Автор: Зеленчук Марина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад N81 для детей раннего возраста"
Населённый пункт: г.Ухта, пгт.Ярега
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Дата публикации: 17.10.2023
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №81 для детей раннего возраста»
План по самообразованию педагога
Зеленчук Марины Николаевны
Тема: « Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков
самообслуживания у детей раннего возраста»
2022-2023 учебный год
2 группа раннего возраста №2
Актуальность:
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.
Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны,
очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам,
взрослым, важно поддержать их в этом.
Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или
помочь ему в чём – то приходилось слышать «Я сам!».
В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими
желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным:
может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки
самообслуживания, в этом возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к
чистоте, аккуратности, порядку.
Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах
ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.
Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?
Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают
его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться
на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.
Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление
к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в
желаниях. А наша основная задача – его поддержать.
Желание научить воспитанников самостоятельности нашло свое отражение в
объемном модуле по самообразованию.
Цель:
Создание благоприятных условий для формирования культурно – гигиенических
навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Задачи:
•
изучить методическую и психолого – педагогическую литературу по
проблеме формирования КГН и самообслуживания у детей раннего возраста;
•
формировать КГН и навыки самообслуживания у детей раннего возраста
через игровую деятельность и малые фольклорные формы;
•
способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам
формирования КГН и самообслуживания у детей;
Предполагаемый результат:
Для детей:
Формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как:
бережливость, аккуратность;
Овладение детьми культурно-гигиеническими навыками и навыками
самообслуживания.
Для педагога:
Повысить собственный уровень профессионального мастерства и
компетентности в рамках выбранной темы;
Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
Совершенствование предметно-развивающей среды.
Для родителей:
Повышение знаний для успешного развития детей в вопросах
формирования культурно-гигиенических навыков и навыков
самообслуживания;
Получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков и
самообслуживанию;
Укрепление связей между ДОУ и семьей.
Форма самообразования: индивидуальная
Перспективный план самообразования
Срок
Формы и содержание работы
Самореализация
С детьми
С родителями
Сентябрь
-Постановка целей
и задач;
-Изучение
методической
литературы;
- Разработать
мониторинг
воспитанников;
-Диагностика
уровня
сформированности
КГН у
воспитанников
Подбор
материала,
необходимого
для работы с
родителями по
теме
самообразовани
я.
Октябрь
-Разработка плана
мероприятий на
учебный год;
Консультация
для родителей
«Воспитание
культурно-
гигиенических
навыков у детей
младшего
дошкольного
возраста»
Ноябрь
-Оформление
умывальной
комнаты
картинками,
наглядным
алгоритмом для
мытья рук,
-Беседа «Как дети
учили Олю
умываться»
-Дидактическая
игра «Вымоем
куклу»
-Пальчиковые игры
Рекомендации
родителям:
«Одежда детей
в осенний
период»
потешками о
пользе воды;
«Водица»
«Мыло»
«Вода»
-ЧХЛ А.Барто
«Девочка чумазая»
-Чтение потешки
«Руки надо чисто
мыть»
Декабрь
Создание картотек
и наглядного
материала по
приему пищи
-Беседа «Как
правильно вести
себя за столом»
-Пальчиковые игры
«Апельсин»
«Машина каша»
«Компот»
-Дидактическая
игра «Накроем стол
для кукол»
-Потешки
«Суп»
«Про кашу»
-ЧХЛ
Э.Мошковская
«Чужая морковка»
Н. Егоров
«Редиска,тыква,мор
ковка»
Беседа «Как
прививать
малышам
полезные
привычки и
навыки
самообслужива
ния»
Январь
Создание картотек
и наглядного
материала по
одеванию и
раздеванию детей
в группе
-Игровые ситуации
«Каждая ножка в
свой домик»
«Катя в новом
платье»
-Подвижная игра
«Платье»
-ЧХЛ К.Чуковского
«Федорино горе»
-Дидактическая
игра «Научим куклу
одеваться
(раздеваться)
Папка
передвижка
«Мама, я-
сам!»
Февраль
Создание картотек
и наглядного
материала по
одеванию и
-Дидактическая
игра «Одень Машу
на прогулку»
-Игровая ситуация
Консультация
«Сделай сам,
или о развитии
самостоятельно
раздеванию детей
на прогулку
«Кукла Катя не
боится мороза»
-Подвижная игра
«Шапочки»
-Пальчиковая игра
«Одежда»
-Чтение потешки
«Наша Маша
маленька»
-ЧХЛ Н. Павлова
«Чьи башмачки»
сти у ребенка»
Март
Создание картотек
и наглядного
материала по
внешнему виду
детей
-Беседа «Как нужно
ухаживать за собой»
-Дидактическая
игра «Сделаем
куклам разные
прически»
-Пальчиковая игра
«Помощник»
-ЧХЛ К. Чуковского
«Мойдодыр»
Консультация
«Как увлечь
ребенка
ежедневной
гигиене зубов?»
Апрель
Закрепление
материала по
пройденным темам
-Сюжетно-ролевая
игра
«Парикмахерская»
-Рассматривание
сюжетных картинок
«Дети на прогулке»
(в разное время
года)
Памятка
«Воспитание
самостоятельно
сти, культуры
поведения у
детей младшей
группы»
Май
-Мониторинг;
-Подведение
итогов
деятельности;
-Формирование
отчета
Индивидуальны
е беседы и
консультации с
родителями
Форма отчёта: выступление на педсовете
Литература:
1.
Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей.
Игровой комплект / Е.Ю. Конина. - М.: Айрис-пресс, 2012.
2.
Лобкарева В. В., Новикова Л. З., Рябова Н. Н. Использование игр процессе
формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста //
Молодой ученый. 2015. № 6. - С. 647 - 651
3.
Эдаева А. Ж. Формирование здорового образа жизни у детей раннего
возраста, или как привить малышу культурно-гигиенические навыки. Журнал.
Плюс до и после. №6. 2013. - С. 15 - 19.