Напоминание

"Развивающая предметно-пространственнная среда как средство развития самостоятельности и инициативы детей" .


Автор: Митрофанова Юлия Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №129"Антошка"
Населённый пункт: г. Курган
Наименование материала: Публикация
Тема: "Развивающая предметно-пространственнная среда как средство развития самостоятельности и инициативы детей" .
Дата публикации: 18.03.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ППРС – как средство развития поддержки

инициативы и самостоятельности»

Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной

среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Один из

классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и

люди, и книги, и понятия, также и окружающая ребенка

среда — игровое пространство. В детском саду дети проводят большую часть

дня, и мы — педагоги, стремимся использовать инновационные подходы и

принципы построения развивающего пространства.

Цель деятельности: создание условий для поддержки детской

инициативы.

Задачи:

– создать условия для проявления познавательной активности детей;

– создать условия для творческого самовыражения;

– создать атмосферу эмоционального комфорта.

В детском саду дети проводят большую часть времени. Здесь они

общаются, играют, исследуют и познают. Развивающая среда — это

уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом

изменить групповое помещение дошкольного учреждения, своеобразный

живой экран. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда в

детском саду должна быть организована таким образом, чтобы отвечать

потребностям и интересам детей, предоставлять им свободу для получения

опыта и знаний.

Благодаря этому дети знают, что и где расположено в наших группах,

что, безусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они

могут воплощать все задуманные идеи.

Обязательным условием поддержки детской инициативы является

привлечение воспитанников к организации образовательного пространства,

помощь в оснащении центров активности. Детям важно осознавать, что они не

гости, а хозяева группы. Голос ребенка должен чувствоваться в каждом

элементе среды. И такая, правильно организованная развивающая предметно-

пространственная среда дает детям возможность проявить активность и

инициативность, осознать свою значимость, ощутить свой личный вклад в

общее дело. А так же, развивающая предметно-пространственная среда в

дошкольном учреждении должна соответствовать всем принципам

развивающего пространства ДОО, быть содержательно-насыщенной,

развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,

доступной и безопасной, а также, обязательно, «говорящей»!

Содержательно-насыщенной (насыщенность РППС предполагает: разнообразие материалов,

оборудования, инвентаря в группе, соответствие возрастным особенностям и содержанию

программы, );

Трансформируемой (Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений

РПП среды в зависимости: от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей; от

возможностей детей.

Вариативной (вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (для игры,

конструирования, уединения), периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие

материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов,

стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей,

игрушек-заменителей.

Полифункциональной (полифункциональность материалов предполагает: возможность

разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель,

маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).

Доступной (доступность среды предполагает: доступность для детей всех помещений, где

осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям,

обеспечивающим все виды детской активности; исправность и сохранность материалов и

оборудования.

Безопасной (безопасность среды - соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и

безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.)

Большую роль в поддержке детской инициативы играет роль воспитателя.

1. Предоставлять детям самостоятельность (во всем, что не представляет опасности для их жизни

и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.)

2. Отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей.

3. Не критиковать (результаты деятельности ребенка и его самого как личность.)

4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия

(приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями, знакомить детей с группой, другими

помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения

самостоятельности)

5.Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами (направленным на ознакомление с

их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по

форме и размеру)

6. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные

моменты.

7. Содержать в доступном месте все игрушки и материалы.

8. Поощрять занятия (двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью,

выражать одобрение любому результату труда ребенка.)

Особенности поддержания познавательного интереса детей:

1.

Предметно - развивающая среда для детей старшего дошкольного возраста

При планировании размещения оборудования и мебели в группах старшего дошкольного

возраста необходимо разделить пространство на отдельные зоны с целью обеспечения разного

вида деятельности дошкольников. В помещениях для детей старшей и подготовительной

группы можно выделить несколько зон.

В спортивной зоне находится спортивный инвентарь фабричного производства: скакалки,

мячи, верёвки, клюшки, обручи. А также оборудование, сделанное руками родителей и

педагогов: флажки, ленты, мешочки, набитые песком, платочки. Необходимо так же

предусмотреть спецоборудование для индивидуальных упражнений с детьми по

предотвращению плоскостопия (массажная дорожка), улучшению осанки развитию глазомера.

В строительной зоне находится все необходимое, чтобы дети старшего дошкольного

возраста могли свободно заниматься конструктивной деятельностью. В содержимое входит:

разные виды конструктора, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал,

рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек, небольшие игрушки для

обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.) Большой популярностью у детей

пользуются наборы для мальчиков и девочек (машины, город, строительство, набор

строительных пластин, животные, железная дорога, семья), магнитный конструктор и

конструктор мягких деталей среднего размера.

Уголок безопасности формирует у детей основы безопасного поведения дома и на улице.

Проводя занятия в этой зоне, воспитатель учит детей избегать в повседневной жизни опасных

ситуаций. Здесь располагаются: наборы знаков дорожного движения, дидактические игры:

«Авто-кросс», «Внимание дорога!», игры по правилам дорожного движения, книги по

безопасности дошкольников, стенды, макеты, игрушки и т.д.

В «Музыкальном уголке» дети смогут найти все необходимое для музыкально-творческой

деятельности: шумовые инструменты фабричного изготовления: детские металлофоны, ложки,

бубны, маракасы, треугольник; инструменты, сделанные детьми и взрослыми: пластиковые и

бумажные емкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камешками. Здесь должен

находиться музыкальный центр. Для занятия музыкой используется следующее: флеш-карта

с разной музыкой, картинки с разными инструментами, книги про композиторов, музыкальные

дидактические игры.

Зона художественного творчества располагается как правило в самом освещенном месте

группы. Здесь для детей приготовлены: мелки, акварель, тушь, гуашь, а также бумага разной

фактуры, размера и цвета, картон. В этом уголке отводится место для выставки творческих

работ воспитанников. В зоне художественного творчества дошкольники в течение дня имеют

возможность заниматься изобразительной деятельностью, лепкой и изготовлением поделок и

аппликаций.

Уголок дидактических игр обеспечивает детям условия для познавательной и

исследовательской деятельности. Он является из всех самым насыщенным и содержит все

необходимое для подготовки детей к школе. В него входит: мозаика разных форм и цвета

(мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото,

настольно-печатные игры, наборное полотно, магнитная доска, комплект геометрических

фигур, часы для определения времени, счеты, наборы картинок по разным лексическим темам

и многое другое.

Книжный уголок включает в себя не только книги, но и весь дидактический материал по

развитию речи дошкольников, а также портреты писателей, альбомы для рассматривания и

другое.

Сюжетно-ролевая зона – важная часть предметно-развивающей среды. Сюжетно-ролевая

игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. С.Л. Рубинштейн писал, что «эта

игра - наиболее спонтанное проявление ребенка, и вместе с тем она строится на

взаимодействии ребенка с взрослыми» [12, с. 33] Играя в сюжетно-ролевые игры дети имеют

возможность проявлять фантазию в выборе темы игры. Проигрывая различные ситуации, дети

постепенно готовятся к взрослой жизни. Педагог должен только направлять деятельность

детей, но ни в коем случае не навязывать свои правила. В этой зоне присутствуют такие

уголки как «Медицинский центр», «Салон красоты», «Кафе» и т.д. Деятельность старших

дошкольников в Экологическом уголке, по сравнению с предыдущими годами, усложняется и

расширяется.

Помимо ухода за растениями, дети занимаются в нем исследованием и

экспериментированием. Для этого в уголке есть специальное оборудование и материалы:

приборы для исследований, емкости разной вместимости, различный природный материал,

календарь погоды, термометр и т.д.

В патриотическом уголке дошкольники знакомятся с большой и малой Родиной. В данной

зоне размещены: альбомы для рассматривания по темам: «Национальности», «Мое село»,

«Наш детский сад», «Наша страна»; художественная литература, иллюстрации, наглядные

пособия по символике России и достопримечательностям разных городов; куклы в

национальных костюмах и другое.

В театральной зоне находятся все атрибуты для постановки сказок и небольших пьес:

костюмы, маски, разные виды настольного театра.

2.

Предметно - развивающая среда для детей среднего дошкольного возраста

Все пространство для детей средней группы может быть условно разделено на три зоны: учебную,

игровую и бытовую. В каждой из них располагаются разные уголки.

Учебная зона. Включает в себя несколько уголков, содержание которых направлено на развитие

познавательно-исследовательского интереса, развития и укрепления физического здоровья детей,

воспитания художественного и эстетического вкуса.

В математическом уголке расположены игры для развития логики и счета, красочный

раздаточный материал, геометрические фигуры, счеты, познавательный математический материал.

Физкультурный уголок привлекает воспитанников разным спортивным оборудованием, которое

используется в режимных моментах, подвижных играх в течение дня, в самостоятельной

деятельности детей.

Уголок природы содержит все необходимое для ухода за комнатными растениями: передники,

лейки, палочки для рыхления, пульверизатор. Он способствует не только эстетическому

обогащению предметно-развивающей среды группы, но и воспитывает бережное отношение к

природе, развитию исследовательской и познавательной деятельности дошкольников

В центре творчества каждый ребенок может получить все необходимое для изодеятельности,

лепки, изготовления поделок. Здесь представлен широкий спектр разных материалов для

творчества: белая и цветная бумага, цветной картон, восковые мелки, карандаши, гуашь и кисти

разного диаметра, раскраски трафареты, образцы для рисования, пластилин, доски, стеки многое

другое. В раздевалке группы для ознакомления родителей и гостей оборудуются выставки

творческих работ дошкольников.

В мини-библиотеке воспитатель выставляет книги в соответствии с программой. Все книги

должны соответствовать возрасту детей и быть красочно иллюстрированными. Наполнение

библиотеки происходит 1-2 раза в месяц.

Игровая зона оснащена разными уголками. Содержание игровой зоны позволяет развивать у

детей социальные и коммуникативные навыки, способствует раскрепощению и сплочению

детского коллектива, созданию благоприятной атмосферы в группе.

Строительный уголок включает в себя наборы для конструирования – всевозможные

конструкторы, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал и т.д. Так же здесь

располагаются фигурки животных, макеты овощей и фруктов.

Уголки для сюжетно-ролевых игр "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье" открывают

детям простор для фантазии, способствуют социальной адаптации, развивают коммуникативные

качества.

Театральный уголок позволяет воспитанникам проявлять свои творческие способности и

таланты, объединяет их вокруг общей идеи, способствует созданию благотворной атмосферы в

группе, раскрепощает, развивает воображение. Здесь имеется все необходимое для

театрализованной деятельности: маски сказочных персонажей, элементы костюмов, волшебный

мешочек со сказочными атрибутами, настольный вид театра и другое.

Большое значение имеет уголок уединения. Он создает условия для отдыха и расслабления,

снятия физического напряжения и созерцания. Обычно уголок уединения отделен от других зон

легкой шторкой.

В бытовой зоне располагается уголок дежурства, где имеются фартучки и головные уборы

поварят. Он нацелен на воспитание в детях положительного отношения к труду, чувства

ответственности, аккуратности, самостоятельности и др.

3. Младший возраст

В организации группового пространства для детей младшего возраста особое внимание

уделяется Зоне «Двигательной активности» Дети раннего возраста испытывают потребность в

движении, поэтому главная задача, стоящая перед воспитателями – максимально стимулировать

двигательную активность своих воспитанников. Предметная среда для малышей должна

включать в себя: игрушки, пособия, оборудование, различные материалы, которые будут

способствовать развитию опорно-двигательного аппарата детей. Это могут быть коляски, каталки,

лошадки, горка, качели, машины. Так же большой интерес для детей представляют модули, с

помощью которых можно преобразовывать окружающее пространство. С помощью модулей

решается проблема перенасыщенности игровой среды.

В Зоне «Двигательной активности» есть так же игры и предметы для сенсорного развития

малышей: сухой бассейн, массажные коврики, мешочки с разной крупой и т.д.

Уголок физического развития включает в себя и спортивный инвентарь: мячи, обручи, кегли,

гантели, кольцеброс.

Следующая Зона «Театрализованной деятельности и ряженья» представляет для детишек

младшей группы огромный интерес. Он способствует развитию воображения, творческих

способностей, внимания, памяти, эмоциональной отзывчивости. В импровизированной

театрализованной зоне находятся атрибуты для различных видов театра: пальчикового,

настольного, плоскостного, здесь же можно найти всевозможные маски для разыгрывания сценок.

Уголок ряжения, входящий в эту зону позволяет детям снять напряжение и получить

психоэмоциональную разрядку. Здесь можно выбрать себе подходящий образ, а также научиться

сочетать вещи по цвету, фактуре ткани, размеру. Этот вид деятельности может дополняться

ролевыми играми или быть частью «Салона красоты», «Парикмахерской». Уголок ряженья

включает в себя разные аксессуары: шапочки, маски, фрагменты костюмов разных персонажей

(фуражки, пилотки, ленты, платочки, воротники, колпачки). Его следует пополнять в течение

всего года.

В «Творческой зоне» должен располагаться отдельный стол, за которым дети могут лепить,

рисовать, разукрашивать в течение дня. Здесь размещаются восковые карандаши, доски с

палочкой для рисования, современные материалы для лепки. Изобразительная деятельность

детей должна проходить под чутким руководством воспитателя, который может незаметно

направлять процесс творчества, помогать ребенку сделать свои первые шаги в искусстве.

Так же в группе для малышей необходимо оборудовать книжный уголок, который будет

способствовать ознакомлению детей раннего возраста с разной литературой. Здесь должны

расположиться любимые книги с интересными картинками. Яркий и содержательно-насыщенный

уголок книги будет способствовать формированию внутреннего мира ребёнка, расширять видимое

и не видимое пространство, обогащать предметно-развивающую среду группы.

Следующий важный центр для малышей – это «Зона развивающих игр», которая способствует

формированию сенсорного восприятия, мелкой моторики воображения и речи. В этой зоне

располагают всевозможные игры и пособия, направленные на развитие мышления: матрёшки с

пятью вкладышами, стаканчики, игрушки-шнуровки, панно с липучками, пуговицами, кубики,

пирамидки, лото, конструкторы.

Один из самых важных уголков, располагающихся в младшей группе – «Зона отдыха и

уединения». Опыт показывает, что малыши время от времени устают от окружающих людей и им

нужно спрятаться в какое-то уютное местечко. Поэтому маленьким детям необходимы «домики»,

позволяющие расслабиться.

Проблемы организации среды:

1.

Нежелание воспитателей менять что-либо.

2.

Неправильная расстановка мебели.

значительно тормозит развитие двигательной активности детей.

3.недостаточное финансирование

Отсутствие разнообразных материалов

4.несоответствие среды интересам ребенка

5.слепые зоны

Выводы:

Многие бывшие воспитанники не помнят, какие в детском саду проводились занятия. В их памяти

сохраняются такие яркие моменты как игры с ровесниками, любимые игрушки, сказки, детские

маскарадные костюмы, роли в театрализованных постановках на празднике. Это объясняется

свойством человеческой психики – помнить эмоционально-насыщенные эпизоды из жизни.

Поэтому одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДО, сделать предметно-

развивающую среду для детей максимально насыщенной, доступной и отвечающей всем

современным требованием ФГОС ДО. В результате проведенных исследований можно сделать

следующие выводы:

Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать принципу целостности

образовательного процесса.

При проектировании РППС учитывается возраст, индивидуальные особенности развития детей, их

интересы и потребности;

В детском саду важно создавать благоприятную среду, в которой каждый ребенок мог проявить

познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие и интеллектуальные

способности.

Наполняемость РППС напрямую влияет на эмоциональное состояние детей во время их

пребывания в ДО;



В раздел образования