Автор: Байрамова Тахура Зиатдиновна
Должность: Учитель русского языка и литератьуры
Учебное заведение: МБОУ "Тюнтерская СОШ" Балтасинского района РТ
Населённый пункт: с.Тюнтер
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема: Спряжение глаголов
Дата публикации: 17.09.2024
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тюнтерская средняя общеобразовательная школа»
Балтасинского муниципального района РТ
Методическая разработка по русскому языку
Тема урока: «Спряжение глаголов»
5 класс
Байрамова Тахура Зиатдиновна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2024
Тип урока: комбинированный урок
Задачи:
• совершенствовать умения учащихся определять спряжение глаголов;
• научить правильно писать гласные в личных окончаниях глаголов.
Планируемые результаты:
Предметные: определять спряжение глаголов
Личностные:
совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды
деятельности
Метапредметные:
• составлять алгоритм действий, самостоятельно работать по этому
алгоритму;
• извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (из текста в схему, алгоритм)
• совместно создавать общий план (алгоритм) работы.
Ресурсы урока:
Учебно – методические: .
Русский язык. 5 класс. Учеб. для. общеобразоват. организаций. В 2ч. /
[Т.А. Ладыженская и др].- М.: Просвещение, 2015.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов,
терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И.
Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 c.
Карточки.
Материально- технические:
Доска, ноутбук, проектор, аудиозапись
Ход урока:
I.Этап мотивации
Учитель. Колокольчик наш звенит
И урок начaть велит.
Слышишь звонкий голосок -
Нaм порa нaчaть урок.
- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты.
Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет
разговор.
(запись разговора)
-Что вы любите больше всего?
- Люблю действовать.
- Что вы можете сказать о своей роли в речи?
- Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Все в действие придет.
- О какой части речи будет сегодня разговор?
- О глаголе
II. Формулирование темы и цели урока
- Ребята, прочитайте слова на доске
- Глаголить, разглагольствовать.
- Найдите их лексическое значение по толковому словарю.
- Глаголить – говорить.
-Разглагольствовать - говорить многословно, бессодержательно.
- Что объединяет эти слова?
- Глаголы, неопределенной формы, однокоренные.
- Поставьте их во 2 лице единственного числа
- Глаголишь, разглагольствуешь
- Чем они отличаются?
- Спряжением.
- Итак, тема нашего урока…
- Спряжение глаголов
- Мы умеем определять спряжение глаголов?
- Да.
- Значит, что будем делать сегодня на уроке?
- Закреплять знания и отрабатывать навыки определения спряжения
глаголов
-Для чего нам нужны нам эти знания?
- Грамотно писать безударные личные окончания глаголов
III. Актуализация знаний учащихся
- Сегодня мы научимся различать спряжение глаголов, чтобы правильно
писать безударные личные окончания глаголов
Задание 1.Продолжите предложения: Имя прилагательное - изменяется
- По родам , падежам и числам
- Имя существительное - склоняется (изменяется)
- По числам, падежам
- А глагол - изменяется по …
- По лицам и числам.
- Как называется изменение глагола по лицам и числам?
- Спряжением
- Мы знаем, что у глагола только два спряжения. А чем они
различаются?
- Окончанием
- Выполните второе задание.
Задание 2. Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их
на 1 и 2 спр.:
-им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете.
- В случае затруднения обращаемся к правилу на стр.121
Эталон проверки
1спряжение: -ет, -ут, -ют, -ешь, -ем, -ете
2 спряжение: -им, -ите, -ит, -ишь,- ат, -ят.
IV. Организация познавательной деятельности
- Легко ли определять гласные, если они стоят под ударением?
- Да
- А касается ли это глаголов?
- Выполните третье задание.
Задание 3.Поставьте ударение в словах,
вставьте пропущенные
гласные, определите спряжение глаголов:
Вед..шь, скольз..т, крич..т, зов..м, говор..шь, бер..т, сто..шь, по..т,
жд..м, вез..те.
Эталон проверки
1спряжение: ведёшь, зовём, берёт, поёт, ждём, везёт
2 спряжение: скользит, кричит, говоришь, стоишь
- Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему?
- Они стоят под ударением
-А теперь поработайте с другой группой глаголов.
Задание 4. Вставьте пропущенные гласные, поставьте ударение:
Он ход…т-
ты игра…шь-
котёнок мурлыч…т-
лень вал…т-
кто расскаж…т-
мы не скуча…м-
ты верт…шь –
ровно дыш…т –
- Измените глаголы так, чтобы пропущенные гласные стали ударными.
Запишите их рядом.Определите спряжение.
Эталон проверки
Он ходит- ходить – 2 спр.
ты играешь- играть – 1 спр.
котёнок мурлычет- мурлыкать – 1 спр.
лень валит- валить -2 спр.
кто расскажет- рассказать -1 спр.
мы не скучаем- скучать - 1 спр.
ты вертишь – вертеть – 2 спр.
ровно дышит – дышать -2 спр.
- В какой части слова пропущены гласные?
- В окончании
- Легко ли определить гласные в окончаниях глаголов?
-Нет
- Почему?
- Они стоят в безударном положении
- Измените глаголы так, чтобы пропущенные гласные стали ударными.
Запишите их рядом. Какая форма глагола у вас получилась?
- Неопределённая форма глагола
- Определите, какая гласная стоит перед -ть. Все глаголы на -ить ( кроме
брить, стелить, зиждиться) относятся ко 2спряжению. Все остальные глаголы
на –еть, -ать,-оть, -уть, -ыть и др. – к 1 спряжению.
- Какие глаголы вызвали трудность?
- Глаголы вертишь, дышит
- Это глаголы- исключения. Их всего11.
Составление алгоритма.
- Итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно
написать безударные личные окончания глаголов?
- Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить
ударное или безударное окончание глагола.
– Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется
спряжение?
- Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по
окончанию:
1-е спряжение – ешь, ет, ем, ете (ут), ешь, ет, ем, ете (ют)
2-е спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят)
– А если окончание безударное? Давайте продолжим составление
алгоритма.
1.
Поставить глагол в неопределенной форме и посмотреть, какая
гласная стоит перед -ть.
2.
а) Все глаголы на – ить ( кроме брить, стелить, зиждиться)
б) 7 глаголов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть,
видеть, смотреть
в) 4 глагола на –ать: держать,слышать,дышать,гнать
относятся ко 2 спряжению.
3. Все остальные глаголы на –еть, -ать,-оть, -уть, -ыть и др. – к 1
спряжению.
- Запомнить правило поможет стихотворение:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть
И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.
- Вы запомните, друзья, их на -е спрягать нельзя.
В этих глаголах мы пишем лишь -и.
- Работаем в группах.
Задание 5. Определите спряжение глагола, впишите соответствующую
цифру (1 или 2) в сетку магического квадрата.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Слова для работы: 1) сеять, 2) кланяться, 3) пахать, 4) бороться, 5) таять,
6) колоть, 7) учить, 8) носить, 9) видеть, 10) рубить, 11) стелить, 12)
хлопотать, 13) колыхать, 14) взбираться, 15) веять, 16) топить, 17) зависеть,
18) строить, 19) дышать, 20) бросать, 21) полоть, 22) дуть, 23) решать, 24)
проверять) 25) сооружать.
Учитель. Закрасьте клетки с единичками. Что получилось?
Получилась «5»
Эталон.
Задание 6.
- У вас на парте 2 комплекта карточек. (см. в Приложении 1) В первом
комплекте существительные, а во втором – глаголы. Вдвоём с соседом по
парте
соедините
глаголы
с
существительными
правильно(линиями).
Поставьте глаголы в неопределённую форму и определите спряжение. У вас
должны получиться глаголы 3 лица и мн.ч. Воспользуйтесь алгоритмом.
Эталон проверки
Ножницами
режут (резать - I спр.)
Молотком
забивают гвозди (забивать -1 спр.)
Пилой
пилят (пилить - II спр.)
Клещами
выдергивают гвозди (выдергивать -1
спр)
Зубной щёткой
чистят зубы (чистить - П спер.);
Удочкой
ловят рыбу (ловить - II спр.);
Градусником
мерят температуру (мерить - II спр. )
V.Рефлексия
- Что на уроке мы сегодня изучали? (повторяем алгоритм)
- Что вы знали по теме урока раньше, что узнали нового?
- Достигли мы поставленной цели? Давайте проверим.
Задание 7.
Тест "Спряжение глаголов"
(тест предполагает выбор ответа: да или нет)
1.
Спряжение – это изменение глагола по числам и лицам?
2.
Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос: Что делал?
Что делать?
3.
Спряжение можно определять по неопределенной форме?
4.
Ко I спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -еть, -
ать,-уть, -ыть, -оть;
5.
У глаголов с ударным окончанием спряжение определяется по
неопределенной форме, с безударным по окончанию?
6.
Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить
( кроме брить, стелить) относятся к I спряжению?
7.
У глагола прошедшего времени определяется спряжение?
8.
Личные окончания глаголов I спряжения: ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-
ЮТ?
9.
Личные окончания глаголов 2 спряжения ИШЬ, ИМ, ИТЕ, УТ-
ЮТ?
10.
Глаголы: гнать, держать, вертеть, видеть – относятся к 2
спряжению
?
Эталон проверки
1.
Да 2. Нет 3. Да 4. Нет 5. Нет 6. Да 7. Нет 8. Да 9. Нет 10.
Да
Задание 8.
На олимпиаде по русскому языку ученикам четвертого класса дали
задние образовать форму 2-го лица единственного числа от глаголов гнать,
стелить, слышать, колоть, клеить, брить, таять, зависеть, слать, лечь,
попасть
Что должны знать ученики, чтобы не допустить ошибок? Обоснуйте
свой ответ, самостоятельно выполнив это задание.
Работа с какими
глаголами вызвала у вас затруднение? Составьте для учеников 4 класса
модель алгоритма для выполнения этого задания.
Эталон
Гонишь, стелешь, слышишь, колешь, ляжешь, клеишь, бреешь, таешь,
зависишь, шлёшь.
Модель алгоритма:
1.
Определи спряжение глагола.
2.
Если это глагол I спряжения, пиши окончание –ешь.
3.
Если это глагол II спряжения, пиши окончание –ишь.
Помни, что в некоторых глаголах может происходить чередование
гласных и согласных звуков.
(можно выбрать 7 или 8 задание)
- Молодцы. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое
поможет вам преодолеть трудности при определении
Домашнее задание:
1.
1. Повторить спряжение глаголов - для всех. Составьте синквейн
«Спряжение» - по желанию.
1 строка – название синквейна
2 строка - два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – фраза на тему синквейна
5 строка – существительное
2. Упражнение 679, стр. 125
3. Пользуясь «Толковым словарем русского языка» С.И.Ожегова,
составить словарь глаголов на –ять.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для
учащихся
/
под
ред.
Л.П.Крысина;
Худож.
О.С.Василькова.-
М.:Просвещение, 1995.
Влодавская Е. А. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к
учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е. А.
Влодавская. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. 380,
[4] с. — (Серия «Учебно-методический комплект»).
Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 кл. - 2-е изд.,
перераб. - М.: ВАКО, 2013. - 416стр. - (В помощь школьному учителю).
Зайцева О. Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС. – М. :
Издательство «Экзамен», 2017.
Контрольно - диагностические материалы для формирования и оценки
универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе / О. В.
Волкова - Казань: РИЦ «Школа», 2015. - 172 стр.
Ладыженская Т. А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского
языка: 5 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю.
Шведовой. – М.: Рус. яз., 1990
Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому
языку: 5-й кл.: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» /
Т. В. Раман. — М.: Экзамен, 2006. — 318, — (Серия «Учебно-методический
комплект»).
Русский язык. 5 класс. Учеб. для. общеобразоват. организаций. В 2ч. /
[Т.А. Ладыженская и др].- М.: Просвещение, 2015.