Напоминание

«Метод экспериментирования как средство познавательного развития дошкольников»


Автор: Мокрова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Лукоморье" структурное подразделение "Аленький цветочек"
Населённый пункт: Волгоградская область г. Михайловка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Метод экспериментирования как средство познавательного развития дошкольников»
Дата публикации: 17.07.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Метод экспериментирования

как средство познавательного развития дошкольников»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось

ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Василий Александрович Сухомлинский

Моя

профессия

немыслима

без

постоянного

творческого

поиска

и

саморазвития. Мой путь в педагогике – это постоянный поиск, это

счастливые находки и желание поделиться педагогическим опытом с

другими. Поэтому большое внимание уделяю изучению инновационных

технологий, нетрадиционных форм работы и современных методов обучения

и воспитания.

Дети по природе своей исследователи. Любознательность, постоянное

стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о

мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от

разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им вместе

со

взрослым.

Это

игровая

и

продуктивная

деятельность,

восприятие

художественной литературы. Но немало важна в детском саду и опытно-

экспериментальная деятельность детей, имеющая основу в спонтанном

экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок

познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в опытно-

экспериментальной деятельности

дошкольник

получает

возможность

впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем,

как устроен мир) пространственных и временных связей между предметами

и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать

свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Учитывая практическую значимость для всестороннего развития

ребёнка, нами были выделены цель и следующие задачи, призванные

восполнить данный пробел в образовательной деятельности дошкольников.

Цель опытно-экспериментальной

деятельности: способствовать

развитию

у

детей

познавательной

активности,

любознательности,

потребности

в

умственных

впечатлениях

детей,

стремления

к

самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели мною были определены задачи:

1. Создать условия для экспериментальной деятельности;

2. Способствовать развитию психических процессов

3.

Развивать

умение

детей

следовать

определённой

структуре

проведения

эксперимента:

постановка,

формулирование

проблемы,

выдвижение

предположений,

отбор

способов

проверки

предложений,

выдвинутых

детьми;

проверка

гипотез;

подведение

итогов,

выводы,

фиксация результатов.

4. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками

при

проведении

игр-экспериментов (микроскоп,

лупа,

чашечные

весы,

песочные часы и т. д.)

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при

проведении физических экспериментов

6. Развивать социально - личностные качества: коммуникативность,

самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль.

В

своей работе

по

опытно-экспериментальной

деятельности

я

выдвинула три основных направления:

1)

Создание предметно-развивающей среды по экспериментированию;

2)

Организация работы с детьми;

3)

Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

В группе для опытно-экспериментальной деятельности был создан

центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и

самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности

детей.

Организация работы с детьми в данном направлении реализую в

следующих трёх блоках педагогического процесса:

1)

Свободная самостоятельная деятельность детей;

2)

Использование

опытно-экспериментальной

деятельности

в

образовательных областях (ОД);

3)

Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со

сверстниками.

При проведении ОД у детей вызываю интерес к изучаемому

содержанию

для

того,

чтобы

побудить

ребенка

к

самостоятельной

деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности привлекаю детей к способам

познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы

убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности – закрепляем полученные ранее

представления.

При проведении экспериментальной деятельности использую как

традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы,

которые прошли проверку временем и широко применяются:

Наглядные (наблюдения, иллюстрации);

Словесные (беседы, чтение художественной литературы,

использование фольклорных материалов);

Практические методы (игры-опыты, игры – эксперименты,

дидактические игры, сюжетно ролевые игры с элементами

экспериментирования).

Инновационные методы:

Метод

игрового

проблемного

обучения

заключается

в

проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми

проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную

активность детей и приучают их к самостоятельному поиску

решений проблемы.

В

процессе

экспериментирования

возможно

применение

компьютерных

мультимедийных

средств

обучения,

что

стимулирует познавательный интерес дошкольников.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и

формулирование выводов. Выводы делаем в словесной форме, а иногда

избираем другие способы, например, формирование результатов графически,

т. е. оформление в рисунках, схемах. Оформляем огороды на окне, коллекции

семян, дневники наблюдения.

Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни

рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к

миру, в котором мы живём. И именно это отношение и будет определять, на

что

в

будущем

ребёнок

направит

свои

знания

и

способности:

на

расточительство и разрушение или на созидание. Я составила картотеку

элементарных опытов, которые дети могут проводить самостоятельно, а

также совместно со взрослым. Опыты предоставляют ребенку возможность

самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Инициатива по их

проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми.

Начинают

практиковаться

такие

эксперименты,

в

которых

дети

самостоятельно задумывают опыт, сами его выполняют и сами же делают

необходимые выводы. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные

опыты и был активным участником обсуждения. По результатам проведения

опытов маленькие исследователи делают свои умозаключения в виде

рисунков. Таким образом, в детской лаборатории, найденные ответы на

вопросы с помощью опытов собираются, обсуждаются с детьми.

В процессе экспериментирования я применяю компьютерные и

мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный

интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ

воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них

собственными глазами. Современные средства обучения, в том числе

мультимедийные средства очень увлекательны.

Применение данных методик положительно сказалось на развитии

познавательного интереса детей к экспериментальной деятельности.

Подводя итог в своей работе, могу сказать, что поощряя детскую

любознательность, утоляя жажду познания и направляя детей в активную

деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе

опытно-экспериментальной

деятельности.

Только

через

собственные

действия дошкольник сможет познать многообразие окружающего мира и

определить собственное место в нём.



В раздел образования