Напоминание

Урок английского языка как средство формирования функциональной грамотности учащихся


Автор: Николаева Надежда Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Радищевская средняя школа № 2 имени А.Н.Радищева"
Населённый пункт: р.п. Радищево Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Урок английского языка как средство формирования функциональной грамотности учащихся
Дата публикации: 17.02.2024
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Радищевская средняя общеобразовательная школа №2

им.А.Н.Радищева» Ульяновской области

Уроки английского языка как средство формирования

функциональной грамотности учащихся

Функциональная грамотность как составная часть государственной

гарантии качества общего образования

Автор

Николаева Надежда Владимировна,

учитель английского языка

контактный телефон 89278210944

МБОУ «Радищевская СШ №2 им.

А.Н.Радищева»

Ульяновская обл., р.п.Радищево,

ул.Кооперативная, д.29

т. 8423921365

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они

вырастут.

Аристипп

Введение

Цель среднего образования заключается в обеспечении развития у учащихся

способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой

учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению

посредством развития ключевых и предметных компетенций.

Современная школа обеспечивает учащихся необходимым багажом, но не всегда

формирует умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций. Педагоги школы

дают предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. В

настоящее время период удвоения знаний составляет 11 лет, а период их «полураспада»

не превышает 3-5 лет. Это обусловлено как стремительным развитием науки и техники,

так и быстрым моральным устареванием учебной литературы, слабо связанной с

проблемами повседневной практики человека.

Ученики часто задают вопрос: а зачем мне это надо? Этот вопрос мы слышим и на

уроке математики, и на уроке химии, и на любом другом.

Действительно, каждому учителю, важно дать ученику ответ, что знания

необходимы для решения важных задач, с которыми нас постоянно сталкивает жизнь.

Некоторые из них достаточно простые, некоторые сложнее, некоторые порой вообще

кажутся

неразрешимыми. И мы понимаем, что подготовка учащихся должна быть

направлена не только на формирование грамотности (знаний, умений, навыков), но и на

формирование умений использовать приобретенные знания и опыт для решения

жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, т.е. на развитие основ

функциональной грамотности

Проблема формирования функциональной грамотности сегодня как никогда

актуальна для учителя-предметника. Задача применять знания, полученные на уроках, в

практических ситуациях реальной жизни стояла перед учителем практически всегда,

отражена она и в стандартах XXI века.

Отправной точкой для обсуждения проблемы стали результаты мониторинговых

исследований TIMSS и PISA, в которых оценивается соответственно качество школьного

2

образования и функциональная грамотность учащихся. Выяснилось, что, несмотря на

наличие качественной предметной подготовки, наши пятнадцатилетние школьники

затрудняются применять знания в ситуациях реальной жизни. Результаты российских

учащихся

в

международном

исследовании

качества

математического

и

естественнонаучного образования TIMSS достаточно высокие (Россия входит в десять

лучших стран из шестидесяти). В этих международных тестах встречаются в основном

задания похожие на те, которые входят в российские учебники и решение которых

отработано в учебном процессе. А в исследовании PISA результаты значительно ниже (во

втором и третьем десятке по отдельным направлениям). 3адания PISA - нетипичны, т. е.

их решение сложно однозначно описать и получить доступ к заученному алгоритму. Это

одна из причин их трудности для российских учащихся.

Соответственно

возникает

вопрос,

КАК

преподавать,

чтобы

развивать

универсальные учебные действия, а значит функциональную грамотность на уроках?

Функциональная

грамотность

-

явление

метапредметное,

и

поэтому

она

формируется при изучении всех школьных дисциплин и имеет разнообразные формы

проявления.

С одной стороны, учитель должен обеспечивать системность и достаточный

теоретический уровень

подготовки учащихся,

а с другой

стороны,

достижение

метапредметных результатов обучения, как раз и обеспечивающих развитие способности

рассуждать, формулировать, применять и интерпретировать.

Ответом на вопрос «КАК?» является выбор технологии, методов обучения, форм

и приёмов….

Одним из таких средств является использование в обучении практико-

ориентированных задач.

Практико-ориентированные задачи – это что-то новое или хорошо забытое, но не

старое!!?

3

Практико-ориентированные задания на уроках английского

языка

В современном мире иностранный язык становится средством обеспечения

человека и всего общества в целом. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный

язык?». Мы все чаще сталкиваемся с необходимостью использования иностранного языка

в повседневной жизни: работа за компьютером, общение в социальных сетях, просмотр

видеороликов, участие в конкурсах и соревнованиях. Кроме того, в современном мире

люди стали больше путешествовать, а это прекрасная возможность осваивать другую

культуру и в то же время нести свою.

Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном

процессе на сегодняшний день – способность человека использовать навыки чтения и

письма в условиях его взаимодействия с социумом. Мы помним, что основной целью

обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и

практического применения, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского

языка

учитель

работает

по

всем

направлениям

формирования

функциональной

грамотности.

Основная

задача

учителя –

стимулировать

речемыслительную

активность

учащихся, создать ситуативность обучения, другими словами смоделировать такую

учебную ситуацию, которая спровоцирует учащихся на спонтанную речь. Основной

характеристикой подобных ситуаций является практическая задача: купить билет в кино,

сделать заказ в кафе/ресторане, решить, куда пойти/поехать и т.д.

Можно выделить несколько особенностей заданий для оценки функциональной

грамотности:

задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью

предметных знаний;

в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;

контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в

повседневной жизни;

ситуация требует осознанного выбора модели поведения;

вопросы изложены простым и ясным языком;

используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:

4

математическая грамотность;

читательская грамотность;

естественнонаучная грамотность;

финансовая грамотность;

глобальные компетенции;

креативное мышление.

Разберем на примерах, как можно формировать все направления функциональной

грамотности на уроках английского языка.

Формирование математической грамотности на уроках английского языка

начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 12.

Типовая задача: производить простые вычисления на иностранном языке,

характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

«Ты гостишь у своей бабушки в деревни. Скажи своему английскому другу Бену,

сколько домашних птиц есть у твоей бабушки.» Look at the pictures and count the birds.

Ex: Two ducks and two cocks are four birds.

Типовая

задача

на

формирование

финансовой

грамотности

может

быть

сформулирована так: Look at the picture, read the text and answer the questions.

English Banknotes and Coins

The official currency of the Unites Kingdom is the pound sterling which is equal to one

hundred pence. The British do not use the Euro. Although a few of the big shops will accept

Euro, it is rarely used across Britain. English banknotes are issued by the Bank of England. As to

coins they are minted also by this state bank. The following coins are in circulation: one penny,

two pence, five pence, ten pence, 20 pence, 50 pence, 1 pound, and 2 pounds. The singular of

pence is "penny". The symbol for the penny is "p"; hence an amount such as 50p is often

pronounced "fifty pee" rather than "fifty pence".

1.

What is the official currency of the U.K.?

2.

What is the smallest unit?

3.

How many pence are there in one pound?

4.

What banknotes in the U.K. now?

Формированию естественнонаучной грамотности способствуют задания типа:

Read the extract from the article in youth magazine and give your opinion. Is keeping

animals in the zoo a good idea?

“ … Zoos help scientists and common people to learn more about animals. They show

us how rich the animal world is.

But in zoos they keep animals in cages, and it is very unkind…”

5

Глобальные компетенции в исследовании PISA понимаются как “способность

критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и

межкультурного

взаимодействия;

осознавать,

как

культурные,

религиозные,

политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие,

суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное

взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к

человеческому достоинству”. Одну из глобальных проблем – проблему экологии-

начинают обсуждать на уроках английского языка в 7 классе. Задание на формирование

функциональной грамотности можно сформулировать следующим образом:

You are going to take part in the conference “Green Home”. Say what five important

things about ecology we must teach children. Choose one of the ideas and develop it.

«Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие

успехи», «думать творчески», «проявление креативности» – эти понятия в современном

обществе

являются

показателями

профессионализма.

Ведь

именно

креативность,

способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта,

гения.

Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала

учащихся, конечно же, у проектных работ. Учащиеся могут представить результаты своей

деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей,

презентаций и даже поделок. Одно из самых любимых заданий в 6 классе «Create alien».

Do you know how aliens are look like? Draw alien as you imagine and describe.

Читательская

грамотность –

это

одно

из

направлений

функциональной

грамотности и, на мой взгляд, базовое направление.

Какое бы задание не получил

учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание. В процессе обучения

учитель часто сталкивается с проблемами учащихся при работе с текстом. При чем

проблемы возникают и при работе с текстом на русском языке, не говоря уже о

иностранном.

Одним из самых распространенных заданий, направленных на поиск в тексте

конкретной информации, являются задания типа True-False, которые могут быть

сформулированы по- разному.

1.

Mark the correct answer according to the text.

2.

Read the text and choose the statements which are NOT mentioned in the text.

3.

Read the text and decide which of the fact are not stated in the text.

К отличительных особенностям текстов на формирование функционального

чтения относятся:

6

большой объем неадапритованного текста;

информация, представленная в виде рисунков, схем, диаграмм.

интегрированные задания;

так называемые «несплошные тексты» - театральные билеты, афиши,

проездные документы и т.д.

Информация, представленная в виде диаграмм, вызывает сложности у многих

учащихся, поэтому, на мой взгляд, следует чаще использовать подобно типа задания.

Men and women have different tastes in films. Look at the diagram and comment on it

using the phrases from the box.

I understand from the chart that…

I’m surprised to see that…

I find it interesting that…

It’s difficult to believe that…

I quite agree that…

Применяя

практико-ориентированные

задания,

способствую

повышению

мотивации учащихся, расширяю их кругозор, развиваю творческие способности, помогаю

осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития

личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

Задание «Знакомство»

В лагере ты познакомился с ребятами из Англии. Их зовут William, Elizabeth,

Daniel и Benjamin. Выбери для каждого полного имени соответствующее сокращенное,

которое

ты

сможешь

использовать

при

обращении

к

своим

новым

друзьям: a) Dan b)Betsy c)Ben d)Bill

Запиши в таблицу только буквы:

Справка:

Полные или исходные имена имеют сокращенные формы, которые используются

в кругу знакомых, друзей, близких и родных.

Методический комментарий:

Задание предназначено для подготовки к ролевой игре. Перед тем как разыграть

диалог, каждый ребенок выполняет задание индивидуально, выбирает себе имя героя

7

1. William

2. Elizabeth

3. Daniel

4. Benjamin

диалога и представляется классу: Hello! My name is Bill. What’s your name? Учитель может

увеличить количество имен. После выбора новых имен, ребята, свободно перемещаясь по

классу, приветствуют друг друга рукопожатием и «знакомятся»:

Hello! My name is Bill. What’s your name?

Дети запоминают новые имена своих одноклассников и образуют пары для

дальнейшей работы на уроке.

Задание «Знаешь ли ты?»

На визитной карточке тебе необходимо разместить, флаг той страны, которую

будет представлять каждый ребенок. Известно, что все дети приехали из Великобритании.

Используя справку, определи, какой из предложенных флагов является флагом

Великобритании? Обведи букву выбранного варианта.

А

B

С

D

E

Справка:

Флаг Великобритании включает 3 флага: флаг Англии, Шотландии и Северной

Ирландии.

Флаг Англии (флаг Святого Георгия) - красный крест на белом фоне;

Флаг Шотландии ( флаг Святого Андрея) – белый косой крест на синем фоне;

Флаг Ирландии (флаг Святого Патрика) – красный косой крест на белом фоне;

Флаг Уэльса – красный дракон на зеленом и белом фоне

Задание:

В состав Великобритании входят:

1) Шотландия 2) Англия 3) Уэльс 4) Северная Ирландия

Соотнеси флаг с соответствующей страной. Заполни вторую строку таблицы

цифрами выбранных ответов.

D

В

С

Е

Пример задания на развитие читательской грамотности на уроках английского

языка в начальной школе.

My neighbor

My neighbor Jason is a baker. He is very busy. When he is not at the bakery, he is out

having fun.

8

Every day Jason wakes up at 5 o’clock in the morning. He has breakfast and then

he rides his bike to the bakery. When he gets there, he starts to make bread. His work is very

hard. He works until 3 o’clock in the afternoon. Then he goes back home where he has lunch and

rest for a while. In the evenings he sometimes goes to the cinema or meets his friends. On

Wednesday he always does the shopping. On Sundays he always wakes up late and then reads a

book or works in the garden. He usually goes to bed at 11 o’clock at night.

Задание. Понимание и анализ

What is this story about? Choose the right answer. (О чем этот рассказ? Выберите

правильный ответ.)

1.

the baker’s friend

2.

the baker

3.

the bakery

4.

bakers

Цель задания:

обобщение и интерпретация.

Определить основную идею

короткого описательного текста.

Задание. Понимание

Mark the statements as T (true) or F (false). (Отметьте утверждения как верные

(Т) или неверные (F))

1.

My neighbor Jack is a baker.

2.

Every day Jason wakes up at 6 o’clock.

3.

When he gets to the bakery he starts to make biscuits.

4.

On Sundays he always wakes up early.

Цель задания: поиск и извлечение информации.

Задание. Знание

Answer the questions. (Ответьте на вопросы.)

1.

How does Jason get to his work?

2.

What time does he finish his work?

3.

What does he do on Sundays?

Цель задания: поиск и извлечение информации.

Задание. Понимание

Read the sentences and put them in correct order. (Прочтите предложения и

поставьте их в правильном порядке).

1. Jason goes to bed at 11 o’clock at night. ____

2. He rides his bike to the work. ____

3. My neighbor Jack gets up at 5 o’clock in the morning. ____

9

4. Then he has breakfast.

Цель задания: обобщение и интерпретация. Определить последовательность

событий в повествовании.

Задание. Понимание

Complete the sentences. Choose the correct word or word combination. (Закончи

предложения. Выбери верное слово или словосочетание.)

1. Jason is …

a) a baker b) a pupil

c) a friend d) a brother

2. Jason wakes up at ….

a) seven o’clock in the morning b) five o’clock in the evening

c) 5 a.m. d) four o’clock in the morning

3.Jason’s work is …

a) very interesning b) very hard

c) very easy d) hard

Цель задания: поиск и извлечение информации.

Задания на основе несплошного текста

For a school project, Mary carried out a study. Below is a bar chart that illustrates the

results of her survey.

Analyze the information and answer the questions below.

The study was conducted in a London school in 2018 Children surveyed:

-

100 boys (age – from 10-14)

-

100 girls (age – from 10-14) Total: 200 children

1.

What does the bar chart show?

10

6

4

2

0

4

3

2

1

a)

the number of boys and girls playing sport in 2018

b)

which kinds of sports were the most popular among the children in a London

school in 2018

c)

why some kinds of sports were more popular than others among children in a

London school in 2018

2.

What was the most popular kind of sport among the children in London in

2018?

a)

badminton

b) tennis

c) football

d) cannot determine

3.

Which of these kinds of sports did children like the least?

a)

cycling

b) hockey

c) badminton

d) tennis

4.

What can you deduce from the total numbers given?

a)

not all students answered the questions

b)

boys do not like cycling as well as girls do

c)

some students played more than one kind of sport

d)

some students didn’t play any sport

5.

In her project paper, Mary wrote: “The objective of the study is to learn which

kinds of sports were the most popular among the girls in a London school in 2018.” Do her

findings meet the objective?

a)

Her findings include some unnecessary information.

b)

Her findings perfectly meet the objective.

c)

Her findings do not meet the objective at all.

6.

Choose the best diagram (draw a line) to illustrate the following conclusion:

«Football is the most popular kind of sport among boys, while girls prefer swimming».

(A)

(B)

(C)

11

12



В раздел образования