Автор: Егиян Марина Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 17"
Населённый пункт: Томская область г. Северск
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Вязанная графика в работе с детьми с ОВЗ"
Дата публикации: 17.08.2023
Раздел: дошкольное образование
«ТАФИ. ВЯЗАНАЯ ГРАФИКА
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ»
с применением арт – техники «Тактильное рисование»
(сенсорный, развивающий, игровой набор
серия: «Мягкая педагогика»)
Подготовила и реализовала:
учитель – логопед М.А. Егиян
Целевая аудитория: педагоги ДОУ
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Все педагоги обращают внимание на то, что дети очень любят
создавать что – то своими руками и затем обыгрывать созданное. Опираясь
на это и результаты мониторинга, мы решили применить в работе с детьми
ТАФИ «Вязаная графика» арт – технику «Тактильное рисование вязаными
изделиями». Данный вид детской деятельности предоставляет широкие
возможности для организации развивающей работы с детьми. В процессе
тактильного рисования вязаными изделиями, развиваются психические
процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). В основе работы
с игровым набором «Вязаная графика» используется принцип «рисование,
как изобразительное письмо детей». Рисование развивает мелкую моторику,
что стимулирует развитие мышления, речи, зрительной и двигательной
памяти, чувство двигательной координации.
Основной целью нашего внедрения и использования арт – техники
«Тактильное рисование вязаными изделиями» является помочь ребенку:
развить тонкую моторику пальцев рук;
координировать движение рук;
обогатить чувственный опыт;
развивать мыслительные процессы и творческую активность;
развитие речи ребенка;
развитие воображения;
формирование у ребенка представлений о цвете, форме, величине;
развития умения действовать по образцу.
В совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ с использованием
арт – техники «Тактильное рисование» ребёнок лучше воспринимает новую
информацию за счёт тактильных ощущений; расширяет кругозор; обогащает
знания в области окружающего мира; развивает фантазию и творческие
способности; развивает мыслительные процессы, что способствует развитию
речи, обогащению
словаря; развивает пространственные представления,
мелкую моторику и способности к произвольному самоконтролю, совместная
работа способствует созданию психологического комфорта при обучении. В
процессе использования арт - техники «Тактильное рисование» у детей
формируются следующие умения:
-
творческие
(дети
развиваются
творчески,
придумывая,
фантазируя
оригинальный и необычные фигуры и рисунки);
- интеллектуальные (для создания рисунка, ребёнок осмысливает, какие
детали – «сенсорные карандаши» (сенсорные веревочки) ему необходимы, в
какой последовательности их нужно соединить),
2
- коммуникативные (в процессе совместной работы со сверстниками и
педагогом дети активно общаются, называют детали, ориентируются в
свойствах, сравнивают, совместно решают возникшие проблемы),
- речевые (обогащается словарный запас детей, они активно называют цвета,
формы, последовательность действий; в старшем возрасте запоминают
буквы, звуки, выполняют задания на звуковой анализ слов, что послужит
подготовкой к обучению в школе).
Таким образом, использование арт – техники «Тактильное рисование»
это ещё один шаг в нашей работе для развития навыков речи и общения для
будущего успешного обучения в школе.
Всё это легло в основу построения цикла занятий “ТАФИ. Вязанная графика
в работе с детьми ОВЗ». Все занятия разработаны в игровой форме, так как
игра является источником всестороннего развития детей и создает "зону
ближайшего развития"
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Реализация
данной
программы
предполагает
совместную
деятельность
педагогов
и
детей,
что
позволяет
более
близкому,
доверительному общению взрослого и ребенка. Реализуя данную программу,
мы предполагаем участие родителей в занятии - рисовании с детьми, что так
же способствует более близкому общению детей, родителей и педагогов.
Реализация данной программы позволит решить ряд задач, основные
из которых направлены на:
- коррекцию речи;
- постановку и автоматизацию звуков;
- обогащение словарного запаса;
- запоминание букв, звуков, звукобуквенный анализ;
- развитие ВПФ;
- обеспечение социализации в коллективе сверстников и др. на этапе
подготовки к обучению в школе;
- преодоление трудностей произвольной организации;
- коррекция замедленности или импульсивности;
- коррекция легкой отвлекаемости, быстрой утомляемости;
- преодоление трудностей концентрации внимания;
- коррекция пониженного уровня мотивации учебной деятельности;
- преодоление нарастающих затруднений при длительном выполнении
заданий в одной модальности.
Использование арт – техники «ТАФИ. Вязаная графика» позволяет
педагогам организовать образовательную деятельность в соответствии с
3
требованиями
ФГОС
ДО,
вносить
разнообразие
в
непосредственную
образовательную деятельность, формирует профессионально - личностную
компетенцию.
Работа «ТАФИ. Вязаная графика в работе с детьми с ОВЗ» построена
на основе следующих принципов:
1.
Принцип опоры на интерес: все занятия интересны детям;
2.
Принцип наглядности: зрительная информация воспринимается детьми
лучше, чем на слух;
3.
Принцип
активности
и
сознательности:
дать
ребенку
больше
самостоятельности в решении практических и познавательных задач;
4.
Принцип комфортности: атмосфера доброжелательности, вера в успех
и творческий потенциал ребенка;
5.
Принцип постепенности: переход от совместных действий взрослого и
ребенка, ребенка и сверстника, к самостоятельной деятельности; от
самого простого к сложному;
6.
Принцип индивидуального подхода: создание в творческом процессе
раскованной,
стимулирующей
творческую
активность
ребенка
атмосферы.
Учитываются
индивидуальные
психофизиологические
особенности каждого ребенка. В основе лежит комплексное развитие
всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной
продуктивно – творческой деятельности;
7.
Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с
ребенком строится на доброжелательном и доверительном подходе;
8.
Принцип обратной связи: педагог интересуется впечатлением от
занятий у ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ
Цель: развитие речевой активности детей, познавательного и творческого
потенциала
каждого
ребёнка в процессе
творческой
деятельности
с
использованием арт – техники «Тактильное рисование».
Задачи для детей 5 – 7 лет:
- развивать внимание, память, воображение, ассоциативное и абстрактное
мышление, усидчивость, чувство уверенности;
- развитие вариативного мышления и пространственного интеллекта;
- развивать сенсорные представления;
4
- развивать моторной ловкости пальцев и кистей рук;
- активизация творческого и умственного потенциала ребенка;
-осваивать
грамоту,
чтение,
математику
через
чувственно-тактильное
освоение образа буквы, слога, цифры;
- развитие речи и обогащение словарного запаса, развитие мелкой моторики
рук;
- освобождение от физиологических зажимов;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие регулировки собственных движений;
- развитие умения «выходить за рамки»;
- способствовать сплочённости детского коллектива, умению работать в
команде.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- развитие речевой активности детей;
- различать и называть цвета, размер (длинный, короткий, средний);
- различать и называть плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник и
т.д.);
- ориентироваться в пространстве (слева, справа, перед, за и т.д.);
- классификация по одному, двум свойствам;
- улучшение показателей мелкой моторики пальцев рук, умение
ориентироваться на плоскости;
- развитие произвольного внимания, целеустремленности.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Условия
- оборудование для ИКТ;
- ноутбук;
- музыкальный центр;
- экран;
- проектор.
Материалы и оборудование
- сенсорное поле;
- сенсорные карандаши;
- дополнительные маленькие игрушки для обыгрывания рисунка.
Кадровое обеспечение
5
Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад № 17» Зайцева Марина
Александровна.
Оценочные материалы
1. Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение,
игровые тестовые задания);
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса;
3. Собеседование с родителями;
4. Анкетирование.
5. Дни открытых дверей для родителей в мае по окончании реализации
программы
Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов
деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы
Приёмы
Наглядный метод
Показ
Практический метод
Самостоятельное
рисование;
с
помощью
воспитателя и коллективное
Словесный метод
Вопросы к детям
Беседа
Рассказ педагога
Художественное слово
Проблемная ситуация
Игровой метод
Дидактические,
подвижные,
музыкальные,
пальчиковые игры
Метод поощрения
Похвала, сюрпризы
Мотивация
Поможем, научимся, покажем…
Примерная структура занятия, включает в себя:
Ритуал приветствия, постановка задачи или проблемы;
Просмотр сказки или познавательного мультфильма
6
Проведение
разнообразных
игр
(малоподвижных,
подвижных,
дидактических, пальчиковых, и др.) по теме занятия
Дидактические игры, соответствующие теме занятия;
Продуктивная деятельность – текстильное рисование;
Рефлексия – подведение итога занятия.
7
8
9