Автор: Надежда Геннадьевна Снеткова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СТШ"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: технологическая карта
Тема: Урок литературного чтения русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Дата публикации: 17.05.2024
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока по литературному чтению "Сестрица Аленушка и
братец Иванушка" (Русская народная сказка)
Учитель: Снеткова Надежда Геннадьевна (г.Сургут МБОУ «СТШ»)
Предмет: литературное чтение
Тема урока: русская народная сказка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Класс: 3
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).
Предметные:
- учащиеся познакомятся с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
- научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
- находить главную мысль, сформулированную в тексте в скрытом виде.
- научатся кратко пересказывать
Личностные:
- формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно – познавательный интерес к
новому учебному материалу;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Познавательные УУД:
- находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов различных
видов.
Коммуникативные УУД:
- слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
- оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.
Средства обучения: проектор, интерактивная доска, репродукция картины В.М. Васнецова
«Алёнушка».
Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная
Название,
содержание и
цель этапа урока
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Организационны
й момент
Цель:
подготовить
учащихся к
включению в
учебную
деятельность,
создать
Психологический настрой
Прозвенел звонок на наш открытый
урок. Добрый день, дорогие ребята.
Добрый день, уважаемые гости. Добрый
день, а что это значит?
1.Ученик: Значит день был по-
доброму начат.
2.Ученик: Значит будет по-доброму
прожит и умножит все наши дела.
3. Ученик
«Добро
творить,
как
воздухом
дышать
Потребность, людям данная от Бога
позитивный
настрой,
организовать
внимание
учащихся.
Лучами солнца мир отогревать,
И отдавать, и не считать,
Что отдал много.»
2. Актуализация
знаний
Цель: выяснить
степень усвоения
материала.
Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.
-Дети, что вы читали дома?
- Проверку домашнего задания
проведём в виде игры «Лови мяч». Я
бросаю мяч, а кто его поймает, тот
отвечает.
Дети отвечают:
- Сказку «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка».
3.Сообщение
темы,
формулировани
е цели и задачи
урока.
Как вы думаете, какая тема нашего
урока?
Сегодня мы продолжим раскрывать
тайны сказок и постараемся найти
ответы на вопросы. Будем учиться
кратко пересказывать сказку по частям.
Сформулируйте цель и задачи
урока
Продолжить знакомиться …
Учиться читать …
Учиться отвечать на вопросы…
Учиться кратко…
Назовите героев сказки.
Назовите героев сказки.
Дети отвечают
Сегодня на уроке будем работать
над русской народной сказкой
«Сестрица Аленушка и братец
Иванушка».
4.Звуковая
разминка
5.Работа над
содержание
сказки.
Цель:
организовать
выполнение
учащимися
заданий.
1)
Чтение 1
части
Сейчас мы побываем в роли этих героев.
Проведем звуковую разминку
Смотрим на меня и делаем как я.
1.Аленушка плачет тихо а-а-а-а, а потом
громко а-а-а-а
1.Купец едет на лошади, цокаем языком
Дети, а кто написал сказку?
Да. Это русская народная сказка. Она
передавалась из уст в уста и дошла до
нашего времени.
Прочитайте, как начинается сказка.
Что означают слова жили-были?
В каких еще сказках вы встречали эти
слова? («Колобок, «Курочка Ряба» и др.)
А какие еще слова встречаются в
сказках? (красна девица)
А что это значит?(красивая, скромная,
добрая)
А кого в этой сказке можно назвать
добрым молодцем?
Почему?
Читаем 1 часть по ролям, готовимся
отвечать на вопросы и краткому
пересказу.
Почему Аленушка и Иванушка остались
дома одни?
Как понимаете выражение «одни-
Дети выполняют
Дети отвечают на вопросы
Дети отвечают на вопросы и кратко
пересказывают
одинешеньки»?
Прочитайте повторы. О чем они
говорят?
О чем просит Иванушка сестрицу?
Какие глаголы использует в своей речи?
Как понимаете выражение «мочи нет»?
Передайте смысл этой части кратко по
плану?
1.С кем жили Аленушка и Иванушка?
2. Какое горе постигло детей?
3. Что случилось с Иванушкой?
Вторую часть читает …
-Подумайте, какие слова возьмем для
сжатого пересказа.
-Как повела себя Аленушка, когда
увидела вместо братца козленочка?
- Как понимаете выражение «залилась
слезами»?
-Кого повстречала Аленушка?
-Что он ей предложил?
- Как понимаете выражение «в злато-
серебро наряжу»?
-Что ответила Аленушка»?
-Какие слова возьмем для сжатого
пересказа?
Залилась…
Рассказала…
Предложил…
Согласилась…
Мы немножко отдохнём.
Дети выполняют упражнения
6.Физминутка.
7. Работа по
частям сказки
Чтение 3 части
Чтение 4 части
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли, (руки на пояс)
За природой наблюдали. (повороты
головы влево, вправо)
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели. (поднялись на
носочки)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присели)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Третью часть читаем все вместе
«Буксир» ведет…
…читает быстро, правильно,
выразительно, а вы дети читаете
шепотом, но не отстаете от ведущего)
После чтения ответим на вопросы и
составим аннотацию этой части.
-Куда звала ведьма Аленушку?
Как она ее звала?
Значит, как ведьма поступила с
Аленушкой?
Расскажите кратко эту часть т.е.
составим аннотацию.
4 часть будут дети читать в паре …
1ученик читает до слов… А ведьма
ищет козленочка.
2ученик читает до конца 4-й части
После чтения ответим на вопросы и
кратко перескажем эту часть.
Как понимаете выражение «было
Читают 3 часть, отвечают на
вопросы, составляют аннотацию
Чтение в паре ,а ребята следят
Дети отвечают на вопросы, кратко
пересказывают
Чтение 5 части
ведомо»?
Почему ведьма решила зарезать
козленочка?
Что для этого она сделала?
Как понимаете значение слова
«проведал»?
О чем попросил козленочек купца»?
О чем просил козленочек на берегу
Аленушку?
Перескажите эту часть кратко?
Последнюю часть будем читать,
используя «чтение спринт»
Губы и зубы плотно сжаты. Читаем, как
можно быстро.
После чтения вас ждет сюрприз.
-А сюрприз, вот какой.
Краткий пересказ этой части я записала
на доске и рассказ назвала
«рассказ провокация». А почему?
Ваша задача прочитать и найти ошибку.
«Слуга побежал домой, рассказал все
купцу. Собрали народ, закинули сети,
вытащили Аленушку. Сняли камень,
окунули в ключевую воду, нарядили в
платье. Аленушка ожила. А козленочек
два раза перевернулся через голову и
стал мальчиком Иванушкой»
Итак, мы с вами кратко пересказали
каждую часть этой сказки. Дома вам
нужно приготовить краткий пересказ
всей сказки.
«Чтение спринт», ответы на
вопросы, ищут ошибку в «рассказе
провокации»
8.
Работа с
репродукцией
картины В.М.
Васнецова
«Алёнушка».
- Рассмотрите картину. Кого вы видите
на картине? Что она делает? Почему
она грустит?
Есть ли такой эпизод в сказке?
А что роднит картину и сказку? По этой
картине вы писали сочинение.
Послушайте одно из них.
Дети рассматривают картину и
отвечают на вопросы
9.Подведение
итогов урока,
рефлексия
Цель:
проанализировать
уровень
положительной
динамики
состояния
эмоционально-
интеллектуально
й сферы
учащихся по
результатам
урока и закрепить
полученные
- Какая основная мысль произведения?
- В чём нас хотел убедить автор?
- В какой момент вы особенно
переживали за Иванушку? А за
Алёнушку?
- Смогли ли вы ответить на вопросы,
которые у вас возникали?
- Чему научила вас сказка?
- Спасибо, ребята, ваше мнение очень
важно для меня.
Дети отвечают на вопросы
Доказывают, что сказка по
содержанию волшебная:
волшебство, троекратный повтор,
борьба добра и зла
знания..
10.Домашнее
задание:
1. Нарисовать иллюстрации к
понравившемуся отрывку.
2. Краткий пересказ сказки.