Напоминание

Урок литературного чтения русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка


Автор: Надежда Геннадьевна Снеткова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СТШ"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: технологическая карта
Тема: Урок литературного чтения русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Дата публикации: 17.05.2024
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока по литературному чтению "Сестрица Аленушка и

братец Иванушка" (Русская народная сказка)

Учитель: Снеткова Надежда Геннадьевна (г.Сургут МБОУ «СТШ»)

Предмет: литературное чтение

Тема урока: русская народная сказка

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Класс: 3

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).

Предметные:

- учащиеся познакомятся с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;

- научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;

- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

- находить главную мысль, сформулированную в тексте в скрытом виде.

- научатся кратко пересказывать

Личностные:

- формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно – познавательный интерес к

новому учебному материалу;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Познавательные УУД:

- находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов различных

видов.

Коммуникативные УУД:

- слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;

- участвовать в коллективном обсуждении;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выделять необходимую (существенную) информацию из текста;

- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Средства обучения: проектор, интерактивная доска, репродукция картины В.М. Васнецова

«Алёнушка».

Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная

Название,

содержание и

цель этапа урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационны

й момент

Цель:

подготовить

учащихся к

включению в

учебную

деятельность,

создать

Психологический настрой

Прозвенел звонок на наш открытый

урок. Добрый день, дорогие ребята.

Добрый день, уважаемые гости. Добрый

день, а что это значит?

1.Ученик: Значит день был по-

доброму начат.

2.Ученик: Значит будет по-доброму

прожит и умножит все наши дела.

3. Ученик

«Добро

творить,

как

воздухом

дышать

Потребность, людям данная от Бога

позитивный

настрой,

организовать

внимание

учащихся.

Лучами солнца мир отогревать,

И отдавать, и не считать,

Что отдал много.»

2. Актуализация

знаний

Цель: выяснить

степень усвоения

материала.

Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

-Дети, что вы читали дома?

- Проверку домашнего задания

проведём в виде игры «Лови мяч». Я

бросаю мяч, а кто его поймает, тот

отвечает.

Дети отвечают:

- Сказку «Сестрица Аленушка и

братец Иванушка».

3.Сообщение

темы,

формулировани

е цели и задачи

урока.

Как вы думаете, какая тема нашего

урока?

Сегодня мы продолжим раскрывать

тайны сказок и постараемся найти

ответы на вопросы. Будем учиться

кратко пересказывать сказку по частям.

Сформулируйте цель и задачи

урока

Продолжить знакомиться …

Учиться читать …

Учиться отвечать на вопросы…

Учиться кратко…

Назовите героев сказки.

Назовите героев сказки.

Дети отвечают

Сегодня на уроке будем работать

над русской народной сказкой

«Сестрица Аленушка и братец

Иванушка».

4.Звуковая

разминка

5.Работа над

содержание

сказки.

Цель:

организовать

выполнение

учащимися

заданий.

1)

Чтение 1

части

Сейчас мы побываем в роли этих героев.

Проведем звуковую разминку

Смотрим на меня и делаем как я.

1.Аленушка плачет тихо а-а-а-а, а потом

громко а-а-а-а

1.Купец едет на лошади, цокаем языком

Дети, а кто написал сказку?

Да. Это русская народная сказка. Она

передавалась из уст в уста и дошла до

нашего времени.

Прочитайте, как начинается сказка.

Что означают слова жили-были?

В каких еще сказках вы встречали эти

слова? («Колобок, «Курочка Ряба» и др.)

А какие еще слова встречаются в

сказках? (красна девица)

А что это значит?(красивая, скромная,

добрая)

А кого в этой сказке можно назвать

добрым молодцем?

Почему?

Читаем 1 часть по ролям, готовимся

отвечать на вопросы и краткому

пересказу.

Почему Аленушка и Иванушка остались

дома одни?

Как понимаете выражение «одни-

Дети выполняют

Дети отвечают на вопросы

Дети отвечают на вопросы и кратко

пересказывают

одинешеньки»?

Прочитайте повторы. О чем они

говорят?

О чем просит Иванушка сестрицу?

Какие глаголы использует в своей речи?

Как понимаете выражение «мочи нет»?

Передайте смысл этой части кратко по

плану?

1.С кем жили Аленушка и Иванушка?

2. Какое горе постигло детей?

3. Что случилось с Иванушкой?

Вторую часть читает …

-Подумайте, какие слова возьмем для

сжатого пересказа.

-Как повела себя Аленушка, когда

увидела вместо братца козленочка?

- Как понимаете выражение «залилась

слезами»?

-Кого повстречала Аленушка?

-Что он ей предложил?

- Как понимаете выражение «в злато-

серебро наряжу»?

-Что ответила Аленушка»?

-Какие слова возьмем для сжатого

пересказа?

Залилась…

Рассказала…

Предложил…

Согласилась…

Мы немножко отдохнём.

Дети выполняют упражнения

6.Физминутка.

7. Работа по

частям сказки

Чтение 3 части

Чтение 4 части

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли, (руки на пояс)

За природой наблюдали. (повороты

головы влево, вправо)

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели. (поднялись на

носочки)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети. (присели)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Третью часть читаем все вместе

«Буксир» ведет…

…читает быстро, правильно,

выразительно, а вы дети читаете

шепотом, но не отстаете от ведущего)

После чтения ответим на вопросы и

составим аннотацию этой части.

-Куда звала ведьма Аленушку?

Как она ее звала?

Значит, как ведьма поступила с

Аленушкой?

Расскажите кратко эту часть т.е.

составим аннотацию.

4 часть будут дети читать в паре …

1ученик читает до слов… А ведьма

ищет козленочка.

2ученик читает до конца 4-й части

После чтения ответим на вопросы и

кратко перескажем эту часть.

Как понимаете выражение «было

Читают 3 часть, отвечают на

вопросы, составляют аннотацию

Чтение в паре ,а ребята следят

Дети отвечают на вопросы, кратко

пересказывают

Чтение 5 части

ведомо»?

Почему ведьма решила зарезать

козленочка?

Что для этого она сделала?

Как понимаете значение слова

«проведал»?

О чем попросил козленочек купца»?

О чем просил козленочек на берегу

Аленушку?

Перескажите эту часть кратко?

Последнюю часть будем читать,

используя «чтение спринт»

Губы и зубы плотно сжаты. Читаем, как

можно быстро.

После чтения вас ждет сюрприз.

-А сюрприз, вот какой.

Краткий пересказ этой части я записала

на доске и рассказ назвала

«рассказ провокация». А почему?

Ваша задача прочитать и найти ошибку.

«Слуга побежал домой, рассказал все

купцу. Собрали народ, закинули сети,

вытащили Аленушку. Сняли камень,

окунули в ключевую воду, нарядили в

платье. Аленушка ожила. А козленочек

два раза перевернулся через голову и

стал мальчиком Иванушкой»

Итак, мы с вами кратко пересказали

каждую часть этой сказки. Дома вам

нужно приготовить краткий пересказ

всей сказки.

«Чтение спринт», ответы на

вопросы, ищут ошибку в «рассказе

провокации»

8.

Работа с

репродукцией

картины В.М.

Васнецова

«Алёнушка».

- Рассмотрите картину. Кого вы видите

на картине? Что она делает? Почему

она грустит?

Есть ли такой эпизод в сказке?

А что роднит картину и сказку? По этой

картине вы писали сочинение.

Послушайте одно из них.

Дети рассматривают картину и

отвечают на вопросы

9.Подведение

итогов урока,

рефлексия

Цель:

проанализировать

уровень

положительной

динамики

состояния

эмоционально-

интеллектуально

й сферы

учащихся по

результатам

урока и закрепить

полученные

- Какая основная мысль произведения?

- В чём нас хотел убедить автор?

- В какой момент вы особенно

переживали за Иванушку? А за

Алёнушку?

- Смогли ли вы ответить на вопросы,

которые у вас возникали?

- Чему научила вас сказка?

- Спасибо, ребята, ваше мнение очень

важно для меня.

Дети отвечают на вопросы

Доказывают, что сказка по

содержанию волшебная:

волшебство, троекратный повтор,

борьба добра и зла

знания..

10.Домашнее

задание:

1. Нарисовать иллюстрации к

понравившемуся отрывку.

2. Краткий пересказ сказки.



В раздел образования