Автор: Гнускова Татьяна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Совхакасская СОШ"
Населённый пункт: с. Советская Хакасия Республика Хакасия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект: "Орфографическая кухня"
Дата публикации: 17.09.2025
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Совхакасская средняя школа
2
«Игра на уроке русского языка ,
как способ формирования
орфографической грамотности
у обучающихся».
Гнускова Татьяна Павловна, учитель начальных классов
3
Формирование у школьников прочных орфографических
навыков – одна из главных задач русского языка в школе.
–
Причиной слабой орфографической грамотности
начальной школы является:
•
не сформированность орфографической зоркости, т.е.
неумение « видеть» орфограммы
•
учащиеся не умеют применять известные
орфографические правила .
•
Орфографическая зоркость развивается в процессе
выполнения разнообразных упражнений.
•
Существует много методических приемов, которые
позволяют предупредить ошибки и развивают
орфографическую зоркость. У каждого типа ошибок – свои
причины и важно, чтобы сам ученик, понял ее причину.
4
Приёмы:
•
приёмы, направленные на запоминание орфографического
облика слов, когда в центре внимания - написание слова;
•
приёмы, направленные в большей мере на развитие речи
учащихся, когда в центре внимания - значение слова;
•
приёмы, направленные и на запоминание написания, и на
развитие речи.
Продуктом деятельности по теме стали:
комплекс упражнений по развитию орфографической
зоркости;
5
Цель :
совершенствовать умение распознавать и называть
орфограммы развивать орфографическую зоркость,
внимание, память заложить основу по развитию
орфографической зоркости у младших школьников
через использовании дидактической игры.
Задачи :
-Закреплять умение находить слова с изученными
орфограммами –буквами и отличать данный вид орфограмм
от других (проверяемых и непроверяемых написаний букв
безударных гласных).
-Находить и исправлять ошибки самостоятельно, определять
степень успешности своей работы.
-Добывать новые знания , находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт .
6
Учебный материал по орфографии дети усваивают лучше
тогда, когда он подается с использованием:
•
занимательности
•
наглядности
•
проблемных ситуаций
•
обыгрывание ситуаций
•
ИКТ технологий
Все это помогает в достижении своей цели –
сознательного усвоения даже самых трудных правил и
понятий. Главное – работа над формированием
орфографической зоркости должна вестись
систематически из урока в урок на протяжении всего
периода обучения школьников русскому языку.
7
Для примера я подготовила урок – игру «Орфографическая
кухня».
Учитель:
На основе продуктов питания и кухонной утвари мы
разработаем с вами меню на день и составим рецепты
приготовления каждого блюда.
Задания включают приемы правописания изученных
орфограмм.
8
Первое задание:
На доске даны картинки , распределите их в два столбика
(куханная утварь и продукты питания).
Учащиеся учатся классифицировать слова .Объясняют
правописание слов устно. Записывают слова
с комментированием. В словах подчеркивают орфограмму,
правописание которых нужно запомнить.
Учащиеся делают вывод:
-словарные слова не проверяются, их нужно запомнить,
в других словах уметь подбирать проверочные слова.
9
Кухонная утварь и продукты
приготовления
10
Второе задание
В следующем задании работаем над загадкой. Загадка –
замысловатый вопрос. Она развивает у ребят смекалку, учит
мыслить образами, картинками. Занятия с загадками
выливаются в веселую, оживленную игру.
Загадка (загадка на доске)
«Меня одну не едят ,
Но без меня мало едят.»
(соль)
Учащиеся отрабатывают навыки
правописания изученных орфограмм,
объясняют правописание слов.
11
Третье задание
Письмо загадки по памяти .
Этот вид письма развивает память, мышление, речь,
внимание, воспитывает трудолюбие, аккуратность письма ,
дисциплинированность, самоконтроль.
12
Четвертое задание
Заполни таблицу.
Чтобы составить рецепты блюд, кроме данных
существительных нам нужно глаголы. Учащиеся
придумывают глаголы и заполняют таблицу .
Подчеркивают и объясняют изученные орфограммы.
Размешать
Налить
т.д
13
Четвертое задание
Составление меню .
Учащиеся предлагают свои варианты приготовления блюд.
Какие блюда можно приготовить из данных продуктов .
После обсуждения этого задания составили меню. .
Заполняют меню на отдельных листах , проявляя свое
творчество.
.
14
Пятое задание
Чтобы приготовить данное блюдо , учащиеся устно
рассказывают , как его приготовить. Составляют
предложения и записывают рецепты приготовления.
Проверка с проговариванием по слогам . Самостоятельное
исправление ошибок . Подведение итогов допущенных
ошибок. Составление рецептов второго и третьего блюда, с
устным проговариванием. Грамотная запись рецептов в
тетрадь.
Такой прием письма с комментированием использую, как
средство развития самоконтроля. Основная цель этого приёма
заключается в предупреждении ошибок при письме, в
проверке теоретических знаний учащихся, их речевых
умений. Считаю, важно приучить школьников всегда при
письме мысленно проговаривать, а трудные случаи мысленно
объяснять.
15
Результатом работы считаю - повышение качества знаний,
стремление к творческому решению поставленных задач, рост
учебной мотивации, создание благоприятного психологического
климата в классе и крепкого дружного коллектива.
С развитием творческих способностей развивается и
личность ребёнка. .Большинство учащихся ясно и логично
выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и
отстаивают свои убеждения, грамотно пишут.
Опыт показывает, что только проведение целенаправленной и
систематической работы по формированию орфографической
зоркости учащихся, может дать положительные результаты: при
систематической тренировке умения видеть
орфограмму .автоматизируется и становится частью
орфографического навыка.