Автор: Кузьмина Наталья Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Тулагинская СОШ
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Использование тетрадей Кумон на уроках математики
Дата публикации: 17.11.2025
Раздел: начальное образование
Преимущества использования тетрадей KUMON на уроках математики
В своей работе стараюсь находить и использовать новые дополнительные
источники. Как - то лет 7-8 назад мне в руки попалась тетрадь Кумон. В то время заказала
в интернет магазине. Понравлюсь и качество тетради, и его содержание. Начала изучать
историю этих тетрадей. Дополнительно заказала еще несколько серий.
Итак, в чем же плюсы?
1. Индивидуализация обучения: Тетради KUMON идеально подходят для работы в
разноуровневых классах. Пока основная часть класса работает по учебнику, вы можете
дать отстающему ребенку тетрадь KUMON на отработку того навыка, который у него
"хромает" (например, сложение с переходом через десяток). Одаренному ребенку можно
предложить тетрадь более высокого уровня для опережающего развития.
2. Отработка и автоматизация базовых навыков: Это сильнейшая сторона KUMON.
Система предлагает множество однотипных, но постепенно усложняющихся упражнений.
Это помогает довести до автоматизма ключевые навыки:
· Счет в пределах 10, 20, 100.
· Сложение и вычитание.
· Умножение и деление.
· Работа с дробями и геометрией.
3. Развитие самостоятельности: Ребенок, прочитав несложную инструкцию и разобрав
пример, может работать самостоятельно. Это освобождает время учителя и приучает
детей к самоорганизации.
4.
Визуальная
привлекательность
и
доступность:
Тетради
яркие,
с
четкими
инструкциями и приятными иллюстрациями. Задания воспринимаются как игра или
головоломка, что повышает мотивацию.
5.
Формирование
привычки
к
регулярным
занятиям:
Система
предполагает
выполнение небольшого количества заданий (например, 2 страницы в день) ежедневно.
Этот принцип можно перенести на урок, предлагая "пятиминутку KUMON" в начале
занятия.
Могут возникнуть и вопросы:
1. Ориентация на алгоритм, а не на понимание: Главная претензия методистов к
KUMON. Тетради учат "как", но не объясняют "почему". Ребенок механически выполняет
действия, не всегда понимая их математическую суть. Вывод: KUMON не может заменить
полноценный урок объяснения нового материала. Это инструмент для практики, а не для
получения новых знаний.
2. Однообразие заданий: Для некоторых детей монотонное выполнение похожих
примеров может показаться скучным и привести к потере интереса.
3. Несоответствие российской программе: Задания в тетрадях KUMon не всегда
строго соответствуют тематическому планированию и требованиям ФГОС в российских
школах. Они могут опережать программу или, наоборот, отставать от нее по темам.
4. Финансовый вопрос: Тетради — это дополнительные расходы для родителей или
школы.
Практические рекомендации для учителя
Как эффективно интегрировать KUMON в учебный процесс:
· Как "разминка" в начале урока: 5-минутное задание из тетради поможет детям
настроиться на урок математики.
· Для групповой и индивидуальной работы: Дать разным группам детей разные тетради в
зависимости от их уровня подготовки.
· Как домашнее задание для отработки навыка: Вместо стандартных примеров из
учебника можно предложить разноуровневые страницы из KUMON.
· В качестве дополнительного материала на каникулы: Чтобы не растерять навык.
· Для мотивации слабых учеников: Система "шаг за шагом" позволяет даже слабому
ученику почувствовать успех, так как сложность нарастает очень плавно.
Тетради KUMON — это прекрасный дополнительный инструмент в арсенале
учителя начальных классов, но не замена основной учебной программе и учебнику.
Их сила — в отработке и доведении до автоматизма вычислительных навыков
через систему маленьких, постепенно усложняющихся шагов. Однако, ответственность за
объяснение смысла математических действий, развитие логического мышления и
творческого подхода к решению нестандартных задач лежит на учителе и основном
методическом комплексе.