Автор: Митрофанова Юлия Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №129"Антошка"
Населённый пункт: г. Курган
Наименование материала: Публикация
Тема: "Развивающая предметно-пространственнная среда как средство развития самостоятельности и инициативы детей" .
Дата публикации: 18.03.2025
Раздел: дошкольное образование
«ППРС – как средство развития поддержки
инициативы и самостоятельности»
Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной
среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Один из
классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и
люди, и книги, и понятия, также и окружающая ребенка
среда — игровое пространство. В детском саду дети проводят большую часть
дня, и мы — педагоги, стремимся использовать инновационные подходы и
принципы построения развивающего пространства.
Цель деятельности: создание условий для поддержки детской
инициативы.
Задачи:
– создать условия для проявления познавательной активности детей;
– создать условия для творческого самовыражения;
– создать атмосферу эмоционального комфорта.
В детском саду дети проводят большую часть времени. Здесь они
общаются, играют, исследуют и познают. Развивающая среда — это
уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом
изменить групповое помещение дошкольного учреждения, своеобразный
живой экран. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда в
детском саду должна быть организована таким образом, чтобы отвечать
потребностям и интересам детей, предоставлять им свободу для получения
опыта и знаний.
Благодаря этому дети знают, что и где расположено в наших группах,
что, безусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они
могут воплощать все задуманные идеи.
Обязательным условием поддержки детской инициативы является
привлечение воспитанников к организации образовательного пространства,
помощь в оснащении центров активности. Детям важно осознавать, что они не
гости, а хозяева группы. Голос ребенка должен чувствоваться в каждом
элементе среды. И такая, правильно организованная развивающая предметно-
пространственная среда дает детям возможность проявить активность и
инициативность, осознать свою значимость, ощутить свой личный вклад в
общее дело. А так же, развивающая предметно-пространственная среда в
дошкольном учреждении должна соответствовать всем принципам
развивающего пространства ДОО, быть содержательно-насыщенной,
развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной, а также, обязательно, «говорящей»!
Содержательно-насыщенной (насыщенность РППС предполагает: разнообразие материалов,
оборудования, инвентаря в группе, соответствие возрастным особенностям и содержанию
программы, );
Трансформируемой (Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений
РПП среды в зависимости: от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей; от
возможностей детей.
Вариативной (вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (для игры,
конструирования, уединения), периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие
материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей,
игрушек-заменителей.
Полифункциональной (полифункциональность материалов предполагает: возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель,
маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Доступной (доступность среды предполагает: доступность для детей всех помещений, где
осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям,
обеспечивающим все виды детской активности; исправность и сохранность материалов и
оборудования.
Безопасной (безопасность среды - соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и
безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.)
Большую роль в поддержке детской инициативы играет роль воспитателя.
1. Предоставлять детям самостоятельность (во всем, что не представляет опасности для их жизни
и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.)
2. Отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей.
3. Не критиковать (результаты деятельности ребенка и его самого как личность.)
4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия
(приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями, знакомить детей с группой, другими
помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения
самостоятельности)
5.Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами (направленным на ознакомление с
их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по
форме и размеру)
6. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные
моменты.
7. Содержать в доступном месте все игрушки и материалы.
8. Поощрять занятия (двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью,
выражать одобрение любому результату труда ребенка.)
Особенности поддержания познавательного интереса детей:
1.
Предметно - развивающая среда для детей старшего дошкольного возраста
При планировании размещения оборудования и мебели в группах старшего дошкольного
возраста необходимо разделить пространство на отдельные зоны с целью обеспечения разного
вида деятельности дошкольников. В помещениях для детей старшей и подготовительной
группы можно выделить несколько зон.
В спортивной зоне находится спортивный инвентарь фабричного производства: скакалки,
мячи, верёвки, клюшки, обручи. А также оборудование, сделанное руками родителей и
педагогов: флажки, ленты, мешочки, набитые песком, платочки. Необходимо так же
предусмотреть спецоборудование для индивидуальных упражнений с детьми по
предотвращению плоскостопия (массажная дорожка), улучшению осанки развитию глазомера.
В строительной зоне находится все необходимое, чтобы дети старшего дошкольного
возраста могли свободно заниматься конструктивной деятельностью. В содержимое входит:
разные виды конструктора, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал,
рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек, небольшие игрушки для
обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.) Большой популярностью у детей
пользуются наборы для мальчиков и девочек (машины, город, строительство, набор
строительных пластин, животные, железная дорога, семья), магнитный конструктор и
конструктор мягких деталей среднего размера.
Уголок безопасности формирует у детей основы безопасного поведения дома и на улице.
Проводя занятия в этой зоне, воспитатель учит детей избегать в повседневной жизни опасных
ситуаций. Здесь располагаются: наборы знаков дорожного движения, дидактические игры:
«Авто-кросс», «Внимание дорога!», игры по правилам дорожного движения, книги по
безопасности дошкольников, стенды, макеты, игрушки и т.д.
В «Музыкальном уголке» дети смогут найти все необходимое для музыкально-творческой
деятельности: шумовые инструменты фабричного изготовления: детские металлофоны, ложки,
бубны, маракасы, треугольник; инструменты, сделанные детьми и взрослыми: пластиковые и
бумажные емкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камешками. Здесь должен
находиться музыкальный центр. Для занятия музыкой используется следующее: флеш-карта
с разной музыкой, картинки с разными инструментами, книги про композиторов, музыкальные
дидактические игры.
Зона художественного творчества располагается как правило в самом освещенном месте
группы. Здесь для детей приготовлены: мелки, акварель, тушь, гуашь, а также бумага разной
фактуры, размера и цвета, картон. В этом уголке отводится место для выставки творческих
работ воспитанников. В зоне художественного творчества дошкольники в течение дня имеют
возможность заниматься изобразительной деятельностью, лепкой и изготовлением поделок и
аппликаций.
Уголок дидактических игр обеспечивает детям условия для познавательной и
исследовательской деятельности. Он является из всех самым насыщенным и содержит все
необходимое для подготовки детей к школе. В него входит: мозаика разных форм и цвета
(мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото,
настольно-печатные игры, наборное полотно, магнитная доска, комплект геометрических
фигур, часы для определения времени, счеты, наборы картинок по разным лексическим темам
и многое другое.
Книжный уголок включает в себя не только книги, но и весь дидактический материал по
развитию речи дошкольников, а также портреты писателей, альбомы для рассматривания и
другое.
Сюжетно-ролевая зона – важная часть предметно-развивающей среды. Сюжетно-ролевая
игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. С.Л. Рубинштейн писал, что «эта
игра - наиболее спонтанное проявление ребенка, и вместе с тем она строится на
взаимодействии ребенка с взрослыми» [12, с. 33] Играя в сюжетно-ролевые игры дети имеют
возможность проявлять фантазию в выборе темы игры. Проигрывая различные ситуации, дети
постепенно готовятся к взрослой жизни. Педагог должен только направлять деятельность
детей, но ни в коем случае не навязывать свои правила. В этой зоне присутствуют такие
уголки как «Медицинский центр», «Салон красоты», «Кафе» и т.д. Деятельность старших
дошкольников в Экологическом уголке, по сравнению с предыдущими годами, усложняется и
расширяется.
Помимо ухода за растениями, дети занимаются в нем исследованием и
экспериментированием. Для этого в уголке есть специальное оборудование и материалы:
приборы для исследований, емкости разной вместимости, различный природный материал,
календарь погоды, термометр и т.д.
В патриотическом уголке дошкольники знакомятся с большой и малой Родиной. В данной
зоне размещены: альбомы для рассматривания по темам: «Национальности», «Мое село»,
«Наш детский сад», «Наша страна»; художественная литература, иллюстрации, наглядные
пособия по символике России и достопримечательностям разных городов; куклы в
национальных костюмах и другое.
В театральной зоне находятся все атрибуты для постановки сказок и небольших пьес:
костюмы, маски, разные виды настольного театра.
2.
Предметно - развивающая среда для детей среднего дошкольного возраста
Все пространство для детей средней группы может быть условно разделено на три зоны: учебную,
игровую и бытовую. В каждой из них располагаются разные уголки.
Учебная зона. Включает в себя несколько уголков, содержание которых направлено на развитие
познавательно-исследовательского интереса, развития и укрепления физического здоровья детей,
воспитания художественного и эстетического вкуса.
В математическом уголке расположены игры для развития логики и счета, красочный
раздаточный материал, геометрические фигуры, счеты, познавательный математический материал.
Физкультурный уголок привлекает воспитанников разным спортивным оборудованием, которое
используется в режимных моментах, подвижных играх в течение дня, в самостоятельной
деятельности детей.
Уголок природы содержит все необходимое для ухода за комнатными растениями: передники,
лейки, палочки для рыхления, пульверизатор. Он способствует не только эстетическому
обогащению предметно-развивающей среды группы, но и воспитывает бережное отношение к
природе, развитию исследовательской и познавательной деятельности дошкольников
В центре творчества каждый ребенок может получить все необходимое для изодеятельности,
лепки, изготовления поделок. Здесь представлен широкий спектр разных материалов для
творчества: белая и цветная бумага, цветной картон, восковые мелки, карандаши, гуашь и кисти
разного диаметра, раскраски трафареты, образцы для рисования, пластилин, доски, стеки многое
другое. В раздевалке группы для ознакомления родителей и гостей оборудуются выставки
творческих работ дошкольников.
В мини-библиотеке воспитатель выставляет книги в соответствии с программой. Все книги
должны соответствовать возрасту детей и быть красочно иллюстрированными. Наполнение
библиотеки происходит 1-2 раза в месяц.
Игровая зона оснащена разными уголками. Содержание игровой зоны позволяет развивать у
детей социальные и коммуникативные навыки, способствует раскрепощению и сплочению
детского коллектива, созданию благоприятной атмосферы в группе.
Строительный уголок включает в себя наборы для конструирования – всевозможные
конструкторы, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал и т.д. Так же здесь
располагаются фигурки животных, макеты овощей и фруктов.
Уголки для сюжетно-ролевых игр "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье" открывают
детям простор для фантазии, способствуют социальной адаптации, развивают коммуникативные
качества.
Театральный уголок позволяет воспитанникам проявлять свои творческие способности и
таланты, объединяет их вокруг общей идеи, способствует созданию благотворной атмосферы в
группе, раскрепощает, развивает воображение. Здесь имеется все необходимое для
театрализованной деятельности: маски сказочных персонажей, элементы костюмов, волшебный
мешочек со сказочными атрибутами, настольный вид театра и другое.
Большое значение имеет уголок уединения. Он создает условия для отдыха и расслабления,
снятия физического напряжения и созерцания. Обычно уголок уединения отделен от других зон
легкой шторкой.
В бытовой зоне располагается уголок дежурства, где имеются фартучки и головные уборы
поварят. Он нацелен на воспитание в детях положительного отношения к труду, чувства
ответственности, аккуратности, самостоятельности и др.
3. Младший возраст
В организации группового пространства для детей младшего возраста особое внимание
уделяется Зоне «Двигательной активности» Дети раннего возраста испытывают потребность в
движении, поэтому главная задача, стоящая перед воспитателями – максимально стимулировать
двигательную активность своих воспитанников. Предметная среда для малышей должна
включать в себя: игрушки, пособия, оборудование, различные материалы, которые будут
способствовать развитию опорно-двигательного аппарата детей. Это могут быть коляски, каталки,
лошадки, горка, качели, машины. Так же большой интерес для детей представляют модули, с
помощью которых можно преобразовывать окружающее пространство. С помощью модулей
решается проблема перенасыщенности игровой среды.
В Зоне «Двигательной активности» есть так же игры и предметы для сенсорного развития
малышей: сухой бассейн, массажные коврики, мешочки с разной крупой и т.д.
Уголок физического развития включает в себя и спортивный инвентарь: мячи, обручи, кегли,
гантели, кольцеброс.
Следующая Зона «Театрализованной деятельности и ряженья» представляет для детишек
младшей группы огромный интерес. Он способствует развитию воображения, творческих
способностей, внимания, памяти, эмоциональной отзывчивости. В импровизированной
театрализованной зоне находятся атрибуты для различных видов театра: пальчикового,
настольного, плоскостного, здесь же можно найти всевозможные маски для разыгрывания сценок.
Уголок ряжения, входящий в эту зону позволяет детям снять напряжение и получить
психоэмоциональную разрядку. Здесь можно выбрать себе подходящий образ, а также научиться
сочетать вещи по цвету, фактуре ткани, размеру. Этот вид деятельности может дополняться
ролевыми играми или быть частью «Салона красоты», «Парикмахерской». Уголок ряженья
включает в себя разные аксессуары: шапочки, маски, фрагменты костюмов разных персонажей
(фуражки, пилотки, ленты, платочки, воротники, колпачки). Его следует пополнять в течение
всего года.
В «Творческой зоне» должен располагаться отдельный стол, за которым дети могут лепить,
рисовать, разукрашивать в течение дня. Здесь размещаются восковые карандаши, доски с
палочкой для рисования, современные материалы для лепки. Изобразительная деятельность
детей должна проходить под чутким руководством воспитателя, который может незаметно
направлять процесс творчества, помогать ребенку сделать свои первые шаги в искусстве.
Так же в группе для малышей необходимо оборудовать книжный уголок, который будет
способствовать ознакомлению детей раннего возраста с разной литературой. Здесь должны
расположиться любимые книги с интересными картинками. Яркий и содержательно-насыщенный
уголок книги будет способствовать формированию внутреннего мира ребёнка, расширять видимое
и не видимое пространство, обогащать предметно-развивающую среду группы.
Следующий важный центр для малышей – это «Зона развивающих игр», которая способствует
формированию сенсорного восприятия, мелкой моторики воображения и речи. В этой зоне
располагают всевозможные игры и пособия, направленные на развитие мышления: матрёшки с
пятью вкладышами, стаканчики, игрушки-шнуровки, панно с липучками, пуговицами, кубики,
пирамидки, лото, конструкторы.
Один из самых важных уголков, располагающихся в младшей группе – «Зона отдыха и
уединения». Опыт показывает, что малыши время от времени устают от окружающих людей и им
нужно спрятаться в какое-то уютное местечко. Поэтому маленьким детям необходимы «домики»,
позволяющие расслабиться.
Проблемы организации среды:
1.
Нежелание воспитателей менять что-либо.
2.
Неправильная расстановка мебели.
значительно тормозит развитие двигательной активности детей.
3.недостаточное финансирование
Отсутствие разнообразных материалов
4.несоответствие среды интересам ребенка
5.слепые зоны
Выводы:
Многие бывшие воспитанники не помнят, какие в детском саду проводились занятия. В их памяти
сохраняются такие яркие моменты как игры с ровесниками, любимые игрушки, сказки, детские
маскарадные костюмы, роли в театрализованных постановках на празднике. Это объясняется
свойством человеческой психики – помнить эмоционально-насыщенные эпизоды из жизни.
Поэтому одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДО, сделать предметно-
развивающую среду для детей максимально насыщенной, доступной и отвечающей всем
современным требованием ФГОС ДО. В результате проведенных исследований можно сделать
следующие выводы:
Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать принципу целостности
образовательного процесса.
При проектировании РППС учитывается возраст, индивидуальные особенности развития детей, их
интересы и потребности;
В детском саду важно создавать благоприятную среду, в которой каждый ребенок мог проявить
познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие и интеллектуальные
способности.
Наполняемость РППС напрямую влияет на эмоциональное состояние детей во время их
пребывания в ДО;