Автор: Болтрукова Мария Андреевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 72
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: ИКТ-компетенции современного педагога.
Дата публикации: 17.02.2025
Раздел: среднее образование
ИКТ-компетенции современного педагога.
В современном мире информационные высокотехнологичные системы прочно
вошли в жизнь учителей и учеников. Сегодня очень сложно соответствовать требованиям
окружающей среды без навыков пользования персональным компьютером, так как
цифровые технологии присутствуют уже во всех сферах.
Для образования ИКТ имеют большое значение, и педагогика такое явление пропустить
не могла. В науке существуют различные трактовки этого понятия, а некоторые ученые
отдельно изучали термин «ИКТ-компетенция».
Современные педагоги должны постоянно расти в профессиональном плане, непрерывно
изучать и использовать подходы, которые возникли благодаря информационным
технологиям, активно работая в сетевых сообществах.
Сегодня преподаватель должен быть лидером, чтобы расширять за счет цифровых
технологий права и возможности обучающихся, улучшать образовательный процесс,
помогать своим коллегам изучать и применять навыки использования новых цифровых
инструментов и ресурсов в своей педагогической деятельности.
Учитель, являясь гражданином цифрового общества, должен стимулировать развитие
ИКТ-компетенций среди учеников, включая формирование здоровой культуры
взаимодействия с онлайн-ресурсами, критическое мышление, цифровую грамотность. Он
является куратором деятельности обучающихся с применением цифровых инструментов,
знакомит их с основами кибербезопасности, с правовыми и этическими нормами.
Педагог активно применяет сетевое взаимодействие, чтобы проводить обучение в
сотрудничестве, компетентен в сфере коммуникации с учениками, их родителями, а также
коллегами. Все они являются равноправными участниками процесса обучения.
Современный преподаватель разрабатывает учебно-методические пособия, учитывающие
реалии сегодняшнего дня, выстраивает образовательную среду так, чтобы можно было
создавать индивидуальные маршруты обучения. Все это немыслимо без уверенного
владения основами педагогического дизайна.
Благодаря формированию ИКТ-компетенции и использованию цифровых инструментов
учитель становится аналитиком, он может оценивать результаты образовательного
процесса с помощью современных технологий, сочетать разные способы анализа, чтобы
вовремя получать обратную связь и делать обучение более персонализированным.
Результаты такой деятельности используются в качестве способа коммуникации с
участниками процесса обучения.
Инициативной группой цифровых образовательных организаций было опрошено 30 тысяч
педагогов и составлена матрица цифровых компетенций. Целью опроса стало выявление
проблем учителей и понимание того, какие курсы повышения квалификации им нужны,
чтобы продуктивно работать в онлайн-режиме. В результате были сформулированы семь
основных ИКТ-компетенций учителя. Это:
1.
Поиск и работа с информацией. Сейчас у многих педагогов уже есть умение поиска и
анализа информации в Интернете. Но создание цифрового контента для некоторых из них
еще проблематично.
2.
Безопасность в Интернете. Для учителей очень важно уметь защитить в Сети себя и
свою информацию. Многие из них не относятся серьезно к кибербезопасности и
необходимости знать ее основы. По данным портала «Учи.ру», около 65 % педагогов
имеют незащищенные пароли и не заботятся об их надежном хранении.
3.
Управление информацией и данными. Информация должна храниться безопасно, и
управлять ею нужно правильно. По результатам опроса, многие учителя не знакомы с
облачными системами хранения и не понимают, что в некоторых случаях нарушают закон
в отношении персональных данных третьих лиц.
4.
Организация обучения в цифровой среде. До перехода на дистанционное обучение
вследствие режима самоизоляции больше 50 % преподавателей уже применяли цифровые
ресурсы в разной степени. Но в итоге выяснилось, что ИКТ-компетенции в образовании
развиты недостаточно, а онлайн-обучение — это новый формат, который необходимо
осваивать.
5.
Кооперация в цифровой среде. Одним из важных факторов эффективного обучения
является коллективная деятельность в цифровой среде. Педагогам нужно использовать
цифровые инструменты для плодотворной совместной работы с коллегами, учениками и
их родителями.
6.
Коммуникация в цифровой среде. Для обучения в Интернете важна коммуникация.
Около 30 % учителей (по данным опроса) не умеют параллельно применять несколько
инструментов внутри одного коммуникационного сервиса, а также им тяжело работать
сразу с несколькими приложениями или сервисами.
7.
Саморазвитие в условиях неопределенности. Непрерывное обучение, получение новых
компетенций и навыков, саморазвитие, повышение квалификации — важные требования к
любому специалисту в современном мире.
Основные требования к преподавателям, относящиеся к ИКТ-компетенции учителя, это:
1.
Постоянное профессиональное развитие с применением сетевого взаимодействия и
цифровых инструментов.
2.
Идентификация, выбор и оценка цифровых ресурсов для учебы, использование ИКТ для
решения задач в рамках программы обучения.
3.
Создание авторских учебно-методических пособий, удовлетворяющих разным
потребностям учеников и учитывающих их особенности, формирование образовательного
процесса, расширяющего права и возможности обучающихся.
4.
Применение цифровых инструментов для построения обучения в сотрудничестве,
оптимизации взаимодействия с коллективом, поддержки самостоятельного образования
учеников.
5.
Совершенствование процесса оценки с участием информационных технологий.
6.
Воспитание представителя цифрового мира, улучшение цифровой компетенции
обучающихся.
Данные критерии были выделены на основании анализа современных требований к
компетенциям преподавателей на международном уровне.
Подпишитесь на наши новости
В настоящее время большие усилия педагогов направлены на быстрое формирование
новых компетенций в сфере ИКТ. В последние годы стало ясно, что учителя должны
обучаться с высокой скоростью, постигать новые технологии и инструменты
взаимодействия и передачи знаний, а также использовать в каждодневной работе все
эффективные способы обучения.
Во всем мире сейчас делается акцент на непрерывном образовании, и это является
основой будущего. Только в условиях постоянного обучения, как педагогов, так и
учеников, можно сформировать грамотное, эрудированное новое поколение.
Для каждого учителя в его индивидуальной деятельности важность цифровых
компетенций определяют следующие факторы.
1)Удобство.
Зная основы цифрового мира, он грамотно распределяет свое время, выбирает источники,
гарантирующие качественную информацию, экономит персональные ресурсы, применяя
готовые интерактивные задачи, или создает их сам.
2) Мотивация учащихся.
В настоящее время дети уже с малых лет с удовольствием пользуются всевозможными
электронными устройствами, осваивают информационные технологии, поэтому их
применение в процессе образования очень эффективно. Для современных учеников это
интересно, доступно и понятно, повышает их стремление заниматься изучением
предметов.
Кроме того, ресурсы, применяемые педагогом, могут стимулировать обучающихся к
созданию программ, собственных сайтов, помогают найти молодым людям свое место в
мире.
3)Значимость для педагога, как субъекта процесса образования.
Если возникает выбор между учителем, знающим, как работать с цифровыми
инструментами, и учителем, использующим только обычный способ обучения, то более
интересным и конкурентоспособным будет кандидат, обладающий цифровыми ИКТ-
компетенциями.
ИКТ-компетентность показывает уровень квалификации современного педагога,
является важным элементом оценки его деятельности. Требования к уровню обучения в
школах постоянно растут, и владение ИКТ дает возможность вводить новшества,
позволяющие учащимся лучше усваивать материал и повышать их интерес к
образованию, а также сделать процесс обучения более персонализированным, если это
потребуется.