Напоминание

Роль деятельности в развитии творческой индивидуальности исполнителя


Автор: Черепивская Дарья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 13
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Роль деятельности в развитии творческой индивидуальности исполнителя
Дата публикации: 17.09.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль деятельности в развитии творческой индивидуальности

исполнителя.

Одной из наиболее актуальных проблем музыкального образования –

единство развития художественных и технических способностей

исполнителя, гармоничное воспитание его творческой индивидуальности на

всех этапах обучения. Практическое решение этой задачи предполагает не

только знание важнейших закономерностей игровой деятельности, в

условиях которой происходит становление музыкального сознания и

технического мастерства инструменталиста, но и понимание тех

взаимосвязей, которые объединяют в ней духовные («выразительные»)

устремления музыканта с материальными основами их осуществления.

Тезис «без фантазии нет творчества» остается не поколебленным

современной наукой. Подлинно творческое воображение всегда носит

действенный, установочный характер, будучи ориентированным на

конечную цель – воплощение задуманного в реально существующее явление.

Это теснейшим образом связывает фантазию с материальными

возможностями воспроизведения замысла, наличием или отсутствием

необходимых средств выражения, разнообразием и степенью их

совершенства.

Признание творческих функций техники явится одновременно

признанием существенной роли игрового движения, от которого зависит и

работа самой мысли. Недооценка фактора движения при воплощении

музыкального образа будет одновременно ущемлением интересов

художественного сознания при решении ответственных исполнительских

задач, ибо, вопреки широко распространенному мнению, техника «не

умирает» в художественном образе, а способна существовать за его

пределами на относительно самостоятельных началах.

Допуская деформацию на начальных этапах обучения музыканта,

педагог тем самым предопределяет соответствующие нарушения и в работе

его сознания, которое теперь вынуждено приспосабливаться к

труднообратимым физиологическим аномалиям. Художественному

мышлению остается исходить из реальных возможностей исполнительского

аппарата либо прибегать к судорожному напряжению, что рано или поздно

приводит к стойкой «технико-функциональной диссоциации». В данном

случае происходит как бы искусственное сужение канала связи между

психикой и моторикой – нецелесообразное двигательное средство лишено

подвижности, надежной управляемости и тем самым ограничивает работу

творческого сознания.

Рассмотрим как складываются отношения между психикой и

моторикой в условиях все более усложняющейся (в связи с постепенным

продвижением музыканта к вершинам художественного и технического

мастерства) исполнительской деятельности.

1.Предварительная организация психологической сферы, ее подготовка

должна стать ведущей стороной в творческом процессе. Большое значение

при этом имеет расширение запаса музыкально-слуховых впечатлений

ученика, его «духовное владение музыкой» до начала занятий на

инструменте.

2. Предварительная организация физической сферы, знакомство

ученика с рациональными основами так называемой постановки, выработка в

двигательном аппарате состояния координируемой свободы и т.д., словом,

создание материальной базы для игры на основе общих принципов и

физиологических закономерностей.

3. Ответственный момент: начало реального интонирования музыки на

инструменте и связанная с ним целая включенность ученика в игровую

ситуацию. В этих условиях происходит взаимное приспособление слуховой

(психической) и моторной (физической) сфер, выступающих в качестве

активных соучастников художественно-познавательной деятельности (при

сохранении ведущего положения за психической сферой). Очень важно,

чтобы инструменталист с самого начала обучения привыкал критически

оценивать свои действия и вел планомерную работу по очищению техники от

«целенаправленных суррогатов».

4. Полноценный творческий процесс немыслим, с одной стороны, без

достаточной глубины и обобщенности исполнительских замыслов,

позволяющих сознательно подходить к оценке различных вариантов

трактовки произведения, с другой – вне наличия свободной, не

фиксированной жестко техники, которая должна существовать на

относительно самостоятельных началах. Преимущество обобщенного

мастерства перед разрозненными техническими навыкам заключается в его

универсальности, что позволяет легко переключать технику на воплощение

самых разнообразных исполнительских задач.

Таковы, пожалуй, наиболее существенные требования, реализация

которых позволяет наладить и успешно совершенствовать психомоторные

связи, составляющие в своей совокупности фундамент исполнительского

мастерства. В этом сложном, длительном по времени и насыщенном

противоречиями процессе каждый момент имеет определенное значение,

оказывающее влияние на формирующуюся художественно-музыкальную

личность.



В раздел образования