Автор: Мокрова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Лукоморье" структурное подразделение "Аленький цветочек"
Населённый пункт: Волгоградская область г. Михайловка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Метод экспериментирования как средство познавательного развития дошкольников»
Дата публикации: 17.07.2025
Раздел: дошкольное образование
«Метод экспериментирования
как средство познавательного развития дошкольников»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось
ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Василий Александрович Сухомлинский
Моя
профессия
немыслима
без
постоянного
творческого
поиска
и
саморазвития. Мой путь в педагогике – это постоянный поиск, это
счастливые находки и желание поделиться педагогическим опытом с
другими. Поэтому большое внимание уделяю изучению инновационных
технологий, нетрадиционных форм работы и современных методов обучения
и воспитания.
Дети по природе своей исследователи. Любознательность, постоянное
стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о
мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от
разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им вместе
со
взрослым.
Это
игровая
и
продуктивная
деятельность,
восприятие
художественной литературы. Но немало важна в детском саду и опытно-
экспериментальная деятельность детей, имеющая основу в спонтанном
экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок
познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в опытно-
экспериментальной деятельности
дошкольник
получает
возможность
впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем,
как устроен мир) пространственных и временных связей между предметами
и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать
свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Учитывая практическую значимость для всестороннего развития
ребёнка, нами были выделены цель и следующие задачи, призванные
восполнить данный пробел в образовательной деятельности дошкольников.
Цель опытно-экспериментальной
деятельности: способствовать
развитию
у
детей
познавательной
активности,
любознательности,
потребности
в
умственных
впечатлениях
детей,
стремления
к
самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения поставленной цели мною были определены задачи:
1. Создать условия для экспериментальной деятельности;
2. Способствовать развитию психических процессов
3.
Развивать
умение
детей
следовать
определённой
структуре
проведения
эксперимента:
постановка,
формулирование
проблемы,
выдвижение
предположений,
отбор
способов
проверки
предложений,
выдвинутых
детьми;
проверка
гипотез;
подведение
итогов,
выводы,
фиксация результатов.
4. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками
при
проведении
игр-экспериментов (микроскоп,
лупа,
чашечные
весы,
песочные часы и т. д.)
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при
проведении физических экспериментов
6. Развивать социально - личностные качества: коммуникативность,
самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль.
В
своей работе
по
опытно-экспериментальной
деятельности
я
выдвинула три основных направления:
1)
Создание предметно-развивающей среды по экспериментированию;
2)
Организация работы с детьми;
3)
Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
В группе для опытно-экспериментальной деятельности был создан
центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и
самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности
детей.
Организация работы с детьми в данном направлении реализую в
следующих трёх блоках педагогического процесса:
1)
Свободная самостоятельная деятельность детей;
2)
Использование
опытно-экспериментальной
деятельности
в
образовательных областях (ОД);
3)
Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со
сверстниками.
При проведении ОД у детей вызываю интерес к изучаемому
содержанию
для
того,
чтобы
побудить
ребенка
к
самостоятельной
деятельности.
В процессе самостоятельной деятельности привлекаю детей к способам
познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы
убедиться? А что будет, если?
А затем в совместной деятельности – закрепляем полученные ранее
представления.
При проведении экспериментальной деятельности использую как
традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы,
которые прошли проверку временем и широко применяются:
Наглядные (наблюдения, иллюстрации);
Словесные (беседы, чтение художественной литературы,
использование фольклорных материалов);
Практические методы (игры-опыты, игры – эксперименты,
дидактические игры, сюжетно ролевые игры с элементами
экспериментирования).
Инновационные методы:
Метод
игрового
проблемного
обучения
заключается
в
проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми
проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную
активность детей и приучают их к самостоятельному поиску
решений проблемы.
В
процессе
экспериментирования
возможно
применение
компьютерных
мультимедийных
средств
обучения,
что
стимулирует познавательный интерес дошкольников.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и
формулирование выводов. Выводы делаем в словесной форме, а иногда
избираем другие способы, например, формирование результатов графически,
т. е. оформление в рисунках, схемах. Оформляем огороды на окне, коллекции
семян, дневники наблюдения.
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни
рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к
миру, в котором мы живём. И именно это отношение и будет определять, на
что
в
будущем
ребёнок
направит
свои
знания
и
способности:
на
расточительство и разрушение или на созидание. Я составила картотеку
элементарных опытов, которые дети могут проводить самостоятельно, а
также совместно со взрослым. Опыты предоставляют ребенку возможность
самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Инициатива по их
проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми.
Начинают
практиковаться
такие
эксперименты,
в
которых
дети
самостоятельно задумывают опыт, сами его выполняют и сами же делают
необходимые выводы. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные
опыты и был активным участником обсуждения. По результатам проведения
опытов маленькие исследователи делают свои умозаключения в виде
рисунков. Таким образом, в детской лаборатории, найденные ответы на
вопросы с помощью опытов собираются, обсуждаются с детьми.
В процессе экспериментирования я применяю компьютерные и
мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный
интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ
воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них
собственными глазами. Современные средства обучения, в том числе
мультимедийные средства очень увлекательны.
Применение данных методик положительно сказалось на развитии
познавательного интереса детей к экспериментальной деятельности.
Подводя итог в своей работе, могу сказать, что поощряя детскую
любознательность, утоляя жажду познания и направляя детей в активную
деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе
опытно-экспериментальной
деятельности.
Только
через
собственные
действия дошкольник сможет познать многообразие окружающего мира и
определить собственное место в нём.