Автор: Баранова Кристина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Плдсинский детский сад "Радуга"
Населённый пункт: с. Подсинее
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация образовательной деятельности по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Дата публикации: 18.04.2025
Раздел: дошкольное образование
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Красноярский педагогический колледж № 2»
Цикловая комиссия специального дошкольного образования
Баранова Кристина Александровна
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Выпускная квалификационная работа
Допустить к защите
С.В. Мещерякова,
заместитель директора по УР
____________________
(подпись)
Руководитель:
Л.А. Иванникова,
преподаватель
______________________
(подпись)
Е.А. Демидович,
председатель ЦК специального
дошкольного образования
___________________
(подпись)
г. Красноярск, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Пояснительная записка
3
Теоретическое
обоснование
организации
образовательной
деятельности по формированию коммуникативных умений
у
детей дошкольного возраста с нарушениями речи
5
Портфолио результатов деятельности
14
План
реализации
образовательной
деятельности
по
формированию коммуникативных умений у детей дошкольного
возраста с нарушениями речи
14
Картотека игр по формированию коммуникативных умений
у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
20
Отчет о реализации плана образовательной деятельности по
формированию коммуникативных умений у детей дошкольного
возраста с нарушениями речи
30
Свидетельства,
подтверждающие
реализацию
образовательной
деятельности
по
формированию
коммуникативных умений
у детей дошкольного возраста с
нарушениями речи
32
Литература
35
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Установление контакта с окружающими как первоначальная функция
речи ребёнка, функция общения, была отмечена ещё Л.С. Выготским.
Способность к общению затрагивает сферу социальных отношений и самым
естественным
образом
имеет
выход
на
личностные
качества
ребёнка,
позволяющие ему с той или иной мерой успешности взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми, удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные
потребности, достигать практических результатов. Специфика развития речи
детей с нарушениями речи осложняет их общение с окружающим миром.
Своеобразие речевого развития, лишает детей полноценного общения со
взрослыми и сверстниками, вызывает трудности общения с окружающими
миром, а в дальнейшем способно повлечь за собой определённые изменения
личности в цепи развития «ребёнок – подросток – взрослый», то есть приведут
к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной
мере
раскрывать
свои
природные
способности
и
интеллектуальные
возможности. [3]
Исследование детей с общим недоразвитием речи чётко демонстрирует
наличие
взаимозависимости
между
их
речевыми
и
коммуникативными
умениями, поэтому в настоящее время важно подбирать эффективные способы
активизации речевой коммуникации и необходимости в общении данных детей.
Одним из очень эффективных способов взаимодействия является игровая
деятельность, в игре ребенок получает определённый опыт взаимодействия с
окружающими. Организованная работа на формирование коммуникативных
умений очень важна для детей с нарушением речи, также необходима
специализированая
организация
деятельности
для
формирования
коммуникативных умений у детей с нарушением речи. Таким образом,
актуальность темы квалификационной работы обусловлена тем, что уровень
развития
коммуникативных
умений
является
важным
показателем
полноценного общения и всестороннего развития личности дошкольника.
3
Цель:
организация образовательной деятельности по формированию
коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Задачи:
1.
Поиск и анализ информации для актуализации и теоретического
обоснования организации образовательной деятельности по формированию
коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
2.
Оценка, обобщение и систематизация информации по организации
образовательной деятельности по формированию коммуникативных умений у
детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
3.
Разработка плана образовательной деятельности по формированию
коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
4.
Реализация плана образовательной деятельности по формированию
коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
5.
Разработка
методического
обеспечения
образовательной
деятельности
по
формированию
коммуникативных
умений
у
детей
дошкольного возраста с нарушениями речи.
6.
Анализ и обобщение результатов разработки и реализации плана
образовательной деятельности по формированию коммуникативных умений у
детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
7.
Подготовка свидетельств, подтверждающих реализацию плана
работы.
Образовательная деятельность по формированию коммуникативных
умений была организована в подготовительной группе компенсирующей
направленности «Ручеёк» для детей с нарушение речи в МАДОУ «Детский сад
№ 19» г. Красноярска, в деятельности участвовали 18 детей.
4
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Существуют понятия «коммуникация» – акт общения, связь между двумя
или более индивидами, основанная на взаимопонимании. «Общение» – это
деятельность, которая предполагает взаимодействие нескольких людей между
собой с целью налаживания взаимоотношений, взаимопонимания, получения
информации,
достижения
общего
результата.
«Взаимодействие» –
это
личностный
контакт
воспитателя
с
воспитанниками,
направленный
на
взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.
Ученые утверждают, что слово «коммуникация» является синонимом общения.
Это ситуация, когда два или более человек общаются на темы, которые
знакомы собеседникам. Они могут советоваться, спорить, высказывать свое
мнение, но каждый собеседник всегда принимает эту информацию и
представляет ответную реакцию в форме коммуникации.
В
большом
психологическом
словаре
выделяют
вербальную
и
невербальную
коммуникацию.
Вербальная
коммуникация
–
это
целенаправленный
процесс
передачи
при
помощи
языка
какого-либо
мысленного содержания. Невербальная коммуникация, с одной стороны, может
дублировать
и
поддерживать
вербальную,
с
другой
–
обеспечивать
нецеленаправленную передачу всякого психического содержания (не только
внутренне вербального, но и образного, эмоционального, мотивационного). [1]
Коммуникативные умения - средство осуществления речевого общения.
К коммуникативным умениям относятся:
- желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);
- умение выстроить общение («Я умею»), характеризующееся, в свою
очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать
конфликтные ситуации;
5
- знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с
окружающими («Я знаю»).
С.Л. Рубинштейном коммуникативные умения и навыки понимаются как
отражение способности коммуникации. Он утверждает, что коммуникативная
способность
обусловлена
социальной
потребностью;
она
проявляется,
формируется,
развивается
в
практике
общения;
она
отражается
в
коммуникативных навыках и умениях, а особенно ярко в быстроте и
успешности приобретения определённых знаний, умений, навыков. [11]
Под коммуникативными умениями А.В. Мудрик понимает умения,
которые связаны с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием
психологии человека: умение подобрать нужную интонацию, жесты; умение
разбираться в других людях; умение сопереживать собеседнику, представить
себя на его месте, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к
каждому из собеседников наиболее подходящий способ обращения. [8]
В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А.
Репиной,
А.Г.
Рузской,
согласно
которой
общение
и
коммуникация
рассматриваются как синонимичные явления. Авторы обращают внимание на
то, что развитие общения дошкольников как со своим сверстником, так и со
взрослым,
является
процессом
качественных
преобразований
коммуникационной структуры.
М.И. Лисина говорит о том, что общение для ребенка является
«активными действиями», благодаря которым ребенок пробует передать
другим и получить от них ту или иную информацию, создать с окружающими
необходимые ему эмоционально окрашенные отношения и организовать свои
действия с окружающими, удовлетворять свои материальные и духовные
потребности. [7]
Л.Р. Мунирова предлагает следующую классификацию коммуникативных
умений.
1. Группа информационно-коммуникативных умений состоит из:
6
умений
начинать
процесс
общения
(выражать
просьбы,
приветствия,
поздравления,
приглашения,
вежливого
обращения,
дружественного разговора);
умений ориентировки в партнерах, ситуациях коммуникации
(начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, соблюдать правила
культуры общения в отношениях с товарищами, взрослыми);
умений подбора средств вербального и невербального общения
(употреблять слова и знаки вежливости, эмоционально и содержательно
выражать мысли, используя жесты, мимику).
2. Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из:
умений
согласования
свои
действия,
мнения,
установки
с
потребностями своих товарищей по общению;
умений доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;
умений применять свои индивидуальные умения при решении
совместных задач (использовать речь, музыку, движения, графическую
коммуникацию для выполнения заданий с общей целью);
умений оценить результаты совместного общения (оценить себя и
других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать,
понимать результаты общения, принимать правильные решения, выразить
согласие
(несогласие),
одобрение
(неодобрение),
оценить
соответствие
вербального поведения невербальному, содействует ли это вовлечению других
партнеров по общению).
3.
Группа
аффективно-коммуникативных
умений
основывается
на
умениях:
делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером
по общению;
проявлять
чуткость,
отзывчивость,
сопереживание,
заботу
к
партнерам по общению;
оценивать эмоциональное поведение друг друга. [9]
7
Н.Е Веракса в инновационной программе дошкольного образования «От
рождения до школы» выделяет следующие группы коммуникативных умений:
1. Развитие общения, готовности к сотрудничеству состоит из:
умение самостоятельно объединяться для совместных занятий
(игры, труда, проектов и пр.) способность совместно заниматься выбранным
делом, договариваться, планировать,
обсуждать и реализовывать планы,
воспитывать в детях организаторские способности, развивать инициативу;
умение считаться с интересами и мнением товарищей;
умение слушать собеседника, не перебивать, спокойно отстаивать
свое мнение, справедливо решать споры.
2. Формирование детско-взрослого сообщества состоит из:
умение
уважительного
отношения
и чувства
принадлежности
к сообществу детей и
взрослых в
детском саду, воспитывать дружеские
взаимоотношения между детьми;
умение
поддерживать
совместные
инициативы
в
проектной
(творческие, исследовательские и нормотворческие проекты), продуктивной
(коллективные работы), событийной, игровой и других видах деятельности;
умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать
оценочные суждения, обосновывать свое мнение. [2]
Н. В. Нищева в образовательной программе дошкольного образования
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7
лет, выделяет следующие коммуникативные способности у детей дошкольного
возраста:
устойчивое отношение к окружающему миру и самому себе;
нравственные
действия,
используя
положительные
примеры,
побуждающие детей к хорошим поступкам;
доброжелательное
отношение
к окружающим,
проявляющееся
в любви, заботе, внимательности, сопереживании, деликатности;
8
дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение
к старшим;
искренность и правдивость;
мотивация, значимость, заинтересованное отношение к школьному
обучению. [10]
О.Н.
Сомкова
понимает
под
коммуникативными
умениями
детей
дошкольного возраста владение конструктивными способами и средствами
взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством
общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и
творческие задачи». По её мнению, к коммуникативным относятся следующие
умения:
1. Речевые умения: выслушивать собеседника и правильно понимать его
мысль, строить в ответ свое суждение, озвучивать вопросы, правильно излагать
свою мысль, используя язык, изменять вслед за мыслями собеседника тему
речевой
коммуникации,
поддерживать
эмоциональный
тон
общения,
контролировать правильность языковой формы, в которую формируются
мысли, слушать свою речь и контролировать ее правильность, вносить
изменения, если это необходимо.
2. Невербальные умения: оправданное применение мимики, жестов, поз;
умение понимать эмоции собеседника.
3. Правила этикета речи: умение заводить разговор (когда и как начать
его со знакомыми и незнакомыми людьми); способность продолжать и
завершать общение (слышать и слушать, демонстрировать инициативу,
повторно спрашивать, аргументировать свою точку зрения, показывать свое
отношение к предмету разговора, проводить сравнение, приводить примеры,
возражать,
оценивать);
использовать
формы
обращения
к
собеседнику
(знакомство, приветствие, приглашение к разговору, привлечение внимания,
просьба, согласие и отказ, жалоба и сочувствие, одобрение, поздравление,
благодарность, прощание).
9
О.И.
Киличенко
называет
коммуникативные
умения
«составным
структурным компонентом личности учителя, выражающим способность
учителя управлять общением детей и своими взаимоотношениями с ними».
Е.В. Семенова понимает коммуникативные умения как «качества
субъекта общения, дающие ему возможность осуществлять педагогическое
общение на оптимально высоком профессиональном уровне».
Н.М. Косова говорит о них как о способности управлять своей
деятельностью в условиях решения коммуникативных задач. [5]
Развитие коммуникации у детей с общим недоразвитием речи является
одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем
мире, так как отражается на становлении его личности. У детей с
недоразвитием речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых
дефектов
имеются
трудности
формирования
коммуникативных
умений.
Вследствие их несовершенства не в полной мере обеспечивается развитие
общения
и,
следовательно,
возможны
затруднения
в
развитии
речемыслительной и познавательной деятельности. Большинство детей с
общим недоразвитием речи с трудом вступают в контакт со сверстниками и
взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.
По мнению С.Н. Шаховской, "общее недоразвитие речи - много
модальные нарушения, проявляющиеся на всех уровнях организации языка и
речи". Речевое поведение, речевое действие ребенка с недоразвитием речи
существенно отличается от того, что наблюдается при нормальном развитии.
При
общем
недоразвитии
речи
в
структуре
дефекта
отмечается
несформированность речевой деятельности и других психических процессов.
Выявляется недостаточность речемыслительной деятельности, связанной с
языковым материалом разного уровня. У большинства детей с общим
недоразвитием речи отмечаются бедность и качественное своеобразие лексики,
трудности развития процессов обобщения и абстракции. Пассивный словарь
значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне
10
медленно. Из-за бедности словаря детей возможности их полноценного
общения и общего психического развития не обеспечиваются. [12]
Нарушение коммуникативной функции речи у детей с ОНР препятствует
полноценному формированию обобщающей функции, поскольку их речевые
возможности не обеспечивают в достаточной степени правильного восприятия
и сохранения информации в условиях последовательного расширения ее
объема и усложнения содержания в процессе развития речевого общения с
окружающими. [4]
Достаточно большое количество детей имеет трудности в общении со
сверстниками
и
нуждаются
в
специальной
педагогической
помощи.
Выделяются следующие недостатки коммуникативной способности у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:
употребление слов в неточном значении;
использование
в
самостоятельной
речи
неадекватных
грамматических форм;
многочисленные повторения, в возвращении к ранее сказанному;
шаблонность, то есть использование заученных формулировок;
изобилие необоснованных пауз в речи;
единичность случаев активной вербальной коммуникации;
отсутствие широкого применения адекватных форм коммуникации;
неспособность оценивать высказывания других детей;
замена
обращения
к
другим
за
помощью
многократным
повторением «безадресного» сообщения о своей потребности;
трудности в употреблении невербальных средств общения;
выразительных движений, мимики, жестов.
Кроме того, коммуникативные речевые нарушения носят нерегулярный
характер, зависящий от условий протекания речевой деятельности и от
внешней мотивации, задаваемой окружающими авторитетными взрослыми.
11
Нарушение коммуникативной функции речи детей с нарушением
речевого развития выражается в снижении потребности в общении как со
взрослыми, так и с сверстниками, недостаточной сформированности форм
коммуникации, особенностях поведения. Недостаточность вербальных средств
общения
лишает
детей
возможности
взаимодействия
с
взрослыми
и
сверстниками, становится препятствием в формировании игрового процесса.
Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении,
отсутствие диалогической и монологической речи. Особенностями поведения
являются незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в
ситуации
общения,
негативизм.
У
детей
с
ОНР
может
отмечаться
избирательная контактность с окружающими.
Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности
должен строиться на основании учёта ведущей деятельности возраста -
игровой, в соответствии с уровнем сформированности языковых средств, и
ведущей формы общения – внеситуативно-деловым, основным желанием к
контактам в этот период – это жажда сотрудничества, оно разворачивается в
совместной игровой деятельности. У дошкольников зарождается дружба, в
партнере сверстник видит не только его ситуативные проявления, но и
внеситуативные, его желание, предпочтение, настроение. Внеситуативность в
общение
развивается
по
двум
линиям:
первая
–
это
увеличение
внеситуативных, речевых контактов, а вторая – это образ сверстника
оказывается наиболее устойчивым, не зависит от определенных ситуаций,
взаимодействия. В данный период дети общаются на познавательные и на
личностные темы и начинают главенствовать в этом возрасте познавательные
мотивы. [6]
Таким образом, коммуникативные умения включают в себя знания,
навыки, необходимые в процессе общения для выбора и осуществления
адекватных
коммуникативной
ситуации
действий.
Содержание
коммуникативных умений, представляющих собой сложные, осознанные
коммуникативные
действия,
основанные
на
теоретических
знаниях
и
12
практической подготовленности к общению, определяется с учетом функций и
структуры коммуникативной деятельности. По содержанию данные умения
объединяют
в
себе
информационно-коммуникативные,
регуляционно-
коммуникативные,
аффективно-коммуникативные
умения
и
умения
ориентироваться
в
условиях
внешней
ситуации
общения,
планировать
содержание акта общения, реализовывать задуманное, подбирать вербальные и
невербальные средства, оценивать результативность общения и отвечать
адаптацией своего коммуникативного поведения.
Особенности
развития
коммуникативных
умений
дошкольников
логопедической группы, предполагает организацию деятельности общения с
взрослыми
в
специфически
организованной
педагогической
среде,
что
определяет
возможность
преодоления
или
значительную
компенсацию
отставания в коммуникативном развитии, формирование потребности общения,
его мотивов.
13
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Образовательная деятельность по формированию коммуникативных
умений у детей дошкольного возраста с нарушением речи проводилась
поэтапно. На первом этапе была проведена диагностика по определению
трудностей при коммуникации у дошкольников с нарушением речи в
подготовительной к школе группе. На втором этапе были поставлены задачи по
формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с
нарушениями речи, подобранны игры для реализации поставленных задач,
составлена картотека игр. На третьем этапе осуществлялась работа по
составлению
и
реализации
плана
образовательной
деятельности
по
формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с
нарушениями речи.
Диагностика проводилась с применением методов наблюдения и бесед с
воспитателями
группы.
Для
проведения
наблюдения
за
детьми
и
их
взаимодействием в разных видах деятельности были выделены 2 группы
критериев на основе представленных в программе дошкольного образования
«От рождения до школы» умений:
развитие общения, готовности к сотрудничеству – умение самостоятельно
объединяться для совместных занятий; умение считаться с
интересами и
мнением товарищей; умение слушать собеседника, не перебивать, спокойно
отстаивать свое мнение, справедливо решать споры;
формирование детско-взрослого сообщества –
умение уважительного
отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и
взрослых в
детском
саду;
умение
поддерживать
совместные
инициативы
в
видах
деятельности; умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать
суждения, обосновывать свое мнение. Результаты диагностики предоставлены в
Таблице 1. Знаком «+» в таблице обозначено, что умение сформировано.
14
Таблица 1. Результаты диагностики по определению уровня развития коммуникативных умений у
дошкольников с нарушением речи в подготовительной к школе группе
№
И.Ф.
ребенка
Развитие общения, готовности к сотрудничеству
Формирование детско-взрослого сообщества
Умение
самостоятельно
объединяться
для совместных
занятий
Умение
считаться с
интересами и
мнением
товарищей
Умение слушать
собеседника, не
перебивать,
спокойно отстаивать
свое мнение,
справедливо решать
споры
Умение
уважительного
отношения
и чувства
принадлежности
к сообществу детей
и взрослых в
детском саду
Умение
поддерживать
совместные
инициативы в
видах
деятельности
Умение
эстетически
оценивать
окружающую
среду, высказывать
суждения,
обосновывать свое
мнение
1
Слава. А.
+
+
+
+
+
+
2
Максим.
А.
объединяется в
группы с
помощь
взрослого
+
Молчит когда
спрашивают его
мнение
+
Не проявляет
инициативу в
различных видах
деятельности
Не высказывает свои
суждения
3
Полина.
А.
объединяется в
группы с
помощь
взрослого
+
+
+
Не проявляет
инициативу в
различных видах
деятельности
+
4
Амир. А.
+
+
+
+
+
+
5
Руслан. Б.
+
+
+
+
+
+
6
Костя. Б.
+
+
+
+
+
+
7
Марк. С.
объединяется в
группы с
помощь
взрослого
+
При решении споров
дерется
+
+
+
8
Настя. З.
+
Перестает
играть, когда
дети меняют
сюжет или
правила игры
Не дожидается своей
очереди, обижается и
не слушает ответы
детей
+
+
+
15
9
Алёна. К.
+
+
+
+
+
+
10
Костя. К.
+
+
+
+
+
+
11
Илья. К.
объединяется в
группы с
помощь
взрослого
+
+
+
Играть в одиночку,
не проявляет
инициативу
Не высказывает свое
мнение и суждения
12
Миша. К.
+
+
+
+
+
+
13
Даша. М.
+
+
+
+
+
+
14
Алиса. П.
+
Не соглашается
вносить
предложенные
изменения во
время игры
Вступает в конфликт
при построении
+
+
+
15
Миша. П.
+
+
+
+
+
+
16
Ваня. С.
+
+
На занятии
выкрикивает и
перебивает
отвечающего,
вступает в конфликты
при построении
+
+
+
17
Мирон. Ч.
+
+
На занятии
выкрикивает и
перебивает
отвечающего
+
+
+
18
Диана. Ш.
испытывает
затруднения в
выборе
партнеров
+
Не отстаивает свое
мнение
+
Не проявляет
инициативу в
различных видах
деятельности
Не высказывает свое
мнение и суждения,
часто молчит
16
В процессе наблюдения за детьми в разных видах детской деятельности
было выявлено что,
самостоятельно объединяться для совместных занятий
умеют 72% детей группы,
28% детей
нуждаются в помощи взрослого.
Считаться с интересами и мнениями товарищей умеют 89% детей группы,
11% детей отвергают какие либо предложения и изменения, предложенные
товарищами. Слушать собеседника, не перебивать, спокойно отстаивать свое
мнение и справедливо решать споры умеют 61% детей группы, 16% детей
вовремя
образовательной
деятельности
перебивают
отвечающего
и
выкрикивают, 16% детей имеют трудности в отстаивании своего мнения и
решении споров.
Уважительно относиться, и чувствовать принадлежность к
сообществу детей и
взрослых умеют 100% детей группы. Поддерживать
совместные инициативы в видах деятельности умеют 78% детей группы, 22%
не проявляют инициативы в какой либо деятельности. Эстетически оценивать
окружающую среду, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое
мнение умеют 83% детей группы, 17% детей имеют трудности в высказывание
своего мнение и суждений.
По результатам диагностики можно увидеть, что имеется группа
детей, у которых имеются трудности при коммуникации. У Максима,
Ильи и Дианы возникают трудности при самостоятельном объединении в
группы для совместных занятий, также имеются трудности в отстаивании
своего мнения,
поддержки инициативы в различных видах деятельности,
в высказывании суждений, и обосновании своего мнения.
Образовательная
деятельность
по
формированию
коммуникативных умений осуществлялась со всеми детьми возрастной
группы.
На основании проведенного анализа полученного в процессе
наблюдения данных и выявленных трудностей во взаимодействии детей,
нам удалось поставить задачи в образовательной деятельности по
17
формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
с нарушениями речи:
1
учить самостоятельно, объединяться для совместных занятий,
способность
совместно
заниматься
выбранным
делом,
договариваться,
планировать, обсуждать и реализовывать планы;
2
совершенствовать умение слушать собеседника, не
перебивать,
спокойно отстаивать свое мнение, справедливо решать споры;
3
побуждать к уважительному отношения и чувству принадлежности
к сообществу детей и взрослых в детском саду;
4
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
5
учить эстетически оценивать окружающую среду, высказывать
оценочные суждения, обосновывать свое мнение.
Для реализации поставленных задач были подобраны игры,
которые впоследствии вошли в картотеку. Игры подбирались с учетом
поставленных задач, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
План распределения игр
Дата
Название и цель игры
Оборудование
Результаты
проведения игры
26.04.2021
Подарок на всех
Цель:
развить
умение
дружить,
делать
правильный
выбор,
сотрудничать
со
сверстниками,
чувства коллектива.
Цветик-
семицветик
Каждый ребёнок
загадывает одно
желание, что бы он
подарил сейчас всем
вместе
27.04.2021
Вежливые слова
Цель:
развитие
уважения
в
общении,
привычка
пользоваться
вежливыми словами.
-
Дети называют
вежливые слова: слова
приветствия,
благодарности,
извинения, прощания
28.04.2021
Сиамские близнецы
Цель: вызывать заинтересованность
в общей цели, развивать терпение,
необходимое при сотрудничестве.
Перевязочный
бинт, большой
лист бумаги,
восковые
мелки
Дети договариваются,
что рисовать,
взаимодействую в паре
для достижения
лучшего результата.
29.04.2021
Доброе животное
Цель: способствовать сплочению
детского коллектива, научить детей
понимать чувства других, оказывать
поддержку и сопереживать.
-
Дети выполняют
задание все вместе,
дружно, как одно целое
18
30.04.2021
Морская фигура – «замри»
Цель: развить умение действовать
совместно и осуществлять само- и
взаимоконтроль за деятельностью.
Волшебная
палочка
Дети действуют
совместно, соблюдают
последовательность и
правила игры
11.05.2021
Хороший друг
Цели: развивать открытость, умение
выражать интерес и свое отношение
к другим, способствовать
сплочению коллектива.
Бумага,
карандаш,
фломастеры
Дети в группах делятся
созданными историями
12.05.2021
Взаимное цитирование
Цель: создание благоприятной
атмосферы непосредственного,
свободного общения.
-
Внимательно слушают
друг друга, работают в
команде
13.05.2021
Три лица
Цели: вызывать
заинтересованность в общей цели,
развивать умение детей без слов
достичь совпадения выражений
лица.
Иллюстрации
выражений
лица (грустное,
свирепое и
счастливое)
Дети достигают общей
цели
14.05.2021
Моё начало – твой конец
Цель: учить понимать смысл
сообщений, выделять основную
идею высказывания, продолжать
мысль собеседника.
Игрушки
Участники одной
команды придумают
начало истории про
игрушку, игроки
другой команда – её
конец
17.05.2021
Радио
Цель: создание положительного
настроя и внимательного
отношение друг к другу.
-
Внимательно слушают
ведущего, определяют
о ком говорит ведущий,
дают общий ответ
19
КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Игры на развитие общения, готовности к сотрудничеству
Подарок на всех
Цель игры: развить умение дружить, делать правильный выбор,
сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить
чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у
тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый
ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один
лепесток. Лети, лети лепесток, через запад на восток. Через север, через
юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему,
вели. Вели, чтобы… В конце можно провести конкурс на самое лучшее
желание для всех.
Игра - ситуация
Цель игры: развить умение вступать в разговор, обмениваться
чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать
свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Две девочки поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из
ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него
прощения, помириться с ним.
4. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
5. Ребёнок плачет – успокой его.
6. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси
товарища помочь тебе.
20
Вежливые слова
Цель игры: развитие уважения в общении, привычка пользоваться
вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч,
называя
вежливые
слова.
Назвать
только
слова
приветствия
(здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с
вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны);
извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания,
до встречи, спокойной ночи).
На мостике
Цель
игры:
развитие
коммуникативных
навыков,
моторной
ловкости.
Возраст: 5-7 лет.
Количество играющих: 2 команды.
Взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для
этого на полу или на земле чертится мостик - полоска шириной 30-40 см.
По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу
идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не
переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и
выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что,
когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по
«мостику», остальные за них активно «болеют». Приступив к игре, дети
должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а
при встрече на середине мостика - аккуратно поменяться местами и дойти
до конца.
Коврик примирения
Цель игры: развивать коммуникативные навыки, а также умение
разрешать конфликты.
21
После прогулки воспитатель сообщает детям, что два мальчика
сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг
напротив друга на «Коврик примирения» для того, чтобы выяснить
причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра
применяется также при обсуждении «Как поделить игрушку».
Пресс-конференция
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников,
кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые
умения.
Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему
(например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День
рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-
конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в
центр и отвечает на любые вопросы детей.
Радио
Цель:
создания
положительного
настроя
и
внимательного
отношение друг к другу.
Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет:
«Внимание, внимание! Потерялся ребёнок (подробно описывает кого-
нибудь из группы участников - цвет волос, глаз, рост, одежду...) пусть он
подойдёт к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они
должны определить, о ком идёт речь, и назвать имя этого ребёнка. В
роли диктора радио может побыть каждый желающий.
Морская фигура – «замри»
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять
само- и взаимоконтроль за деятельностью.
Оснащение: «волшебная палочка».
С помощью считалки выбирается водящий - «морской царь». Он
будет следить за неподвижностью «морских фигур» и касанием
22
«волшебной палочки» удалять (предлагать сесть на пол) тех, кто
пошевелится.
Дети бегают по комнате, изображая руками движения волн.
Педагог или водящий произносит: - Море волнуется - раз. Море
волнуется - два. Море волнуется - три. Морская фигура на месте замри!
Дети останавливаются и замирают в любой позе, которую
стараются удержать до тех пор, пока педагог не скажет: «Отомри!»
«Морской царь» выбирает нового водящего, игра возобновляется.
Взаимное цитирование
Цель:
создание благоприятной атмосферы непосредственного,
свободного общения и эмоциональной близости, внимание, слуховую
память.
Играющие садятся на стульчики или на пол, образуя круг.
Воспитатель говорит:
- Давайте поиграем в такую игру. Я два раза стучу ладонями по
коленям и дважды произношу свое имя «Лена – Лена», а затем хлопаю в
ладоши над головой, называя кого-нибудь другого, например: «Ваня-
Ваня». Ваня, услышав свое имя, сначала стучит по коленям два раза,
называя себя «Ваня – Ваня» а потом хлопает в ладоши и называет кого-
нибудь другого, например: «Катя-Катя». Теперь Катя перенимает ход и
так далее. Постарайтесь не смотреть на того участника, которого вы
называете. Произносите его имя, например, глядя куда-то вверх.
Объясни Незнайке!
Цель:
развитие умения выслушивать мнение своих товарищей,
соблюдать очередность, не бояться высказываться.
Оснащение: кукла Незнайка, фишки.
Играющие садятся на пол или на стульчики образуя круг. Педагог
спрашивает, детей, какие пословицы они знают. Затем говорит:
- Незнайка не понимает того, о чем говориться в пословицах.
Давайте ему поможем.
23
Педагог называет пословицы, а дети стараются их объяснить,
привести подходящие примеры. Ребенок, который дал верный ответ
получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше
фишек.
Плохое настроение.
Цель: учит детей находить адекватные методы взаимодействия
для избежания конфликтов, выражать эмоции приемлемыми методами.
Педагог объясняет детям, что у каждого человека может быть
плохое настроение., и что окружающим нужно постараться понять его
причину и научиться правильно реагировать на плохое поведение и
высказывание человека.
Затем педагог говорит:
- Один мальчик пришел в детский сад в плохом настроении и
сердито сказал своему другу: «Я не буду с тобой играть».
Его друг подумал немного и спросил: «Ты имеешь ввиду, что тебе
хочется недолго побыть одному?»
У мальчика улучшилось настроение, потому что друг не стал с ним
спорить, ругаться, не обиделся, а просто постарался его понять.
После этого выбирается водящий, который будет изображать
ребенка в плохом настроении. Остальные дети пытаются правильно
реагировать, начиная любое высказывание со слов: «Ты имеешь в виду,
что …»
Моё начало – твой конец
Цель: учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею
высказывания, продолжать мысль собеседника.
Оснащение: игрушки.
Содержание. Педагог разделяет детей на две команды. Участникам
одной команды нужно придумать начало истории про игрушку, игрокам
другой команда – её конец. По окончании команды меняются местами.
24
Игры на формирование детско-взрослого сообщества
Сиамские близнецы
Цель
игры:
вызывать
заинтересованность
в
общей
цели.
Развивать терпение, необходимое при сотрудничестве,
готовность
внести свою лепту в общее дело.
Возраст: 6 лет.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист
бумаги, восковые мелки.
Дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к
другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую - другого от
локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного
цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что
они будут рисовать. Время на рисование - 5-6 минут. Чтобы усложнить
задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок
должен руководить движениями «незрячего». На первых этапах игры
временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт
взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый
может сопровождать действия участников комментариями по поводу
необходимости договора в паре для достижения лучшего результата.
После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в
процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что
помогало.
Три лица
Цели:
вызывать заинтересованность в общей цели. Развивать
умение детей без слов достичь совпадения выражений лица.
Возраст: с 6 лет
Материал:
иллюстрации выражений лица (грустно, свирепое и
счастливое).
25
Педагог: Я покажу вам сейчас три выражения лица. При этом я
хочу, чтобы вы мне подражали. Сначала печальное лицо. Вспомните, как
выглядит грустный человек. А теперь пусть каждый из вас сделает
печальное лицо. Сейчас я покажу вам свирепое лицо. Представили, как
это выглядит? Давайте все сведем брови, оскалим зубы и сожмем кулаки.
Третье лицо — счастливое. Для этого давайте широко улыбнемся и
прижмем руку к сердцу.
Вы поняли, как выглядят эти три лица? Давайте попробуем еще раз:
печальное, свирепое, счастливое. Теперь разделитесь на пары и встаньте
друг к другу спиной. Давайте еще раз изобразим все три выражения лица:
печальное, свирепое, счастливое. Теперь вы сами будете выбирать одно
из трех лиц. Когда я досчитаю до трех, вам надо быстро повернуться к
партнеру и показать ему выбранное вами настроение.
Ваша задача
состоит в том, чтобы показать одинаковое с партнером выражение лица.
Готовы? Раз, два, три! Покажите свое лицо партнеру. У какой пары
совпало настроение? По мере тренировки детей можно объединять в
четверки, шестерки.
Доброе животное
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей
понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «встаньте, пожалуйста, в
круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте
послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг
вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на
выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и чётко
бьётся его большое доброе сердце, стук – шаг вперед, стук – шаг назад, и т.д.
Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе».
Аплодисменты по кругу
Цель:
переживание чувства радости, волнения, ожидания, создание
атмосферы принятия.
26
Педагог. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист
после концерта или спектакля — стоя перед своей публикой и слушая гром
аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами.
Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас
хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами
поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем
становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.
Педагог подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит
свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим
ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою
порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на
овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра
продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил
аплодисменты всей группы.
Шпионы в ночи
Цель: сформировать
групповую
сплоченность.
Вызывать
заинтересованность в общей цели.
Возраст: 6-7 лет
Материал: повязки для глаз, часы (секундомер) для определения
игрового времени.
Два конкурирующих игрока (агенты служб безопасности) пытаются
с закрытыми глазами узнать по возможности больше информантов и
привести их в свою службу.
Все участники свободно ходят по помещению. Если их касаются
агенты служб безопасности, то они останавливаются. Агент должен
определить, кто из участников стоит перед ним, назвав имя игрока. При
затруднении агент имеет право попросить игрока произнести какое-либо
одно слово и таким образом после этого назвать имя предполагаемого
участника. Если имя названо правильно, то агент уводит игрока в свою
службу. Побеждает тот агент, который за определенное время игры
27
(например, 7-10 мин.) приведет в свое агентство как можно больше
игроков.
Рисунок с поводырем
Цель: способствовать сплочению группы; снятие возбуждения,
межличностный контакт, опыт беспомощности и ответственности,
доверия партнеру.
Материал: повязки на глаза, фломастеры, листы бумаги.
Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза.
«Поводырь» подводит партнера к рисунку на стене и, используя только
вербальные инструкции, помогает ему дорисовать элементы рисунка.
Примечания: рисунки надо подготовить заранее. Во время игры
обращать внимание на то, что происходит со «слепым».
Почесать спинку
Цели: повысить уровень групповой сплоченности; предоставить
играющим возможность приблизиться друг к другу, пережить чувство
общности с группой, расслабиться и вновь сосредоточить свое
внимание.
Встаньте, пожалуйста, в два больших круга так, чтобы каждый из
вас оказался напротив ребенка из другого — внешнего или внутреннего
круга... Теперь я хочу, чтобы дети из внешнего круга одновременно
повернулись направо. А теперь пусть повернутся направо и все те, кто
стоят во внутреннем кругу. Теперь каждый видит перед собой спину
своего соседа.
Теперь мы начнем делать друг другу приятный и бодрящий массаж.
(Назовите имена двух детей из разных кругов, стоящих друг рядом с
другом.) Пусть Олег и Ольга начнут растирать ладонями плечи стоящих
перед ними учеников. Когда Олег и Ольга завершат массаж, те двое
сделают такой же массаж двоим следующим — стоящим перед ними. И
28
так далее по кругу, пока массаж не "вернется" к тем, кто его начал — к
Олегу и Ольге.
Хороший друг
Цели: помочь
наладить
дружеские
взаимоотношения,
способствовать сплочению коллектива; развивать открытость, умение
выражать интерес и свое отношение к другим; показать детям, что
значит взаимное признание и уважение.
Материалы: Бумага, карандаш, фломастеры — каждому ребенку.
Подумай о своем хорошем друге. Это может быть реальный
человек, с которым ты на самом деле дружишь. Если же у тебя такого
друга еще нет, то ты можешь его себе просто вообразить. А можешь
подумать и том, с кем ты только собираешься подружиться.
Что ты можешь сказать об этом человеке? Что вы любите делать
вместе? Как выглядит этот твой друг? Что тебе больше всего нравится в
нем? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба все больше и больше
крепла?
Подумай над этими вопросами. Ответы на них ты можешь
нарисовать на бумаге.
Теперь соберитесь в группы по четыре человека. Если хотите,
можете показать друг другу свои рисунки. А можете еще и рассказать, о
чем вы думали, выполняя это упражнение. Внимательно выслушайте, что
скажут вам остальные дети из вашей четверки.
Анализ упражнения:
— Как человек находит друга?
— Почему так важны в жизни хорошие друзья?
— Есть ли у тебя друг в нашем классе?
По завершении этого упражнения Вы можете дать дополнительное
задание: представь себе такого человека, который вообще не хочет иметь
друзей, этот человек делает все, чтобы остаться в одиночестве. Знаешь ли
29
ты такого человека? Напиши историю или нарисуй картину о том, кто не
хочет иметь близких друзей
Плот
Цель:
способствовать сплочению группы,
развитию добрых
отношений между детьми; вызывать заинтересованность в общей цели;
развитие умения у детей действовать сообща, в команде.
Материал: плотные листы бумаги
Целью игры является спасти как можно больше людей. На полу
комнаты раскладываются несколько листов плотной бумаги. Это плоты.
Пол вокруг - вода. Все участники медленно двигаются по комнате -
«плавают в воде». По команде ведущего «Акулы!» все должны забраться
на плот пока ведущий считает до пяти. Если кто-то не смог забраться на
плот, значит его «съели акулы» и он выбывает из игры. После каждой
атаки
«акул»
один
из
«плотов»
убирается.
Упражнение
может
выполняться с разными инструкциями. Например, когда плотов уже
окажется
очень
мало,
можно
дать
какое-то
время
участникам
договориться, как они будут действовать, чтобы спасти всех или как
можно больше людей. При этом они могут общаться друг с другом
только невербально, то есть жестами и мимикой. В последнюю попытку
можно разрешить разговаривать.
ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ
УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ
Образовательная
деятельность
по
формированию
коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением
речи осуществлялась в форме игр. Для решения задачи самостоятельно
объединяться
для
совместных
занятий,
способность
совместно
заниматься выбранным делом, договариваться, планировать, обсуждать и
30
реализовывать
планы,
проводились
следующие
игры
«Сиамские
близнецы», «Доброе животное». Для совершенствования умения слушать
собеседника,
не
перебивать,
спокойно
отстаивать
свое
мнение,
справедливо решать споры проводились игры «Морская фигура – замри»,
«Моё начало – твой конец», «Радио». Игры «Вежливые слова», «Три
лица» проводились для побуждения к уважительному отношения
и чувству принадлежности к сообществу детей и взрослых в детском
саду. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, помогли
провиденные игры «Подарок на всех», «Взаимное цитирование». Для
высказывания оценочных суждений и обоснование своего мнения
проводилась игра «Хороший друг».
В процессе выполнения игр некоторым детям сначала было сложно
самостоятельно
объединяться
в
группы,
договариваться,
слушать
собеседника не перебивая и справедливо решать споры, но потом дети, в
том числе, у которых были трудности при коммуникации, объединялись,
взаимодействовали и договаривались.
Трудности при коммуникации остались лишь у двух детей Максима
и Дианы. Максим стал объединяется в группы без помощи взрослого, но
продолжал молчать, когда интересуются его мнение и просят высказать
суждения. У Дианы остались затруднения в выборе партнеров и для
объединения в группы все еще нужна помощь взрослого, еще Диана стала
высказывать свое мнения, но не обосновывает его.
Также для решения поставленных задач были предприняты
действия, которые использовались в разных формах организации детской
деятельности. Организация самостоятельной деятельности, внесения в
группу необходимого оборудования для игр. На занятиях объединения
детей в группы,
прося дать общий ответ от группы, достичь
поставленного результата при помощи договоров и сотрудничестве.
После нескольких объединений детей в группы и постановки для
них общей цели, дети стали быстро договариваться, самостоятельно
31
объединяться для совместного занятия, до конца доделывать дела,
группой предоставлять полученные результаты и совместно заниматься
выбранным делом.
Также
при
организации
и
проведении
образовательной
деятельности по формированию коммуникативных умений учитывались
особенностей развития речи детей с ОНР. Поскольку для детей с общим
недоразвитием речи характерно многочисленные повторения, частое
возвращение к ранее сказанному, употребление слов в неточном
значении, изобилие необоснованных пауз в речи и пассивный словарь
значительно
преобладает
над
активным,
то
при
проведении
игр
обращалось внимание на, то чтобы не было повторений сказанного, были
исправления и правильное повторения неправильно произнесенных слов,
также происходило пополнения словаря незнакомыми словами.
Также в процессе организации образовательной деятельности по
формированию коммуникативных умений учитывались особенности
общения детей с общим недоразвитием речи. Дети с ОНР малоактивны,
обычно не являются инициаторами общения, робки, нерешительны,
замедленно включаются в ситуацию общения, поэтому для вовлечения
детей в деятельность продумывалась мотивация, выслушивались ответы
и мнения каждого ребенка, детям давалось право выбора. Эти действия,
на наш взгляд, позволили всем детям включатся в деятельность и
взаимодействовать друг с другом.
32
СВИДЕТЕЛЬСТВА, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Игра «Подарок на всех»
Игра «Сиамские близнецы»
33
Игра «Радио».
Игра «Вежливые слова»
34
35
ЛИТЕРАТУРА
1.
Бодалев А.Н. Личность и общение /А.Н. Бодалев. – М.: АРКТИ,
2001.
2.
Вераксы Н.Е. Программа "От рождения до школы" / Под ред.
М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
3.
Выготский Л.C. Избранные психологические исследования. М.: Л.
С. Выготский, 1956.
4.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Психология,
1982.
5.
Косова
Н.М.
Формирование
коммуникативной
активности
будущего учителя: Авторефераты дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 15 с
6.
Лалаева, Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития
речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – М.: СОЮЗ,
1999.
7.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Модэк,
1997.
8.
Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания/ А. В. Мудрик. – М.:
Педагогическое общество России, 2001.
9.
Мунирова
Л.Р.
Формирование
у
младших
школьников
коммуникативных умений в процессе дидактической игры. - М.: Педагогика,
1993.
10.
Нищева
Н.
В.
Образовательная
программа
дошкольного
образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием
речи) с 3 до 7 лет. . – М.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
11.
Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии [Текст]: мастера
психологии / С.Л. Рубенштейн. - М.: Педагогика, 1989.
36
12.
Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем
недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред.
Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С.240
37