Напоминание

вопросы формирования самостоятельности учащихся в классе фортепиано


Автор: Гузаева Лейсан Вилевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ "Созвездие" НМР РТ
Населённый пункт: г.Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: вопросы формирования самостоятельности учащихся в классе фортепиано
Дата публикации: 17.07.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУ «Управление культуры Исполнительного комитета Нижнекамского

муниципального района РТ»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская

школа искусств «Созвездие» НМР РТ

Методическая работа

Статья на тему

Вопросы формирования самостоятельности учащихся в классе

фортепиано

Работу выполнил

Преподаватель фортепиано

ДШИ «созвездие»

Гузаева Л.В

Нижнекамск 2023 г

Генрих Густавович Нейгауз считал, что «одна из главных задач педагога- скорее быть

ненужным ученик.., т.е. привить ему… самостоятельность мышления, методов работы,

самопознания и умения добиваться цели». Работа педагога- это всегда очень трудный

процесс.

Воспитание самостоятельности ученика является важнейшей частью преподавательской

работы.

Очень

важно

научить

учащихся

способам

самостоятельного

анализа

и

обобщений. Здесь большую роль играет осмысление музыкального произведения,

использование различных способов самостоятельных действий при разучивании и его

исполнении. Важно напомнить, что, во первых, учить навыкам самостоятельной работы

следует на уроках, во- вторых, любое новое задание, предлагаемое для самостоятельной

проработки должно опираться на усвоенное ранее под руководством педагога.

В педагогической практике не редки случаи, когда учащиеся, окончившие музыкальную

школу,а порой и среднее музыкальное учебное заведение, играя довольно сложные

программы, оказываются совершенно не подготовленными к самостоятельной работе.

Разбирая новое музыкальное произведение, они не обращают внимание на грамотное

прочтение

нотного

текста,

на

выразительные

особенности

музыкального

языка,

помогающие правильно понять замысел композитора, не продумывают аппликатуру, не

умеют преодолевать трудности разучиваемых произведений, работать над звуком, фразой,

штрихами.

В самом процессе воспитания и обучения различают две стороны.

1.передача педагогом учащемуся своего отношения к искусству, своих знаний, умений,

приемов исполнительской работы;

2.раскрытие, выявление и взращивание лучших задатков, заложенных в ученике.

Стимулами к самостоятельности являются поощрение и хорошая оценка за минимум

сделанного. Но иногда и отрицательная оценка толкает к самостоятельности

Главная задача и большое искусство педагога заключается в таком воспитании ученика, в

результате которого его музыкальные стремления и технические умения находились бы в

гармоническом единстве, составляли бы некое единое целое. Ученик должен знать, что он

хочет, и уметь самостоятельно воплотить свои намерения. Передавая ученику знания,

развивая его исполнительские навыки, педагог должен использовать такую форму

занятий, которая требовала бы от ученика сознательных усилий, побуждала бы его думать

и искать, не только воспринимая, но и перерабатывая знания соответственно своим

личным особенностям, своему опыту, то есть, творчески осваивая их.

Опыт показывает, что в первые годы обучения большую роль в развитии природных

данных (слуха, ритма и памяти), в развитии музыкального мышления может сыграть

прослушивание музыкальных произведений в исполнении педагога. На разных этапах

обучения

значения

проигрывания

музыкального

произведения

педагогом

при

первоночальном ознакомлении учащегося с ним различны. Чем меньше возраст ученика,

тем важнее для него это проигрывание.

Разбирая музыкальное произведение учащиеся проявляют способы самостоятельных

действий, но проявляются они индивидуально каждым учеником. В определённой степени

эти способы зависят от системы знаний и подготовленности ученика, от его

эмоциональности. Выявив способы действий, проявляемые учащимися самостоятельно,

ставится задача в какой степени систематизировать процесс их формирования

у

учащегося.

Ученику даётся на дом подробный план работы над разбором музыкального

произведения. В общих чертах этот план включает:

- подбор сведений о композиторе;

- анализ названия произведения, определение его жанра, формы, тональности, размера;

- выявление интонационно-тематического содержания и характера произведения;

- выявление ассоциативных связей.

Умение

анализировать

произведение

способствует

развитию

самостоятельности

мышления.

Конечный результат сложного учебного процесса- это воспитание музыканта-

исполнителя, понимающего высокое назначение искусства. Именно исполнитель даёт

жизнь произведению, отсюда-ответственность его перед автором, перед слушателями,

обязывающая его глубоко постигать и уметь выразить значительность вложенных в

данное сочинение идей.

Список используемой литературы

1.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 4. - М.: Музыка,1982 г.

2.

Н.Г

Кабашова. Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах

детских музыкальных школ (вопросы

методики) Учебно-методическое

пособие. 1976 г.



В раздел образования