Напоминание

Использование тетрадей Кумон на уроках математики


Автор: Кузьмина Наталья Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Тулагинская СОШ
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Использование тетрадей Кумон на уроках математики
Дата публикации: 17.11.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Преимущества использования тетрадей KUMON на уроках математики

В своей работе стараюсь находить и использовать новые дополнительные

источники. Как - то лет 7-8 назад мне в руки попалась тетрадь Кумон. В то время заказала

в интернет магазине. Понравлюсь и качество тетради, и его содержание. Начала изучать

историю этих тетрадей. Дополнительно заказала еще несколько серий.

Итак, в чем же плюсы?

1. Индивидуализация обучения: Тетради KUMON идеально подходят для работы в

разноуровневых классах. Пока основная часть класса работает по учебнику, вы можете

дать отстающему ребенку тетрадь KUMON на отработку того навыка, который у него

"хромает" (например, сложение с переходом через десяток). Одаренному ребенку можно

предложить тетрадь более высокого уровня для опережающего развития.

2. Отработка и автоматизация базовых навыков: Это сильнейшая сторона KUMON.

Система предлагает множество однотипных, но постепенно усложняющихся упражнений.

Это помогает довести до автоматизма ключевые навыки:

· Счет в пределах 10, 20, 100.

· Сложение и вычитание.

· Умножение и деление.

· Работа с дробями и геометрией.

3. Развитие самостоятельности: Ребенок, прочитав несложную инструкцию и разобрав

пример, может работать самостоятельно. Это освобождает время учителя и приучает

детей к самоорганизации.

4.

Визуальная

привлекательность

и

доступность:

Тетради

яркие,

с

четкими

инструкциями и приятными иллюстрациями. Задания воспринимаются как игра или

головоломка, что повышает мотивацию.

5.

Формирование

привычки

к

регулярным

занятиям:

Система

предполагает

выполнение небольшого количества заданий (например, 2 страницы в день) ежедневно.

Этот принцип можно перенести на урок, предлагая "пятиминутку KUMON" в начале

занятия.

Могут возникнуть и вопросы:

1. Ориентация на алгоритм, а не на понимание: Главная претензия методистов к

KUMON. Тетради учат "как", но не объясняют "почему". Ребенок механически выполняет

действия, не всегда понимая их математическую суть. Вывод: KUMON не может заменить

полноценный урок объяснения нового материала. Это инструмент для практики, а не для

получения новых знаний.

2. Однообразие заданий: Для некоторых детей монотонное выполнение похожих

примеров может показаться скучным и привести к потере интереса.

3. Несоответствие российской программе: Задания в тетрадях KUMon не всегда

строго соответствуют тематическому планированию и требованиям ФГОС в российских

школах. Они могут опережать программу или, наоборот, отставать от нее по темам.

4. Финансовый вопрос: Тетради — это дополнительные расходы для родителей или

школы.

Практические рекомендации для учителя

Как эффективно интегрировать KUMON в учебный процесс:

· Как "разминка" в начале урока: 5-минутное задание из тетради поможет детям

настроиться на урок математики.

· Для групповой и индивидуальной работы: Дать разным группам детей разные тетради в

зависимости от их уровня подготовки.

· Как домашнее задание для отработки навыка: Вместо стандартных примеров из

учебника можно предложить разноуровневые страницы из KUMON.

· В качестве дополнительного материала на каникулы: Чтобы не растерять навык.

· Для мотивации слабых учеников: Система "шаг за шагом" позволяет даже слабому

ученику почувствовать успех, так как сложность нарастает очень плавно.

Тетради KUMON — это прекрасный дополнительный инструмент в арсенале

учителя начальных классов, но не замена основной учебной программе и учебнику.

Их сила — в отработке и доведении до автоматизма вычислительных навыков

через систему маленьких, постепенно усложняющихся шагов. Однако, ответственность за

объяснение смысла математических действий, развитие логического мышления и

творческого подхода к решению нестандартных задач лежит на учителе и основном

методическом комплексе.



В раздел образования