Напоминание

"Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста: наследие былин, свет Победы и героизм наших дней"


Автор: Ноговицына Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №44"
Населённый пункт: г.Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста: наследие былин, свет Победы и героизм наших дней"
Дата публикации: 16.12.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного

возраста: наследие былин, свет Победы и героизм наших дней

В душе каждого ребёнка от природы заложена связь с родной культурой и

народом. Роль воспитателя заключается не в навязывании этой связи, а в её

бережном развитии, опираясь на яркие примеры мужества и добра, ограждая

от агрессии и вражды. Дети 5-7 лет воспринимают мир через конкретные

образы и сильные эмоции. Именно этот путь — через воображение и чувства

— позволяет познакомить их с основами истинного патриотизма: любовью к

Родине, самоотверженностью, честью, верностью и сочувствием.

Наше путешествие пройдёт через три смысловых пласта, раскрывающих

силу духа: мир богатырского эпоса, священную память о Великой

Отечественной войне и примеры мужества в современности. На каждой

ступени мы будем открывать не идею конфликта, а ценность высоких

человеческих качеств.

Раздел 1. У начала традиции: богатыри — оплот национального

характера

Цель: Сформировать у детей целостный образ Защитника как носителя

справедливой силы, ума и великодушия.

Ключевые образы для изучения:

Илья Муромец. Не просто могучий воин, но и духовно стойкая

личность. История его исцеления и взросления показывает: истинная мощь

приходит к тому, кто терпелив и добр. Его победы — не для личной славы, а

«за землю Русскую, за вдов и сирот».

Добрыня

Никитич. Образец

благородства

и

преданности.

Он

символизирует честь, образованность и умение решать дела словом. С ним

можно говорить о важности знаний, учтивости и защиты слабых разными

способами.

Алеша Попович. Воплощение находчивости и братской верности. Это

весёлый и преданный товарищ, чья смекалка всегда служит правому делу.

Варианты практической деятельности:

1.

Создание

«Богатырской

заставы»: Оформление

тематического

уголка в виде древнерусской гридницы. Дети мастерят щиты с древними

символами, шлемы из бумаги, что становится актом «приобщения» к

защитникам.

2.

Интерактив «У картины Васнецова»: Дети, изображая героев,

замирают в их позах и от первого лица говорят: «Я, Илья, стою на страже

рубежей, чтобы беда не пришла к нашему дому».

3.

«Богатырские испытания»: Эстафеты, где нужно «оседлать коня»

(гимнастическую палку), метнуть мяч в цель «Змей Горыныч», перетянуть

канат. Акцент делается на сплочённости «дружины», а не на соревновании.

4.

Творческая мастерская «Волшебный предмет»: Лепка из глины или

пластилина своего оберега защитника. Меч-кладенец здесь — символ,

который даётся только чистому сердцем.

Итог раздела: Наша земля издавна рождала сильных духом людей. Их мощь

происходила не от гнева, а от любви к родному краю. Быть сильным —

значит быть ответственным и добрым.

Раздел 2. Вечный свет: Победа как торжество человеческого духа

Цель: Пробудить в детях не интерес к войне, а чувство благодарности и

светлой памяти. Представить Победу как утверждение жизни, добра и

несгибаемой воли.

Акцент на личных историях и человеческом подвиге:

Герой в моей семье. Проект «История моей семьи». Дети с помощью

родителей готовят рассказ о прадеде: «Мой прадед был врачом, он спасал

раненых солдат прямо на поле боя».

Сверстники в годы войны. Знакомство с историями детей-героев

через призму восхищения их смелостью и находчивостью: «Мальчик Лёня

помогал партизанам, был их глазами и ушами».

Подвиг в тылу. Беседа о том, как женщины, старики и дети трудились

на заводах, шили одежду, выращивали хлеб для фронта. Героизм — это и

стойкость в ежедневном труде.

Эмоциональные и созидательные формы работы:

1.

«Письмо

в

прошлое»: Дети

создают

и

украшают

рисунками

фронтовые треугольники с посланиями для воображаемого солдата. Письма

помещаются в общую «капсулу памяти».

2.

«Сад Памяти и Мира»: Высадка на территории сада кустов или

деревьев в честь погибших или людей разных профессий военных лет

(лётчиков, санитаров, связистов). Ухаживая за растениями, дети видят, как

жизнь продолжается.

3.

Коллективный проект «Мир, который они отстояли»: Создание

большого панно или книги, где дети рисуют образы счастливой мирной

жизни: семью, солнце, цветы, играющих детей.

4.

Музыкальная встреча «Песни, опалённые войной»: Разучивание и

совместное исполнение песен военных лет. Инсценировка песни о простом

солдате — хранителе мира.

Итог раздела: Было тяжёлое время, когда весь народ объединился, чтобы

отстоять свой дом и будущее. Мы победили благодаря единству, любви к

Отчизне и мечте о мире. Мы храним память о каждом, кто подарил нам это

небо.

Раздел 3. Настоящее время: защитники и помощники рядом с нами

Самая важная и деликатная часть. Речь идёт не о политике, а о вечных

ценностях, которые проявляются в поступках людей сегодня.

Ключевая идея: «Защитник — это тот, кто помогает».

Освободитель и спасатель. На основе рассказов о награждениях —

истории о военных, которые в опасной ситуации прикрыли мирного жителя,

вынесли раненого, помогли сохранить чью-то собственность. Это истории о

человечности в сложнейших условиях.

Военный врач — продолжатель традиций. Знакомство с профессией,

которая несёт милосердие и спасает жизни.

Волонтёр — герой мирных дней. Примеры того, как люди, в том

числе семьи с детьми, собирают гуманитарную помощь, пишут письма

поддержки. Это показывает, что делать доброе дело может каждый.

Практическая и рефлексивная деятельность:

1.

Акция «Посылка от всего сердца»: Совместное создание коробочек с

рисунками, бумажными голубями для военнослужащих. Цель — поддержка

и выражение благодарности.

2.

Мастерская «Орден самого доброго сердца»: Дети придумывают и

изготавливают воображаемые награды за лучшие качества: «Медаль за

дружбу», «Орден за щедрость», «Звезда защитника животных».

3.

Беседа-размышление «Как я могу быть защитником?»: Подведение

детей к простому выводу. Защитник — это тот, кто:

o

Помогает тому, кто младше или слабее.

o

Заботится о близких.

o

Бережёт природу и живых существ.

o

Делает

мир

вокруг

добрее.

Это и есть патриотизм в детском возрасте — деятельная забота о своём

окружении.

Связь времён: заключительный синтез

На итоговом занятии можно создать общий проект — ленту времени

«Защитники Отечества в веках».

Левая часть: Образы русских богатырей и древние символы.

Центр: Фотографии ветеранов, Вечный огонь и детские рисунки на

тему мира.

Правая часть: Силуэты современных военных, спасателей, врачей,

волонтёров на фоне российского флага.

Общая надпись может гласить:

«ОТВАГА. ВЕРНОСТЬ. МИЛОСЕРДИЕ. ПАМЯТЬ.

ЭТИ

КАЧЕСТВА,

КАК

ПРОЧНАЯ

НИТЬ,

СОЕДИНЯЮТ

ИЛЬЮ

МУРОМЦА,

ПОБЕДИТЕЛЯ

В

СОРОК

ПЯТОМ

И ГЕРОЯ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ.

КАЖДЫЙ

ИЗ

НИХ

В

СВОЁ

ВРЕМЯ

ВЫПОЛНЯЛ

ВЕЛИКУЮ

МИССИЮ

ОБЕРЕГАЛ

ЖИЗНЬ,

ПОКОЙ

И

БУДУЩЕЕ

СВОЕЙ

СТРАНЫ.

А

ЕЁ

БУДУЩЕЕ

ЭТО

ВЫ.

И

ВАШЕ

ДОБРОЕ

СЕРДЦЕ

САМАЯ НАДЁЖНАЯ ОПОРА РОДИНЫ».

Таким образом, мы выстраиваем не барьеры, а мосты понимания между

эпохами. Мы растим не будущего солдата, а целостную Личность, которая

умеет ценить подвиг, сопереживать, гордиться историей своего народа и, что

самое важное, уже сейчас в своей жизни способна быть созидателем,

хранителем и защитником всего доброго.



В раздел образования