Напоминание

работа с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию


Автор: Мутаева Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №11 "Светлячок"
Населённый пункт: город Людиново Калужская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: работа с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию
Дата публикации: 17.12.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов

«Работа с родителями по патриотическому воспитанию в ДОУ»

Актуальность проблемы

Согласно ФГОС и ФОП ДОО, взаимодействие педагогов и родителей

является важным условием реализации патриотического воспитания и

является важнейшим направлением в работе ДОУ.

Патриотическое воспитание дошкольников невозможно без активного

участия

родителей.

Семья

является

первым

и

главным

источником

нравственных ориентиров для ребенка. Родители, как и воспитатели, играют

ключевую роль в формировании у детей любви к Родине, уважения к её

культуре, истории и традициям.

Воспитатель, организуя патриотическую работу в детском саду, должен

учитывать необходимость тесного взаимодействия с семьей для достижения

общей цели.

Цель

взаимодействия

с

родителями

вовлечение

их

в

процесс

патриотического

воспитания

детей

и

установление

доверительных,

партнерских

взаимоотношений

через

различные

формы

совместного

взаимодействия.

Для достижения этой цели педагог решает следующие задачи:

1. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей в

гражданско-патриотическом направлении.

2. Привлечение родителей к участию в мероприятиях, направленных на

развитие у детей любви к Родине.

3. Создание условий для совместного творчества и общения в рамках

патриотической работы.

Решение этих задач возможно лишь в тесном взаимодействии с семьей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует

большого такта и терпения. В молодых семьях вопросы воспитания

патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую

вызывают лишь недоумение. Преобладающая часть родителей не имеют

достаточных знаний об истории родного города, его традициях и культурных

ценностях, соответственно испытывают трудности в их передаче детям. А

успеха в патриотическом воспитании детей можно достигнуть только тогда,

когда сами взрослые будут знать историю своей страны, своего города,

любить и уважать старшее поколение.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это

длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого,

неуклонного следования выбранной цели.

Педагогу необходимо создать такую систему работы с родителями, которая

позволит планомерно, активно вовлекать их в патриотическое воспитание

детей, и одновременно повышать их уровень педагогических знаний и

умений.

В настоящее время большое влияние имеет западная культура – музыка,

фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это оказывает большое

влияние на восприимчивую детскую психику. В то время как культура

русского народа складывалась тысячелетиями и богата своими обычаями,

традициями и обрядами, уникальным фольклором.

К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся

отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского

сада. При организации работы с семьями по патриотическому воспитанию

детей, рекомендуются вариативно использовать традиционные и

нетрадиционные формы сотрудничества.

Формы работы с родителями:

- Анкетирование родителей по данной теме;

- Консультации;

- Родительские собрания

- Совместная деятельность детей и родителей: (оформление семейных

альбомов, участие в конкурсах рисунков и поделок;)

- Поисковая деятельность - практическая помощь родителей: (подбор

различного материала, атрибутики, фото и т.д.));

- Беседа;

- Круглый стол;

- Практикумы, мастер-классы (Изготовление народных, обрядовых кукол)

- Обсуждение и распространение семейного опыта;

- Совместные детско-родительские встречи в различных формах (конкурсы,

спортивные мероприятия)

-

Актуальным

методом

патриотического

воспитания

является

метод

«Семейных проектов» (Генеалогическое древо, Трудовая династия и т.д.).

Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные

интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме

(

собирают информацию, фотографии). Проектная деятельность стимулирует

творческое участие всей семьи в патриотическом воспитании.

- В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического

воспитания

большая роль принадлежит наглядно – информационным

формам

просвещения

через

родительские

уголки

(папки-передвижки,

журналы, памятки, буклеты и др.) Творческое использование этой формы

работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами и даёт

возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

- Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение

досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного

контакта между всеми участниками педагогического процесса.

Участие

родителей в мероприятиях ДОУ обогащает семейный досуг, объединяет

детей и взрослых, приобщает к национальной культуре.

Изменившаяся современная семья, в которой всё чаще наблюдается утеря

нравственности и патриотичности, отсутствие ценностей, которые можно

передать детям заставляет искать новые формы взаимодействия.

И

чтобы

привлечь

внимание

родителей

к

проблеме

гражданско-

патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с

детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как

организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который

включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям

города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном

крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих

знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у

дошкольников первые чувства патриотизма. А результатом таких походов

может стать создание семейных альбомов, где будут помещены рисунки и

фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест.

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет

создание развивающей среды. В создании её могут активно участвовать

родители группы. Предметная среда должна быть насыщена такими

материалами и пособиями, чтобы ребёнок, выполняя

самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях,

незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов,

населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости

трудовых усилий для процветания родного города и страны.

В наше время проблема патриотического воспитания детей обретает новые

характеристики и соответственно новые подходы к её решению.

Одной из инновационных форм взаимодействия с семьей по

патриотическому воспитанию является - музейная педагогика.

Экспонаты музея становятся незаменимыми помощниками в изучении

культуры своего народа, воспитании патриотических чувств и интереса к

народному творчеству, помогают заинтересовать и привлечь к партнёрскому

сотрудничеству семьи дошкольников.

В ФОП ДОО говорится о расширении инновационных практик социальной

деятельности; создании условий для возможности участия в волонтерской

деятельности всех участников образовательных отношений. В связи с этим

одним из эффективных средств патриотического воспитания является

волонтерская деятельность детей и их родителей: (письмо солдату на СВО,

своих не бросаем, открытка ветерану и д.р)

Использование разнообразных форм и методов сотрудничества

с родителями даёт возможность сформировать у них интерес к

вопросу патриотического воспитания, вызвать желание расширять и

углублять имеющиеся знания.

Патриотическое воспитание — это совместная задача педагогов и родителей.

Только в атмосфере доверия, сотрудничества и взаимного уважения можно

достичь

значимых

результатов

в

формировании

у

дошкольников

гражданских и патриотических чувств.



В раздел образования