Автор: Ноговицына Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №44"
Населённый пункт: г.Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста: наследие былин, свет Победы и героизм наших дней"
Дата публикации: 16.12.2025
Раздел: дошкольное образование
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного
возраста: наследие былин, свет Победы и героизм наших дней
В душе каждого ребёнка от природы заложена связь с родной культурой и
народом. Роль воспитателя заключается не в навязывании этой связи, а в её
бережном развитии, опираясь на яркие примеры мужества и добра, ограждая
от агрессии и вражды. Дети 5-7 лет воспринимают мир через конкретные
образы и сильные эмоции. Именно этот путь — через воображение и чувства
— позволяет познакомить их с основами истинного патриотизма: любовью к
Родине, самоотверженностью, честью, верностью и сочувствием.
Наше путешествие пройдёт через три смысловых пласта, раскрывающих
силу духа: мир богатырского эпоса, священную память о Великой
Отечественной войне и примеры мужества в современности. На каждой
ступени мы будем открывать не идею конфликта, а ценность высоких
человеческих качеств.
Раздел 1. У начала традиции: богатыри — оплот национального
характера
Цель: Сформировать у детей целостный образ Защитника как носителя
справедливой силы, ума и великодушия.
Ключевые образы для изучения:
Илья Муромец. Не просто могучий воин, но и духовно стойкая
личность. История его исцеления и взросления показывает: истинная мощь
приходит к тому, кто терпелив и добр. Его победы — не для личной славы, а
«за землю Русскую, за вдов и сирот».
Добрыня
Никитич. Образец
благородства
и
преданности.
Он
символизирует честь, образованность и умение решать дела словом. С ним
можно говорить о важности знаний, учтивости и защиты слабых разными
способами.
Алеша Попович. Воплощение находчивости и братской верности. Это
весёлый и преданный товарищ, чья смекалка всегда служит правому делу.
Варианты практической деятельности:
1.
Создание
«Богатырской
заставы»: Оформление
тематического
уголка в виде древнерусской гридницы. Дети мастерят щиты с древними
символами, шлемы из бумаги, что становится актом «приобщения» к
защитникам.
2.
Интерактив «У картины Васнецова»: Дети, изображая героев,
замирают в их позах и от первого лица говорят: «Я, Илья, стою на страже
рубежей, чтобы беда не пришла к нашему дому».
3.
«Богатырские испытания»: Эстафеты, где нужно «оседлать коня»
(гимнастическую палку), метнуть мяч в цель «Змей Горыныч», перетянуть
канат. Акцент делается на сплочённости «дружины», а не на соревновании.
4.
Творческая мастерская «Волшебный предмет»: Лепка из глины или
пластилина своего оберега защитника. Меч-кладенец здесь — символ,
который даётся только чистому сердцем.
Итог раздела: Наша земля издавна рождала сильных духом людей. Их мощь
происходила не от гнева, а от любви к родному краю. Быть сильным —
значит быть ответственным и добрым.
Раздел 2. Вечный свет: Победа как торжество человеческого духа
Цель: Пробудить в детях не интерес к войне, а чувство благодарности и
светлой памяти. Представить Победу как утверждение жизни, добра и
несгибаемой воли.
Акцент на личных историях и человеческом подвиге:
Герой в моей семье. Проект «История моей семьи». Дети с помощью
родителей готовят рассказ о прадеде: «Мой прадед был врачом, он спасал
раненых солдат прямо на поле боя».
Сверстники в годы войны. Знакомство с историями детей-героев
через призму восхищения их смелостью и находчивостью: «Мальчик Лёня
помогал партизанам, был их глазами и ушами».
Подвиг в тылу. Беседа о том, как женщины, старики и дети трудились
на заводах, шили одежду, выращивали хлеб для фронта. Героизм — это и
стойкость в ежедневном труде.
Эмоциональные и созидательные формы работы:
1.
«Письмо
в
прошлое»: Дети
создают
и
украшают
рисунками
фронтовые треугольники с посланиями для воображаемого солдата. Письма
помещаются в общую «капсулу памяти».
2.
«Сад Памяти и Мира»: Высадка на территории сада кустов или
деревьев в честь погибших или людей разных профессий военных лет
(лётчиков, санитаров, связистов). Ухаживая за растениями, дети видят, как
жизнь продолжается.
3.
Коллективный проект «Мир, который они отстояли»: Создание
большого панно или книги, где дети рисуют образы счастливой мирной
жизни: семью, солнце, цветы, играющих детей.
4.
Музыкальная встреча «Песни, опалённые войной»: Разучивание и
совместное исполнение песен военных лет. Инсценировка песни о простом
солдате — хранителе мира.
Итог раздела: Было тяжёлое время, когда весь народ объединился, чтобы
отстоять свой дом и будущее. Мы победили благодаря единству, любви к
Отчизне и мечте о мире. Мы храним память о каждом, кто подарил нам это
небо.
Раздел 3. Настоящее время: защитники и помощники рядом с нами
Самая важная и деликатная часть. Речь идёт не о политике, а о вечных
ценностях, которые проявляются в поступках людей сегодня.
Ключевая идея: «Защитник — это тот, кто помогает».
Освободитель и спасатель. На основе рассказов о награждениях —
истории о военных, которые в опасной ситуации прикрыли мирного жителя,
вынесли раненого, помогли сохранить чью-то собственность. Это истории о
человечности в сложнейших условиях.
Военный врач — продолжатель традиций. Знакомство с профессией,
которая несёт милосердие и спасает жизни.
Волонтёр — герой мирных дней. Примеры того, как люди, в том
числе семьи с детьми, собирают гуманитарную помощь, пишут письма
поддержки. Это показывает, что делать доброе дело может каждый.
Практическая и рефлексивная деятельность:
1.
Акция «Посылка от всего сердца»: Совместное создание коробочек с
рисунками, бумажными голубями для военнослужащих. Цель — поддержка
и выражение благодарности.
2.
Мастерская «Орден самого доброго сердца»: Дети придумывают и
изготавливают воображаемые награды за лучшие качества: «Медаль за
дружбу», «Орден за щедрость», «Звезда защитника животных».
3.
Беседа-размышление «Как я могу быть защитником?»: Подведение
детей к простому выводу. Защитник — это тот, кто:
o
Помогает тому, кто младше или слабее.
o
Заботится о близких.
o
Бережёт природу и живых существ.
o
Делает
мир
вокруг
добрее.
Это и есть патриотизм в детском возрасте — деятельная забота о своём
окружении.
Связь времён: заключительный синтез
На итоговом занятии можно создать общий проект — ленту времени
«Защитники Отечества в веках».
Левая часть: Образы русских богатырей и древние символы.
Центр: Фотографии ветеранов, Вечный огонь и детские рисунки на
тему мира.
Правая часть: Силуэты современных военных, спасателей, врачей,
волонтёров на фоне российского флага.
Общая надпись может гласить:
«ОТВАГА. ВЕРНОСТЬ. МИЛОСЕРДИЕ. ПАМЯТЬ.
ЭТИ
КАЧЕСТВА,
КАК
ПРОЧНАЯ
НИТЬ,
СОЕДИНЯЮТ
ИЛЬЮ
МУРОМЦА,
ПОБЕДИТЕЛЯ
В
СОРОК
ПЯТОМ
И ГЕРОЯ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ.
КАЖДЫЙ
ИЗ
НИХ
В
СВОЁ
ВРЕМЯ
ВЫПОЛНЯЛ
ВЕЛИКУЮ
МИССИЮ
—
ОБЕРЕГАЛ
ЖИЗНЬ,
ПОКОЙ
И
БУДУЩЕЕ
СВОЕЙ
СТРАНЫ.
А
ЕЁ
БУДУЩЕЕ
—
ЭТО
ВЫ.
И
ВАШЕ
ДОБРОЕ
СЕРДЦЕ
—
САМАЯ НАДЁЖНАЯ ОПОРА РОДИНЫ».
Таким образом, мы выстраиваем не барьеры, а мосты понимания между
эпохами. Мы растим не будущего солдата, а целостную Личность, которая
умеет ценить подвиг, сопереживать, гордиться историей своего народа и, что
самое важное, уже сейчас в своей жизни способна быть созидателем,
хранителем и защитником всего доброго.