Напоминание

"Я - чистюля!" По формированию культурно - гигиенических навыков и умений у детей с нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности ДОУ


Автор: Николаева Галина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №53
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Я - чистюля!" По формированию культурно - гигиенических навыков и умений у детей с нарушением интеллекта в группе компенсирующей направленности ДОУ
Дата публикации: 17.04.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Автономное Дошкольное

Образовательное Учреждение Детский сад

Комбинированного вида № 53 г. Томска

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

По формированию культурно - гигиенических навыков и умений

у детей с нарушением интеллекта в группе компенсирующей

направленности в ДОУ

«Я - Чистюля!»

Воспитатели:

Николаева Г.П.

Миронова Ю.В.

Томск – 2024 г.

Актуальность проблемы:

Целью коррекционного воспитания для детей с тяжелыми и (или)

множественными нарушениями развития «является снижение зависимости

ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности и

самовыражения, самостоятельности, адаптации к окружающей социальной и

природной среде» Одна из ведущих составных частей обучения и воспитания

детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями - формирование

культурно-гигиенических навыков, способствующих развитию социально-

бытовой компетенции. До недавнего времени дети с тяжелыми и (или)

множественными нарушениями относились к категории «необучаемых». На

современном этапе развития нашего общества решается задача включения

всех детей в организованную образовательную среду. Причины трудностей

связаны с:

- отсутствием контакта или нежеланием контакта с окружающей средой

у детей с аутистическими нарушениями;

- нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) с нарушением

интеллекта, отсутствие речи;

- нарушением эмоционально-волевой сферы, обусловленной

интеллектуальной недостаточностью.

Самостоятельно приобрести социальный опыт дети не могут в силу

специфичности своего развития: нарушения тонкой и мелкой моторики,

мышечного тонуса, общей моторной неловкости, искаженного восприятия

речевой инструкции в силу интеллектуальных нарушений, искаженного

восприятия предметов и т.д.

Краткая аннотация:

В группе компенсирующей направленности для детей с нарушением

интеллекта и другими сочетанными диагнозами 8 воспитанников. Возрастная

категория от 3-8 лет. Детей обучаем простым навыкам самообслуживания,

помогаем узнавать мир, учим общаться между собой. Работая с такими

детьми, подбираем новые подходы к коррекционно-воспитательному

процессу с целью оказания им помощи в адаптации к жизни в обществе. В

настоящее время большое распространение получила такая форма работы,

как организации проектной деятельности при обучении детей. Но, к

сожалению, она не применима в полной мере в образовательном процессе,

для «особых» детей, так, как самостоятельная деятельность, без помощи

педагога, им недоступна. Наблюдая за детьми, которые имеют

интеллектуальную недостаточность с сопутствующими множественными

нарушениями, напрашивается вывод:

во-первых, чем ниже интеллектуальное развитие ребенка, тем труднее

сформировать отдельный бытовой или трудовой навык;

во-вторых, при наличии аутистического спектра у воспитанника,

умение самообслуживания и бытового поведения представляют особую

проблему из-за трудности контакта;

в - третьих, чем сложнее физические нарушения (ДЦП), тем труднее

вырабатывать определенный навык в силу моторной неловкости,

мышечного тонуса ребенка, нарушения тонких дифференцированных

движений рук и пальцев; Следовательно, необходимо искать пути,

подходы, способствующие эффективному формированию социального

опыта детей.

Тема проекта: «Я - Чистюля!». Формирование культурно - гигиенических

умений у детей с интеллектуальной недостаточностью и другими

сочетанными диагнозами.

Цель проекта – Формирование у детей с интеллектуальной

недостаточностью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

жизненно необходимых культурно-гигиенических умений.

В процессе решения данной цели предусматривается планомерная работа по

формированию у детей данной категории социально-бытового опыта,

способствующего жизнеобеспечению, по разделам:

применение предметов личной гигиены по назначению;

соблюдение санитарно-гигиенических умений;

формирование культурно-гигиенических умений во время приема

пищи;

формирование культурно-бытовых умений;

Задачи:

Учить детей пользоваться предметами личной гигиены при активной

помощи взрослого.

Учить детей правилам правильного поведения за столом во время

приема пищи.

Учить детей культурно-бытовым умениям в процессе режимных

моментов.

Участники проекта: воспитатели, младший воспитатель, родители, дети.

Целевая группа проекта:

проект предназначен для детей с интеллектуальной недостаточностью и

другими сочетанными диагнозами

Основные формы реализации проекта:

- Коррекционные занятия.

- Дидактические игры и упражнения.

- Художественное слово.

- Чтение художественной литературы.

- Работа с родителями.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

У детей с интеллектуальной недостаточностью и другими сочетанными

диагнозами, формируются культурно гигиенические навыки:

- По словесному указанию педагога может исправить недостатки во

внешнем виде.

- Уметь одеваться, раздеваться; убирать вещи на место.

- Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо

вытираться после умывания.

- Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

- Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой;

не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать

с полным ртом.

- Одевать вещи, убирать в кабинку.

- Ходить в туалет самостоятельно, использовать туалетную бумагу,

выбрасывать в мусорное ведро, смывать унитаз, мыть руки после туалета.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

- Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

- Получение консультаций по вопросам формирования культурно-

гигиенических

навыков.

- Укрепление связей между детским садом и семьёй.

Перечень основных направлений проекта

Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

- Оформить уголок дежурного.

- Изготовить методическое пособие.

- Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.

- Сделать подборку дидактических игр.

- Подбор пооперационных карт (прием пищи, умываемся, как правильно

вести себя в туалете, одевание, раздевание, купание)

Методическая копилка:

- Составить перспективный план работы по воспитанию

культурно–гигиенических навыков и самообслуживания.

- Разработать и подобрать занятия, ситуации, дидактические игры.

- Сделать картотеку потешек, стихов, музыкальных игр по КГН.

Работа с родителями:

Консультации

- «Личная гигиена дошкольника»

- «Обучение детей навыку использования туалета»

- «Как ухаживать за молочными зубами »

- «Как правильно одевать ребёнка на прогулку »

- «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

- «Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитие ребенка »

- «Прогулка зимой – это здорово»

Родительские собрания:

«Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников в семье

и в дошкольном учреждение»

Краткое описание проекта по этапам

Тип проекта: Групповой, информационно – практико - ориентированный.

Продолжительность проекта: Годовой (ежегодный).

Сроки реализации проекта: С сентября по август.

Пояснение: Группа «Полянка» разновозрастная, поэтому дети нашей группы

ежегодно выпускаются в школу. Каждый учебный год приходят новые дети.

Проект: «Я - Чистюля!» является актуальным. Работая с детьми с

нарушением интеллекта, подбираем новые подходы к коррекционно-

воспитательному процессу с целью оказания им помощи в адаптации к жизни

в обществе и самообслуживанию.

Основной этап:

Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми;

большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для

решения поставленных задач; подборка художественных произведений,

потешек, загадок, пооперационных карт, иллюстраций.

Заключительный:

Подведение итогов работы над проектом: диагностика, фотогазета « Я –

Чистюля!»



В раздел образования