Автор: Николаева Галина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №53
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Я - чистюля!" По формированию культурно - гигиенических навыков и умений у детей с нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности ДОУ
Дата публикации: 17.04.2025
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Автономное Дошкольное
Образовательное Учреждение Детский сад
Комбинированного вида № 53 г. Томска
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
По формированию культурно - гигиенических навыков и умений
у детей с нарушением интеллекта в группе компенсирующей
направленности в ДОУ
«Я - Чистюля!»
Воспитатели:
Николаева Г.П.
Миронова Ю.В.
Томск – 2024 г.
Актуальность проблемы:
Целью коррекционного воспитания для детей с тяжелыми и (или)
множественными нарушениями развития «является снижение зависимости
ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности и
самовыражения, самостоятельности, адаптации к окружающей социальной и
природной среде» Одна из ведущих составных частей обучения и воспитания
детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями - формирование
культурно-гигиенических навыков, способствующих развитию социально-
бытовой компетенции. До недавнего времени дети с тяжелыми и (или)
множественными нарушениями относились к категории «необучаемых». На
современном этапе развития нашего общества решается задача включения
всех детей в организованную образовательную среду. Причины трудностей
связаны с:
- отсутствием контакта или нежеланием контакта с окружающей средой
у детей с аутистическими нарушениями;
- нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) с нарушением
интеллекта, отсутствие речи;
- нарушением эмоционально-волевой сферы, обусловленной
интеллектуальной недостаточностью.
Самостоятельно приобрести социальный опыт дети не могут в силу
специфичности своего развития: нарушения тонкой и мелкой моторики,
мышечного тонуса, общей моторной неловкости, искаженного восприятия
речевой инструкции в силу интеллектуальных нарушений, искаженного
восприятия предметов и т.д.
Краткая аннотация:
В группе компенсирующей направленности для детей с нарушением
интеллекта и другими сочетанными диагнозами 8 воспитанников. Возрастная
категория от 3-8 лет. Детей обучаем простым навыкам самообслуживания,
помогаем узнавать мир, учим общаться между собой. Работая с такими
детьми, подбираем новые подходы к коррекционно-воспитательному
процессу с целью оказания им помощи в адаптации к жизни в обществе. В
настоящее время большое распространение получила такая форма работы,
как организации проектной деятельности при обучении детей. Но, к
сожалению, она не применима в полной мере в образовательном процессе,
для «особых» детей, так, как самостоятельная деятельность, без помощи
педагога, им недоступна. Наблюдая за детьми, которые имеют
интеллектуальную недостаточность с сопутствующими множественными
нарушениями, напрашивается вывод:
во-первых, чем ниже интеллектуальное развитие ребенка, тем труднее
сформировать отдельный бытовой или трудовой навык;
во-вторых, при наличии аутистического спектра у воспитанника,
умение самообслуживания и бытового поведения представляют особую
проблему из-за трудности контакта;
в - третьих, чем сложнее физические нарушения (ДЦП), тем труднее
вырабатывать определенный навык в силу моторной неловкости,
мышечного тонуса ребенка, нарушения тонких дифференцированных
движений рук и пальцев; Следовательно, необходимо искать пути,
подходы, способствующие эффективному формированию социального
опыта детей.
Тема проекта: «Я - Чистюля!». Формирование культурно - гигиенических
умений у детей с интеллектуальной недостаточностью и другими
сочетанными диагнозами.
Цель проекта – Формирование у детей с интеллектуальной
недостаточностью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
жизненно необходимых культурно-гигиенических умений.
В процессе решения данной цели предусматривается планомерная работа по
формированию у детей данной категории социально-бытового опыта,
способствующего жизнеобеспечению, по разделам:
применение предметов личной гигиены по назначению;
соблюдение санитарно-гигиенических умений;
формирование культурно-гигиенических умений во время приема
пищи;
формирование культурно-бытовых умений;
Задачи:
Учить детей пользоваться предметами личной гигиены при активной
помощи взрослого.
Учить детей правилам правильного поведения за столом во время
приема пищи.
Учить детей культурно-бытовым умениям в процессе режимных
моментов.
Участники проекта: воспитатели, младший воспитатель, родители, дети.
Целевая группа проекта:
проект предназначен для детей с интеллектуальной недостаточностью и
другими сочетанными диагнозами
Основные формы реализации проекта:
- Коррекционные занятия.
- Дидактические игры и упражнения.
- Художественное слово.
- Чтение художественной литературы.
- Работа с родителями.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
У детей с интеллектуальной недостаточностью и другими сочетанными
диагнозами, формируются культурно гигиенические навыки:
- По словесному указанию педагога может исправить недостатки во
внешнем виде.
- Уметь одеваться, раздеваться; убирать вещи на место.
- Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо
вытираться после умывания.
- Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
- Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой;
не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать
с полным ртом.
- Одевать вещи, убирать в кабинку.
- Ходить в туалет самостоятельно, использовать туалетную бумагу,
выбрасывать в мусорное ведро, смывать унитаз, мыть руки после туалета.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
- Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
- Получение консультаций по вопросам формирования культурно-
гигиенических
навыков.
- Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
- Оформить уголок дежурного.
- Изготовить методическое пособие.
- Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.
- Сделать подборку дидактических игр.
- Подбор пооперационных карт (прием пищи, умываемся, как правильно
вести себя в туалете, одевание, раздевание, купание)
Методическая копилка:
- Составить перспективный план работы по воспитанию
культурно–гигиенических навыков и самообслуживания.
- Разработать и подобрать занятия, ситуации, дидактические игры.
- Сделать картотеку потешек, стихов, музыкальных игр по КГН.
Работа с родителями:
Консультации
- «Личная гигиена дошкольника»
- «Обучение детей навыку использования туалета»
- «Как ухаживать за молочными зубами »
- «Как правильно одевать ребёнка на прогулку »
- «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»
- «Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитие ребенка »
- «Прогулка зимой – это здорово»
Родительские собрания:
«Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников в семье
и в дошкольном учреждение»
Краткое описание проекта по этапам
Тип проекта: Групповой, информационно – практико - ориентированный.
Продолжительность проекта: Годовой (ежегодный).
Сроки реализации проекта: С сентября по август.
Пояснение: Группа «Полянка» разновозрастная, поэтому дети нашей группы
ежегодно выпускаются в школу. Каждый учебный год приходят новые дети.
Проект: «Я - Чистюля!» является актуальным. Работая с детьми с
нарушением интеллекта, подбираем новые подходы к коррекционно-
воспитательному процессу с целью оказания им помощи в адаптации к жизни
в обществе и самообслуживанию.
Основной этап:
Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми;
большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для
решения поставленных задач; подборка художественных произведений,
потешек, загадок, пооперационных карт, иллюстраций.
Заключительный:
Подведение итогов работы над проектом: диагностика, фотогазета « Я –
Чистюля!»