Напоминание

"Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста"


Автор: Зеленчук Марина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад N81 для детей раннего возраста"
Населённый пункт: г.Ухта, пгт.Ярега
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Дата публикации: 17.10.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №81 для детей раннего возраста»

План по самообразованию педагога

Зеленчук Марины Николаевны

Тема: « Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков

самообслуживания у детей раннего возраста»

2022-2023 учебный год

2 группа раннего возраста №2

Актуальность:

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.

Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны,

очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам,

взрослым, важно поддержать их в этом.

Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или

помочь ему в чём – то приходилось слышать «Я сам!».

В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими

желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным:

может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки

самообслуживания, в этом возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к

чистоте, аккуратности, порядку.

Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах

ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?

Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают

его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться

на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление

к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в

желаниях. А наша основная задача – его поддержать.

Желание научить воспитанников самостоятельности нашло свое отражение в

объемном модуле по самообразованию.

Цель:

Создание благоприятных условий для формирования культурно – гигиенических

навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

Задачи:

изучить методическую и психолого – педагогическую литературу по

проблеме формирования КГН и самообслуживания у детей раннего возраста;

формировать КГН и навыки самообслуживания у детей раннего возраста

через игровую деятельность и малые фольклорные формы;

способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам

формирования КГН и самообслуживания у детей;

Предполагаемый результат:

Для детей:

Формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как:

бережливость, аккуратность;

Овладение детьми культурно-гигиеническими навыками и навыками

самообслуживания.

Для педагога:

Повысить собственный уровень профессионального мастерства и

компетентности в рамках выбранной темы;

Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;

Совершенствование предметно-развивающей среды.

Для родителей:

Повышение знаний для успешного развития детей в вопросах

формирования культурно-гигиенических навыков и навыков

самообслуживания;

Получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков и

самообслуживанию;

Укрепление связей между ДОУ и семьей.

Форма самообразования: индивидуальная

Перспективный план самообразования

Срок

Формы и содержание работы

Самореализация

С детьми

С родителями

Сентябрь

-Постановка целей

и задач;

-Изучение

методической

литературы;

- Разработать

мониторинг

воспитанников;

-Диагностика

уровня

сформированности

КГН у

воспитанников

Подбор

материала,

необходимого

для работы с

родителями по

теме

самообразовани

я.

Октябрь

-Разработка плана

мероприятий на

учебный год;

Консультация

для родителей

«Воспитание

культурно-

гигиенических

навыков у детей

младшего

дошкольного

возраста»

Ноябрь

-Оформление

умывальной

комнаты

картинками,

наглядным

алгоритмом для

мытья рук,

-Беседа «Как дети

учили Олю

умываться»

-Дидактическая

игра «Вымоем

куклу»

-Пальчиковые игры

Рекомендации

родителям:

«Одежда детей

в осенний

период»

потешками о

пользе воды;

«Водица»

«Мыло»

«Вода»

-ЧХЛ А.Барто

«Девочка чумазая»

-Чтение потешки

«Руки надо чисто

мыть»

Декабрь

Создание картотек

и наглядного

материала по

приему пищи

-Беседа «Как

правильно вести

себя за столом»

-Пальчиковые игры

«Апельсин»

«Машина каша»

«Компот»

-Дидактическая

игра «Накроем стол

для кукол»

-Потешки

«Суп»

«Про кашу»

-ЧХЛ

Э.Мошковская

«Чужая морковка»

Н. Егоров

«Редиска,тыква,мор

ковка»

Беседа «Как

прививать

малышам

полезные

привычки и

навыки

самообслужива

ния»

Январь

Создание картотек

и наглядного

материала по

одеванию и

раздеванию детей

в группе

-Игровые ситуации

«Каждая ножка в

свой домик»

«Катя в новом

платье»

-Подвижная игра

«Платье»

-ЧХЛ К.Чуковского

«Федорино горе»

-Дидактическая

игра «Научим куклу

одеваться

(раздеваться)

Папка

передвижка

«Мама, я-

сам!»

Февраль

Создание картотек

и наглядного

материала по

одеванию и

-Дидактическая

игра «Одень Машу

на прогулку»

-Игровая ситуация

Консультация

«Сделай сам,

или о развитии

самостоятельно

раздеванию детей

на прогулку

«Кукла Катя не

боится мороза»

-Подвижная игра

«Шапочки»

-Пальчиковая игра

«Одежда»

-Чтение потешки

«Наша Маша

маленька»

-ЧХЛ Н. Павлова

«Чьи башмачки»

сти у ребенка»

Март

Создание картотек

и наглядного

материала по

внешнему виду

детей

-Беседа «Как нужно

ухаживать за собой»

-Дидактическая

игра «Сделаем

куклам разные

прически»

-Пальчиковая игра

«Помощник»

-ЧХЛ К. Чуковского

«Мойдодыр»

Консультация

«Как увлечь

ребенка

ежедневной

гигиене зубов?»

Апрель

Закрепление

материала по

пройденным темам

-Сюжетно-ролевая

игра

«Парикмахерская»

-Рассматривание

сюжетных картинок

«Дети на прогулке»

(в разное время

года)

Памятка

«Воспитание

самостоятельно

сти, культуры

поведения у

детей младшей

группы»

Май

-Мониторинг;

-Подведение

итогов

деятельности;

-Формирование

отчета

Индивидуальны

е беседы и

консультации с

родителями

Форма отчёта: выступление на педсовете

Литература:

1.

Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей.

Игровой комплект / Е.Ю. Конина. - М.: Айрис-пресс, 2012.

2.

Лобкарева В. В., Новикова Л. З., Рябова Н. Н. Использование игр процессе

формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста //

Молодой ученый. 2015. № 6. - С. 647 - 651

3.

Эдаева А. Ж. Формирование здорового образа жизни у детей раннего

возраста, или как привить малышу культурно-гигиенические навыки. Журнал.

Плюс до и после. №6. 2013. - С. 15 - 19.



В раздел образования