Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ


Автор: Черкашина Алина Владимировна
Должность: Студентка
Учебное заведение: СтГМУ
Населённый пункт: города Ставрополя
Наименование материала: Статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
Дата публикации: 17.08.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В

КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Оганян К. М., к.пс.н., доцент кафедры дефектологии,

русского языка и социальной работы, ФГБОУ ВО СГМУ, г. Ставрополь

Черкашина А.В., студентка 2 курса,

группы СДО-201-м-3 ФГБОУ ВО СГМУ, г. Ставрополь

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы исследования навыков коммуникации у

детей

дошкольного

возраста

с

расстройствами

аутистического

спектра.

Описаны

особенности навыков коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами

аутистического спектра. Описаны методики исследования навыков коммуникации у детей

дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Приведен качественный

анализ результатов исследования навыков коммуникации у детей дошкольного возраста с

расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова:

нейродефектологический подход, коррекция нарушений

речи, дети дошкольного возраста, стертая дизартрия

.

Нейродефектологический подход действительно занимает особое место в

ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме развития ребенка в норме и

патологии. Он позволяет оценить и описать те системно-динамические

перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки

зрения его мозговой сформированности [1].

Основу

данного

подхода

составляют

учения

И.П.

Павлова,

И.М.

Сеченова,

Н.А.

Бернштейна

о

высших

психических

функциях.

Нейродефектологический подход базируется на знаниях того, какие зоны мозга

работают, когда человек совершает речевой акт. Речевой акт совершается

благодаря скоординированной работе центрального и периферического отделов

речевого аппарата [3, 7].

Развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от

того, достаточно ли зрел и полноценен соответствующий отдел головного

мозга. Однако, мозг – это не только известные всем кора, подкорковые

образования, мозолистое тело и т.д., но и различные нейрофизиологические,

нейрохимические и другие системы, каждая из которых вносит свой

специфический вклад в актуализацию любой психической функции [1].

Следовательно, для каждого этапа психического развития ребенка в

первую

очередь

необходима

потенциальная

готовность

комплекса

определенных мозговых образований к его обеспечению. Но, с другой стороны,

должна быть востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к

постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического

фактора. Если таковая отсутствует – наблюдаются искажение и торможение

психического развития в разных вариантах, влекущие за собой вторичные

функциональные деформации на уровне мозга [3].

Центральное место в нейродефектологический подходе занимает знание

того,

какие

зоны

мозга

работают,

когда

человек

говорит,

решает

арифметическую задачу, пишет, читает, запоминает и припоминает, выполняет

чертеж, узнает знакомые предметы и лица [4, 7].

Занятия

по

нейродефектологический

коррекции

направлены

на

стимуляцию развития речи и формирование слаженной, скоординированной

деятельности

различных

структур

мозга.

Посредством

специально

разработанных двигательных упражнений и развивающих игр стимулируется

формирование

определенных

компонентов

психической

деятельности:

регуляция

и

контроль

психоречевой

деятельности,

моторные

навыки,

зрительное, слуховое, пространственное восприятие и многие другие [5, 6].

В

процессе

занятий

происходит

коррекция

психофизиологической

основы психоречевой деятельности и формирования личности ребенка.

Нейродефектология включает в себя такие направления как моторное

планирование, сенсорная интеграция, межполушарное взаимодействие.

Моторное планирование – это способность понять, спланировать и

реализовать

незнакомое

двигательное

действие

или

двигательную

последовательность.

Ребенку с дизартрией, трудно осуществлять моторное планирование,

тяжело осваивать новые навыки движения. Для выполнения правильной

последовательности артикуляционных моторных схем, детям с дизартрией

требуются усилия для выполнения правильных действий речевыми органами,

множественные повторы для закрепления правильных движений, чтобы те

перешли в автоматизированные речевые навыки. Также тяжело приобретённые

навыки переносятся в новую и незнакомую для ребёнка ситуацию. Это

настолько расстраивает ребенка, что он избегает выполнения новых не

свойственных ему, незнакомых моторных схем.

Постоянная тренировка моторного планирования крупных общемоторных

движений, а также пальцевой моторики, помогает постепенно воспитать более

сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков –

артикуляционную моторику.

Моторное планирование зависит от сенсорной интеграции, которая

осуществляется стволом мозга и другими нервными структурами. У детей с

дизартрией зачастую наблюдается дефицит моторного планирования.

Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств.

Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, который

протекает в головном мозге (человек не задумывается, как осуществляется

процесс сенсорной интеграции, как не задумывается, например, о процессе

дыхания); организует ощущения, поступающие от органов чувств (зрения,

слуха, вкуса, осязания, обоняния, воздействие силы тяжести и положение тела в

пространстве) [2].

Очень важно, как можно раньше выявить симптомы дисфункции

сенсорной интеграции. Это является залогом успеха проведения коррекционной

работы и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития.

Целью данного метода коррекции является развитие навыка одновременной

обработки информации, получаемой головным мозгом от разных анализаторов.

Большинство детей с различными нарушениями в развитии легче познают и

запоминают новое, если педагог в процессе работы применяет полисенсорный

подход, то есть в работу включаются все органы чувств ребенка. Как правило,

сенсорные игры, то есть те игры, которые помогают детям получать

чувственные ощущения, являются привлекательным видом деятельности для

ребенка,

такие

игры

обеспечивают

эмоционально

насыщенный

фон

логопедического занятия, направлены на преодоление негативизма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения

левого и правого полушария с помощью комиссур, главная из которых

мозолистое тело, которое объединяет мозг в единую интегративную систему.

Изучением проблемы формирования межполушарного взаимодействия в

контексте специальной педагогики и психологии занимались такие ученые как

А.В. Семенович, В.И. Голод, О.А. Кроткова, О.А. Максакова, Н.В Дьякова и

другие [4].

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в

ходе которых задействуются оба полушария мозга. Например, рисование

обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения

на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве.

Современные методики коррекционной работы сильно шагнули вперед.

Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи [8].

Таким образом, можно сделать следующий вывод: нейродефектология –

это очень эффективный способ помочь детям с речевыми нарушениями.

Занятия

по

нейродефектологической

коррекции

направлены

на

стимуляцию развития речи и формирование слаженной, скоординированной

деятельности

различных

структур

мозга.

Посредством

специально

разработанных двигательных упражнений и развивающих игр стимулируется

формирование

определенных

компонентов

психической

деятельности:

регуляция

и

контроль

психоречевой

деятельности,

моторные

навыки,

зрительное, слуховое, пространственное восприятие и многие другие.

Нейродефектологический

подход

носит

характер

комплексного

воздействия, и не только развивает речь, но и совершенствует общую и мелкую

моторику, благоприятно сказывается на развитии мышления, памяти, внимания

и т.д. Благодаря нейродефектологическому подходу происходит развитие

единого функционирования системы мозга, что обеспечивает полноценное

развитие личности ребёнка, его дальнейшее интеллектуальное развитие.

Нейродефектологический

подход

является

эффективным

средством

помощи детям с различными речевыми нарушениями, поведенческими

расстройствами, расстройствами эмоционально-волевой сферы. Благодаря

нейродефектологическому подходу происходит активизация речевых отделов

головного мозга, что позволяет без применения лекарственных средств с

помощью специальных приемов в более короткие сроки корректировать

нарушения речи центрального генеза.

Список использованной литературы:

1.

Батуев

А.С.

Таиров

О.П.

Мозг

и

организация

движений.

Концептуальные модели. – Л.: Наука, 2018.

2. Бехтерев В.М. Мозг: структура, функция, патология, психика: избр.

тр. в 2 томах. – М.: Поматур, 2004.

3. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Медгиз, 2007.

4. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. – СПб.: Питер,

2008.

5. Живолупов

С.А.

Современная

концепция

нейропластичности

(теоретические аспекты и практическая значимость) // Журнал неврологии и

психиатрии. – 2023. – № 10. – С. 102–108.

6. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга

ребенка. – М.: Педагогика, 2013.

7. Павлов И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной

деятельности. – М.: УЧПЕДГИЗ, 2000.

8. Шохор-Троцкая М.К. Стратегия и тактика восстановления речи.

Нейропсихологическое введение в логопедию. – М.: ЭКСМО, 2001.



В раздел образования