Напоминание

"Вязанная графика в работе с детьми с ОВЗ"


Автор: Егиян Марина Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 17"
Населённый пункт: Томская область г. Северск
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Вязанная графика в работе с детьми с ОВЗ"
Дата публикации: 17.08.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ТАФИ. ВЯЗАНАЯ ГРАФИКА

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ»

с применением арт – техники «Тактильное рисование»

(сенсорный, развивающий, игровой набор

серия: «Мягкая педагогика»)

Подготовила и реализовала:

учитель – логопед М.А. Егиян

Целевая аудитория: педагоги ДОУ

2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Все педагоги обращают внимание на то, что дети очень любят

создавать что – то своими руками и затем обыгрывать созданное. Опираясь

на это и результаты мониторинга, мы решили применить в работе с детьми

ТАФИ «Вязаная графика» арт – технику «Тактильное рисование вязаными

изделиями». Данный вид детской деятельности предоставляет широкие

возможности для организации развивающей работы с детьми. В процессе

тактильного рисования вязаными изделиями, развиваются психические

процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). В основе работы

с игровым набором «Вязаная графика» используется принцип «рисование,

как изобразительное письмо детей». Рисование развивает мелкую моторику,

что стимулирует развитие мышления, речи, зрительной и двигательной

памяти, чувство двигательной координации.

Основной целью нашего внедрения и использования арт – техники

«Тактильное рисование вязаными изделиями» является помочь ребенку:

развить тонкую моторику пальцев рук;

координировать движение рук;

обогатить чувственный опыт;

развивать мыслительные процессы и творческую активность;

развитие речи ребенка;

развитие воображения;

формирование у ребенка представлений о цвете, форме, величине;

развития умения действовать по образцу.

В совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ с использованием

арт – техники «Тактильное рисование» ребёнок лучше воспринимает новую

информацию за счёт тактильных ощущений; расширяет кругозор; обогащает

знания в области окружающего мира; развивает фантазию и творческие

способности; развивает мыслительные процессы, что способствует развитию

речи, обогащению

словаря; развивает пространственные представления,

мелкую моторику и способности к произвольному самоконтролю, совместная

работа способствует созданию психологического комфорта при обучении. В

процессе использования арт - техники «Тактильное рисование» у детей

формируются следующие умения:

-

творческие

(дети

развиваются

творчески,

придумывая,

фантазируя

оригинальный и необычные фигуры и рисунки);

- интеллектуальные (для создания рисунка, ребёнок осмысливает, какие

детали – «сенсорные карандаши» (сенсорные веревочки) ему необходимы, в

какой последовательности их нужно соединить),

2

- коммуникативные (в процессе совместной работы со сверстниками и

педагогом дети активно общаются, называют детали, ориентируются в

свойствах, сравнивают, совместно решают возникшие проблемы),

- речевые (обогащается словарный запас детей, они активно называют цвета,

формы, последовательность действий; в старшем возрасте запоминают

буквы, звуки, выполняют задания на звуковой анализ слов, что послужит

подготовкой к обучению в школе).

Таким образом, использование арт – техники «Тактильное рисование»

это ещё один шаг в нашей работе для развития навыков речи и общения для

будущего успешного обучения в школе.

Всё это легло в основу построения цикла занятий “ТАФИ. Вязанная графика

в работе с детьми ОВЗ». Все занятия разработаны в игровой форме, так как

игра является источником всестороннего развития детей и создает "зону

ближайшего развития"

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Реализация

данной

программы

предполагает

совместную

деятельность

педагогов

и

детей,

что

позволяет

более

близкому,

доверительному общению взрослого и ребенка. Реализуя данную программу,

мы предполагаем участие родителей в занятии - рисовании с детьми, что так

же способствует более близкому общению детей, родителей и педагогов.

Реализация данной программы позволит решить ряд задач, основные

из которых направлены на:

- коррекцию речи;

- постановку и автоматизацию звуков;

- обогащение словарного запаса;

- запоминание букв, звуков, звукобуквенный анализ;

- развитие ВПФ;

- обеспечение социализации в коллективе сверстников и др. на этапе

подготовки к обучению в школе;

- преодоление трудностей произвольной организации;

- коррекция замедленности или импульсивности;

- коррекция легкой отвлекаемости, быстрой утомляемости;

- преодоление трудностей концентрации внимания;

- коррекция пониженного уровня мотивации учебной деятельности;

- преодоление нарастающих затруднений при длительном выполнении

заданий в одной модальности.

Использование арт – техники «ТАФИ. Вязаная графика» позволяет

педагогам организовать образовательную деятельность в соответствии с

3

требованиями

ФГОС

ДО,

вносить

разнообразие

в

непосредственную

образовательную деятельность, формирует профессионально - личностную

компетенцию.

Работа «ТАФИ. Вязаная графика в работе с детьми с ОВЗ» построена

на основе следующих принципов:

1.

Принцип опоры на интерес: все занятия интересны детям;

2.

Принцип наглядности: зрительная информация воспринимается детьми

лучше, чем на слух;

3.

Принцип

активности

и

сознательности:

дать

ребенку

больше

самостоятельности в решении практических и познавательных задач;

4.

Принцип комфортности: атмосфера доброжелательности, вера в успех

и творческий потенциал ребенка;

5.

Принцип постепенности: переход от совместных действий взрослого и

ребенка, ребенка и сверстника, к самостоятельной деятельности; от

самого простого к сложному;

6.

Принцип индивидуального подхода: создание в творческом процессе

раскованной,

стимулирующей

творческую

активность

ребенка

атмосферы.

Учитываются

индивидуальные

психофизиологические

особенности каждого ребенка. В основе лежит комплексное развитие

всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной

продуктивно – творческой деятельности;

7.

Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с

ребенком строится на доброжелательном и доверительном подходе;

8.

Принцип обратной связи: педагог интересуется впечатлением от

занятий у ребенка.

СОДЕРЖАНИЕ

Цель: развитие речевой активности детей, познавательного и творческого

потенциала

каждого

ребёнка в процессе

творческой

деятельности

с

использованием арт – техники «Тактильное рисование».

Задачи для детей 5 – 7 лет:

- развивать внимание, память, воображение, ассоциативное и абстрактное

мышление, усидчивость, чувство уверенности;

- развитие вариативного мышления и пространственного интеллекта;

- развивать сенсорные представления;

4

- развивать моторной ловкости пальцев и кистей рук;

- активизация творческого и умственного потенциала ребенка;

-осваивать

грамоту,

чтение,

математику

через

чувственно-тактильное

освоение образа буквы, слога, цифры;

- развитие речи и обогащение словарного запаса, развитие мелкой моторики

рук;

- освобождение от физиологических зажимов;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- развитие регулировки собственных движений;

- развитие умения «выходить за рамки»;

- способствовать сплочённости детского коллектива, умению работать в

команде.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- развитие речевой активности детей;

- различать и называть цвета, размер (длинный, короткий, средний);

- различать и называть плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник и

т.д.);

- ориентироваться в пространстве (слева, справа, перед, за и т.д.);

- классификация по одному, двум свойствам;

- улучшение показателей мелкой моторики пальцев рук, умение

ориентироваться на плоскости;

- развитие произвольного внимания, целеустремленности.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Условия

- оборудование для ИКТ;

- ноутбук;

- музыкальный центр;

- экран;

- проектор.

Материалы и оборудование

- сенсорное поле;

- сенсорные карандаши;

- дополнительные маленькие игрушки для обыгрывания рисунка.

Кадровое обеспечение

5

Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад № 17» Зайцева Марина

Александровна.

Оценочные материалы

1. Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение,

игровые тестовые задания);

2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса;

3. Собеседование с родителями;

4. Анкетирование.

5. Дни открытых дверей для родителей в мае по окончании реализации

программы

Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов

деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методы

Приёмы

Наглядный метод

Показ

Практический метод

Самостоятельное

рисование;

с

помощью

воспитателя и коллективное

Словесный метод

Вопросы к детям

Беседа

Рассказ педагога

Художественное слово

Проблемная ситуация

Игровой метод

Дидактические,

подвижные,

музыкальные,

пальчиковые игры

Метод поощрения

Похвала, сюрпризы

Мотивация

Поможем, научимся, покажем…

Примерная структура занятия, включает в себя:

Ритуал приветствия, постановка задачи или проблемы;

Просмотр сказки или познавательного мультфильма

6

Проведение

разнообразных

игр

(малоподвижных,

подвижных,

дидактических, пальчиковых, и др.) по теме занятия

Дидактические игры, соответствующие теме занятия;

Продуктивная деятельность – текстильное рисование;

Рефлексия – подведение итога занятия.

7

8

9



В раздел образования