Автор: Гаджиев Султан Камилович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РД "Каспийское медицинское училище им. А. Алиева"
Населённый пункт: город Каспийск, Республика Дагестан
Наименование материала: Статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"
Дата публикации: 16.12.2025
Раздел: среднее профессиональное
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Магомедов Н.И., Гаджиев К.С.
ГБПОУ «Каспийское медицинское училище
им. А.Алиева» г.Каспийск.
Магомедов Р.В., доцент ДГПУ, г. Махачкала
Достижение безопасности образовательного процесса обеспечивается
формированием культуры безопасности обучающихся за счет выполнения
определенных условий образовательными учреждениями. Однако следует
отметить, что отдельные стихийные меры не способны снизить опасность в
окружной
образовательной
среде.
Обеспечение
безопасности
образовательного процесса требует комплексности, системности, четкости и
регулярности вышеперечисленных мероприятий, - от этого зависит их
эффективность. Поэтому условия обеспечения безопасности должны быть
реализованы не только на уровне учебного заведения, но и на внешнем (мир,
государство) и внутреннем (регион, муниципалитет) уровнях.
На внешнем (мировом и государственном) уровне:
1)
в нормативно-правовой сфере необходимо провести мониторинг
Федерального
законодательства
по
безопасности
и
создать
единый
комплексный нормативный документ Федерального уровня о безопасности в
образовательной среде, в который войдут основные идеи ранее принятых
законов, целевых программ. Это может быть межведомственная Федеральная
целевая
программа
«О
безопасности
в
образовательной
среде»
с
обязательным принятием соответствующих целевых программ на уровне
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
2)
обеспечить согласованность решений в сфере обеспечения
безопасности образовательной среды, принимаемых федеральными органами
государственной
власти,
органами
государственной
власти
субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления;
3)
координировать исследования, научные и методические разработки,
мониторинги безопасности образовательной среды, обобщать и учитывать
полученную информацию при формировании государственных докладов
Российской Федерации;
4)
включить направление безопасности окружной образовательной
среды в ежегодный реестр государственной статистической отчетности;
5) в военно-политической сфере обеспечить защиту территориальных
интересов от внешних и внутренних угроз с целью обеспечения охраны
региональной
образовательной
среды
(укреплять
правопорядок
и
политическую стабильность, не допускать дестабилизации и расслоения
общности, противодействовать различным конфликтогенным факторам:
терроризму,
экстремизму,
сепаратизму,
религиозной
и
национальной
неприязни);
6)
в
социальной
сфере
гарантировать
правовую
защиту
несовершеннолетних (совершенствовать систему законодательства по защите
прав
детей;
ввести
региональные
и
муниципальные
институты
уполномоченных по защите прав ребенка; разработать унифицированную
систему требований по осуществлению органами опеки и попечительства
государственных функций в сфере охраны прав несовершеннолетних
(создать единую нормативную базу и механизм реализации охраны прав
несовершеннолетних для субъектов Российской Федерации); разработать
единый алгоритм работы ведомств социальной защиты населения с семьями
и детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию; обеспечить
внедрение системы мер по профилактике различных форм девиантного
поведения);
7) в
экологической
сфере
сохранять
устойчивое
экологическое
равновесие
с
целью
обеспечения
экологически
безопасного
и
здоровьесберегающего
образовательного
пространства
(осуществлять
контроль
за
соблюдением
требований
к
питьевому
водоснабжению;
проводить постоянный мониторинг состояния воздушного бассейна, земель,
водных ресурсов; решить проблему размещения и утилизации твердых
бытовых и промышленных отходов (особенно экологически опасных);
увеличить
и
обеспечить
сохранность
зеленых
насаждений;
создать
необходимые
условия
для
получения
многоуровневого
непрерывного
экологического образования и воспитания);
8)
в информационной сфере создать общественный центр контроля
за нравственностью для повышения воспитательной и образовательной роли
средств массовой информации;
9)
в здравоохранении искать методы, направленные на снижение
уровня заболеваемости и сохранение физического и духовного здоровья
детей, формировать у них культуру здоровья;
На внутреннем (региональном и муниципальном) уровне в области
государственно-общественного управления образованием целесообразны
следующие меры:
1) активизировать работу по созданию законодательной базы в
субъектах Российской Федерации по регулированию проблем безопасности в
сфере
образования
(согласно
Закону
Российской
Федерации
«Об
образовании» субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом
и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные
нормативно-правовые акты, не противоречащие федеральным законам в
области образования);
2)
Министерствам образования субъектов Российской Федерации
организовать
работу
межведомственных
комиссий
(координационных
советов) по обеспечению безопасности региональной образовательной среды,
в которые войдут представители всех заинтересованных подразделений и
ведомств (основные направления деятельности комиссий: межведомственное
взаимодействие,
поддержка
муниципальных
образований
в
целях
обеспечения безопасности образовательной среды);
3) оптимизировать взаимодействие органов управления образованием
и структур, обеспечивающих безопасность в области образования в округе
(органов
государственной
власти
субъектов
Российской
Федерации,
правоохранительных органов, общественных организаций, религиозных
объединений, органов социальной защиты, здравоохранения и др.);
4) межведомственным
комиссиям
осуществлять
региональные
программы мониторинга безопасности в общем образовании на различных
его ступенях;
5)
органам государственной власти субъектов Российской Федерации
включить вопросы безопасности и здоровьесбережения в региональные
компоненты общеобразовательных программ;
6)
включить вопрос безопасности образовательной среды в ежегодный
отчет органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
7)
развивать
централизованную
региональную
сеть
образовательных
учреждений
и
служб,
осуществляющих
психолого-
педагогическую
поддержку
и
реабилитацию
детей
(оздоровительно-
реабилитационные
отделения,
службу
практической
психологии
образования, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центры психолого-
педагогической и медико-социальной поддержки
несовершеннолетних с обязательной работой горячей линии телефона
«Доверие»);
8) подготовить учебники и учебные комплексы, отражающие факторы
опасности и меры по их преодолению;
9)
финансировать образовательные учреждения в целях укрепления
безопасной и здоровьесберегающей инфраструктуры (включает безопасность
состояния зданий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и
правилами,
оснащение
образовательных
учреждений
всеми
видами
безопасности:
противопожарной,
антитеррористической
и
др.)
и
материально- технической базы (оснащение спортивными площадками,
залами, спортивным инвентарем и др.).
Функциями образовательных учреждений в области обеспечения
безопасного образовательного пространства являются:
1)
обеспечение безопасности образовательного учреждения;
2)
нормативно-правовое,
информационно-методическое
и
организационно-техническое оснащение учебно-воспитательного процесса;
3)
повышение
педагогической
компетентности
в
вопросе
безопасности и здоровьесбережения;
4)
психолого-педагогическое сопровождение в рамках обеспечения
безопасности субъектов образовательного процесса;
5)
медико-социальное сопровождение;
6)
информационно-просветительская деятельность с родителями.
В научных публикациях современных исследователей обеспечение
безопасности образовательного учреждения исследовано детально, поэтому
выделим основные рекомендации в этой области.
Безопасность образовательного учреждения предполагает:
-
инженерно-техническое укрепление, защиту здания и прилегающей
территории (ограждение, освещение, обходы территории, пропускной режим
и др.);
-
оснащение
учреждения
техническими
средствами
охраны
(сигнализация, системы видеонаблюдения, пожаротушения и др.);
- организацию охраны учреждения (охранная служба, оперативное
информирование руководителей);
- взаимодействие руководителей с правоохранительными органами и
органами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (стажировки,
инструктажи, практические занятия и др.).
Повышение педагогической компетентности в вопросе безопасности
значительно повысит эффективность формирования культуры безопасности
детей, проживающих на той или иной этой территориях.
В связи с этим в рамках подготовки и повышения квалификации кадров
необходимо:
-
повышать компетенцию педагогов в вопросах безопасности как в
институтах
повышения
квалификации
и
переподготовки
работников
образования
(лекции,
семинары,
дискуссии,
диспуты,
конференции,
практикумы, круглые столы и др.), так и в самих образовательных
учреждениях без отрыва от основной профессиональной деятельности
(организовать работу методического семинара, проводить ежеквартальные
совещания, практические и лекционно-семинарские занятия по вопросам
безопасности с привлечением всех заинтересованных лиц (педагогов,
медицинских
работников,
психологов,
участковых
уполномоченных,
представителей
природоохранных
организаций,
структур
гражданской
обороны и чрезвычайных ситуаций, средств массовой информации и др.);
-
вооружить педагогов новейшими теоретическими и практическими
знаниями в вопросе безопасности жизнедеятельности учащихся;
-
способствовать обмену знаниями и опытом между педагогами;
-
формировать педагогическую компетенцию в вопросе безопасности
детей;
-
способствовать развитию у педагогов потребности непрерывного
самосовершенствования и самообразования в области безопасности.
Организация
психолого-педагогического
и
медико-социального
сопровождения образовательного учреждения осуществляется при наличии
специалистов: психолога, социального педагога, логопеда, медицинского
работника.
Выделим
основные
направления
психолого-педагогического
сопровождения в рамках обеспечения субъектов образовательного процесса:
-
соответствие
учебной
нагрузки
психофизиологическим
возможностям детей;
-
своевременность
и
систематичность
психолого-педагогической
помощи;
- обеспечение
оптимальных
педагогических,
психологических,
социальных условий развития ребенка на каждом возрастном этапе;
- своевременное
и
систематическое
изучение
психологических
индивидуальных особенностей детей с целью выявления причин их проблем
и способов терапии;
-
оказание комплексной помощи детям с особенностями развития;
-
коррекционная и реабилитационная работа с детьми-инвалидами;
- профилактика
девиантного
поведения
(безнадзорности,
правонарушений несовершеннолетних и др.);
- взаимодействие с родителями (психологическое просвещение и
социально-психологическое консультирование).
Выделим основные направления медико-социальное сопровождения в
рамках обеспечения субъектов образовательного процесса:
-организация здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса;
-
выполнение санитарно-гигиенических требований;
-
соблюдение воздушно-теплового режима и освещения;
-
организация горячего питания;
-
повышение
эффективности
физкультурно-оздоровительной
работы;
-
соблюдение требований организации учебно-воспитательного
процесса;
- соответствие
программ,
методов
и
методик
обучения
функциональным и возрастным особенностям детей;
-
мониторинг состояния здоровья и физического развития детей;
- организация профилактической работы по охране жизни и здоровья
детей;
- использование средств безмедикаментозного лечения;
-
пропаганда здорового и безопасного образа жизни.
Выполняемые
в
комплексе
выделенные
условия
обеспечат
безопасность образования во всех регионах РФ.
Рассмотренные аспекты условий формирования культуры безопасности
жизнедеятельности
у
участников
образовательного
процесса
в
этом
подпункте позволят обеспечить единство подходов и получения позитивного
результата у педагогов, родителей, и в особенности, у обучающихся (детей).
ЛИТЕРАТУРА
1.
Есипова
А.
А.
Основные
структурные
компоненты
культуры
безопасности жизнедеятельности [Текст] / А. А. Есипова, Э. М. Ребко //
Молодой ученый. - 2014. - №18.1. - С. 36-38.
2.
Петров
С.В.,
Обеспечение
безопасности
образовательного
учреждения : Учебное пособие / С.В. Петров, П.А. Кисляков. - М.:
Издательство «Русский журнал», 2010. - 260 с.
3.
Цейко
В.А.
Сущность
и
структура
культуры
безопасности
жизнедеятельности старшеклассников// Педагогические науки - 2013. - № 4. -
С. 17-23
4.
Воробьев
Ю.Л.
Основы
формирования
культуры
безопасности
жизнедеятельности населения / Ю.Л. Воробьев, В.А. Пучков, Р.А. Дурнев;
под общ. ред.
5.
Ю.Л. Воробьева. МЧС России. - М.: Деловой экспресс, 2006. - 316 с.
6.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся на ступени начального общего образования: методич. реком. /
под ред. М. И. Солодковой, А. В. Ильиной. Челябинск: Образование, 2011. -
С 50