Напоминание

«Интегрированный урок, как средство межпредметного взаимодействия»


Автор: Лопатиева Юлия Ивановна
Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Санкт-Петербургская детская музыкальная школа №9
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая работа
Тема: «Интегрированный урок, как средство межпредметного взаимодействия»
Дата публикации: 18.02.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Санкт-Петербургская детская музыкальная школа №9

«Интегрированный урок,

как средство межпредметного

взаимодействия»

Лопатиева Юлия Ивановна - преподаватель высшей квалификационной категории, лауреат

Международных и Всероссийских конкурсов, победитель Общероссийского конкурса «Лучший

преподаватель детской школы искусств» 2016, победитель Регионального конкурса профессионального

мастерства преподавателей детских школ искусств Калининградской области «Лучший преподаватель

детской школы искусств – 2017» , член Европейской ассоциации аккордеонистов «Гармоника», автор и

организатор Международного проекта Форум аккордеонистов «Маэстро аккордеон!», преподаватель по

классу аккордеона

15.02.2025

г.Санкт-Петербург

Введение

Сфера музыкального образования долгое время оставалась достаточно консервативной и

практически не использовала технологических инноваций. Это было связано с тем, что

педагогика искусства отличается ярко выраженной спецификой, обусловленной

индивидуальным характером обучения, обращенным к эмоциям и духовному миру

человека.

Основная цель обучения в музыкальной школе - это не только накопление учеником

определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как

самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного

образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, и ученика. Именно этой

цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться,

совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного

образования.

В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи

знаний, умений, навыков является урок. Каждый урок в музыкально-исполнительском

классе детской музыкальной школы является определенным и вполне конкретным звеном

целостной системы учебно-педагогического процесса.

Главную роль в развитии урока нового типа сыграли изменения в системе

образования последних лет.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили

необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии

организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение

объёма, состава учебных дисциплин, введение новых учебных программ требуют

постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения.

В настоящее время актуальными вопросами в процессе обучения стали: здоровье ребенка;

его психолого-педагогические и возрастные особенности; адаптация к очередной ступени,

классу, школе, требованиям учителя и т. д.

В связи с этим был осуществлен мониторинг в системе образования и в системе

здравоохранения.

В современном мире остро стоит проблема сохранения здоровья детей в процессе

обучения. По исследованиям ученых 60% детей уже в детстве имеют различные

отклонения в состоянии здоровья: нарушения психики, гиперактивность, ослабление

зрения, сколиоз.

В настоящее время здоровье подрастающего поколения стало глобальной проблемой. По

данным НИИ педиатрии :

•14% детей практически здоровы;

•50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

•35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.абсолютно здоровых детей в

России всего 14%, детей имеющих психолого-неврологические проблемы 42%.Каждый

третий ребенок в мире рождается с диагнозом гиперактивности.

Современные дети хорошо усваивают точные тестовые знания. Однако у современных

детей плохо развита речь, логическое и образное мышление.

Это обусловлено изменениями физиологическоми, а так же психоэмоциональными.

Темпы жизни, плохая экология, гаджетомания и т.д. негативно влияет на психо-

физическое здоровье детей.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. В связи с этим в

последние годы в школах появилось понятие «инновационный урок».

Инновационным изменениям урока подлежит:

1) в первую очередь само понятие «урок», его изменение по отношению к современной

ситуации;

2) типология урока, т.к. новые типы уроков способны перевести его в качественно иной

вид;

3) методологические элементы урока: смысл, цели, роль в общем образовании;

4) методические структурные элементы урока: задачи, содержание, средства, формы и

методы обучения, система контроля, оценки;

5) форма подготовки и проведения урока учителем.

В реальной педагогической практике учителя чаще всего проводят так называемые

классические, комбинированные уроки, на которых четко выделяются следующие

структурные элементы: опрос учащихся по материалу предыдущего урока; объяснение

нового материала; закрепление нового материала и его применение в решение задач,

выполнении соответствующих упражнений; постановка и разъяснение домашнего

задания. Но опора только на традиционный урок очень сильно обедняет и лишает учителя

возможности профессионально-творческой самореализации и не дает ему достигнуть той

эффективности, которую можно иметь только при комплексном применении и

оптимальном сочетании всего арсенала современных методов и форм организации

обучения.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне

активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения,

так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Современный урок – это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя

и активно думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно

ориентированный подходы в обучении, а задания носят мотивированный характер.

Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно

этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на

инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях,

неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях,

конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале,

подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.

Что же считать инновационным уроком? Очень часто мы путаем две совершенно

разные вещи - урок с применением современных средств обучения и инновационный

урок. Инновационный урок - это урок с применением современных средств обучения. Но

инновационным урок делают не только информационно-коммуникационные,

мультимедийные или иные технологии. Инновационный урок – это такой урок, который

имеет нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем изменение в цели,

содержание, методы, средства или даже в саму форму организации занятий. Это занятие,

имеющее нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и ориентированное, главным

образом, на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы

организации их учебной деятельности [1]. На инновационном уроке даются

разноуровневые игровые задания, которые ставят учеников в такую ситуацию, при

которой им необходимо будет принять решение.

Современный урок в музыкальной школе – это урок, в ходе которого применяются

современные педагогические технологии, в процессе занятия используется музыка, видео,

информационные компьютерные технологии, новые мультимедийные средства;

используются электронные музыкальные инструменты. Кроме программного обучения,

используется и внепрограммный материал. Организуется коллективная деятельность

обучающихся в сочетании с индивидуальной. Урок характеризуется созданием

творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и

их субъективное переживание, дает возможность обучающимся раскрыться с новых

сторон, помогает ориентироваться в атмосфере творческого поиска. Такие уроки требуют

серьезной предварительной подготовки.

В современной педагогике существует большое количество различных инновационных

уроков. Учителями разработаны интересные методические приемы, новаторские подходы

к проведению различных форм занятий. По форме проведения выделяют следующие

группы нестандартных уроков:

-интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

-уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или

ролевая игра, кроссворд, викторина;

-уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной

практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий,

мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

-уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости,

откровения;

-уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион,

бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост,

диалог, «живая газета», устный журнал;

-уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок 21 века, урок

подарок от волшебника;

-уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в

прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;

-перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Что? Где?

Когда?», «Эрудицион», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, «посиделки», «клуб

знатоков» и др. [1].

При подготовке инновационных уроков необходимо соблюдать следующие принципы:

-в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении - от рутины и

формализма;

-необходимо максимально вовлечь учащихся в активную деятельность на уроке;

-основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а

занимательность и увлеченность;

-важно поддерживать множественность мнений, альтернативность;

-нужно развивать отношения взаимопонимания с учениками;

-педагог должен уважительно относиться не только к детскому знанию, но и к незнанию;

-необходимо использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как

формирующий.

В современной методике и практике выделяют следующие виды инновационных уроков:

уроки дифференцированного обучения; на основе групповой технологии; уроки-тренинги;

самостоятельной деятельности; проблемные; интегрированные уроки; на основе

проектной деятельности; уроки-презентации; исследовательские и др. Практически все

названные виды уроков могут быть использованы в детской музыкальной школе.

Самый распространенный тип урока в музыкальной школе – это урок, предполагающий

индивидуальное обучение, где при занятиях с ребёнком учитываются индивидуально-

психологические особенности детей, их умственное развитие. Такие уроки можно отнести

к урокам дифференцированного обучения, которые строятся в соответствии с уровнем

развития школьника и уровнем его базовых знаний.

Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого

учащегося. Организация учебной деятельности на таких уроках специфична и требует

рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствования

теоретического и практического материала учебно-воспитательного процесса на уроке.

В музыкальной школе учащихся условно можно разделить на две группы. В силу

различных способностей и возможностей уровни и цели их обучения будут разными:

1. учащиеся, которые, получив музыкальное образование, приобретают навыки владения

музыкальным инструментом и осваивают игру достаточно основательно, но при этом

остаются хорошо подготовленными музыкантами любителями;

2. учащиеся, которые продолжат в будущем профессиональное образование в средних

специальных и высших учебных заведениях.

Главным достоинством дифференцированного и, в частности, индивидуального обучения

является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы

учебной деятельности ребёнка к его особенностям, вносить необходимые коррекции,

приспосабливать их к постоянно меняющейся ситуации.

Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в группах.

Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами

коллектива. В детской музыкальной школе распространённые групповые занятия – это

ансамбль, хор, оркестр. Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна,

если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана

технология обсуждения их в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных

заданий, проблем, научных фактов в ученическом коллективе воспринимается так, как

будто бы взрослые советуются с учащимися, спрашивают об отношении к происходящему

и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает учащимся целенаправленно

осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно. Наиболее эффективны

уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена

мнениями, совместной деятельности.

Урок-тренинг – форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса

отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой

технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи

неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая

тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой.

На уроке-тренинге учащимся приходится выполнять однообразную работу, поэтому

опытные учителя всегда используют элементы педагогического творчества, например:

-подбор необычных заданий, дидактического материала;

- организацию соревнований;

–взаимного контроля и т. д.

Уроки самостоятельной деятельности – форма учебного процесса на основе организации

самостоятельной работы учащихся. Цель таких уроков – формирование и развитие

механизмов независимости учащихся, утверждение самостоятельных качеств личности.

Для каждого ученика разрабатывается модель самостоятельной работы: подбирается

технология обучения; объем и содержание учебного материала; литература и

дидактический материал; технико-технологические средства учебного процесса. Каждому

ученику выдаются соответствующие рекомендации в письменной и устной форме.

Проблемные уроки – форма организации обучения учащихся на основе создания

проблемной ситуации. На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с

ними определяется проблема. Цель проблемного обучения – активизация познавательной

сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных. Проблемные

уроки структурно немного напоминают психологические ситуации, которые имеют

своеобразную конструкцию деятельности. Например, при выборе музыкального

произведения перед ребёнком ставиться задача, познакомиться с биографией

композитора, историей создания данного произведения и др. Искусство учителя

заключается в том, чтобы дать учебный материал как неизвестные знания, которые

школьники должны открыть для себя сами. Специфическими функциями проблемно-

развивающей технологии обучения являются: формирование критического мышления

учащихся; формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся;

формирование положительных эмоций; организация деятельности преподавателя по

построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения.

Интегрированные уроки позволяют глубже овладеть темой, которую изучают.

Интегрированные уроки по содержанию разделяются на три категории: а)

вступительные – к изучению определенного раздела; б) изучение нового материала;

в) итоговые. Среди разных форм проведения интегрированных уроков наиболее

удобной является беседа. Она может происходить между учителями, которые

рассматривают определенную проблему или явление из разных позиций, постепенно

выясняют суть и закономерности. Это творчество нахождения истины в дискуссии.

Использование интегрированных уроков приносит пользу не только ученикам, но и

самому учителю.

1. Проблема межпредметных связей в процессе обучения многократно поднималась , и

история описывает так называемые «межпредметные движения» педагогов. Суть этих

движений состояло в выдвижении идей согласования учебных предметов в трактовке тех

или иных понятий и явлений, в ликвидации дублирования, снятии противоречий. Как

только учебные дисциплины в образовательных учреждениях разного уровня достигали

крайнего разрыва, а самих дисциплин при этом становилось больше, так в ответ на это с

новой силой заявляли о себе «межпредметные движения». Так было и в нашей стране в

70-е годы XX столетия. В движение были вовлечены и ученые и практики образования.

Интегрированный урок-это особый тип урока, объединяющего в себе обучение

одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или

явления.

В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и

дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению

материала ведущей дисциплины.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в

рамках традиционных подходов.

Вот некоторые из таких задач:

повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это

необычно, значит интересно);

рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение,

обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Умения синтезировать материал;

Органично связать между собой материал;

Проводить урок без перегрузки детей впечатлениями.

Что же касается интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может.

Все зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и

проводить интегрированный урок без перегрузки впечатлениями и не был безладной

мозайкой отдельных картин. Пока не созданы в достаточном количестве

интегрированные учебники, отбор и систематизация материала -нелегкая задача для

учителя. В чем преимущества интегрированных уроков?

Преимущества интегрированных уроков

Являются мощным стимулятором мыслительной деятельности;

На уроках можно научить применению теоретических знаний в практической

жизни:

Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни;

На уроках дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать

связи между предметами и явлениями.

Интеграция-это чрезвычайно привлекательная форма для ребенка. Дети более

подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой непривычный ход

урока побуждает интерес и стимулирует активность.

Часто интегрированные уроки проводятся в форме семинаров. Это распространенная

практика. Сегодня педагогика склоняется к тому, что в основе интегрированных уроков

должна быть гуманистическая направленность. Стирается обезличенность знаний, на

первый план выходит социальная важность учебного материала. Это направляет учителя

на поиск ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на

личную значимость материала для ребенка.

В настоящее время возник вопрос о разработке единой комплексной программы,

жестко координирующей содержание всех учебных предметов. Приблизиться на

практике к целостности учебного цикла возможно только благодаря слаженной работе

всего педагогического коллектива, тесному и постоянному контакту между

преподавателями различных дисциплин.

Весь процесс обучения следует строить таким образом, чтобы помочь детям использовать

полученные на уроках сольфеджио знания в хоровой исполнительской деятельности, и на

уроках на инструменте. Так на занятиях сольфеджио нужно стремиться, как можно

быстрее развить, необходимые навыки пения по нотам во всех мажорных и минорных

тональностях, научить детей свободно воспроизводить наиболее распространённые

ритмические соотношения, выработать навыки чтения с листа, быстрой ориентировке на

нотоносце. Всё это будет способствовать быстрейшему и более прочному освоению

репертуара на хоровых занятиях и занятиях по фортепиано.

В свою очередь, работа в хоровом классе обязательно должна включать изучение

хорового репертуара по нотным партиям или партитурам. На начальном этапе обучения

рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами, а затем переходить

к индивидуальному исполнению. В старших классах одним из видов сольфеджирования

является исполнение песен, романсов с собственным аккомпанементом на фортепиано по

нотам.

Наиболее необходим контакт между руководителем хора и преподавателем сольфеджио в

начальный период обучения. Именно в этот момент особо важно освоение теоретического

материала вести на прочной вокальной основе. Важную роль должна сыграть тесная

взаимосвязь двух теоретических предметов: сольфеджио и слушания музыки или

сольфеджио и музыкальной литературы, что, несомненно дает положительные

результаты. С одной стороны, на уроках сольфеджио появится возможность привлекать

богатый и разнообразный музыкальный материал с уроков слушания музыки и

музыкальной литературы, используя его в различных формах: сольфеджирование,

ритмические упражнения при записи диктантов и т. д. С другой стороны, знания,

полученные на уроках сольфеджио, будут сразу же использованы и на уроках слушания

музыки и музыкальной литературы, при анализе музыкальных произведений.

Важно чтобы на всех предметах с детьми разговаривали на «одном языке», который, в

конечном счете, должен стать для них доступным и понятным, и тогда у ребёнка в

результате обучения сложится целостное представление о музыкальном искусстве, а не о

группе предметов, которые изучают какую-либо часть этой целостности.

Пришедший в музыкальную школу ребенок приносит с собой некоторый музыкальный

опыт, больший или меньший, в зависимости от окружающих его условий. Каждый

ребёнок, если не пел сам, то слышал, как поют другие. С музыкой у ребенка связывается

ряд представлений. Конечно, эти музыкальные представления ещё незначительны и,

главное, недостаточно осознаны и осмысленны. Внести осознанность в музыкальные

представления детей, научить их разбираться в своих музыкальных впечатлениях – это

дело педагогов.

Межпредметные связи в инструментальном классе

Обновление методов и средств обучения являются основой новых педагогических

поисков. Поскольку учебные предметы в музыкальной школе призваны воспитывать

всесторонне гармонично развитую личность, как в социальной сфере

жизнедеятельности, так и в профессионально -ориентированной, поэтому возникает

необходимость установления межпредметных связей, формирования конкретных

педагогических задач: определения общепредметных системзнаний, умений и навыков.

Весь процесс обучения направлен на формирование активной позиции ученика в

единстве:

образовательной,

развивающей,

воспитательной функций обучения.

Развивающая функция – это развитие системного мышления, познавательных интересов

и познавательной активности учащегося. Идея межпредметных связей тесно связана с

процессом дифференциации и интеграции наук.

В эпоху Античности окружающий мир рассматривался как единое целое, и знание не

расчленялось на отдельные науки. Столь же целостным было образование и

воспитание. Именно в тот период родилась теория о воспитании гармоничной

личности. За последнее время усилилось внимание к двум взаимо обратным

тенденциям школьного обучения -дифференциации и интеграции. Под

дифференциацией понимается расчленение, разделение целого на составляющие его

элементы. Под интеграцией понимается процесс сближения и связи наук: состояние

связанности отдельных частей системы в целое, также процесс, ведущий к такому

состоянию. Продолжительное время школьник получал знания в основном

посредством изучения дифференцированных учебных курсов. Однако часто школьные

знания у него так и остаются разрозненными сведениями, расчлененными по

предметному признаку.

В результате ученик не воспринимает целостно учебный материал. Потребность

преодолеть это противоречие привела к активному поиску иных средств в

дифференцированном обучении путѐм использования межпредметных связей.

Таким образом, школа постепенно приходит к пониманию того, что интеграция и

дифференциация -два взаимосвязанных, взаимодополняющих процесса.

Соотношение этих процессов -преимущество одного из них, или их равновесие -зависит

от разработки учебных программ, компетентности учителя, уровня общего развития

ребенка и многих других факторов.

Интеграция в обучении может рассматриваться как •цель, и как •средство

обучения.

В первом случае под интеграцией понимается создание у школьника целостного

представления о музыкальном искусстве, во втором -это нахождение общей платформы

сближения предметных знаний. Содержание конкретного урока должно быть

взаимосвязано с содержанием других уроков и предметов, что составляет целостную

систему и представляет завершѐнный период процесса обучения. Теоретическое

обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приѐмах

обучения складывается из нескольких факторов:

Выбор методов и приѐмов обучения, наиболее обоснованных и целесообразных для

каждого конкретного урока.

Комплексность и сотрудничество педагогов разных предметов.

Общение в творческой группе, изучение педагогического опыта, обращение за

помощью.

Музыкальное образование в мировой практике приоритетно развивалось путем

импровизационного исполнительства, таким образом, были заложены законы

мелодического и гармонического формообразования.

Музыкантом считался человек, сочиняющий и пропагандирующий свою музыку.

Теоретические знания законов построения гармонии и развития мелодии шли

параллельно с выразительным исполнением музыкального материала, с

привнесением национальных особенностей, ситуации востребованности (музыка для

определенной жизненной ситуации). Таким образом, создавались новые жанры и стили

музыки. Яркий пример комплексного подхода и интеграции межпредметных связей в

профессиональномобучении наблюдается в Московском Колледже Импровизационной

Музыки, входящем в систему дополнительного образования(год создания —1967).Здесь,

на начальном этапе обучения ученики изучают законы классической импровизации, а

затем постигают и джазовую. Обучение тесно связано с изучением теоретических

дисциплин на уроке «Сольфеджио» и параллельно с практическим их применением на

«Индивидуальном сольфеджио» и предмете -«Импровизация», с изучением стилей и

жанров(т.к. импровизация должна находиться в рамках изучаемого стиля). Группа

ученных , которая занималась изучением эффективного внедрения в образование

интеграционных форм отметила – высокую эффективность такого типа обучения.

Интеграция между сольфеджио, музыкальной литературой, пением и инструментом очень

тесная. В своей педагогической деятельности я стараюсь систематизировать

теоретические знания и практические навыки, используя единую терминологию,

разбор по формообразованию, ритмические формулы, оркестрово -тембральную

наполненность произведений, гармонические связи, стилистические особенности

(штриховые и интонационные). Так, при разборе произведений выбрана единая

терминология. Анализируется графическое построение мелодии перед исполнением на

фортепиано, синтезаторе, или записью произведения на компьютере: движения вверх

-вниз по гамме, трезвучию, ломаные, опевания и.т.д. (анализ графических форм тесно

связаны с предметом «сольфеджио»).Гармонический анализ аккомпанемента происходит

двумя способами: первый-гармонические последовательности в тональности -T,S,D при

проучивании произведений с альбертиевыми басами, вальсовым (бас –аккорд) или

арпеджированным аккомпанементом.второй–название аккорда по составу и главной ноте.

Например:

в трехзвучных –«До–мажор»или «ми -минор»(внимание на настроение звучания-

радостно, легко,или грустно, жалобно, мягко и.т.д.)в четырѐхзвенных–«До -мажорный

септаккорд», «ми-минорный септаккорд, давая понятие присутствия септимы, как

обострения музыкального развития (взаимосвязь с теоретическими

дисциплинами).Тембральный разбор.У учеников класса фортепиано на начальномэтапе

обученияещѐ не сформированнавык определениятембров различных

инструментов,поэтому полезно проигрывать произведения из выбранного для изучения

репертуара, и на синтезаторе, окрашивая партиилевой и правой рукиразличными

«инструментами». Этот метод ускоряет выбор определенноготуше, динамическую

подвижность, артикуляционную активность:все это -средства выразительности.

ПримерNo1Привлечение к выразительному исполнению.Поиск звукового

балансамежду руками и выбор туше.Моцарт «Менуэт».Правая рука -флейта, Левая рука -

клавесин.Глинка М. «Жаворонок»Правая рука -гобой, Левая рука -оркестровая группа

скрипок, арфа, гитара.ПримерNo2Привлечение к усидчивости.При проигрывании

произведения различными тембрами, ученик не теряет к нему интереса и не утомляется

от некоторой рутинной работы над ним, что, несомненно, полезно для проучивания

текста на память.Пример No3Привлечение к ритмической организации. Г.Крылова

«Первые шаги маленького аккордеониста»,Этюд N 12 G-dur, «Белочка». Изучение

аккордов левой руки. При их исполнении придерживаться единого темпа. Можно

выбрать такой метод: записать с учеником отдельно мелодию правой руки под

ритмическую сетку перкуссий или мерные повторы аккордов (мелодия –флейта,

аккорды -восьмыми длительностями пиццикато струнных). Теперь можно начать

изучение аккордов в выбранном темпе. Ещѐ один плюс такого метода.

Пример N4

Привлечение к образному исполнению. Для того чтобы ребѐнок наиболее точно и

неравнодушно мог выразить исполняемое произведение, можно применить словесный и

наглядный метод(объяснительно -иллюстративный -это подробное планирование

действий учащихся для достижения конкретных задач).Метод погружения в эпоху

создания произведения. Разговор об историческом отрезке, в котором творил композитор,

создание визуального ряда художественных иллюстраций, наиболее точно отражающего

характер произведения, прослушивание ярких образцов музыкального искусства,

приближенных к образу изучаемого произведения и.т.д.

На уроках инструментовки, компьютерного моделирования анализируется эпоха, стиль.

Также как и на синтезаторе выбирается состав инструментов для аранжировки. Для

отображения развития произведения в повторных частях, применяется уплотнение

фактуры: сочиняются подголоски, вводятся новые ритмические рисунки, меняются

тембры. Для записи музыки на компьютере ученик детально изучает и редактирует

нотный материал. Метод создания музыки на компьютере даѐт ученику наиболее полное

понимание звуковой выразительности. Учит творчески раскрывать музыкальный замысел.

Для выявления у ученика активной позиции необходимо находиться в состоянии

постоянного диалога с ним, задавать вопросы, слышать ответы. Таким образом,

межпредметные связи позволяют разнообразить обучение. Для педагога расширяют

инструменты воздействия на ученикаи позволяют сделать учебный процесс целостным,

а ученику ощутить безграничное влияние музыки на нашу жизнь и развиваться, как

интересная творческая личность.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО МЕЖПРЕДМЕТНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и

современна, её актуальность продиктована новыми социальными запросами,

предъявляемыми к школе, обусловлена изменениями, происходящими в

системе образования.

В настоящее время, в связи с введением Федерального

Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) повышаются

требования к проведению уроков. В условиях современной школы, для

увеличения интереса детей к уроку, учителями используются разные формы,

методы и методики: комбинированный урок, урок¬ лекция, урок ¬семинар,

урок¬ зачёт, урок ¬практикум, урок¬ экскурсия, урок¬ дискуссия,

интегрированный урок, театрализованный урок, урок ¬соревнование; урок с

дидактической игрой и т.п.

Одним из наиболее интересных уроков, является интегрированный урок.

Это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по

нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая

интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению,

расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Современная система образования направлена на формирование

высокообразованной, социально активной, интеллектуально развитой

личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей

явлений, событий и процессов. Предметная разобщённость становится одной из причин

фрагментарности мировоззрения выпускника музыкальной школы, в то время как в

современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной,

информационной интеграции. Интеграция, на мой взгляд, принадлежит к числу

дидактических принципов. Я считаю, что проведение интегрированных уроков будет

способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей

между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Важно учесть тот факт, что

интеграционные связи между предметами мало разработаны, изложены противоречиво,

много разногласий в понимании сущности этих связей.

Учителя не имея четкой системы методических рекомендаций по этому

вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне. Согласно

классификации тенденций образовательных технологий интегрированный урок относится

к группе технологий «воспитания в процессе жизни».

У каждого учителя есть свой опыт проведения интегрированных уроков.

И тот, кто хоть однажды проводил такой урок, знает, что интегрированный урок требует

большой подготовки, а эффективность таких уроков довольна

высока.

Взаимосвязь двух¬ трёх дисциплин в рамках 45 минут должна

выглядеть гармонично и быть понятной ученику. В чём же преимущество

интегрированного урока и как он выглядит сегодня?

Интегрированные уроки позволяют привлечь внимание большего

количества обучающихся, так как сочетают в себе несколько дисциплин.

Интегрированный урок предполагает усиление межпредметных связей,

снижение перегрузок обучающихся, расширение сферы получаемой

информации обучающимися, повышение мотивации обучения.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются

формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также

установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук.

Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющий в себе

обучение и воспитание одновременно по нескольким дисциплинам при

изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда

выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины

вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала

ведущей дисциплины.

Например, при изучении сюитной формы, главным интегратором будет музыка, а

вспомогательными дисциплинами будут живопись, литература, история музыкальной

культуры.

Прекрасный пример интегрированного урока математики и музыки «Музыкальные

дроби». Где основная идея урока является принцип обучения школы Пифагора, где

главными науками являются музыка и математика.

В этом уроке интеграторами друг для друга являются музыка и математика, а

дополнительной дисциплиной история музыки.

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:

способствуют повышению мотивации учения, формированию

познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению

явления с нескольких сторон;

в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию образного мышления,

формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации

учебно¬ воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор,

но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и

интеллектуально развитой личности.

Интеграция является источником нахождения новых связей между

фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы,

наблюдения учащихся в различных предметах.

Конечно, всё зависит от умения учителя синтезировать материал,

органично связать между собой этапы и проводить интегрированный урок без перегрузки

впечатлениями. Отбор и систематизация материала – нелегкая задача для учителя.

Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма получения знаний

для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает

однообразие, а непривычный ход интегрированного урока побуждает интерес и

стимулирует активность.

Часто интегрированные уроки проводятся в форме семинаров. Это

распространенная практика.

Сегодня педагогика склоняется к тому, что в основе интегрированных уроков должна

быть гуманистическая направленность. Стирается обезличенность знаний, на первый план

выходит социальная важность учебного материала. Это направляет учителя на поиск

ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на личную

значимость материала для ребенка.

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью,

компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного

материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью

материала. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить

обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух

или нескольких предметов.

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы

межпредметных связей.

Каждый из этих уроков ведут два и более учителей ¬предметников.

Интеграция возможна при выполнении трёх условий:

1.Объекты исследования должны совпадать или быть достаточно

близкими;

2. В интегрированных учебных предметах используются одинаковые,

близкие методы исследования;

3.Интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях

и теоретических концепциях.

Каждый учитель хочет видеть своих детей творческими,

целеустремлёнными, приносящими пользу личностями, любящими свой край и Отечество.

И потому активная работа любого учителя по расширению и углублению интеграции

является одним из важных путей комплексного решения проблем обучения и воспитания

учащихся, формирование у них способностей к творческим мыслительным операциям.

Интегрированные уроки увлекают молодых учителей новизной, возможностью включения

в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов. Они вдохновляют и

опытных учителей, знающих на практике все недостатки изолированного преподавания

наук.

Несмотря на то, что интегрированный урок может включать в себя

любые предметы, наилучшими и более интересными уроками для интеграции являются

предметы творческого цикла: ИЗО, музыка, театр, хореография. Поэтому в музыкальных

школах и школах искусств есть все условия для успешной реализации интегрированных

уроков, с привлечение нескольких педагогов-предметников.

Методика интегрированного обучения полностью соответствует

психологическим особенностям обучающихся как начальной так и средней

ступени обучения – целостному восприятию обучающимися

действительности, окружающего мира без деления на отдельный части.

Достаточно существенным положительным фактором многие известные

ученые, а так же учителя¬ практики считают наличие больших потенциальных

возможностей во всестороннем развитии интеллекта обучающегося.

Умелая организация на уроках действий учащихся становится мощным фактором

повышения мотивации к творчеству. Между педагогом и учеником возникает некая

доверительность, налаживается особый контакт, ребёнок раскрепощается, уходят

психологическая скованность и зажатость. Всё это помогает решить одну из главных

задач преподавателей детской музыкальной школы - заглянуть во внутренний мир

каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность.



В раздел образования