
произведений Робера де Визе, «Вальс роз» Оливера Метры, множество песен
Франца Шуберта, не все из которых сохранились до наших дней.
К
числу
работ,
преследующих
педагогические
цели,
относятся
знаменитые
«25
этюдов
для
гитары»
op.
38,
знакомые
каждому
профессиональному гитаристу. Каждый этюд представляет собой небольшую
пьесу на разные виды техники. Однако каждый из них по-своему поэтичен и
оригинален. Как композитор Кост утверждает себя в элегантном, крепком по
фактуре этюде № 20, который может принести большой успех тем
исполнителям, которые захотят к нему обратиться. Широко известный этюд
22 (в некоторых редакциях – 23) – другое свидетельство таланта
композитора. Этюды 11 и 21, разработанные в одной тональности и форме,
приятны и полезны для развития легато. Прочная структура в 8, 9, 15, 16, 17
и 18 этюдах; гармоничен и образцовый этюд № 19, еще раз прославивший
мастера. Этюды Коста продолжают очаровывать как гитаристов, так и
слушателей, демонстрируя потенциал инструмента как в техническом
совершенстве, так и в художественной интерпретации.
«Récréation du guitarist» («Отдых гитариста»), op.51 – популярный
сборник
из
14
несложных
пьес,
часто
исполняемых
начинающими
гитаристами (например, «Меланхолия», «Рондолетто», «Баркарола»).
Наполеон Кост называл себя «скромным композитором для скромного
инструмента», и писал о своем «слабом гении композитора и художника». Но
проанализировав его творчество, можно с уверенностью сказать, что
композитор преуспел в том, чтобы поднять романтическую гитарную музыку
на высокий художественный уровень в своих произведениях.
11
2.
ГЛАВА 2. Драматическая фантазия «Le Départ».
2.1.
Общая характеристика
Драматическая фантазия «Le Depart» (далее – «Отъезд»), op. 31(1856)
— это произведение, которое отражает дух романтической эпохи через свой
экспрессивный диапазон и мелодическую чувственность. Фантазия известна
своей глубокой лирикой, но вместе с тем драматизмом, сочетая элегантность
с виртуозностью. Произведение требует сочетания технического мастерства
и экспрессивности, что делает его настоящим вызовом для классических
гитаристов.
Фантазия «Отъезд» - пятая заявленная Костом композиция для
конкурса Н.Макарова, которую композитор не успел закончить в срок.
Согласно описанию этого произведения Ари ван Влитом в его исследовании
творчества Коста, интродукция посвящена отъезду французских солдат на
Крымскую войну.
Ари ван Влит считает, что имитация возгласа трубы
представляет собой призыв к бою, а большое количество хроматизмов,
гармонических отклонений, мотив ломаных октав, изменения темпа и ритма
представляют собой битву на фронте. Основная часть – «Триумфальный
марш» - возращение солдат c войны. «29 декабря 1855 года!...» - эта дата
отмечена автором. Тема марша звучит в миноре, и уже это говорит о многом.
Это не празднование победы, а человеческая драма.
Этот марш отличается от других, написанных Костом. Например,
Марш из «Воспоминаний о Фландрии» - легкий и радостный. Основная часть
«Рыцарской фантазии «Турнир», также написанная преимущественно в
маршевом
характере
–
активная,
бравурная
музыка,
пронизанная
жизнерадостным героизмом. Марш из «Перехода через Альпы» также
12
светлый и позитивный, иногда задумчивый. В «Триумфальном марше»
«Отъезда» же нет помпезного героизма.
По мере развития драматизма
утрачиваются признаки маршевости и военности. Марш в этом произведении
становится для Коста способом выражения чувств человека, на долю
которого выпала война.
Возникает вопрос, как Кост мог отправить на конкурс столь
политически острую музыку. Русский дворянин Макаров – организатор
конкурса и председатель жюри, по мнению Ари ван Влита, не оценил бы
такой шаг: как отставной солдат, он должен был быть верен своей стране,
русский флот был уничтожен, страна была унижена на международном
уровне. Влит предполагает, что, возможно, секретарь жюри Шотт, редактор,
защитил Коста, не отдав пьесу Макарову, пока не стало слишком поздно. Но
хорошо познакомившись с фантазией «Отъезд», можно сделать вывод, что
это музыка в первую очередь о человеке и его чувствах, а не о политических
событиях.
Произведение посвящено Анри Филиппу Адану — генеральному
директору Министерства финансов Бельгии. Адан также упоминается в
письмах Макарова как страстный любитель гитары. Позднее Кост посвятил
ему также 22 этюд из цикла «25 этюдов для гитары». Композитор, должно
быть, встречался с Аданом во время конкурса в Брюсселе.
2.2.
Драматическая фантазия «Le Départ» в разрезе композиторского
стиля Наполеона Коста
Среди композиторов-романтиков тенденция в отношении музыкальной
формы заключается в том, чтобы нарушить классическую периодичность,
стандартное строение фразы. В то время как музыкальная форма сама по себе
высоко развита композиторами-классиками, композиторы-романтики не
испытывают к ней особого интереса, за исключением тенденции не разделять
13
части, а объединять, играть их attacca, делая форму эпизодической. Это
возникает у Коста в свободном жанре фантазии. Примером свободной
работы с формой можно считать интродукцию к фантазии «Отъезд», которая
написана в сквозной форме, хотя ее и можно условно поделить на разделы.
Распространены фразы из трех, пяти, шести и семи тактов. Например, в
первом разделе интродукции фразы строятся так: 7, 4, 4, 6 тактов.
Сокращенная
фраза
и
расширенная
фраза
усиливает
ощущение
неопределённости у слушателя в отличие от стандартных 4хтактовых или
8тактовых построений. Кост часто использует нестандартную фразу в своих
программных произведениях. Однако в основной части фантазии «Отъезд»
большинство фраз – стандартного строения.
Примечательной особенностью стиля композитора является каденция,
часто записанная нотами без тактового деления. В романтической гитарной
музыке, в частности у Коста, каденция используется регулярно (даже в
этюдах), но чаще бывает небольшой по объёму, подобно внезапно
промелькнувшей мысли. Примеры каденции в фантазии «Отъезд»: 7, 19, 53,
64 такты интродукции.
В творчестве Коста регулярно встречаются параллельные терции (7
такт интродукции), ломаные и параллельные сексты (интродукция, раздел
agitato) и ломаные октавы (30-32 такт интродукции).
Часто в основе фактуры у Коста лежат фигурации, виртуозные арпеджио,
блестящие пассажи. Ари ван Влит в своей книге о Косте отмечает 2
основных
вида
пассажей,
становящихся
композиционной
основой
произведений:
●
«Ракета» - восходящее арпеджио, обычно исполняемое на высокой
скорости. Такой пассаж встречается в главной теме марша в первом
разделе основной части и в репризе.
14
●
«Парашют» - виртуозное нисходящее арпеджио. Таким способом
изложена главная партия в репризе.
В интродукции арпеджио иногда прерывается сочетанием двух этих видов
пассажей (14, 16, 18 такты).
Для Коста характерна сложность, витиеватость гармонии и длительные
отклонения или модуляции, усиливающие и ослабляющие напряжение. При
этом часто основная сложность гармонии спрятана в арпеджированном или
аккордовом аккомпанементе. В фантазии «Отъезд» это оба эпизода с
фигурациями в интродукции (8 – 21 такты, 37 – 45 такты) и аккордовый
эпизод andantino (50 – 56 такты). Также примером костовской «прогулки по
тональностям» является развернутая кода, возвращающаяся в итоге в
основную тональность.
Важными характеристиками стиля в метроритме являются наличие
особых ритмов, которые имеют изобразительный эффект (тема фанфар
allegro assai в среднем разделе интродукции, раздел risoluto и andantino в
интродукции). Сюда же относится частое использование темповых ремарок и
интенсивное применение агогики (композитор использует rallentando перед
следующим разделом). Смена характера у Коста сопровождается всегда
сменой ритмического рисунка, темпа, размера.
Техническое
легато
–
излюбленный
композитором
приём,
используемый как средство выразительности. Кост – большой любитель
украшений; он часто использует форшлаги, состоящие из одной или двух
нот, которые также исполняются техническим легато.
Также
отличительная
черта
стиля
композитора
–
восходящее
глиссандо, мыслимое им как средство выразительности. В фантазии
«Отъезд» глиссандо используется практически в каждой фразе.
15
Таким образом, в фантазии «Отъезд» мы можем выделить следующие
характерные черты стиля Коста:
●
Свобода формы
●
Обилие каденций
●
Пассажи «ракета» и «парашют»
●
Сложные гармонические ходы
●
Частая смена темпа
●
Смена размера
●
Форшлаги
●
Глиссандо
2.3.
Анализ музыкальной формы
Свободный жанр фантазии трактовался композиторами-романтиками
как отказ от общепринятой строгой формы, а также как творческий
эксперимент в средствах музыкального языка — гармонии, ритме, фактуре.
Также довольно распространенными становятся программные фантазии, к
которым относится и Драматическая фантазия «Отъезд». Она написана в
сложной трехчастной форме с развернутой интродукцией.
Интродукция
Интродукция написана в сквозной форме, основанной на методе
контрастного сопоставления. Но все же вступление можно условно поделить
на разделы:
16
А
В (Эпизод)
С
вступление-а-b-
b1
вступление - с
-а1
связка
d
-
e
(е-
совмещённые
элементы
вступления и «с»
из
эпизода)
7т. 4т. 4т. 6т.
4т. 7+4т. 9т.
4т.
7+10т.
Основная тональность – Ми мажор. Тема из первой части А
трансформируется в эпизоде. Размер меняется с 6/8 на 4/4. Тема становится
тонально неустойчивой, что в целом характерно для всего эпизода; более
маршевой, нежели была песенной изначально. Фактура же осталась схожей с
её начальным проведением, но в мелодии осталось лишь остинато, без
вспомогательных интонационных оборотов.
Совмещённые
элементы
вступления
и
«с»
из
эпизода
трансформируются композитором при помощи приёма диминуции. Под
диминуцией
как
техникой
ритмической
композиции
подразумевается
пропорциональное уменьшение длительностей по отношению к прежде
звучавшей исходной мелодии, теме.
Трактовать связку к третьему разделу (С) можно и как вступление.
Здесь предвосхищается репетиционная техника нового тематизма «d», а
также доминантой предвосхищается новая тональность – Си мажор, которая
в свою очередь служит доминантовым предыктом к маршу.
Как видно на схеме, условно форму интродукции можно поделить на
три части. Но разомкнутость разделов B и С с остановкой последнего на
доминанте к основной части – маршу, и преимущественно разработочное
17
изложение тематизма говорит о сквозной форме, объединённой схожими
элементами и приёмами игры.
Триумфальный марш
Основная часть написана в сложной трехчастной форме с трио,
традиционной для марша. Его 1 и 3 раздел написаны в редкой для
инструментальной музыки форме - двухчастной безрепризной.
Форма основной части: A B C A B + кода, где A, B - двухчастная
безрепризная форма, С – трио.
Первый раздел основной части написан в Ми миноре. Он начинается с
проведения главной темы (A) – “Le retour” (marche triomphale). Вслед за ней
идет взволнованная вторая тема (B), имеющая черты романсовости, но
вместе с тем акцентированная. Заканчивается первый раздел стремительным
синкопированным дополнением. После него начинается трио, вносящее как
тематический, так и тональный контраст (оно написано в Соль мажоре). Трио
состоит из двух частей. В первой части мелодия изложена аккордами при
остинатном басу. Вторая часть трио представляет собой диалог кратких
аккордовых мотивов с блестящими пассажами. Третий раздел основной
части
представляет
собой
динамизированную
репризу.
Главная
тема
превращается в пассаж, что говорит о потере маршевых признаков. Она
сокращается (всего один период), а второе проведение исполняется piano –
все это говорит об ослаблении главной темы. B (вторая тема) проводится с
небольшими изменениями. Также сокращается дополнение. В развернутой
коде (animato) происходит весь драматический накал кульминации. Кода
начинается с проведения новой взволнованной темы в басу. Начинаясь в
основной тональности, тема проходит по хроматизмам, возвращаясь обратно.
В
коде
применяются
фактурные
приемы,
которые
имели
место
в
интродукции. На первый план выходит синкопированный ритм (материал
18
дополнения) и репетиции как напоминание о былой маршевости. После
сочетания «парашюта» и «ракеты» возникают аккорды, прерывающиеся
паузами. Начинаясь на forte, они сникают до piano. В последних тактах
происходит утверждение тонического аккорда на forte.
Главная эстетическая функция сложной трёхчастной формы —
способность
вмещать
контрасты
значительной
силы
и
большого
качественного разнообразия, обеспечивая в то же время целостность и
возможность развития внутри частей. Необычность же формы разделов
обусловлена
особенностями
основной
формы
–
фантазии,
которая
подразумевает свободу формы, тональную неустойчивость.
19
3.
ГЛАВА 3. Методические рекомендации по исполнению
Драматическая фантазия «Отъезд» ставит перед гитаристом серьёзные
исполнительские задачи - технические, динамические и образные. Она
является достаточно развернутой, требует композиционного осмысления.
Также произведение предполагает осознанное владение метроритмом ввиду
частой
смены
темпа
и
размера.
Исполнителю
необходимо
глубоко
погрузиться в образное содержание пьесы для выполнения драматических
задач, поставленных композитором.
Фантазия открывается развернутой интродукцией, очень характерной
для масштабных пьес Коста. В ней представлено множество образов – от
мечтательного
размышления
до
воинственных
фанфар.
Авторская
нюансировка предполагает большое количество агогики и полноценной
смены темпа. Поэтому главная задача исполнителя здесь – выстроить
вступление по форме.
Первый раздел интродукции - Andante largo - открывается светлой
темой аккордов, прерывающихся тридцатьвторыми (прим.1).
Внутри
аккордов спрятана тема в басу, исполнителю особенно важно выделить ее,
при этом не упуская из внимания и главный голос – верхний. Также особое
внимание стоит уделить паузам во всех голосах. Помимо этого, необходимо
следить за точностью исполнения пунктирного ритма.
(прим.1)
20
Следующая
тема
–
полифонизированная
(прим.2),
здесь
важно
услышать средний голос, подобрать аппликатуру так, чтобы он прозвучал
связно.
(прим.2)
Есть два варианта аппликатуры, но в первом варианте (прим.3) средний
голос начинается на четвертой струне, а продолжается на третьей, что
приводит к слишком большой разнице тембров. Поэтому автор работы
предлагает остановиться на втором варианте (прим.4):
(прим.3)
(прим.4)
При этом первостепенное значение имеет верхний голос, который
также нужно провести штрихом легато на крещендо.
21
После небольшой каденции получает развитие первая тема – она
проводится по первой струне с фигурациями в аккомпанементе (прим.5).
Особую сложность здесь представляет проведение темы певуче, без
акцентов. Также важно услышать каждую гармонию в арпеджио, показать ее
динамически и агогически.
(прим.5)
Арпеджио всегда отрабатывается методом опережения (подготовки) в
правой руке. Этот метод состоит в следующем: палец заранее ставится на
струну, и только после этого извлекает звук. После этого на струну ставится
следующий палец. Движения должны быть точными и продуманными.
Метод опережения отрабатывается в медленном темпе, затем сохраняясь в
быстром. Он позволяет выработать контроль движений и хороший контакт со
струнами, что обеспечивает качественное исполнение в быстром темпе.
Определенную трудность представляет большое количество скачков,
требующих отработки методом опережения в левой руке. Смена позиции
осуществляется переносом кисти параллельно грифу, расстояние между
пальцами должно соответствовать новой позиции. При этом локоть
обязательно должен начинать движение раньше, чем кисть. Эти движения
должны быть плавными, но быстрыми. Новая позиция подготавливается
заранее, еще до того, как пальцы перейдут в состояние активного нажима на
струну.
По мнению автора работы, не стоит играть первый раздел вступления
слишком эмоционально – это сфера далекой мечты, надежды на светлое
22
будущее.
Но
тем
не
менее
необходимо
динамически
показать
кульминационную зону раздела, при этом сделав небольшую фермату на
первом аккорде (прим.6):
(прим.6)
Следующий раздел интродукции – Allegro assai (прим.7). Здесь
меняется размер на 4/4, с ним меняется и характер: звучит фанфарный
призыв к бою, который необходимо сыграть активно, энергично. В этой
фразе большое внимание нужно уделить артикуляции шестнадцатых и
соблюдению пауз. Также очень важно подобрать удобную аппликатуру.
Автор работы предлагает играть это место с использованием полубаррэ. Во
время пауз необходимо расслаблять левую руку, чтобы избежать зажима
первого пальца.
(прим.7)
Далее вступает кантиленная тема, проведенная терциями в среднем
голосе при остинатном верхнем (прим.8). Автор работы предлагает сыграть
ее нон-легато, чтобы подчеркнуть воинственный характер музыки. Очень
важно, чтобы аккорды превалировали над верхним голосом.
23
(прим.8)
Между двумя проведениями этой темы врываются ломаные октавы,
представляющие техническую сложность для гитариста (прим.9). Очень
важно прослушать как нижний, так и верхний звук интервала, а также
вывести
эту
фразу
на
крещендо.
Ломаные
октавы
рекомендуется
отрабатывать с опережением и с помощью пунктирного ритма. Также стоит
поиграть их, выделяя по очереди то нижний, то верхний голос. Часто
исполнители играют третий такт этой фразы, двигаясь вверх по второй и
пятой струнам третьим и первым пальцами. Это может привести к
появлению нежеланных глиссандо, что трудно проконтролировать в быстром
темпе, поэтому лучше сыграть третий такт в первой позиции, но по разным
струнам.
(прим.9)
Снова вступает кантиленная тема, но уже в D-dur. Драматизм раздела
накаляется,
вступает
нисходящая
тема
снова
по
первой
струне
с
арпеджированным аккомпанементом (прим.10). Но это уже не та нега, что
была в начале интродукции. Хроматические неустойчивые гармонии,
24
интенсивность движения, акценты в басу и мелодии усиливают напряжение
раздела. Здесь автор сам выставляет акценты, исполнителю важно исполнить
их, чтобы передать воинственный характер музыки, но при этом нельзя
забывать про общую фразировку. Арпеджио в быстром темпе представляет
определенную техническую сложность, поэтому требует отработки с
помощью метода опережения.
(прим.10)
Третий раздел интродукции начинается с темы risoluto – предчувствие
победы (прим.11).
(прим.11)
Затем эта же тема проводится Andantino аккордами в высоком
регистре, а затем после небольшой каденции спускается в средний регистр.
Особенно важно здесь уделить внимание артикуляции тритцатьвторых, а
также соблюсти авторские крещендо и диминуэндо. Многие исполнители
играют этот раздел слишком медленно, что, по мнению автора работы, не
соответствует композиторскому замыслу.
Последний раздел интродукции – Agitato, требующий от исполнителя
серьезного
владения
динамическими
и
техническими
возможностями
инструмента. Интродукция завершается тремя блестящими пассажами,
25
последний из которых стоит играть как каденцию. Пассажи следует
отработать методом опережения, а также играть с остановкой на долях такта.
Основная часть произведения – Le retour (Возвращение), marche
triomphale в характере maestoso (прим.12). Главная тема представляет собой
чередование
триолей
и
пунктирного
ритма,
что
представляет
для
исполнителя ритмическую сложность. Тема состоит из кратких мотивов,
отделенных паузами. Очень важно объединить мотивы в целое. Эта задача
усложняется скачками в левой руке.
(прим.12)
Вторая тема сочетает в себе песенность и акценты, которые очень
важно
обозначить.
В
ней
часто
используется
глиссандо,
при
этом
исполняющееся
в
быстром
темпе,
что
требует
отработки.
Также
исполнителю необходимо проследить, чтобы аккорды аккомпанемента не
превалировали по динамике над мелодией. Большое значение имеет
соблюдение пауз во всех голосах: для этого гитаристу нужно вовремя
глушить струны правой рукой или снимать аккорд в левой руке (прим.13).
(прим.13)
Похожие
технические
задачи
ставит
дополнение,
являющееся
кульминацией раздела (прим.14). Оно состоит из синкопированной темы и
26
стремительных пассажей. Это место требует от исполнителя отличного
владения приемом технического легато.
(прим.14)
Для отработки приема технического легато автор работы рекомендует
обратиться к упражнениям Эмилио Пухоля (прим. 15,16) из его «Школы
игры на шестиструнной гитаре» (упражнения 196-222).
(прим.15)
(прим.16)
Средний раздел основной части – трио (прим.17). Особое внимание
стоит обратить на резкую смену характера. Исполнителю требуется
эмоционально
переключиться.
Очень
важно
провести
линию
баса
отчетливым
нон-легато,
уделить
внимание
акцентам
в
мелодии.
Повторяющиеся проведения стоит разнообразить тембрально и динамически.
27
(прим.17)
Особый интерес представляет второй такт первой вольты в первом разделе
трио. Композитор предлагает сыграть последний мотив по первой струне с
использованием технического легато, объединяющего по две ноты. Это
крайне неудобно, так как палец, который стоит на месте при техническом
легато, дальше будет вынужден перемещаться на нижний голос, и сыграть
мелодию легато будет затруднительно (прим.18):
(прим.18)
Здесь автор работы предлагает отказаться от лиг и сыграть весь такт в пятой
позиции (прим.19):
(прим. 19)
Вторая часть трио начинается с аккордового мотива (прим.20). Очень
важно обратить внимание на то, что второй и четвертый аккорд изложены
восьмыми длительностями, в то время как третий – четвертной. Довольно
часто гитаристы не обращают на это внимание, играя все три аккорда
28
четвертями. Также в этом разделе появляются виртуозные пассажи. Во время
их исполнения важно чувствовать доли такта, а также уделить внимание
фразировке пассажа. Этот раздел, как и предыдущий, изобилует скачками и
техническим легато.
(прим.20)
В
динамизированной
репризе
главная
тема
приобретает
облик
триольных пассажей, чередующихся с пунктирным ритмом (прим.21).
Помимо большого внимания к ритмической точности, исполнитель должен
понимать, что драматизм здесь находится на более высоком уровне, чем в
первом разделе основном части. Нисходящее арпеджио, а также второе
предложение темы очень важно сыграть piano, как и задумывал композитор:
тем самым подчеркнуть окончательное ослабевание маршевости, военности.
(прим.21)
Далее слегка изменяется вторая тема, а дополнение сокращается.
Кода (animato) представляет особую техническую сложность для
гитариста. Этот раздел важно выстроить динамически и агогически для
достижения
максимального
драматизма.
Она
начинается
с
череды
отклонений в различные тональности с последующим возвращением в
основную тональность. Здесь тема в нижнем голосе сопровождается
29
аккордовым аккомпанементом. При этом нижний голос движется из басового
регистра в средний и обратно восьмыми длительностями, гармония
аккомпанемента меняется каждую долю (прим.22).
(прим.22)
Это, как и скачки с сохранением баррэ, составляет определённую
трудность, требует хорошего владения навыком быстрой смены позиций.
Кост даже предусмотрел возможность сократить этот раздел, если он
окажется слишком сложным для исполнителя.
Далее также основное внимание уделяется теме в басу (прим.23). Здесь
важно подчеркнуть синкопы, выделенные акцентами. Синкопу стоит сыграть
с большей энергией, чем остальные ноты. Тема чередуется с пассажами и
аккордовыми репетициями.
(прим.23)
Здесь эмоциональный накал достигает предела. Кода требует от гитариста
владения широким динамическим диапазоном.
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая вышесказанное, можно со всей определенностью утверждать,
что Наполеон Кост – значительный французский композитор и гитарист XIX
века.
Как
исполнитель
и
композитор
он
внес
большой
вклад
в
популяризацию
классической
гитары.
Его
композиторский
стиль
характеризуется красочными гармониями, полифонизированной фактурой,
блистательной
виртуозностью,
обилием
украшений.
Его
творчество
охватывает множество жанров – от миниатюр до развернутых фантазий и
вариаций. Жанр фантазии особенно интересен для композитора: он позволяет
охватить широкий круг образов, экспериментировать с музыкальной формой.
Драматическая
фантазия «Отъезд» является не только значительным
образцом творчества Наполеона Коста, отражающим черты его стиля, но и
ярким примером романтической фантазии для гитары. Она привлекает
мастерским использованием средств романтического музыкального языка.
Фантазия
«Отъезд»
-
пример
произведения
композитора-романтика,
написанного под впечатлением от событий, происходящих в стране. Здесь
жанр марша использован композитором не только для исторического
контекста, но и для выражения чувств лирического героя. Это одна из тех
развернутых композиций Коста, которые замечательно подойдут гитаристу-
исполнителю, поскольку отлично звучат на сцене. Вместе с тем, фантазия
требует от гитариста высокого уровня профессионального мастерства. Все
это
позволило
произведению
войти
в
репертуар
многих
известных
исполнителей.
Несмотря
на
возрастающую
в
настоящее
время
популярность
композитора, его творчество не изучено достаточно подробно. В этой работе
проанализирован творческий путь композитора, особенности его стиля и
31
творчества. Жизненный путь Коста тесно связан с судьбой его инструмента,
поэтому с ним будет полезно ознакомиться каждому гитаристу. Анализ
творчества будет интересен каждому, кто обращается к произведениям
композитора. В работе подробно проанализирована форма произведения,
представляющая интерес как в разрезе творчества Коста, так и в контексте
жанра фантазии в гитарной музыке в целом. В методических рекомендациях
рассмотрены места, представляющие техническую сложность, приведены
способы их отработки; отмечены ритмически сложные разделы; рассмотрены
различные аппликатурные варианты. Методические рекомендации будут
полезны к прочтению тем гитаристам, которые планируют исполнить
драматическую фантазию «Отъезд» или другое произведение Наполеона
Коста.
32
Библиографический список
1.
Domingo Prat Diccionario biografico, bibliografico, historico, critico, de
guitarras, guitarristas, guitarreros... / Romero y Fernandez, Buenos Aires,
1934
2.
Dr. Ari van Vliet, Napoléon Coste: Composer and Guitarist in the Musical
Life of 19th-century Paris Biography, Thematic Catalogue & Compact Disc,
translation and elaboration of the PhD dissertation at Utrecht University in
The Netherlands. Edition: Zwolle, Cumuli Foundation, 2015
3.
Verrett, Len, ed. “Guitar Composers of the Classical and Early Romatic
Period Circa 1780-1900.”
4.
Wade, Graham. A Concise History of the Classic Guitar. Pacific, MO: Mel
Bay Publications, 2001.
5.
Вольман, Б. Л. Гитара и гитаристы. Л., 1968. 187 с.
6.
Конен, В. История зарубежной музыки: [учебник для консерваторий: в
5 выпусках. - М.: Музыка. Вып. 3: Германия, Австрия, Италия,
Франция, Польша с 1789 года до середины XIX века / В. Конен. - 6-е
изд. - 1984. - 534 с.
7.
Кузин, Ю. П. Азбука гитариста: Инструментальный период: [пособие
для преподавателей ДМШ (с нотным приложением)]. Ч. 2 / ГАПОУ
НСО НМК им. А. Ф. Мурова; Ю. П. Кузин; под ред. В. Каленова. –
[переизд., испр. и доп.]. – Новосибирск: Классик-А, 2014. – 55 с.
8.
Кузнецов, В.А., составление, вступительная статья. Как научить играть
на гитаре. - М.,: Издательский дом « Классика XXI», 2006.
9.
Литературно-художественное приложение к проекту «Гитаристы и
композиторы»
160 ЛЕТ ПЕРВОМУ МЕЖДУНАРОДНОМУ
КОНКУРСУ ГИТАРНЫХ КОМПОЗИТОРОВ И МАСТЕРОВ В
33
БРЮССЕЛЕ, ОРГАНИЗОВАННОМУ Н. П. МАКАРОВЫМ В. В.
Тавровский, 2016.
10.Майнер, Грегг. Статья о гитарном мастере Рене Франсуа Лакоте.
11. Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Кифара, 2014.
200 с.
12.Родионов, В. «Классическая гитара в 16-20 веках»
34