Автор: Мутаева Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №11 "Светлячок"
Населённый пункт: город Людиново Калужская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: работа с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию
Дата публикации: 17.12.2025
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
«Работа с родителями по патриотическому воспитанию в ДОУ»
Актуальность проблемы
Согласно ФГОС и ФОП ДОО, взаимодействие педагогов и родителей
является важным условием реализации патриотического воспитания и
является важнейшим направлением в работе ДОУ.
Патриотическое воспитание дошкольников невозможно без активного
участия
родителей.
Семья
является
первым
и
главным
источником
нравственных ориентиров для ребенка. Родители, как и воспитатели, играют
ключевую роль в формировании у детей любви к Родине, уважения к её
культуре, истории и традициям.
Воспитатель, организуя патриотическую работу в детском саду, должен
учитывать необходимость тесного взаимодействия с семьей для достижения
общей цели.
Цель
взаимодействия
с
родителями
—
вовлечение
их
в
процесс
патриотического
воспитания
детей
и
установление
доверительных,
партнерских
взаимоотношений
через
различные
формы
совместного
взаимодействия.
Для достижения этой цели педагог решает следующие задачи:
1. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей в
гражданско-патриотическом направлении.
2. Привлечение родителей к участию в мероприятиях, направленных на
развитие у детей любви к Родине.
3. Создание условий для совместного творчества и общения в рамках
патриотической работы.
Решение этих задач возможно лишь в тесном взаимодействии с семьей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует
большого такта и терпения. В молодых семьях вопросы воспитания
патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую
вызывают лишь недоумение. Преобладающая часть родителей не имеют
достаточных знаний об истории родного города, его традициях и культурных
ценностях, соответственно испытывают трудности в их передаче детям. А
успеха в патриотическом воспитании детей можно достигнуть только тогда,
когда сами взрослые будут знать историю своей страны, своего города,
любить и уважать старшее поколение.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это
длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого,
неуклонного следования выбранной цели.
Педагогу необходимо создать такую систему работы с родителями, которая
позволит планомерно, активно вовлекать их в патриотическое воспитание
детей, и одновременно повышать их уровень педагогических знаний и
умений.
В настоящее время большое влияние имеет западная культура – музыка,
фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это оказывает большое
влияние на восприимчивую детскую психику. В то время как культура
русского народа складывалась тысячелетиями и богата своими обычаями,
традициями и обрядами, уникальным фольклором.
К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся
отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского
сада. При организации работы с семьями по патриотическому воспитанию
детей, рекомендуются вариативно использовать традиционные и
нетрадиционные формы сотрудничества.
Формы работы с родителями:
- Анкетирование родителей по данной теме;
- Консультации;
- Родительские собрания
- Совместная деятельность детей и родителей: (оформление семейных
альбомов, участие в конкурсах рисунков и поделок;)
- Поисковая деятельность - практическая помощь родителей: (подбор
различного материала, атрибутики, фото и т.д.));
- Беседа;
- Круглый стол;
- Практикумы, мастер-классы (Изготовление народных, обрядовых кукол)
- Обсуждение и распространение семейного опыта;
- Совместные детско-родительские встречи в различных формах (конкурсы,
спортивные мероприятия)
-
Актуальным
методом
патриотического
воспитания
является
метод
«Семейных проектов» (Генеалогическое древо, Трудовая династия и т.д.).
Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные
интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме
(
собирают информацию, фотографии). Проектная деятельность стимулирует
творческое участие всей семьи в патриотическом воспитании.
- В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического
воспитания
большая роль принадлежит наглядно – информационным
формам
просвещения
через
родительские
уголки
(папки-передвижки,
журналы, памятки, буклеты и др.) Творческое использование этой формы
работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами и даёт
возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.
- Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение
досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного
контакта между всеми участниками педагогического процесса.
Участие
родителей в мероприятиях ДОУ обогащает семейный досуг, объединяет
детей и взрослых, приобщает к национальной культуре.
Изменившаяся современная семья, в которой всё чаще наблюдается утеря
нравственности и патриотичности, отсутствие ценностей, которые можно
передать детям заставляет искать новые формы взаимодействия.
И
чтобы
привлечь
внимание
родителей
к
проблеме
гражданско-
патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с
детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как
организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который
включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям
города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном
крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих
знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у
дошкольников первые чувства патриотизма. А результатом таких походов
может стать создание семейных альбомов, где будут помещены рисунки и
фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет
создание развивающей среды. В создании её могут активно участвовать
родители группы. Предметная среда должна быть насыщена такими
материалами и пособиями, чтобы ребёнок, выполняя
самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях,
незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов,
населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости
трудовых усилий для процветания родного города и страны.
В наше время проблема патриотического воспитания детей обретает новые
характеристики и соответственно новые подходы к её решению.
Одной из инновационных форм взаимодействия с семьей по
патриотическому воспитанию является - музейная педагогика.
Экспонаты музея становятся незаменимыми помощниками в изучении
культуры своего народа, воспитании патриотических чувств и интереса к
народному творчеству, помогают заинтересовать и привлечь к партнёрскому
сотрудничеству семьи дошкольников.
В ФОП ДОО говорится о расширении инновационных практик социальной
деятельности; создании условий для возможности участия в волонтерской
деятельности всех участников образовательных отношений. В связи с этим
одним из эффективных средств патриотического воспитания является
волонтерская деятельность детей и их родителей: (письмо солдату на СВО,
своих не бросаем, открытка ветерану и д.р)
Использование разнообразных форм и методов сотрудничества
с родителями даёт возможность сформировать у них интерес к
вопросу патриотического воспитания, вызвать желание расширять и
углублять имеющиеся знания.
Патриотическое воспитание — это совместная задача педагогов и родителей.
Только в атмосфере доверия, сотрудничества и взаимного уважения можно
достичь
значимых
результатов
в
формировании
у
дошкольников
гражданских и патриотических чувств.